Летняя практика – освоение культурного пространства своего города, развития общекультурной компетенции учащихся
статья по краеведению (8 класс)

Шибанова Вероника Владимировна

      Важность проведения краеведческой практики для учащихся средней школы  в городском пространстве необходима. Актуальность практики заключается в том, что краеведение, это  направление в работе нашего образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_letnyaya_kraevedcheskaya_praktika_.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Летняя практика – освоение культурного пространства своего города, развития общекультурной компетенции учащихся

Методист  – Шибанова Вероника Владимировна

       Одна из задач петербургского образования – воспитание нравственного гражданина - Юного петербуржца, любящего и знающего свой город. Наше  образовательное учреждение расположено в одном из красивейших районов Санкт-Петербурга - Петродворцовом, который включает в себя  знаменитый Государственный музей заповедник «Петергоф», а так же обширнейшие парковые территории, расположенные в Петергофе, Ломоносове и Стрельне.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

-    познакомить учащихся с историей и современно ситуацией  Петродворцового района Санкт-Петербурга;
-   формировать у учащихся представление о различных сторонах жизни жителей Петергофа;
-   развивать  у школьников  желание изучать историю и культуру своего края;                                                                                                                                      -    способствовать развитию гражданских и  патриотического качеств у учащихся, бережного отношения к истории Петергофа и Петербурга;                     -     создавать условия для изучения проблем своего района, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развивать желание  вносить свой личный вклад  в сохранение культурного наследия Петергофа;  
-    способствовать адаптации школьников к профессиональному самоопределению;                                                                                                         -  продолжать  способствовать становлению, развитию и упрочению  классного коллектива;
- способствовать развитию личностных качеств учащихся.

   Краеведческое направление в нашем образовательном учреждении, изучение предмета история и культура Санкт-Петербурга, предметов искусства – музыки, мхк, искусство 8-9 кл.  имеет ряд особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:

•  многопрофильный и интегративный характер содержания  обучения: история, архитектура, природа,  экология,  культура, современность; применение общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на регион;
•  использование  различных ресурсов  - образовательных и воспитательных  в изучаемом пространстве  микросреды, субрегиона (изучение своей «малой родины», своего района);


•  реализация  различных подходов  в деятельности учащихся - личностного, деятельностного, исследовательского;
•  возможности  привлечь учащихся  привлекательной деятельностью – прогулки, экскурсии, пленэрная практика, которые  вызывают непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию у ребят;
• практически неограниченные  возможности  использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.

        Все это нацеливает меня как  учителя на организацию проблемного обучения, использование проектно-исследовательских форм обучения, практических работ. Именно поэтому на протяжении многих лет стараюсь отстаивать такую важную форму работы, как летнюю краеведческую практику.

 Данная форма  работы развивается  по ряду  направлений:

• Историческое краеведение (военно-историческое, историко-культурное, историко-архивное)                                                                                                                            •  Этнокультурное краеведение (художественное, литературное и др.)                                            • Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время летней практики)                                                                                                                            • Музейное краеведение (изучение родного края  в пространстве музеев ГМЗ «Петергоф», музеев ОУ и ведомственных музеев Петродворцового района)                                 • Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения самодеятельных,  или участия в плановых экскурсиях)                                              • Семейное краеведение ( участие родителей в подготовке и проведении экскурсионных практик в пространстве района)

      Важность проведения краеведческой практики для учащихся средней школы  в городском пространстве необходима. Актуальность практики заключается в том, что краеведение, это  направление в работе нашего образовательного учреждения, которое ставит сложные задачи перед методистом, учителем и учениками:

-  исследовать пространство района;                                                                                           -  получить практические навыки работы на образовательных маршрутах;
- ознакомиться с фондами музеев, их особенностями, местоположением. 

       Все это требует от учителя особого подхода к организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методике организации учебно-воспитательного процесса  средствами краеведения.

Описание летней краеведческой практики

       Летняя краеведческая практика является учебной практикой для учеников 6,7 классов. Работа учащихся в конце практики оценивается системой «зачёт/незачёт». Зачёт по практике складывается из практической и теоретической части (работа с маршрутными листами на объектах, приобретение теоретических знаний, домашняя подготовка, творческие задания, тестовые задания).

Цель и задачи летней краеведческой практики

Цель летней краеведческой практики состоит в осуществлении связи теории с практикой обучения. В ходе практики происходит углубление теоретических и формирование практических знаний  учащихся в городском пространстве Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Задачами летней краеведческой практики являются:

приобретение навыков разработки и проведения экскурсий;

овладение методикой сбора краеведческого материала;

формирование интереса и уважительного отношения к разнообразию этнокультур и конфессий своего района.

воспитание патриотического отношения к истории района, города.

Содержание летней краеведческой практики

      Летняя краеведческая практика предполагает практическое ознакомление  ребят с разными формами музейной работы (составления экскурсионного маршрута, работа на объекте, поиск исторического материала,  публичное выступление), а также работой в пространстве городской среды  (ведение беседы с респондентом, ведение записей в полевой тетради, изготовление схем, зарисовок, фото-, видеосъемка).

                      Место проведения летней краеведческой практики

Местом проведения музейно-краеведческой практики являются:

  • музеи и музейные экспозиции  ГМЗ «Петергоф»;  

  • парки Петродворцового района  (регулярные и пейзажные), избираемые в соответствии с планом проведения практики и индивидуальными и исследовательскими возможностями учащихся.
  • Краеведческий отдел Централизованной библиотечной системы Петродворцового района.

       Время и сроки проведения летней краеведческой  практики

       Время прохождения практики – начало июня месяца в  течение 5 дней по 2 часа в день.  Участие учащегося в летней краеведческой практике определяется с учётом прямого пожелания ребенка и родителей, а также выбора руководителя практики. На выбор  учащегося и руководителя могут повлиять медицинские показатели. Окончательное распределение  учащихся на летнюю краеведческую практику осуществляется на основании  списка (не более 15 человек на одного руководителя), заверенного директором школы и директором ДДТ.

        Началу летней краеведческой практики предшествует выступление учителя на майском родительском собрании, на котором  разъясняется порядок прохождения практики, её тематика и программа, формы, виды и сроки отчётности по итогам практики, проводится инструктаж по технике безопасности.

        Контроль и подведение итогов летней краеведческой  практики

       Предусмотрены следующие формы контроля и отчётности учащихся:

  • устные обсуждения экскурсий и экспозиций;
  • практикумы по проведению экскурсий, методике сбора краеведческого материала;
  • опросные листы;
  • фотоматериалы (по возможности)

       Итогом летней краеведческой  практики  в дальнейшем может стать написание  учащимися реферативной или исследовательской работы по теме, выбранной учеником на практике. Все материалы хранятся в архиве кабинета руководителя летней краеведческой практике и могут быть использованы при разработке  творческих проектов, подготовке к краеведческим конкурсам и олимпиадам.Вот такие вопросы используются мною  на итоговой встречи, гаде каждый может высказать свою точку зрения о ходе проведения практики, дать рекомендации и советы.

Во время практики  я узнал (а)…                                                                                                   Я понял(а), что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось …
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Было интересно…                                                                                                                 Хочу посоветовать…
Было трудно…
Мне хочется сказать спасибо…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме"Развитие общекультурной компетенции на уроках математики и во внеклассной работе"

В современном мире стала особенно очевидной необходимость серьезной модернизации школьного образования. Ее главным результатом, как было ск...

Педагогический проект "Личностно-ориентированный подход в формировании общекультурной компетенции учащихся средствами декоративно-прикладного творчества"

Перед педагогической теорией и практикой ставится проблема формирования личности высокого уровня общекультурной компетенции. Исследование показало, что молодое поколение оторвано от духовных корней от...

Уроки домашнего чтения, как один из способов формирования коммуникативной и общекультурной компетенций учащихся. Технология продуктивного чтения.

В данной технологической карте представлен урок отработки умений и рефлексии( технология продуктивного чтения)....

Летняя практика – период в образовательном процессе ОУ для освоения культурного пространства своего города, развития общекультурной компетенции учащихся

В ГБ ОУ школа № 529 Петродворцового района  существует редчайшее в наше время направление - летняя  образовательная  практика для учащихся 6-8 классов, которая позволяет воспитывать...

Многоканальная модель освоения культурного пространства. «Музыкально-театральная культура XIX века. Развитие классического оперного искусства в России»

Сегодня мы предлагаем вам погрузиться в атмосферу музыкального театра    XIX века через образы, воплощенные в искусстве. Для этого вы можете использовать различные культурные «тек...