Открытое занятие "Продукты и посуда"
план-конспект по краеведению

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Панаевский детский сад «Красная шапочка»

 

 

 

 

image

Непосредственно - образовательная деятельность в подготовительной к школе  группе «Рябинка»

 

«Продукты и посуда»

 

 

Воспитатель первой квалификационной категории:

Рогалева Оксана Георгиевна

 

 

 

 

 

 

                                                   Панаевск 2022 г.

НОД “Продукты и посуда”

(Открытое интегрированное занятие в подготовительной к школе группе “Рябинка”)

Автор: Рогалева Оксана Георгиевна, воспитатель подготовительной к школе группы “Рябинка”.

Цель: Продолжать знакомить детей с названиями продуктов и посуды на ненецком языке. Расширить словарный запас детей за счёт слов - Ӈани торова - Здравствуй, Лакамбой – До свидания, Мя - чум, Ӈаворць – еда (продукты), Хыдя –посуда, Туча- ненецкая женская сумка для рукоделия, тарелка-евэй хыдя, чашка –сяй хыдя, ложка –ху, кастрюля- ед, чайник- сяйед, половник- няльку .

Задачи: Обучающие:

  • Продолжать работать над развитием речи.
  • Умение запоминать слова по–ненецки.
  •  Обогатить словарный запас детей по теме "Посуда" и “Продукты”.
  • Закрепить умения и навыки употреблять в речи простые предложения.  

Развивающие:

      -   развивать творческое мышление;
      -   развивать коммуникативные умения воспитанников;

       -   развивать инициативу детей.

Воспитывающие:

- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине.

Оборудование, материалы:

Методы: словесный (беседа с воспитанниками);

наглядный (Предметы быта).

Инвентарь: игрушечная посуда, декоративный детский чум (“мя”), ложки, мешочки, овощи игрушечные, фрукты игрушечные, 1 обруч, 2 половника, мячи.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Дети сегодня мы побываем в национальном жилище у ненцев. Как вы думаете, как называется дом на ненецком языке?

Дети: Это чум!

Воспитатель: Правильно это чум. А вы когда-нибудь бывали в чуме? А по-ненецки чум будет “мя”. Давайте повторим с вами “мя”. Давайте поздороваемся с вами по-ненецки “Ӈани торова”- Здравствуйте!

2. Основная часть.

Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с одним ненецким предметом, что это ребята?

Дети: туча, в ней женщины хранят свои принадлежности для рукоделия (нитки, иголки, бисер).

Воспитатель: Всё верно. А для того чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, вы должны мне по очереди доставать предметы из сумки.

 (Первый ребёнок достаёт предмет из сумки).

Воспитатель: Что же мы достали ребята?

Дети: Тарелка.

Воспитатель: Смотрите нам попалась тарелка “евэй хыдя”. Скажите пожалуйста ребята, что это за предмет и для чего он предназначен?

 Дети: Тарелка это посуда из неё едят.

Воспитатель: А вы знаете как по -ненецки будет посуда?

Дети: “Ӈаворць”.

Воспитатель: Посуда по-ненецки будет “Ӈаворць”. Давайте с вами повторим посуда- ӈаворць. Скажите мне ребята, для чего предназначена посуда?

Дети: Из посуды люди едят еду. Еда (продукты) по ненецки “Ӈавар”.

Воспитатель: Какие продукты питания у ненцев вы знаете?

Дети: Хлеб, молоко, мясо, рыба, конфеты, масло.

Воспитатель: А вы знаете как переводятся на ненецкий язык эти продукты?

Дети: нет, но хотелось бы узнать.

Воспитатель: Хлеб- нянь, молоко-малака, мясо-ӈамса, рыба-халя, конфеты-хампетка, растительное масло- юр.

Молодцы! И о чём же мы сегодня будем говорить?

Дети: Мы сегодня будем говорить о посуде и продуктах на ненецком языке.

Воспитатель: Всё верно, мы сегодня познакомимся с кухонной утварью и продуктами. И в этом нам поможет туча. Каждый предмет в этой сумке будет связан с определённым заданием, ваша задача выполнить задание и получить за это жетон. А в конце занятия мы подведём итоги. И так начнём, в добрый путь! А теперь присаживаемся, посмотрим следующий предмет. Ребёнок достаёт чашку. Что это?

Дети: Это чашка.

Воспитатель: Молодцы ребята, всё правильно это чашка. «Нынче день такой чудесный. Только б петь да танцевать. Вот и я вас приглашаю. Чай попить да поиграть».

Я вам предлагаю вспомнить поговорки о чае.

«Мы сегодня за столом

Поговорки назовем

Про ароматный сладкий чай,

Кто смелее – начинай!»

 Дети:

Чай пьешь – здоровье бережешь

Чай не пьешь – где силу берешь

Пей чай – беды не знай

Чай да каша – пища наша

С чаю лиха не бывает, а здоровья прибывает

Чай усталость всю снимает, настроенье поднимает

Холодно – пей чай, жарко – пей чай, устал – пей чай

Чай пить – не дрова рубить

Выпьешь чайку – позабудешь про тоску

Воспитатель: Ребята молодцы, вы cправились с заданием.

Cледующий ребёнок достаёт  предмет из тучи - ложку. Что это ребята?

 Дети: Это ложка!

Воспитатель:

“Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду”.(ложка)

Мы сейчас с вами поиграем в игру “Самый быстрый”. Разделимся на две команды. Вам предстоит с помощью ложек перенести мешочки из одного пункта в другой. Победившая команда получит жетон.

Ребёнок достаёт кастрюлю из сумки.

Воспитатель: Что это ребята?

Дети: Это кастрюля.

Воспитатель:

Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
(Кастрюлей)

Дети теперь у нас новое задание для вас, сегодня будем варить суп и компот в кастрюлях. Разделимся на две команды, одна команда будет готовить суп, а другая компот. Для этого нам понадобятся – овощи и фрукты. Победившая команда получает жетон.

Что же дальше будет в нашем мешочке, вам интересно ребята?!

Дети: Да! Это чайник!

Воспитатель: Мне тоже. Правильно следующий предмет – чайник.

«Чай горячий ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир!»

Игра «Кто больше знает марок чая». Воспитанники называют марки чая. («Ахмат», «Липтон, «Бодрость», «Лисма», «Майский», «Индийский чай», «Цейлонский чай», «Гринфилд» и т.д.)

Следующий предмет.

Дети: Сковорода.

Воспитатель:

На кухне ей всегда почёт, она и жарит и печёт.

Не приготовить нам еды без кухонной… (сковороды).

Игра “Сковорода”. На полу начертите круг (можно взять обруч). Это сковорода. Все игроки берутся за руки и прыгают на одной ноге, пытаясь толкнуть друг друга в круг. Кто попал в круг, тот «спекся» на сковороде. Задача игроков – в него не попасть.

И последний предмет в нашем волшебном мешочке. Смотрите ребята странный предмет. Что же это?

Дети: Половник.

Воспитатель:

Среди ложек я полковник,

А зовут меня …(половник)

Под музыку проводится игра «Подмети половик». (Надо замести мячи с помощью половника.)

А в завершении ребята давайте сыграем в “Карусель” и повторим всю посуду которую мы с вами узнали. Воспитанники бегут по кругу, останавливаются у какого-либо предмета и называют ее название на русском и ненецком языке.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята вам понравилось занятие, что было трудным для вас, а что легче всего запомнилось?

Дети: Было сложно запомнить названия на ненецком языке.

 Воспитатель: Вы сегодня молодцы ребята потрудились на славу!  Выучили новые для себя слова. До новых встреч ребята! Лакамбой!

    Дети: Лакамбой!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.       Кокорева Н.Я. “Лахана тохолкудм”(Учусь говорить)., стр.40. Яр-сале, 2001г.

2.       Кокорева Н.Я. “Ненецкий язык в детском саду”, Санкт-Петербург, “Просвещение”,2008г.

3.       Окотэтто Е.Н. “Ненецкий язык в детском саду”, Санкт-Петербург, “Просвещение”,2008г

4. https://урок.рф/library/dosugrazvlechenie_mi_za_chaem_ne_skuchaem_174552.html

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produkty_i_posuda.docx69.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Панаевский детский сад «Красная шапочка»

Непосредственно - образовательная деятельность в подготовительной к школе  группе «Рябинка»

«Продукты и посуда»

Воспитатель первой квалификационной категории:

Рогалева Оксана Георгиевна

                                                   Панаевск 2022 г.

НОД “Продукты и посуда”

(Открытое интегрированное занятие в подготовительной к школе группе “Рябинка”)

Автор: Рогалева Оксана Георгиевна, воспитатель подготовительной к школе группы “Рябинка”.

Цель: Продолжать знакомить детей с названиями продуктов и посуды на ненецком языке. Расширить словарный запас детей за счёт слов - Ӈани торова - Здравствуй, Лакамбой – До свидания, Мя - чум, Ӈаворць – еда (продукты), Хыдя –посуда, Туча- ненецкая женская сумка для рукоделия, тарелка-евэй хыдя, чашка –сяй хыдя, ложка –ху, кастрюля- ед, чайник- сяйед, половник- няльку .

Задачи: Обучающие:

  • Продолжать работать над развитием речи.
  • Умение запоминать слова по–ненецки.
  •  Обогатить словарный запас детей по теме "Посуда" и “Продукты”.
  • Закрепить умения и навыки употреблять в речи простые предложения.  

Развивающие:

      -   развивать творческое мышление;
     -   развивать коммуникативные умения воспитанников;

       -   развивать инициативу детей.

Воспитывающие:

- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине.

Оборудование, материалы: 

Методы: словесный (беседа с воспитанниками);

наглядный (Предметы быта).

Инвентарь: игрушечная посуда, декоративный детский чум (“мя”), ложки, мешочки, овощи игрушечные, фрукты игрушечные, 1 обруч, 2 половника, мячи.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Дети сегодня мы побываем в национальном жилище у ненцев. Как вы думаете, как называется дом на ненецком языке?

Дети: Это чум!

Воспитатель: Правильно это чум. А вы когда-нибудь бывали в чуме? А по-ненецки чум будет “мя”. Давайте повторим с вами “мя”. Давайте поздороваемся с вами по-ненецки “Ӈани торова”- Здравствуйте!

2. Основная часть.

Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с одним ненецким предметом, что это ребята?

Дети: туча, в ней женщины хранят свои принадлежности для рукоделия (нитки, иголки, бисер).

Воспитатель: Всё верно. А для того чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, вы должны мне по очереди доставать предметы из сумки.

 (Первый ребёнок достаёт предмет из сумки).

Воспитатель: Что же мы достали ребята?

Дети: Тарелка.

Воспитатель: Смотрите нам попалась тарелка “евэй хыдя”. Скажите пожалуйста ребята, что это за предмет и для чего он предназначен?

 Дети: Тарелка это посуда из неё едят.

Воспитатель: А вы знаете как по -ненецки будет посуда?

Дети: “Ӈаворць”.

Воспитатель: Посуда по-ненецки будет “Ӈаворць”. Давайте с вами повторим посуда- ӈаворць. Скажите мне ребята, для чего предназначена посуда?

Дети: Из посуды люди едят еду. Еда (продукты) по ненецки “Ӈавар”.

Воспитатель: Какие продукты питания у ненцев вы знаете?

Дети: Хлеб, молоко, мясо, рыба, конфеты, масло.

Воспитатель: А вы знаете как переводятся на ненецкий язык эти продукты?

Дети: нет, но хотелось бы узнать.

Воспитатель: Хлеб- нянь, молоко-малака, мясо-ӈамса, рыба-халя, конфеты-хампетка, растительное масло- юр.

Молодцы! И о чём же мы сегодня будем говорить?

Дети: Мы сегодня будем говорить о посуде и продуктах на ненецком языке.

Воспитатель: Всё верно, мы сегодня познакомимся с кухонной утварью и продуктами. И в этом нам поможет туча. Каждый предмет в этой сумке будет связан с определённым заданием, ваша задача выполнить задание и получить за это жетон. А в конце занятия мы подведём итоги. И так начнём, в добрый путь! А теперь присаживаемся, посмотрим следующий предмет. Ребёнок достаёт чашку. Что это?

Дети: Это чашка.

Воспитатель: Молодцы ребята, всё правильно это чашка. «Нынче день такой чудесный. Только б петь да танцевать. Вот и я вас приглашаю. Чай попить да поиграть».

Я вам предлагаю вспомнить поговорки о чае. 

«Мы сегодня за столом

Поговорки назовем

Про ароматный сладкий чай,

Кто смелее – начинай!»

 Дети:

Чай пьешь – здоровье бережешь

Чай не пьешь – где силу берешь

Пей чай – беды не знай

Чай да каша – пища наша

С чаю лиха не бывает, а здоровья прибывает

Чай усталость всю снимает, настроенье поднимает

Холодно – пей чай, жарко – пей чай, устал – пей чай

Чай пить – не дрова рубить

Выпьешь чайку – позабудешь про тоску

Воспитатель: Ребята молодцы, вы cправились с заданием.

Cледующий ребёнок достаёт  предмет из тучи - ложку. Что это ребята?

 Дети: Это ложка!

Воспитатель:

“Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду”.(ложка)

Мы сейчас с вами поиграем в игру “Самый быстрый”. Разделимся на две команды. Вам предстоит с помощью ложек перенести мешочки из одного пункта в другой. Победившая команда получит жетон.

Ребёнок достаёт кастрюлю из сумки.

Воспитатель: Что это ребята?

Дети: Это кастрюля.

Воспитатель:

Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
(Кастрюлей)

Дети теперь у нас новое задание для вас, сегодня будем варить суп и компот в кастрюлях. Разделимся на две команды, одна команда будет готовить суп, а другая компот. Для этого нам понадобятся – овощи и фрукты. Победившая команда получает жетон.

Что же дальше будет в нашем мешочке, вам интересно ребята?!

Дети: Да! Это чайник!

Воспитатель: Мне тоже. Правильно следующий предмет – чайник.

«Чай горячий ароматный

И на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет

И усталость прогоняет,

Силы новые дает

И друзей за стол зовет.

С благодарностью весь мир

Славит чудо-эликсир!»

Игра «Кто больше знает марок чая». Воспитанники называют марки чая. («Ахмат», «Липтон, «Бодрость», «Лисма», «Майский», «Индийский чай», «Цейлонский чай», «Гринфилд» и т.д.)

Следующий предмет.

Дети: Сковорода.

Воспитатель:

На кухне ей всегда почёт, она и жарит и печёт.

Не приготовить нам еды без кухонной… (сковороды).

Игра “Сковорода”. На полу начертите круг (можно взять обруч). Это сковорода. Все игроки берутся за руки и прыгают на одной ноге, пытаясь толкнуть друг друга в круг. Кто попал в круг, тот «спекся» на сковороде. Задача игроков – в него не попасть.

И последний предмет в нашем волшебном мешочке. Смотрите ребята странный предмет. Что же это?

Дети: Половник.

Воспитатель:

Среди ложек я полковник,

А зовут меня …(половник)

Под музыку проводится игра «Подмети половик». (Надо замести мячи с помощью половника.)

А в завершении ребята давайте сыграем в “Карусель” и повторим всю посуду которую мы с вами узнали. Воспитанники бегут по кругу, останавливаются у какого-либо предмета и называют ее название на русском и ненецком языке.

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята вам понравилось занятие, что было трудным для вас, а что легче всего запомнилось?

Дети: Было сложно запомнить названия на ненецком языке.

 Воспитатель: Вы сегодня молодцы ребята потрудились на славу!  Выучили новые для себя слова. До новых встреч ребята! Лакамбой!

    Дети: Лакамбой!

Список использованной литературы:

1.        Кокорева Н.Я. “Лахана тохолкудм”(Учусь говорить)., стр.40. Яр-сале, 2001г.

2.        Кокорева Н.Я. “Ненецкий язык в детском саду”, Санкт-Петербург, “Просвещение”,2008г.

3.        Окотэтто Е.Н. “Ненецкий язык в детском саду”, Санкт-Петербург, “Просвещение”,2008г

4. https://урок.рф/library/dosugrazvlechenie_mi_za_chaem_ne_skuchaem_174552.html

Самоанализ открытого занятия по теме «Продукты и посуда»

Рогалева О.Г.

     

      Сегодняшнее занятие № 15 в системе занятий по разделу «Посуда, продукты питания»

Его цель: Закрепить названия посуды, пищи на ненецком языке.

Задачи:

Обучающие:

  • Продолжать работать над развитием речи.
  • Умение отвечать по–ненецки на поставленные вопросы.
  • Загадки на ненецком языке о посуде.
  • Игры “Самый быстрый” и “Сковорода” и др.

Развивающие:

      -развивать творческое мышление;
     -   развивать коммуникативные умения учащихся;

      -   развивать инициативу и творчество детей.

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою малую родину
  • Формирование установки на безопасный труд, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью педагога;  
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составления плана и последовательности, учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • общеучебные универсальные действия (находить ответы на вопросы в иллюстрациях);

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,  слушать и понимать речь других (на уровне предложения);

Предметные результаты:

  • знать названия посуды на ненецком языке;
  •    узнавать предметы посуды  ;
  • применять  знания в практической деятельности, в детском саду, дома, на работе;

Группа, с которой я работаю – это воспитанники подготовительной группы группы. Им по 5-6 лет. При планировании занятия учитывались их возрастные, психологические, языковые особенности. У обучающихся моей группы словарный запас еще не сформирован, хотя они понимают ненецкую речь, но сформировать  правильно предложения ещё затрудняются.

Занятие было призвано способствовать развитию навыков мелкой моторики, развитию воображения, логического мышления, развитию речи.

Воспитательным задачам я отнесла – воспитывать интерес, любовь к культуре своего народа и бережного отношения к природе родного края.

При проведении занятия я ориентировалась на принципы обучения: наглядность, доступность, учёт возрастных особенностей, самостоятельности при руководящей роли педагога, последовательности.

На первом этапе – организационный момент, мотивирование к учебной деятельности применены  УУД – личностные: самоопределение, умение правильно вести себя в кабинете, в коллективе ; коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с педагогом и с другими воспитанниками, слушать и понимать речь педагога.

На втором этапе - актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (проверка усвоения знаний прошлых  занятий) применены  УУД - коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с педагогом и другими обучающимися; оформлять свои мысли в устной  форме (на уровне предложения); слушать и понимать речь других;

познавательные: анализ объектов с целью выделения ведущих признаков; находить ответы на вопросы в иллюстрациях;  делать выводы в результате совместной работы группы и педагога,

личностные: самоопределение; умение правильно вести себя в кабинете, в коллективе .  

        На третьем этапе - постановка учебной цели и задач (проблемная ситуация, подготовка к восприятию нового, восприятие нового) применены УУД - регулятивные: целеполагание; определение и формулирование  цели деятельности  с помощью наглядного материала (иллюстрации, дидактический материал);  

познавательные: общеучебные – формулирование познавательной цели и задач, темы урока,

находить ответы на  вопросы в иллюстрациях; логические: формулирование проблемы

        На последнем этапе – рефлексия - познавательные: рефлексия, личностные: смыслообразование, коммуникативные – контроль, коррекция, оценка действий,  умение осознанно и правильно строить речевое высказывание,

Чтобы решить цель занятия, мною было использованы  предметы быта, декоративный чум , детская игрушечная посуда ;чтобы воспитанники могли  окунуться в атмосферу тундры. Кроме этого я использовала для занятия игры, чтобы разнообразить учебный процесс. С воспитанниками старалась проговаривать каждое слово на русском и на ненецком языке.

Материал занятия оказался интересным для воспитанников.

Данное занятие проведено в форме интегрированного занятия. По типу  занятия – урок закрепления знаний.

       Использовала такие методы обучения:

Словесный, наглядный, практический,  метод контроля, метод стимулирования.

Подведение итогов самостоятельной работы, и рефлексия – метод контроля.

В ходе занятия на этапе самостоятельной работы использована индивидуальная работа.

Мне  удалось уложиться по времени, потому что всё было распределено по минутам. Но хотя на каких-то этапах время было потрачено меньше, а где-то больше.

        Мне было вначале легко вести занятие, воспитанники легко включились в работу, меня они порадовали и удивили, но на втором этапе было труднее, не смогли сформулировать предложения, объяснить некоторые слова.

      Наглядным  материалом была детская посуда.

      Цель занятия можно считать достигнутым, план занятия выполнен, материал пройден,  все закрепили слова на ненецком языке на тему “Посуда”, потому что это можно увидеть наглядно, занятие тесно связано с традиционным образом жизни воспитанников.

Поставленные задачи удалось выполнить, перегрузки воспитанников не было, потому что на занятии  использовались подвижные игры, помещение было до занятия проветрено.

Общая самооценка – хорошая (отличная). Занятие познавательное, содержательное, воспитывающее.

                                                                            Вопитатель: РОГАЛЕВА О.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие с детьми НВОНР "Посуда"

Открытое логопедическое занятие с детьми НВОНР.Лексическая  тема  "Посуда" для детей средней группы логопедического пункта....

Разработка открытого урока по развитию устной речи в 4 классе по теме:"Посуда"

В начле урока проходит организационный момент. Затем проводим речевую разминку, в которой говорится о посуде. Следующий этап урока - словарная работа.Дети узнают о лексическом значении слов "сервиз", ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ В0 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ С-Ш, РАСШИРЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ПО ТЕМЕ «ПОСУДА» У ДЕТЕЙ С СНР СРЕДНЕЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНИ».

Цель:Автоматизация и дифференциация С-Ш в речи.Расширение и активизация словаря по теме «посуда», развитие грамматического строя речи, связной речи.  Коррекционно-образовательные задачи:-...

конспект открытого занятия для детей с ОНР подготовительная к школе группа. Лексическая тема "Посуда"

материал включает в себя конспект и презентацию на аналогичную тему....

Конспект открытого занятия по предмету «Хозяйственно-бытовой труд » с применением методов альтернативной коммуникации Тема: «Мытье кукольной посуды»

Конспект открытого занятия по предмету: "Хозяйственно-бытовой труд" с применением методов альтернативной коммуникации" по дополнительной образовательной программе "Бытовая самостоятельность".Тема: "Мы...