История развития школьного образования в городе Набережные Челны
творческая работа учащихся по краеведению (6 класс)

история развития школьног образование в городе Набережные Челлны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Набережные Челны

«Средняя общеобразовательная школа № 30»

Республиканская конференция исследовательских краеведческих работ «Жить, помня о корнях своих…»

Номинация «Летопись родного края»

Тема работы История образования школ

в городе Набережные Челны

Введение.

Тема истории школ моего города интересна тем, что она мало изучена. Нам, сегодняшним школьникам, хочется узнать, когда появились первые школы в городе Набережные Челны, какой была школа в прошлом, кто были первыми учителями? Мы решили углубиться в изучение истории образования школ и провести исследование.

Цель нашей исследовательской работы: изучить историю появления первых школ поселения Мысовые челны и Береговые челны.

Объектом исследования является образовательная деятельность Уфимской губернии, в состав которой входило поселение Мысовые челны, а предметом – педагогическая деятельность данных школ.

Чтобы реализовать данную цель нам потребовалось решить следующие задачи:

1. Найти, изучить и обобщить сведения по истории создания школ в городе Набережные Челны;

2. Проанализировать собранный материал и сделать выводы.

3. Усовершенствовать умения и навыки исследовательской деятельности.

Достижение цели обуславливали наше предположение о том, что изучение архивных материалов и организация поисковой работы позволит нам расширить представление о прошлом города Набережные Челны, эта гипотеза стала ведущим ориентиром нашего исследования.

В ходе реализации цели и задач, мы использовали разные методы: анализ устных воспоминаний, записей, фотографий, изучение архивных материалов музея города, обработка данных.

Наше исследование, имеет практическую значимость. Собранный материал будет использоваться во внеклассной работе и поможет обучающимся больше узнать об истории своего города.

Основная часть

Раздел 1. Как все начиналось…

Первые начальные училища для обучения детей появились в Мысовых Челнах. В 1841 году здесь было создано училище Удельного ведомства для мальчиков. Одной из главных задач таких школ была подготовка писарей для сельского управления. Естественно, что крестьянских детей в них нередко приходилось вербовать насильно. В начале 50-х годов 19 века в Челнинском училище работало два учителя, обучавших грамоте 25 мальчиков из разных сел и деревень уезда. Финансировалось оно за счет сборов с местных жителей. С 1 января 1874 г. Школа для мальчиков в Мысовых Челнах была преобразована в 2-классное училище Министерства народного просвещения. Увеличились средства на его содержание: 945 руб. в год поступало от казны и 354 – от сельских обществ и частных лиц. Заведовал училищем в течение многих лет замечательный педагог Василий Аркадьевич Галанов, получивший образование в Бирском уездном училище. Кроме него в училище работал еще один учитель, а также священник, преподававший Закон Божий, и учитель гимнастики. В 1886/87 уч. году в Мысово-Челнинском училище обучались 73 мальчика. В 1869 г. в Мысовых Челнах было открыто училище для девочек. Средства на это выделила Мензелинская городская управа. Позднее содержание этого училища взяло на себя уездное земство. В 1886–1887 учебном году в нем училось 30 девочек. Таким образом, ко времени введения земства (1875 г.) в уезде уже существовала небольшая сеть учебных заведений: 3-классная женская прогимназия, мужская прогимназия и уездное училище в Мензелинске и 26 сельских школ. Источники их финансирования были самыми разнообразными. Например, 12 школ содержались на средства казны, 4 – миссионерского общества, 4 – сельских обществ и т. д. Совокупный бюджет всех школ едва достигал 5 тыс. руб. Лишь пятую часть школьных зданий можно было считать более или менее приспособленными для обучения детей. Остальные представляли из себя либо обыкновенные крестьянские избы, либо церковные сторожки, либо занимали часть помещений волостных правлений. Снабжение школ мебелью, книгами, наглядными пособиями было поставлено из рук вон плохо. Жалование учителям было небольшое. Лишь в трех школах они получали за свой труд по 300 руб. в год, а в остальных - не выше 100 руб. Кадров учителей катастрофически не хватало. В этих условиях вряд ли вообще можно было говорить о существовании продуманной системы начального народного образования.

Положение начало меняться в период реформ Александра II. В “Положении о начальных народных училищах”, утвержденном 14 июля 1864 г., цель начальной школы была определена довольно узко: “Утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания”. Учебная программа также не отличалась разнообразием: Закон Божий, чтение русское и церковнославянское, письмо, четыре арифметических действия и, где возможно, пение. О продолжительности обучения ничего не говорилось. Вопрос о плате за учение предоставлялся на усмотрение ведомств, содержащих школы. Приниматься на учебу могли дети без различия сословий и вероисповеданий. Разобраться в системе начального образования, существовавшей в конце XIX – начале ХХ веков, сложно. Она включала в себя следующие школы: министерские (Министерства народного просвещения), земские, грамоты, церковно-приходские, миссионерские, национальные (мектебе и медресе) и др. Остановим внимание на самых важных проблемах развития народного образования. Начнем с земских училищ. В первые пять лет деятельности земства было открыто в уезде 17 новых школ, расходы на их содержание возросли в 5 раз, а количество учащихся увеличилось почти вдвое. В деле постройки новых школьных зданий местные помещики оказали существенную помощь. Не остались в стороне от этого благородного порыва и купцы. В с. Языково, например, помещение для училища было выстроено И. Г. Стахеевым.

Контроль за деятельностью земских школ и организацией им своевременной помощи осуществлял училищный совет, а также инспектор народных училищ. Инспектору уездное земское собрание в 1881 г. установило жалование в размере 1500 руб. в год и предоставило право бесплатных разъездов по территории уезда. На должности инспектора народных училищ и членов училищного совета назначались авторитетные в уезде люди, прежде всего из числа землевладельцев. Так, в 1881–1882 учебном году инспекционную поездку по земским школам совершил член училищного совета М. М. Останков. Свои выводы и заключения он доложил уездному земскому собранию. Эти сохранившиеся свидетельства дают нам некоторое представление об уровне начального образования в уезде. Так, по наблюдению М. М. Останкова, Мысово-Челнинское женское училище размещалось в хорошем, добротном доме, выстроенном земством. В школе обучались в трех классах (младшем, среднем и старшем) 32 девочки из Мысовых и Бережных Челнов. При проверке знаний они оставили хорошее впечатление: бойко читали тексты, пересказывали прочитанное своими словами, вполне удовлетворительно решали арифметические задачи. Ученицы старшего класса написали диктант почти без грамматических ошибок. И на экзаменах некоторые из них продемонстрировали отличные знания по всем предметам. В 1881–1882 учебном году здесь успешно закончили курс начального образования 6 учениц. М. М. Останков считал, что основная заслуга хорошего состояния школьных дел принадлежала учительнице – Анне Михайловне Ардашевой. Она получила домашнее образование, выдержала экзамен на звание учительницы сельских училищ в Казанском испытательном комитете. В школе Мысовых Челнов она работала с 13 октября 1879 г. При этом к своим обязанностям относилась очень ответственно, в общении с ученицами проявляла ласку и терпение, и те отвечали ей взаимностью. Закон Божий в училище преподавал местный священник Н. А. Алфеев. К его работе у М. М. Останкова также никаких претензий и замечаний не было. В с. Орловке ситуация была иная. Училище здесь располагалось в наемном доме (т. е. в обыкновенной крестьянской избе), состоявшем из двух комнат. И если одна комната еще была пригодна для обучения детей, то посредине второй стояла огромная русская печь, отапливавшая все помещение. Школа в Орловке была смешанного типа. Ее посещали 59 детей – 47 мальчиков и 12 девочек. В ходе проведения экзаменов ученики, в том числе старшего отделения, показали невысокие знания: читали плохо, прочитанного не понимали и пересказать не могли. По письму и арифметике результаты были несколько лучше, но все же далеко не блестящими. Училище очень бедно было снабжено книгами и учебными пособиями. Отнести эти серьезные недостатки к деятельности учительницы Е. И. Мышкиной было нельзя, так как к моменту проверки она работала в школе лишь две недели (до нее здесь преподавала
И. В. Сергиева). Но и за это короткое время она показала себя энергичным, хорошо подготовленным педагогом, сумела подтянуть детей в учебе. В конце учебного года три ученика даже смогли сдать экзамены за выпускной класс.

Законоучителем в Орловской школе был священник М. А. Виноградов. Он посещал училище аккуратно, и ученики показали удовлетворительные знания по Закону Божию. Зато серьезные замечания были высказаны М. М. Останковым в адрес помощницы учительницы Т. Я. Кравцевой, занимавшейся с младшим отделением. Знания ее учеников были так плохи, что в среднее отделение по итогам года смогли перейти только 5 человек из 35 обучавшихся. По предложению М. М. Останкова, поддержанному уездной управой, Т. Я. Кравцева оставила школу, и вместо нее была принята на работу другая помощница. Боровецкое училище размещалось в просторном здании, построенном на средства земства в 1879 г. Однако летом 1882 г. во время пожара, уничтожившего почти все село, сгорело и школьное здание. Оно было застраховано, поэтому на страховые деньги немедленно начало отстраиваться новое здание училища. В 1881–1882 учебном году в Боровецкой школе обучались 59 детей – 49 мальчиков и 10 девочек. С самого основания училища в нем работал в качестве учителя А. М. Шулятиков. Долгое время никак не удавалось подобрать ему помощника. Тем не менее при проверке ученики показали удовлетворительные знания. По окончании 1881–1882 учебного года успешно сдали экзамены и получили свидетельства об окончании училища пять мальчиков и одна девочка. Боровецкое училище называлось еще и ремесленным, так как детей здесь дополнительно обучали некоторым специальностям. В 1909 году в Уфимской губерне вводиться начальное образование. Появляются начальные школы. В них изучаются такие предметы как география, история, обществознание, геометрия, черчение и рисование. Наравне с начальными школами в Бережных Челнах действовали церковно-приходские школы. Так, в1914 году специально для такой школы построили новое здание на улице Первомайская, которая ушла под воду при строительстве Нижнекамской ГЭС. После Октябрьской революции была построена 1я школа, которую назвали в честь немецкой революционерки Розы Люксембург. В 1931 году она стала фабрично-заводской семилеткой. После этого на улицах Центральная и Первомайская были открыты филиалы этой школы. Сейчас они тоже под водой. В 1977году 1й школе было выделено новое здание. На проспекте Муса Джалиля, где она находиться до сих пор. 2я гимназия имени Вахитова самая старая национальная школа. Она появилась на основе школы при Медресе. После Октябрьской революции она переехала 1919 году на улицу Центральная. В здание бывшего купца Халфина, затем в здание речного училища, затем в здание физкультурного института и 1989 году гимназии построили специальное здание, где оно сейчас и находиться.

С началом строительства Камаза отдел образования возглавил Хамит Рахматуллин. Так как, для приезжающих на строительство Камаз представляли временное жилье в вагончиках при ближайших поселках, то и школы открывали в поселках. Так были открыты школы в поселке Энтузиастов и в поселке Автозаводском. В 1972- 1974гг. было построено полноценных школ, многие из (школе 4 и 7 построили в новые здания) которые функционируют и по сей день. За это Набережные Челны получило переходящее Красное Знамя по подготовке школ к новому учебному году в СССР. Затем каждый год сдавалась хотя бы по 1 школы. И только с распадом СССР строительство школ прекратилось. За последние 20 лет. Мы являемся 1й построенной школой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по гражданско- патриотическому воспитанию учащихся к 65 летию Победы в Великой Отечественной войне «Героические страницы города Набережные Челны»

Цели: показать мужество и патриотизм героев старшего поколения; продолжить замечательную традицию патриотических дел, которыми отмечает страна всенародный праздник – 65-летие Победы....

Портфолио для получения статауса «Победитель» и Диплом победителя учителя I категории татарского языка и литературы МБОУ “СОШ№ 60” города Набережные Челны Республики Татарстан Поповой Гульнисы Гаяновны. (2011-2013 учебные годы)

Портфолио для получения статауса «Победитель» и Диплом победителяучителя I категории татарского языка и литературы МБОУ “СОШ№ 60” города Набережные Челны Республики Татарстан Поповой Гульнисы Га...

Классный час "Моя малая Родина" город Набережные Челны

Классный час подготовленный для 1 сентября про город Набережные Челны....

Исследовательская работа ученицы 6 класса по изучению экосистемы города Набережные Челны

Ученица 6 класса Махмуриева К. изучила качество воды, контролируемой ООО Челнывождоканал в г. Набережные Челны и выяснила, что - питьевая вода по всем показателям соответствует СанПиНу....

Внеклассное мероприятие ко дню Победы. Героические страницы города Набережные Челны

Внеклассное мероприятие ко дню Победы. Героические страницы города Набережные Челны....

Мужество медицинских работников в годы Великой Отечественной Войны в городе Набережные Челны

Мужество медицинских работников в годы Великой Отечественной Войны в городе Набережные Челны...

Книга Памяти. Героические страницы города Набережные Челны.

Материал содержит информацию об истории родного города во время ВОВ, а также о работе нашего тимуровского отряда....