Программа внеурочной деятельности
рабочая программа по краеведению (6 класс)

Плешкова Татьяна Витальевна

Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность».  В соответствии с учебным планом на его изучение в 6 и 7 классе отводится Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для изучения основ проектной деятельности обучающимися 6-7 классов основной школы с последующим применением в изучении истории родного края. Необходимость введения курса определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx39.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Образовательное Учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 1»

город Котлас, Архангельская область

                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«История и Я»

для обучающихся 6-7 класса

срок реализации программы 2 года

учителя истории, обществознания

Плешковой Татьяны Витальевны

2019 г


СОДЕРЖАНИЕ

  1.  Пояснительная записка

3

  1. Учебно-тематический план

7

  1. Литература

17


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

Рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для изучения основ проектной деятельности обучающимися 6-7 классов основной школы с последующим применением в изучении истории родного края. Необходимость введения курса определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающемуся в части исследовательской грамотности.

Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность».  В соответствии с учебным планом на его изучение в 6 и 7 классе отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 68 часов внеурочной деятельности на протяжении двух лет обучения.

По своей структуре курс не является системным и сквозным, а представляет собой отдельный модуль, предназначенный для овладения проектным методом для углублённого изучения вопросов исторического краеведения. Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер.

Цель: создать условия для активной учебно-познавательной деятельность обучающихся, направленной на изучение своего края.

Задачи:

-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;

- предложить выбрать, либо самим сформулировать тему проекта;

- развивать творческие способности обучающихся;

-развивать у обучающихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.

- формировать чувство гордости за своё Отечество, малую родину.

Актуальность программы. В России на современном этапе развития одна из главных проблем образования - низкая заинтересованность школьников в обучении истории. Соответственно, главной целью российской системы образования является повышение интереса обучающихся к изучению школьного курса истории. Решение этой проблемы может быть осуществлено через внеурочную внеклассную работу, которая является неотъемлемой составляющей частью учебно-воспитательного процесса. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.

Формы организации учебной деятельности:

  • беседы;
  • практикумы;
  • тренинг;
  • самостоятельная работа;
  • групповые и индивидуальные исследования;
  • игры-исследования;
  • экскурсии;
  • творческие проекты;
  • консультации;
  • презентации результатов проектной деятельности.

         Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностными результатами изучения курса являются:

  • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества
  • познавательный интерес к прошлому своей Малой Родины;
  • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
  • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
  • навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
  • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
  • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
  • собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
  • использовать современные источники информации — материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
  • привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
  • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
  • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

  • определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
  • составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
  • определение и использование исторических понятий и терминов;
  • понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
  • поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого.

Формы контроля:

консультация, доклад, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах проектных исследовательских работ.

Творческими проектами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, игрушка, макет, рассказ, викторина, игра, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.


2. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Форма организации занятия

Основные виды деятельности обучающихся

6 класс. Раздел 1. Основы проектной деятельности.

1

Постановка проблемы

1

тренинг

получат представление о противоречии, лежащем в основе проблемы;

опишут и проанализируют ситуации, в которых возникают проблемы;

научатся обозначать проблему

2

От проблемы к цели

1

тренинг

получат опыт постановки задач, адекватных цели;

научатся формулировать цель на основании проблемы

3

Планирование деятельности

1

тренинг

получат опыт планирования ресурсов;

научатся формировать план деятельности

4

Ресурсы и справочная литература

1

тренинг,

практическое занятие в библиотеке

получат представление:

об оформлении карточки в каталоге и о способах получения информации из карточки;

структурировании информации в справочной литературе;

получат опыт:

самостоятельной работы с каталогами в библиотеке;

анализа причин неудач при поиске информации;

работы с электронным каталогом;

работы со справочной литературой;

оформления ссылок на источник информации;

научатся:

пользоваться каталогами; устранять ошибки, допущенные при поиске информации

находить информацию в справочной литературе;

сопоставлять информацию из разных источников.

5

Способы первичной обработки информации

1

тренинг

организация своей работы по извлечению информации из любого источника в соответствии с поставленной задачей.

6

Методы сбора информации: опрос и интервью  

1

тренинг, практикум

получат представление:

о сферах применения опросных методов;

о возможностях и ограничениях тех или иных методов;

получат опыт:

создания положительной мотивации к участию в опросе;

проведения анкетного опроса;

отбора респондентов;

проведения интервью;

оценки проведения интервью;

научатся:

различать разные виды вопросов;

выбирать необходимые виды вопросов в зависимости от цели сбора информации;

выбирать адекватные целям методы сбора первичной информации.

7

Проведение анализа. Аргументация

1

тренинг

освоят приемы сравнительного анализа;

анализа причинно- следственных связей;

получат опыт:

выделения существенных и несущественных признаков;

анализа информации.

получат опыт:

доказательства своих выводов;

ведения дискуссии.

8

Сам себе эксперт

1

тренинг

получат представление:

о процессе контроля;

об оценке, отметке, оценочных шкалах;

получат опыт:

деятельности в роли эксперта;

рефлексии по поводу собственной оценочной деятельности;

самооценки своей деятельности и ее результатов;

научатся:

проводить оценку с использованием эталона;

применять критерии, исчерпывающие основные свойства продукта;

планировать продукт с учетом критериев оценки;

оценивать сильные и слабые стороны своей деятельности.

9

Публичное выступление

1

тренинг

ясное содержание речи (слушателям ясна позиция, которую

представляет оратор, понятна структура речи);

понятное изложение (используется лексика, понятная аудитории);

внешность оратора (вызывает доверие у аудитории) и грамотное использование невербальных средств (помогают понять речь);

умение привлекать внимание аудитории;

умение отвечать на вопросы.

Раздел 2. Моя семья

10

Зачем человеку семья?

1

беседа

Знакомство с понятиями «поколение», «потомки», «предки», степень родства, род, родня, родные. Сбор информации о своей семье.

11

Нужно ли знать свою родословную?

1

консультирование

Знакомство с родословной, её значение, семейные архивы. Сбор информации для составления родословной. Научиться проводить опрос и интервью.

12

Составление родословного древа семьи.

1

практическое занятие

Составление генеалогического древа семьи.

13

Представление результатов

1

мини-конференция

Научиться публично презентовать проект. Составление выставки проектов

Раздел 3. Моя школа

14-15

Историческая справка

2

практическое занятие с материалами школьной комнаты истории

Знакомство и историей школы. Научиться осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, классифицировать, обобщать факты и явления.

16-17

Директора школы

2

практическое занятие

расширенный поиск информации в школьной комнате истории. Научиться проводить опрос и интервью.

18-19

Наши родители – бывшие ученики школы

1

самостоятельная работа

расширенный поиск информации Научиться проводить опрос и интервью.

20-21

Люди прославившие нашу школу

1

творческий проект

Научиться публично презентовать проект. Составление выставки результатов проектной деятельности

Раздел 4. Мой микрорайон.

22-23

Михейков остров

1

практическое занятие в библиотеке школы

Знакомство и историей микрорайона. Научиться осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, классифицировать, обобщать факты и явления.

24-25

Лименда, как все начиналось

1

игра –исследование, детская библиотека микрорайона

Знакомство и историей микрорайона. Научиться осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, классифицировать, обобщать факты и явления.

26-27

Улица, на которой я живу …

1

беседа, консультирование

Знакомство с улицами микрорайона. Анализировать, классифицировать, обобщать факты и явления, делать выводы.

28-29

Лименда в истории

1

игровая программа библиотека Котласского речного училища

Систематизировать исторический материал по изученному объекту.

30-34

Представление результатов проектной деятельности

1

мини-конференция

Научиться публично презентовать проект. Составление выставки проектов

7 класс Раздел 5. Мой город

35

Раскопки Амалицского В.П.

1

беседа

Ознакомление с деятельностью Амалицкого В.П. Оценивать значение его работ

36-37

Котласия и Двинозавр

1

экскурсия

Посещение краеведческого музея. Описание памятники культуры на основе иллюстраций или непосредственных наблюдений

38-39

Путешествие по истории города 9-19 век

2

экскурсия

Посещение краеведческого музея, анализ исторических источников

40-41

Памятники архитектуры города

2

самостоятельная работа.

Составление презентации и сообщений. Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём состояло их назначение, оценивать их достоинства.

42-43

Памятники истории

2

самостоятельная работа.

экскурсия

Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях.

Составлять обобщающую таблицу.

44-45

Улицы города

2

работа в группах.

Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных улицах, история их наименования. Составлять обобщающую таблицу.

46-47

Представление результатов проектной деятельности

2

мини-конференция

Научиться публично презентовать проект. Составление выставки проектов

48

Игровое занятие

1

Своя игра

Систематизировать исторический материал по изученному объекту.

49-50

Революционные события 1917 года и гражданской войны в истории города

2

Экскурсия

Квест

Знакомство с революционными событиями 1917 года и гражданской войны. Работа с историческими источниками на стендах музея. Систематизация материала по изученным событиям

51-52

Жертвы репрессии в истории города

2

Экскурсия

Знакомство с материалами о жертвах репрессий в Котласе. Работа с историческими источниками на стендах музея.

53-54

Великая Отечественная война в истории города

2

Экскурсия

Квест

Знакомство с событиями войны в истории города. Работа с историческими источниками на стендах музея. Систематизация материала по изученным событиям

55-56

Герои Советского Союза уроженцы Котласа

2

Мини-конференция

Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных улицах, история их наименования.

57-58

Трудовая деятельность жителей города в послевоенное время

2

Экскурсия

Квест

Знакомство послевоенным периодом истории нашего города. Работа с историческими источниками на стендах музея. Систематизация материала по изученным событиям

59-60

Воины афганцы- котлашане

2

Экскурсия

Квест

Знакомство с революционными событиями 1917 года и гражданской войны. Работа с историческими источниками на стендах музея. Систематизация материала по изученным событиям

61-62

Котлас сегодня

2

Игра

Систематизировать исторический материал по изученному объекту.

63-68

Представление результатов проектной деятельности

6

Мини-конференция

Научиться публично презентовать проект. Составление выставки проектов

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Основы проектной деятельности.

Постановка проблемы. Ситуация. Описание ситуации. Признак ситуации. Желаемая и реальная ситуация. Противоречие. Проблема.

От проблемы к цели. Цель. Поставить цель. Способы достижения цели. Планирование деятельности. Задача. Шаги в решении задачи. План работы.

 Ресурсы и справочная литература. Ресурсы для выполнения определенных задач. Каталог. Карточка. Ключевое слово. Словарь. Справочник. Энциклопедия. Исторический источник.

 Способы первичной обработки информации. Прием инсерт. Значение первичной обработки информации. Методы сбора информации: опрос и интервью. Опрос. Респондент. Анкетирование и интервьюирование. Анкета. Опросник-анкета. Как провести интервью?  

Проведение анализа. Аргументация. Понятие. Признак. Главный признак. Характеристика. Суждение. Умозаключение. Анализ. Синтез. Вывод. Причинно-следственные связи. Доказательство. Аргументы. Тезисы. Дискуссия.

Сам себе эксперт. Критерии оценки. Способ оценки. Характеристики. Причины успеха или неудач. Трудность. Способы преодоления трудностей.

Публичное выступление. Планирование публичного выступление. «Дерево идей» Этапы речи и их задачи. Наглядность. Особенности вербального и невербального общения. Аргументация. Дискуссия.

Раздел 2. Моя семья.

Понятия «поколение», «потомки», «предки». Кто кому как приходится. Степени родства в семье. Семейный альбом. Подготовка рассказов о своей семье. Знаменитые люди нашего рода. Любовь к ближнему. Автобиографические сведения о родителях, их профессии, интересы, увлечения.

История рода. Род, родня, родные. На кого я похож? Роль отца и роль матери в семье. О бабушках и дедушках. «Стар да мал». Смена поколений. Преемственность в семье. Мои лучшие друзья – брат и сестра. Дружба и взаимовыручка в семье. Музей моей семьи: семейные реликвии, предания, легенды, фольклор.

Зачем человеку семья? Родословие моей семьи, родословное древо. Практическое значение родословных в прошлом. Как составить родословную. Опрос родственников и знакомых. Семейные архивы, исследование архивов. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Составление генеалогического древа.

Раздел 3. Моя школа.

Источники сведений о прошлом школы. Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений. Сбор материала о директорах школы. Сбор материала об учителях – ветеранах.  Сбор материала о родителях - выпускниках школы.

Раздел 4. Мой микрорайон.

Михейков остров.  Хвостик, головка. Угольный причал. Железная дорога. Лимендка. Каторжане. Первые пароходы. Затон Лименда. Мастерские в затоне. Северодвинская речная флотилия. Павлин Виноградов. Котласский технический участок. Строительство ССРЗ. Герои Великой Отечественной войны – уроженцы Лименды. Улицы микрорайона.

Раздел 5. Мой город

Раскопки Амалицского В.П. Открытие Северо-Двинских местонахождений пермских позвоночных на правом берегу Малой Северной Двины вблизи Котласа. Эти местонахождения имеют мировое значение. Первооткрывателем их является выдающийся русский геолог и палеонтолог Владимир Прохорович Амалицкий (1860-1917). Котласия и Двинозавр.

Путешествие по истории города 9 - начало 20 века. Пермские племена. Чудь. Пырас. Стефан Пермский. Жернаково. Петрухинская. Котласская Стефановская церковь. Завод. Станция Котлас. Участок.

Памятники архитектуры города. Ансамбль Котласской Стефановской церкви. Здание бывшего управления Печорской железной дороги. Здание Дворца культуры. Здание железнодорожного вокзала станции «Котлас-Южный»

Памятники истории. Памятный знак в честь святителя Стефана Великопермского. Здание Котласского краеведческого музея. Памятник героям Северо-Двинской военной речной флотилии. Памятники жертвам раскулачивания и политических репрессий. Памятники павшим в войнах, труженикам тыла и детям войны.

Персональные памятники

Улицы города. Расположение и особенности названия улиц.

Революционные события 1917 года и гражданской войны в истории города. База формирования и снабжения частей Красной армии. Северо-Двинская речная военная флотилия. Березник. П.Ф. Виноградов. Я.М.Свердлов. М.С.Кедров. Парторганизации. Комсомольская организация.

Жертвы репрессии в истории города. Котласлаг. Раскулаченные. Узники ГУЛАГа. Макариха. Котласский пересыльный лагерь.

Великая Отечественная война в истории города. Отряды народного ополчения. Перевод предприятий на выпуск военной продукции. Строительство железнодорожного моста через Малую Северную Двину. 28 Невельская дивизия. Герои Советского Союза уроженцы Котласа

Трудовая деятельность жителей города в послевоенное время.

Воины афганцы - котлашане

МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, школа располагает библиотекой, кабинет информатики, кабинет истории оборудован компьютерной техникой и проектором. В библиотеке создана богатая база печатных, электронных источников информации. В микрорайоне, в непосредственной близости, находится детская городская библиотека. В городе есть краеведческий музей, в котором проводятся квесты и экскурсии для детей разного возраста.

  1. ЛИТЕРАТУРА:

Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. - 224 с.

Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. - 80 с.

Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 8-9 класса: В 2 ч. / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. - 80 с.

Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Коммуникативный практикум: Рабочая тетрадь для 5-9 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. - 64 с.

Список литературы для обучающихся:

Булатов В.Н. Адмирал Кузнецов. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 383 с.

Булатов В.Н. Адмирал Кузнецов: Архангельский Север в жизни и судьбе флотоводца. – Архангельск: Поморский университет, 2004. – 268 с.

Дробышевский Б.А. На слиянии Вычегды и Двины. - Москва, 2012. – 244 с.

Жизнь на реке. История приречного микрорайона Котласа./ сост.: Н.В.Шептяков, Т.А.Ширшова – Котлас, 2013.- 312 с.

Кокорина Д.А. Лимендские лесокаты: летопись лесобазы.- Котлас,2013.- 240 с.

Кокорина Д.А. Михейков остров. История освоения острова. Котлас, 2006. – 262 с.

Котлас: очерки истории. / рук. авт. кол. В.Титов. – изд. «Правда Севера», 2001. -297 с.

Парфёнов А.Г. Старцев А.М. Котлас. – Архангельское книжное издательство, 1959 г. – 70 с.

Сергеева Г.Ф. Наш Котлас. Книга для чтения по краеведению. / авт.-сост. Сергеева Г.Ф. – отпечатано ГП «Вельти». 2005.- 127 с.

Интернет-ресурсы:

http ://kraeved29 .ru/  — Архангельский краеведческий музей.

http://kotlasmuzei.ru/ - Котласский краеведческий музей

https://kotlaslib.aonb.ru/ - Котласская центрлизованная библиотечная система.

http://www.korely.ru/ — Музей народной культуры и деревянного зодчества «Малые Корелы».

http://arhmuseum.ru/ — Музейное объединение «Художественная культура Русского Севера».

http://www.sevmormuseum.ru/ — Северный морской музей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...