Рабочая программа внеурочной деятельности "Краеведение" для 5 класса
рабочая программа по краеведению (5 класс)

Татьяна Викторовна Федотова

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -41.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная школа № 6»

.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Краеведение»

Уровень образования (класс)   основное  общее образование, 5  класс

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе авторских программ «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней»: рабочая программа учебного курса для 6-10 классов образовательных организаций / авт.: В.К. Романовский, Ф.А. Селезнев, Б.Л. Гинзбург, Э.С. Иткин; под общей редакцией В.К. Романовского. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016.; программы «Краеведение» Поповой Н.И. – учитель начальных классов Гилево-Логовской СОШ, 2015 г.; на основе государственной комплексно-целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2023 – 2028 гг».

Рабочая программа «Историческое краеведение» относится к историческому и духовно-нравственному направлению, и нацелена на необходимость воспитания у обучающихся ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике Российской Федерации, Нижегородской области, законам Российской Федерации, старшему поколению, к природе.

Программа построена на теоретическом и практическом изучении истории родного края, через призму истории своей семьи. В ходе реализации программы обучающиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашей области, заниматься самостоятельными исследованиями, искать информацию о существующих и умерших родственниках.

Актуальность программы заключается в том, что воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье сегодня является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённого в Законе «Об образовании в Российской Федерации»

Отличительные особенности данной программы от других образовательных программ

         Программа рассчитана на применение практического опыта обучающихся, направлена на формирование исследовательских навыков, привлечение родителей к исследовательской работе. Обучащиеся изучают исторические события через изучение истории своей семьи, своего города, поселка. Природные и географические особенности нашей области изучают через доступное им окружение (парк, озеро, лес, дача и пр.)

Цель программы: 

1.Воспитание чувства патриотизма;

2.Формирование понимания необходимости исторической преемственности поколений.

Задачи изучения курса:

 образовательные:

  • структура программы позволяет познакомить обучающихся с многонациональным составом населения Нижегородской области, культурой, природой, историей возникновения и развития малой Родины;

 развивающие:

  • развивать у обучающихся наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у них способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

 воспитательные:

  • воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать культуру труда и этику общения; бережное отношение к природе, родному краю.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 11 - 16 лет

Срок реализации рабочей программы – 5 лет

На реализацию программы отводится 170 часов из расчёта 1 час в неделю.

Методической основой программы

является самостоятельное творчество обучающихся с использованием игр, изобразительной деятельности, чтения, бесед, участия в викторинах, праздниках, конкурсах, поисково-исследовательской и проектной работах.

     Все занятия имеют практическую направленность и требуют от обучающихся разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы.

Формы занятий: групповые, индивидуальные, подгрупповые.

Методы работы:

словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - способствуют обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации.

 наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций - дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;

 практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы - позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умения обучающихся.

Формы подведения итогов

- краеведческие конкурсы

- беседы-тестирования

- викторины

 

Планируемые результаты освоения учебного курса

Результатом изучения учебного курса «Историческое краеведение» является развитие у обучающихся широкого круга компетентностей — интеллектуальной, социальной, гражданской, коммуникативной, технологической.

Личностные УУД: 

 - -осознание   своей  идентичности  как  гражданина  страны,  члена  семьи,  этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- осмысление исторического, культурного, духовно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- освоение традиций, духовно-нравственных ценностей Нижегородской земли и родного края;

- понимание исторического, культурного и духовного многообразия мира, уважения к культуре и традициям прошлых поколений нижегородцев и россиян в целом, толерантное отношение к традициям, духовно-нравственным ценностям других народов Нижегородчины и России;

- готовность к нравственному самосовершенствованию, личностному саморазвитию.

Метапредметные УУД:  

-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность -учебную, общественную и др.;

-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать    и обосновывать    выводы    ит.д.),

Использовать современные источники информации, в том числе материалы интернет-ресурсов, на   электронных носителях;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, проект и др.);

-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями   ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Предметные УУД: 

- овладение целостными и систематизированными знаниями об основных периодах нижегородской истории как неразрывной части истории России, об историческом и духовно-нравственном пути нижегородцев, осваивавших и обустраивавших свой родной край и свое Отечество;

-усвоение понятийно-терминологического аппарата учебного курса, способность применять его для раскрытия сущности и значения событий и явлений не только нижегородской истории, но и истории России, ее прошлого и настоящего;

- приобретение информации о географическом положении и административном устройстве Нижегородского края, истории его заселения и освоения, социальном, этно-национальном и конфессиональном составе населения, экономическом, общественно-политическом, культурном, духовном развитии Нижегородской земли в различные периоды ее истории;

-умения изучать и систематизировать  информацию  из различных  исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- готовность применять исторические и культурологические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего края и других регионов страны;

-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и региона в целом;

-готовность  применять  исторические  знания  для  выявления  и  сохранения исторических и культурных памятников своей страны, региона.

Что должны знать учащиеся к концу курса:

-где расположена Нижегородская область, город Дзержинск, посёлок Пыра.

- какие полезные ископаемые, растении, животные, водные ресурсы есть в регионе, краткую историю области, названия городов области, их местонахождение, историю родного посёлка Пыра, историю города Дзержинск, его достопримечательности, исторические памятники. Знать исторические личности, основные экологические проблемы края и способы их решения; заповедные зоны региона.

Уровни результатов работы по программе

Результаты первого уровня:

Приобретение обучающимися социальных знаний, интереса к истории Родины, к народным традициям, культуре, родному языку, любви к своему краю, своей семье, школе, близким людям.

Формы достижения результатов первого уровня: беседа, игры-путешествия, практические занятия.

 Результаты второго уровня:

получение школьниками опыта переживания и ценностного отношения к людям,  отдавших жизнь за мир; проявление заботы, оказания помощи, поддержки тем, кто в ней нуждается.

Формы достижения результатов второго уровня: практические занятия, встречи со становленцами  области, беседы, интервью.

Результаты третьего уровня

Получение школьниками опыта самостоятельного действия в поисковой работе,  

Формы достижения результатов третьего уровня:  создание и защита исследовательских работ, проектов, участие в конкурсах.

Содержание курса внеурочной деятельности

 

1. История Нижегородской  области.

2. История городского округа город Дзержинск

3. История нашего поселка Пыра

4. Родная школа.

Задачи программы:
образовательные  

  • формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
  • приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
  • закрепление этих знаний на практике.

воспитательные

  • формирование уважительного, бережного  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
  • воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
  • умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях;

развивающие

  • способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)
  • развитие, расширение кругозора обучающихся;

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю
  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии с развитием современных научных знаний;
  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту обучающихся и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи обучающимся, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, опираясь не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить обучающихся  к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и креативности, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викторины, тесты, экскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.

        Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т. д. 

        В программах для каждого класса прослеживается:

  • преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне.
  • теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает обучающимся творчески подходить к выполнению разного рода занятий.

Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям, способствует обогащению внутреннего мира обучающихся, позволяет им с пользой провести своё свободное время. 

Форма организации занятии – индивидуально-групповая:

  • беседы (желательно использовать презентацию);
  • экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев: краеведческого,  исторического отдела, дендропарка;
  • встречи с людьми,  прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.);
  • виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных                 программ);
  • игры с использованием компьютерной техники  
  • викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности   по разделу);
  • индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);
  • консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению);
  • конференции  (участие  обучающихся в школьных и городских мероприятиях) и т.п.

В основе реализации программы  «Краеведение» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

Планируемые результаты освоения учебного курса 

Результатом изучения учебного курса «Краеведение» является развитие у обучающихся широкого круга компетентностей — интеллектуальной, социальной, гражданской, коммуникативной, технологической.

Личностные результаты:

- осознание своей региональной, национальной, гражданской, культурной идентичности;

- осмысление исторического, культурного, духовно-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- освоение традиций, духовно-нравственных ценностей Нижегородской земли и родного края;

- понимание исторического, культурного и духовного многообразия мира, уважения к культуре и традициям прошлых поколений нижегородцев и россиян в целом, толерантное отношение к традициям, духовно-нравственным ценностям других народов Нижегородчины и России;

- готовность к нравственному самосовершенствованию, личностному саморазвитию.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную и общественную деятельность;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы п т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы интернет-ресурсов;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различной форме (сообщение, эссе, презентация, реферат);

- готовность к коллективной работе, сотрудничеству и диалогу, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты: 

- овладение целостными и систематизированными знаниями об основных периодах нижегородской истории как неразрывной части истории России, об историческом и духовно-нравственном пути нижегородцев, осваивавших и обустраивавших свой родной край и свое Отечество;

- усвоение понятийно-терминологического аппарата учебного курса, способность применять его для раскрытия сущности и значения событий и явлений не только нижегородской истории, но и истории России, ее прошлого и настоящего;

- приобретение информации о географическом положении и административном устройстве Нижегородского края, истории его заселения и освоения, социальном, этнонациональном и конфессиональном составе населения, экономическом, общественно-политическом, культурном, духовном развитии Нижегородской земли в различные периоды ее истории;

- готовность применять исторические и культурологические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего края и других регионов страны.                      

Регулятивные:

Обучающийся  научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся  получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения  в исполнение, как по ходу его реализации,  так и в конце действия.

Познавательные:

Обучающийся научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику  Нижегородского края , города;
  • описывать достопримечательности   родного края, города
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней, школьной, городской и областной библиотек;
  • использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы  при работе с картой контурной, картой Нижегородского края и атласом;
  • работать с атласом, глобусом и картой;
  • находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинно‐следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Обучающийся  получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, области,  архивов  и  Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные:

Обучающийся  научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обучающийся  получит возможность:  

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать  навыки  коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность, она органично сочетает творческую проектную деятельность и  систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Краеведение»  во внеурочной деятельности могут быть разнообразными.  Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств обучающихся.

В целом в проектной деятельности обучающихся можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; обучающиеся обсуждают, предлагают собственные идеи);

планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

информационно-операционный (обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Обучающиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме,  готовить сообщения, использовать при работе над  историческим материалом атлас России, карту Нижегородского края, контурные карты.

Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, история, литература, математика, биология, география и др.  Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве обучающихся  с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас, развивает орфографическую зоркость.

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве обучающихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.).

Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

Программа внеурочной деятельности «Краеведение» включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование на пять лет обучения, формы подведения итогов, учета знаний, перечень ключевых слов, хронологическую таблицу важных событий  Нижегородского края, города Дзержинск, посёлка Пыра.

Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности  по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • создания и защиты собственного  проекта;
  • создания презентаций -  представлений  по изученной теме;
  • конкурсов  исследовательских работ-соревнований, имеющих  целью выявить лучших из числа  всех участников;
  • участия в конференциях разного уровня.  

 

 2. Содержание программы «Историческое краеведение» и примерное тематическое планирование

5 класс

Программа содержит четыре раздела: «Наш край», «Дзержинск – город трудовой доблести и славы», «Моя маленькая родина», «Люди, прославившие наше село».    

№ раздела

Название раздела

Всего часов

  I

Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, сельское хозяйство, животный мир).

10 час

  II

Дзержинск – город трудовой доблести и славы

10 час

  III

Моя маленькая родина

10 час

  IV

Люди, прославившие наше село

4 час

ИТОГО:

                                                                             

34 часа

Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться  и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности края, города, села). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях   Нижегородского края, о богатстве растительного и животного мира.

Тематическое планирование 5 класс

                                   № занятия

Тема занятия  

                                                                                             

               Кол-во часов

                     Содержание    Форма проведения

Наш край

10

час

1

Географическое положение Нижегородского края.  Наш край  на карте России

1 час

Беседа. Сформировать  представление   о  территории  области, городах  и  поселках.

Практическая работа: Нижегородский край на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте.

2

История возникновения

1 час

Сформировать  представление   об  истории возникновения   Нижегородского края  

Работа в парах: вопросы по содержанию

Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

3

Символика  Нижегородского края

1 час

Практическая работа: раскрашивание герба, флага  нашего края  (на усмотрение учителя). Работа в парах

4

Коренные жители  края

1 час

Беседа: первичное представление о коренных жителях нашего края. Познакомить  с  национальным  составом  населения   Нижегородского края.

Работа в парах: «Какими ты представляешь коренных жителей  нашего края?»

5

Богатства нашего края

1 час

Беседа:  важнейшие   богатства нашего края. Как  добывают,  где  используют.

Практическая работа: рассматривание  образцов  полезных  ископаемых.

6-7

Традиционные ремесла Нижегородского края

2 час

Беседа:  познакомить  с  народными  и   художественными   ремеслами Нижегородского края.

Практическая работа: расписывание посуды.

8-10

Богатство растительного и животного  мира Нижегородского края

3 час

Беседа: создать  у  учащихся  представление  о  флоре  и  фауне  области. Разнообразие  растений.

Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  растений  встречающихся  на  территории  области.

Беседа: значение  растений  в  жизни  человека.

Беседа: животные, обитающие на территории  Нижегородского края

Практическая работа: игра «Крестики-нолики»

(приложение 1)  

Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу   Нижегородского края, обитающие на её территории. Практическая работа: организация проекта об исчезающих животных нашего края.

Практическая работа: передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах

II

Дзержинск – город трудовой доблести и славы

10 час

11

Географическое положение города. Дзержинск   на карте Нижегородского края.

1 час

Беседа. Сформировать  представление   о  территории города  и, прилегающих к нему поселках.

Практическая работа: Дзержинск  на карте на карте Нижегородского края, обучение умению находить и показывать ( по возможности) на физической карте.

12

История возникновения

1 час

Сформировать  представление   об  истории возникновения Дзержинска.    

Работа в парах: вопросы по содержанию

Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

13

Символика города Дзержинск

1 час

Практическая работа: раскрашивание герба города (на усмотрение учителя). Работа в парах

14

Коренные жители  города

1 час

Беседа: первичное представление о коренных жителях Дзержинска. Познакомить  с  национальным  составом  населения города.

Работа в парах: «Какими ты представляешь коренных Дзержинцев?»

15

Богатства Дзержинска

1 час

Беседа:  важнейшие   богатства города и близлежащих территорий, полезные ископаемые. Как  добывают,  где  используют.

Практическая работа: рассматривание  образцов  полезных  ископаемых, фото, видео материалов

16 - 17

Ремесленно-промысловая база города

2 час

Беседа:  познакомить  с имеющимися ремеслами и промыслами.

Практическая работа: работа в парах.

18 - 20

Богатство растительного и животного  мира Нижегородского края

3 час

Беседа: создать  у  учащихся  представление  о  флоре  и  фауне городского округа города Дзержинск. Разнообразие  растений.

Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  растений  встречающихся  на  территории города Дзержинск и его округа.

Беседа: значение  растений  в  жизни  человека.

Беседа: животные, обитающие на территории городского округа города Дзержинск

Практическая работа: игра «Крестики-нолики»

(приложение 1)  

Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу,     городского округа города Дзержинск, обитающие на его территории.

Практическая работа: организация проекта об исчезающих животных города и городского округа.

Практическая работа: передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах

III

Моя маленькая родина

6 час

21

Родной посёлок Пыра – моя маленькая родина

1 час

Беседа. Сформировать  представление   о  территории посёлка,   об  истории  названий  улиц посёлка.

Практическая работа: посёлок Пыра на карте города Дзержинск, на карте Нижегородского края, обучение умению находить и показывать (по возможности) на физической карте.

22 - 23

Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.

2 час

Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил. Фронтальная беседа.

Практическая работа: викторина «Знаешь ли ты свою улицу?»  Работа в группах.

Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в теремочке живет)

24 - 25

Моя школа – мой дом

2 час

Рассказ - экскурсия о школе, её истории, символике, традициях.  Посещение школьного музея.

Практическая работа: рисунки, презентации, рассказы об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

26

Мой район

1 час

Практическая работа:  индивидуальная, самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой.

27

Водные ресурсы – водоемы, реки и озера нашей маленькой родины

1 час

Фронтальная беседа. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа:  составление правил  поведения  на  водоемах.

28 – 29

Растительный и животный мир моей маленькой родины

2 час

Беседа: значение  и  охрана  водоемов.

Практическая работа: работа с энциклопедией, составление рассказа о растении или животном малой родины.

Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

30

Полезные ископаемые нашей местности

1 час

Беседа: первичные  сведения  о  полезных  ископаемых малой родины.  

Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

IV

Люди, прославившие наше село

4 час

31

Профессии моей маленькой родины

1 час

Беседа о профессиях, имеющих место быть в данной местности

Работа в парах: где работают мои родители.

Практическая работа: кем я хочу быть? (рассказ, презентация, рисунок)

32 - 34

Люди, прославившие мою маленькую родину

Беседа: дать  исторические сведения  о героях – земляках, тружениках тыла, учителях, врачах, рабочих, спортсменах села.  

Работа в парах: оформление папки по данной теме.

Практическая работа: классификация имеющихся материалов о ветеранах. Знакомство с архивными документами по теме. Сбор новых материалов.

ИТОГО:

                                                                                    34 часа

Методическое обеспечение

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  - М.: Просвещение, 2022
  2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли Система заданий Пособие для учителя Под редакцией А. Г. Асмолова Москва «Просвещение» 2010
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Традиционные и инновационные средства и формы воспитательного процесса М.: Просвещение, 2022.
  4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования: М.: Просвещение 2022
  5. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций Москва, 2022
  6. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС основного общего образования. Умей вести за собой. М. Просвещение., 2022
  7. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС основного общего образования. Проектноисследовательская деятельность (гуманитарный блок). М. Просвещение., 2022
  8. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС основного общего образования. Профориентация. М. Просвещение., 2022
  9. Ф.А. Селезнев История Нижегородского края с древнейших времен до конца XVI в. Учебное пособие., Н.Новгород,,2014.
  10.  Кусакин А.Ф. «Строительство города Дзержинска», Горький: 1957
  11. Шальнов С.М, «Дзержинск – наш дом», Н.Новгород, Литера: 1999
  12.  Сафронов В.М. «Посёлки Дзержинска», Н.Новгород., 2015
  13. Шальнов С.М, «Умная старина», Н.Новгород,2020

Перечень ключевых слов

Аналитическое описание - прием рассказа, в котором дается описание составных частей, деталей, их функционального назначения

Архитектура - (лат. architectura - от греч. architekthon - строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и др.

Деревня - от слов деру, драть (подготовка участка земли, выдирали кусты, деревья);

Заимка - в старину: земельный участок, занятый кем-нибудь по праву первого владения, обычно вдали от других поселений.

История - (от греч. historia - рассказ о прошедшем - об узнанном), 1) процесс развития природы и общества. 2) Комплекс общественных наук изучающих  прошлое .

Краеведение - изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов главным образом силами местного населения.

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов, памятников естественной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

 Край– 1).Часть страны, государственной территории. 2).Крупная административно-территориальная единица.

Краевой центр - город с административными, промышленными и другими учреждениями.

Переселенцы – человек, переселившийся с постоянного места жительства в новые, обычно необжитые места.

Площадь - незастроенное большое и ровное место (в городе, селе), от которого в разные стороны расходятся улицы.

Почетный гражданин села - почетный - пользующийся почетом (уважением, оказываемым обществом, окружающими людьми), заслуживающий его; гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

Процесс – последовательная смена состояний в развитии.

Разрез - открытая горная разработка.

Район - административно-территориальная единица большого города.

Рельеф – франц ( relief - от лат. relevo - поднимаю), совокупность неровностей суши, дна океанов и морей, разнообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту.

Факт -  имевший место фрагмент действительности, конкретной ситуации.

Явления - общие понятия (революция, восстание) безотносительно к конкретным фактам, без указания места, времени, участников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная  геометрия» лежит максимально...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса

Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.Содержание курса включает в себя практические ...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...