Рабочая программа "История Ставрополья" 5-10 класс
рабочая программа по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Бодрая Екатерина Анатольевна

Рабочая программа по курсу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_istoriya_stavropolya_5-10_klass.docx66.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»

ИЗОБИЛЬНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

по истории Ставрополья

5-9 класс

        УМК: «История Ставрополья 5-6 класс»

                   «История Ставрополья 7-9 класс»

                   «История Ставрополья 10 класс»

                   М.Е.Колесникова., Т.Н.Плохотнюк., М: «Просвещение»

Учитель: Бодрая Екатерина Анатольевна

п. Рыздвяный

2023-2024 уч. г.

Содержание учебного курса «История Ставрополья»

5–6 КЛАССЫ

 Введение

Край наш — Ставрополье, или Что изучает краеведение

Региональная и локальная история, краеведение. Предмет истории Ставропольского края. История Ставрополья как неотъемлемая часть истории России. Факторы самобытности региональной истории. Природный фактор в региональной истории. Источники по истории Ставрополья. Особенности работы с учебником.

Раздел I. Территория Центрального Предкавказья в древности

Территория и природа Центрального Предкавказья

Географические границы Ставропольского края. Ставропольская возвышенность. Рельеф Ставропольской возвышенности. Разнообразие природных и климатических условий Ставропольской возвышенности. Растительность края. Животный мир региона. Северный Кавказ — один из древнейших очагов зарождения земледелия и скотоводства. Роль региона в торговых и культурных связях между Европой и Азией. Складывание основных черт современной этнической картины региона. Основные источники по древней истории народов России и Ставрополья. Начало изучения Северного Кавказа государственными и общественными деятелями во второй половине XVIII — начале XIX вв. Складывание школы историков-краеведов во второй половине XIX в. Деятельность краеведческих обществ по охране памятников истории и культуры края в первой половине XX в. Деятельность краеведов в послевоенный период.

Заселение территории Центрального Предкавказья в каменном веке

Проблема происхождения человека. Продолжительность и периоды каменного века. Основные достижения первобытных людей. Памятники палеолита на Кавказе. Развитие древнего населения Северного Кавказа в эпоху мезолита. Характеристика процесса «неолитической революции» на Северном Кавказе. Особенности материальной культуры и форм хозяйства древних жителей Северного Кавказа в эпоху энеолита.

Древнейшие земледельцы и скотоводы Центрального Предкавказья

Временные рамки и периодизация бронзового века. Значение бронзового века в истории человечества. Складывание майкопской археологической культуры в конце IV — первой половине III тыс. до н. э. Характеристика основных форм хозяйствования майкопцев. Земледелие. Скотоводство. Обработка металлов представителями майкопской культуры. Гончарное ремесло. Ключевые поселения майкопской культуры. Галюгаевское поселение. Ташлянское поселение. Курганы майкопской культуры на территории Ставропольского края. Скотоводческие племена ямной культуры. Формирование Северокавказской культуры во II тыс. до н. э. Смена ямной культуры катакомбной. Приход на Северный Кавказ с Поволжья племен срубной культуры.

Древнейшие очаги металлургии на территории Центрального Предкавказья

Начало использования меди в хозяйственной жизни и в военных целях. Переход к использованию металлических орудий как одна из причин роста производительности труда. Кавказ как один из основных центров древней металлургии. Освоение выплавки бронзы жителями горных районов Северного Кавказа. Очаги металлопроизводства на территории Ставрополья. Освоение производства железа. Переход в начале I тыс. до н. э. к изготовлению орудий труда и предметов вооружения из железа в Европе, на Северном Кавказе и в Закавказье. Сдвиги в хозяйстве и общественных отношениях, связанные с освоением железа.

Киммерийцы, скифы и сарматы. Греческая колонизация

Ухудшение климата и переход населения степных районов края к кочевому образу жизни. Появление первых государственных образований и мощных объединений кочевых племен. Киммерийцы в степных районах Северного Причерноморья и Предкавказья. Вытеснение киммерийцев скифами с территории их обитания. Формирование скифской культуры в VII в. до н. э. Основные особенности скифской культуры. Перемещение кочевников-скифов Центрального Предкавказья в причерноморские степи к V в. до н. э. Скифские племена на территории Ставрополья в период V–IV вв. до н. э. Начало эпохи греческой колонизации Причерноморья и прибрежных районов Северо-Западного Кавказа с IV в. до н. э. Основные свидетельства распространения влияния древнегреческой культуры на территории Ставропольского края. Появление племен сарматов в степях Предкавказья. Влияние сарматов на земледельческие народы Северного Кавказа и Предкавказья. Поселения сарматской эпохи на территории Ставрополья. Завершение господства сарматов в южнорусских степях в IV в. Следы пребывания сарматов в других регионах.

Раздел II. Территория Центрального Предкавказья в эпоху Средневековья

Территория Центрального Предкавказья в эпоху Великого переселения народов

Понятие, хронологические и территориальные рамки Великого переселения народов. Появление в I в. аланов на Северном Кавказе. Походы аланов через Кавказ. Происхождение кочевых племен гуннов. Движение гуннов на запад начиная со второй половины II в. Появление гуннов на Боспоре. Приближение гуннов к границам Римской империи в 376 г. Влияние гуннов на города Боспора. Гунны на Северном Кавказе. Поход гуннов в Закавказье в конце IV в. н. э. Влияние гуннов на этническую картину Северного Кавказа в эпоху раннего Средневековья.

Территория Центрального Предкавказья в эпоху раннего Средневековья. Великий шелковый путь

Появление Тюркского каганата. Поход тюрок на Волгу и Северный Кавказ в 552 г. Распад Тюркского каганата на Западный и Восточный в 603 г. Северный Кавказ в составе Западного Тюркского каганата. Влияние жителей среднеазиатских городов на территории каганата в этот период. Объединение в V в. оногуров и утигуров в булгарский союз племен. Основные занятия и культура булгар. Создание в 632 г. Великой Булгарии со столицей в Фанагории. Влияние тюрок и булгар на хозяйственную жизнь региона. Складывание к середине VI в. Аланского царства. Географические рамки Аланского царства и его влияние на территории Ставропольского края. Значение Великого шелкового пути для международной торговли периода раннего Средневековья. Роль Северного Кавказа в возобновлении торговли на шелковом пути. Маршруты Великого шелкового пути на территории Ставрополья.

Походы русов на Северный Кавказ. Тмутараканское княжество.

Северный Кавказ и бассейн Каспийского моря — часть сферы интересов государства Русь. Транскавказский торговый путь через Дон, Нижнюю Волгу и Каспийское море. Транскавказский торговый путь — часть территории Хазарского каганата. Проблема определения термина «русы». Действия русов на транскавказском торговом пути. Походы русов на Каспий в IX–X вв. Восточный поход русского князя Святослава Игоре вича в 965 г. Победа Святослава над аланами и адыгами. Роль похода Святослава в судьбах народов Северного Кавказа. Возникновение Тмутараканского княжества и время его существования. Роль Тмутараканского княжества в торговой активности на Северном Кавказе. Расширение территории Тмутараканского княжества. Причины и последствия перехода Тмутаракани под власть Византии в XII в.

Алания в X–XIII вв.

Ослабление влияния хазар на аланов в IX — начале X вв. Принятие христианства в Алании, роль Византии. Становление независимого государства Алания к 965 г. Развитие аланского государства в XI в. Развитие земледелия в Алании, «хлебная страна». Роль и место скотоводства в экономике Алании. Совершенствование ремесла. Влияние транзитной торговли на экономику Алании. Духовная культура в X–XIII вв., роль христианства в регионе. Феодальная раздробленность второй половины XII в. Археологические памятники аланской культуры X–XIII вв. на Ставрополье. Появление половцев в северокавказских степях в конце XI в. Влияние половецкой экспансии на аланов. Роль монголов в упадке Алании.

Хазары и половцы в предкавказских степях

Междоусобная война в Западно-тюркском каганате в середине VII в. Укрепление хазар на восточном побережье Азовского моря и в низовьях р. Кубани. Переселение хазарами части аланов на р. Северский Донец в XI в. Хазарская держава — первое централизованное государство Восточной Европы. Война хазарского государства с Арабским халифатом. Сосредоточение власти в руках узкого круга правящей элиты хазар. Уничтожение Хазарского каганата киевским князем Святославом в 965 г. Влияние хазарской культуры на территории Ставропольской возвышенности. Складывание этнической общности половцев на Южнорусской равнине в IX в. Взаимоотношения половцев с Русью. Половцы на Северном Кавказе. Культурное влияние половцев на территории современного Ставрополья.

ЦентральноеПредкавказье в составе Золотой Орды. Золотоордынский город Маджар

Вторжение монголов на Северный Кавказ и покорение ими черкесов. Начало завоевания Алании. Взаимоотношения монголов с половецким населением. Возникновение Золотой Орды. Роль Золотой Орды в развитии торговых отношений и путей сообщения. Культурное влияние Золотой Орды на территории Ставрополья. Территория Северного Кавказа в составе ханских владений. Кочевое население на территории Северного Кавказа в ордынское время. Взаимоотношения кочевников с ордынскими органами управления. Первые упоминания о г. Маджарев начале XIV в. Социальный и этнический состав населения и материальная культура г. Маджара. Основные занятия жителей. Другие поселения золотоордынской эпохи на территории Ставрополья. Упадок Золотой Орды.

7–9 КЛАССЫ

Раздел I. Территория Центрального Предкавказья в XVI–XVII вв.

Кочевое население предкавказских степей. Ногайцы. Туркмены.

Географическое положение СтепногоПредкавказья. Миграции племен и народов в районе СтепногоПредкавказья с древнейших времен до XVII в. Ставропольские ногайцы. Контакты Московского государства с ногайцами. Ногайцы в Моздокской степи, караногайцы. Взаимоотношения караногайцев с правительством Петра I. Караногайское, АчикулакДжембойлуковское, Калаус-Саблинское, Калаус-Джембойлуковскоеприставства. Первоначальный ареал расселения туркменов. Складывание локальной группы туркменского этноса на Ставрополье. Трухменское (Туркменское) приставство. Туркмены на Ставрополье во второй половине XIX в. Основные занятия кочевников Ставрополья.

Россия и народы Северного Кавказа в XVI–XVII вв.

Северный Кавказ в XVI в. Противостояние Османской империи и Ирана. Набеги Крымского ханства на адыгские племена Северо-Западного и Центрального Кавказа. Расширение в XVI в. контактов Русского государства с Ос манской империей, Ираном, Крымским, Казанским, Астраханским ханствами и Ногайской Ордой. Поиск Русским государством союзников в регионе и установление контактов с Северным Кавказом и Закавказьем. Кабардинское посольство в Москву. Посольство Ивана IV на Кавказ. Принятие адыгов в российское подданство. Промосковская политика верховного кабардинского князя Темрюка (Идарова) Идаровича. Турецко-татарский поход 1569 г. Зарождение казачества. Расселение казаков на Тереке, Гребенское казачество. Город Терки и его развитие в XVII в. Влияние Терского города на жизнь народов Северного Кавказа. Место Кавказа в системе приоритетов российской внешней политики. Политическое сближение России с Северо-Западным Кавказом в XVI в. Договоры между адыгскими князьями и Московским государством. Добровольное вхождение Кабарды в состав Русского государства. Установление контактов России с Большой Ногайской Ордой. Причины и последствия военных походов московских воевод против шамхала Тарковского.

Раздел II. Ставрополье в XVIII в.

Северный Кавказ во внешней политике России XVIII в.

Территориальное деление Кавказа. Северный Кавказ и Закавказье. Значение региона для пограничных государств в XVIII в. Защита Россией своих интересов на Северном Кавказе. Начало активной российской политики в северокавказском регионе. «Окно в Азию»: Каспийский поход Петра I. Присоединение к России Дербента и Баку. Кавказ как один из возможных театров военных действий России против Османской империи. Сворачивание военно-политических устремлений России на кавказском направлении после смерти Петра I. Возврат Ирану завоеванных в Каспийском походе провинций. Политика Екатерины II на Кавказе. Черноморское направление политики России. Значение Кючук-Кайнарджийского договора. Переход Грузии под протекторат России.

Освоение северокавказских земель. Создание Азово-Моздокской линии

История российского присутствия в регионе. Перемещение границы российских владений в Дагестане на юг в XVIII в. Создание Терской оборонительной (кордонной) линии. Создание и заселение Азово-Моздокской линии.

Казачьи поселения на Ставрополье. Жизнь и быт линейцев

Возрастание военно-административной роли г. Ставрополя в первой трети XIX в. Ставрополь как столица Кавказского линейного казачьего войска. Казачьи поселения XIX в. в современных границах Ставропольского края. Станицы донских казаков на р. Кубани в конце XVIII — начале XIX вв. Растущая потребность русской армии в кавалерии и изменения в социальном составе казачества. Села Ставропольского и Пятигорского округов, получившие статус станиц. Формирование Кавказского линейного войска. Жизнь и быт линейцев. Роль линейцев в Крымской войне (1853–1856). Положение линейных казаков. Изменения в количественном и социальном составе казачества в регионе после Кавказской войны. Станицы Кубанского и Терского казачьих войск, вошедшие в состав Ставропольского края.

Крестьянские поселения на Ставрополье

Указ о раздаче земель по Азово-Моздокской линии гражданскому населению. Массовое переселение в Степное Предкавказье государственных крестьян. Переселение государственных крестьян из центральных губерний на Ставрополье в XVIII–XIX вв. Особенности расселения крестьян в Предкавказье. Социальный состав крестьянского населения Предкавказья. Раздача дворянам земельных владений в регионе. Основные занятия крестьянского населения региона. Стихийные бедствия и эпидемии на Ставрополье в XVIII–XIX вв.

Раздел III. Ставропольская губерния в XIX — начале XX вв.

Ставрополье в период Кавказской войны

Кавказская война и ее причины. Распространение российского военного присутствия в регионе и массовое сопротивление горцев. Основные очаги борьбы против русской императорской армии в XIX в. Роль явления наездничества в противодействии горских народов укреплению позиций России на Кавказе. Кавказская война на территории Ставрополья. Пограничная (кордонная) служба линейного казачества, участие казачьих формирований в походах или экспедициях против горцев. Переселенческая повинность линейного казачества. Итоги Кавказской войны для Ставрополья.

Заселение и хозяйственное освоение Ставрополья во второй половине XIX в.

Исторические особенности заселения и хозяйственного освоения переселенцами окраинных территорий страны. Крестьяне как основа переселенческого потока на Ставрополье. Сезонный характер крестьянских миграций. Тавричане и этноконфессиональные группы иммигрантов в переселенческой политике на Северном Кавказе.

Социально-экономическое развитие Ставрополья в пореформенный период.

Особенности модернизации на Северном Кавказе и Ставрополье. Реформы 1863–1874 гг. на Северном Кавказе. Освоение Ставропольского края во второй половине XIX в. Землевладение и землепользование. Развитие торговли и промышленности. Развитие городов. Изменения в социальной структуре общества. Характер экономического развития Ставрополья под воздействием реформ второй половины XIX в. Особенности земледелия и скотоводства. Основные земледельческие группы и распределение земельного фонда. Изменения методов земледелия к концу XIX в. Рост использования техники и удобрений в сельском хозяйстве. Влияние почвы и климатических условий края на развитие сельскохозяйственного производства. Социальное расслоение на селе: «старожилы» и «иногородние». Влияние сельского хозяйства на промышленное развитие в регионе. Развитие инфраструктуры: активное строительство железных дорог.

Старейшие российские города на Северном Кавказе

Влияние строительства Азово-Моздокской оборонительной линии на возникновение городов на Ставрополье. Изменения в территориально-административном делении, появление первых городов (Георгиевск, Кизляр, Моздок, Ставрополь, Александров) и развитие городского населения. Превращение Ставрополя в областной центр, приобретение им важного торгового и транзитного значения. Возникновение городов и станиц на Кавказских Минеральных Водах (Пятигорск, Железноводск, Кисловодск, Ессентуки), признание их лечебной территорией государственного значения. Обустройство и развитие Ставрополя и городов Кавказских Минеральных Вод.

Население городов Ставрополья в XIX в.

Эволюция социально-правового положения жителей Ставрополья в XVIII–XIX вв. Особая роль городов и их жителей в реализации политики освоения степного края в годы Кавказской войны. Изменения в облике Ставрополя на протяжении XIX в. Влияние развития промышленного производства и торговли на численность и сословную структуру городского населения. Ускоренная урбанизация на Ставрополье в последней четверти XIX в. Факторы, определявшие консервирование образа жизни населения ставропольских городов. Социально-сословный состав городского населения. Население городов Кавказских Минеральных Вод, особенности его жизнедеятельности.

Народы Ставрополья. Многообразие культур

Особенности национальной политики российских властей на Ставрополье в XVIII–XIX вв. Восточнославянские народы Ставрополья. Казачество, русское и украинское крестьянство. Развитие российской духовной культуры на Ставрополье как тенденции к равноправному историческому партнерству всех народов, населявших территории СтепногоПредкавказья. Армяне, греки и немцы в «плавильном котле» Ставрополья.

Религиозная жизнь Ставрополья в XIX — начале XX вв.

Положение разных конфессий на Ставрополье в XIX в. Активное распространение православия. Роль Игнатия (Брянчанинова) в упрочении Русской Православной Церкви на Ставрополье. Приходская община как низшая ступень церковной организации. Связь православного прихода с формированием школьной системы на Ставрополье. Миссионерско-просветительная деятельность РПЦ. Инославные конфессии на Ставрополье. Протестантизм (лютеранство, реформаторство, меннонитство, Движение Исхода и другие направления). Католицизм. Деятельность Армянской апостольской церкви. Распространение ислама на Ставрополье. Иудаизм. Процесс регламентации религиозной жизни региона.

Ставропольское общество в начале XX в.: демография, сословный состав населения

Изменения положения основных сословий ставропольского общества в начале XX в. Характер прироста населения Ставропольской губернии. Национальный состав основной массы населения и особенности национальной политики российского самодержавия. Изменения в сословной структуре населения. Положение «иногородних». Тенденции развития народного просвещения. Распространение знаний, культуры, просветительной деятельности среди населения Ставрополья.

Социально-экономическое развитие Ставропольской губернии в начале XX в.

Характерные черты социально-экономического развития Ставрополья в условиях утверждения капиталистического способа производства. Особенности промышленного развития. Роль кустарных промыслов. Преобладание сельского хозяйства в общем объеме занятости населения Ставропольской губернии. Влияние железнодорожного строительства на социально-экономическое развитие Ставрополья. Изменения в социальной структуре общества. Социальные противоречия и социальные движения. Расслоение крестьянства. Влияние аграрной реформы П. А. Столыпина на характер общественно-экономических отношений в Ставропольской губернии.

Общественно-политическое развитие Ставропольской губернии в начале XX в.

Административное устройство губернии в конце XIX — начале XX вв. Нарастание революционных настроений на Ставрополье в начале XX в. Общественные движения Ставрополья в начале XX в. Влияние Русско-японской войны на общественно-политическое развитие Ставропольской губернии.

Революционное движение 1905–1907 гг. на Ставрополье

Отражение революции на Ставрополье. «Кровавый день Ставрополя». Нарастание революционных событий в Ставропольской губернии. Политические партии на Ставрополье в 1905–1907 гг. Развитие крестьянского движения. Итоги и последствия Первой русской революции на Ставрополье.

Культура Ставрополья в конце XVIII — первой половине XIX вв.

Развитие литературы на Ставрополье в конце XVIII — первой половине XIX вв. Посещение края выдающимися просветителями, общественными деятелями, поэтами, писателями. Музыкальная жизнь на Ставрополье в первой половине XIX в. Развитие просвещения на Ставрополье в первой половине XIX в. Театральная жизнь. Архитектура и градостроительство в первой половине XIX в.

Культура Ставрополья во второй половине XIX — начале XX вв.

Литературный процесс на Ставрополье во второй половине XIX — начале XX вв. Развитие просвещения, музейного дела, библиотек, издательств во второй половине XIX — начале XX вв. Развитие изобразительного искусства. Музыка и театр. Архитектура и градостроительство во второй половине XIX — начале XX вв. Появление кинематографа.

Планируемые результаты освоения учебного курса «История Ставрополья»

 Личностные

  • Формирование российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, Ставропольскому краю, к прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа);
  • осознание этнической принадлежности, знание истории Ставропольского края, основ культурного наследия народов Ставропольского края (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов, находившихся на территории современной России);
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов Ставропольского края.

Метапредметные

  • Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов); формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
  • владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; y использовать информационно-коммуникационные технологии.

Предметные

  • Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век до нашей эры, век нашей эры);
  • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности, Древнего мира, Средневековья на территории Ставропольского края; соотносить хронологию истории Ставропольского края и Руси;
  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках;
  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
  • раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних и средневековых обществ; б) основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности; ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
  • объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней и средневековой культуры на территории Ставропольского края: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
  • давать оценку наиболее значительным событиям истории Ставрополья древнего и средневекового периода;
  • локализовать хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы региональной и отечественной истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и истории Ставропольского края в Новое время;
  • использовать историческую карту как источник информации о границах России и Ставрополья в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
  • анализировать информацию различных источников по региональной истории Нового времени;
  • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп Ставрополья в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях региональной истории Нового времени;
  • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по региональной истории Нового времени;
  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития Ставрополья в Новое время; б) представлений о мире и общественных ценностях; в) быта и художественной культуры Ставрополья в Новое время;
  • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов региональной истории Нового времени;
  • сопоставлять развитие Ставрополья и России в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
  • давать оценку событиям и личностям региональной истории Нового времени.

Тематическое планирование 5 класс.

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Раздел I. Территория Центрального Предкавказья в древности

34

                                                                                                                 Всего

35

Тематическое планирование 6 класс.

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Раздел II. Территория Центрального Предкавказья в эпоху Средневековья

16

                                                                                                                  Всего

17

Тематическое планирование 7 класс.

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Глава I. Территория Центрального Предкавказья в XVI-XVII вв.

12

3

Глава II. Ставропольская губерния в XIX – начала XXвв

4

                                                                                                                   Всего

17

Тематическое планирование 8 класс.

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Глава II. Ставропольская губерния в XIX – начала XXвв

16

                                                                                                                   Всего

17

Тематическое планирование 9 класс.

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Глава II. Ставропольская губерния в XIX – начала XXвв

16

                                                                                                                   Всего

17

Календарно-тематическое планирование по истории Ставрополья в 5 классе

1 час в неделю (35 часов в год)

Дата

Тема урока

Часы

Страницы учебника

Дом.

задание

Введение-1ч.

1

Край наш — Ставрополье, или Что изучает краеведение.

1

3

Раздел I. Территория Центрального Предкавказья в древности- 34 ч

2

Территория и природа Центрального Предкавказья.

Ставропольский край на карте Северного Кавказа

1

§1 стр.4-6

3

Природно-климатические условия Центрального Предкавказья

1

§1 стр.6-9

4

Культурно-исторические особенности Предкавказья

1

§1 стр.9-11

5

История изучения Центрального Предкавказья

1

§1 стр.11-13

6

Изучаем документ о необходимости охраны памятников старины

1

Стр.13-14

7

Каменный век.

1

§2 стр.15-16

8

Древние охотники и собиратели Предкавказья

1

§2 стр.16-20

9

Земледельцы и скотоводы.

1

§2 стр.20-24

10

Составление рассказа о жизни людей Предкавказья в каменном веке

1

Стр.24

11

Работа с понятиями

1

Стр.25

12

Начало бронзового века на Северном Кавказе.

1

§3 стр.25-26

13

Майкопская культура.

1

§3 стр.25-29

14

Ямная культура.

1

§3 стр.29-30

15

Северокавказкая культура.

1

§3 стр.30-31

16

Катакомбная культура.

1

§3 стр.31-34

17

Срубная культура.

1

§3 стр.34

18

Составление археологического дневника

1

Стр.35

19

Работа с понятиями

1

Стр.35

20

Древнейшие земледельцы и скотоводы Центрального Предкавказья. Повторение.

1

Стр.15-35

21

Древнейшие очаги металлургии на территории  Центрального Предкавказья. Складывание северокавказкого очага металлургии.

1

§4 стр.36

22

Племена кабанской культуры.

1

§4 стр.36-38

23

Особенности северокавказкого очага металлургии.

1

§4 стр.38-41

24

Начало обработки железа.

1

§4 стр.41-42

25

Памятники кобанской культуры на Ставрополье.

1

§4 стр.42-43

26

Подготовка сообщения об одном из археологических памятников бронзового века.

1

Стр.44

27

Изучаем документ о появлении металлургии железа на Северном Кавказе.  

1

Стр.44-45

28

Киммерийцы.

1

§5 стр.45-47

29

Скифы.

§5 стр.47-49

30

Греческая колонизация.

1

§5 стр.49-50

31

Сарматы.

§5 стр.50-53

32

Киммерийцы, скифы и сарматы. Греческая колонизация. Повторение.

1

§5 стр.45-53

33

Подготовка сообщения о скифах, сарматах.

1

Стр.53

34

Изучаем документы Геродот о скифах и киммерийцах, о проникновении греков на Ставрополье

1

Стр.54-55

35

Повторение изученного

1

Календарно-тематическое планирование по истории Ставрополья в 6 классе

0,5 часа в неделю (17 часов в год)

Дата

Тема урока

Часы

Страницы учебника

Дом.

задание

Введение – 1ч.

1

Край наш — Ставрополье, или Что изучает краеведение.

1

3

С. 3

Раздел II. Территория Центрального Предкавказья в эпоху Средневековья – 16ч.

2

Ранние аланы. Гунны.

1

56-58

С. 61 зад. 1-2

3

Аланы в странах Западной Европы.

Гунны на Северном Кавказе.

1

59-61

С. 61 зад. 3-4

4

Северный Кавказ под властью Тюркского каганата.

Булгарские племена на Северном Кавказе.

1

64-65

С. 69 зад. 1-3

5

Возвышение хазар. Аланы в IV-VI веках.

Великий шёлковый путь.

1

65-69

С. 69 зад. 4-6

6

Государство Русь и Кавказ.

Походы русов на Каспий.

1

70-72

С. 77 зад. 1,2

7

Поход Святослава Игоревича против Хазарии.

Образование Тмутараканского княжества.

1

73-76

С. 77 зад. 3,4

8

Тмутараканское княжество в XI веке.

Тмутараканское княжество в XII веке.

1

76-77

С. 77 зад. 5

9

Контрольная работа

1

-

-

10

Возвышение Алании.

Развитие хозяйства и ремёсел.

1

79-81

С. 84 зад. 1,2

11

Духовная культура. Упадок Алании.

Аланские памятники X-XIII веков на Ставрополье.

1

81-83

С. 84 зад. 3,4

12

Взаимоотношения аланов с половцами в XI-XIII веках.

Гибель Алании.

1

83-84

С. 84 зад. 5

13

Хазария в VIII – X веках. Гибель Хазарии.

Памятники хазарской эпохи на Ставрополье.

1

86-89

С. 92 зад. 1,2

14

Приход половцев в южнорусские степи. Половцы на Северном Кавказе.  

1

90-92

С. 92 зад. 3-5

15

Монгольское завоевание Северного Кавказа.

Северный Кавказ в составе Золотой Орды.

Кочевое население на территории Северного Кавказа.

1

93-96

С. 101 зад. 1,2

16

Золотоордынский город Маджар. Поселения золотоордынской эпохи на территории Ставрополья. Упадок Золотой Орды.

1

96-101

С. 101 зад. 3-5

17

Повторение изученного

1

-

-

Календарно-тематическое планирование по истории Ставрополья в 7 классе

0,5 часа в неделю (17 часов в год)

Дата

Тема урока

Часы

Страницы учебника

Дом.

задание

Введение -1ч.

1

Край наш — Ставрополье, или Что изучает краеведение.

1

3

С. 3

Глава I. Территория Центрального Предкавказья в XVI-XVII вв. – 12ч.

2

Тюркские народы Степного Предкавказья. Ставропольские ногайцы.

1

3-6

С. 12 зад. 1

3

Ставропольские туркмены. Занятия кочевников Ставрополья.

1

6-11

С. 12 зад. 2

4

Первые посольства. Начало добровольного вхождения народов Северного Кавказа в состав России.

1

13-16

С. 20 зад. 1,2

5

Терский городок- первый русский опорный пункт. Походы на Каспий на рубеже XVI-XVII вв.

1

17-20

С. 20 зад. 3

6

Кавказ во внешней политике государств XVIII в.  «Окно в Азию»: Каспийский подход (1722-1723) Петра I.

1

23-27

С. 31 зад. 1,2

7

Внешняя политика России на северокавказском направлении в послепетровский период. Значение Кючук-Кайнарджийского договора.

1

27-31

С. 31 зад. 3

8

Освоение северокавказских земель. Создание Азово-Моздокской линии.

1

32-40

С. 40 зад.1-3

9

Контрольная работа

1

-

-

10

Казачьи поселения на Ставрополье.

1

41-43

С. 49 зад. 1

11

Жизнь и быт линейцев.

1

44-48

С. 49 зад. 2,3

12

Первые поселения.

1

49-53

С. 56 зад. 1,2

13

Жизнь и быт переселенцев.

1

54-56

С. 56 зад. 3,4

Глава II. Ставропольская губерния в XIX – начала XXвв – 4ч.

14

Понятие «Кавказская война», причины войны.  

1

57-59

С. 65 зад. 1,2

15

Кавказская война на территории Ставрополья.

1

59-61

С. 65 зад. 3

16

Участие линейных казаков Ставрополья в событиях Кавказской войны. Итоги Кавказской войны для Ставрополья.

1

61-65

С. 65 зад. 4,5

17

Повторение изученного

1

-

-

Календарно-тематическое планирование по истории Ставрополья в 8 классе

0,5 часа в неделю (17 часов в год)

Дата

Тема урока

Часы

Страницы учебника

Дом.

задание

Введение -1ч.

1

Край наш — Ставрополье, или Что изучает краеведение.

1

3

С. 3

Глава II. Ставропольская губерния в XIX – начала XX вв.

2

Понятие «Кавказская война», причины войны.   Кавказская война на территории Ставрополья.

1

57-61

С. 65 зад. 1,2

3

Участие линейных казаков Ставрополья в событиях Кавказской войны. Итоги Кавказской войны для Ставрополья.

1

61-65

С. 65 зад. 4,5

4

Переселение во второй половине XIX в.

Крестьяне.

1

66-69

С. 75 зад. 1,2

5

Тавричане. Иммигранты.

1

69-75

С. 75 зад. 3

6

Земли Ставрополья в пореформенный период.

Сельское хозяйство.

1

76-80

С. 84 зад.1,2

7

Скотоводство. «Иногородние» крестьяне.

1

80-82

С. 84 зад. 3,4

8

Промышленность и транспорт.

1

82-84

С. 84 зад. 5

9

Контрольная работа

1

-

-

10

Административно-территориальные преобразования на Северном Кавказе. Кизляр.

1

84-86

С. 93 зад. 1

11

Моздок. Георгиевск, Александров, Ставрополь.

1

86-89

С. 93 зад. 2

12

Святой Крест. Города Кавказских Минеральных Вод.

1

90-93

С. 93 зад. 3

13

Социально-экономическое развитие городов Ставропольской губернии. Развитие городов Кавказских Минеральных Вод.

1

96-101

С. 101 зад. 1,2

14

«Степной Вавилон». Восточнославянские народы Ставрополья.

1

102-107

С. 116 зад. 1

15

Армяне. Немцы.

1

107-112

С. 116 зад. 2

16

Греки. Взаимодействие культур народов Ставрополья.

1

112-116

С. 116 зад. 1,2

17

Повторение изученного

1

-

-

Календарно-тематическое планирование по истории Ставрополья в 9 классе

0,5 часа в неделю (17 часов в год)

Дата

Тема урока

Часы

Страницы учебника

Дом.

задание

Введение

1

Край наш — Ставрополье, или Что изучает краеведение.

1

3

С. 3

Глава II. Ставропольская губерния в XIX – начала XX вв.

2

Религия и общество. Православие.

1

117-121

С. 130 зад. 1,2

3

Инославные конфессии на Ставрополье. Ислам.

Иудаизм.

1

121-130

С. 130 зад. 3

4

Административное деление Ставропольской губернии. Социальная структура населения.

1

132-134

С. 138 зад. 1,2

5

Занятия жителей губернии. Народное просвещение.

1

135-138

С. 138 зад. 3-5

6

Развитие промышленности. Транспорт и торговля.

1

138-142

С. 146 зад. 1,2

7

Развитие сельского хозяйства. Столыпинская аграрная реформа.

1

142-146

С. 146 зад. 3,4

8

Формирование общественно-политических организаций. Общественно- политическое движение в период революции.

1

147-150

С. 151 зад. 1,2

9

Контрольная работа

1

-

-

10

Борьба крестьян с земствами в Ставропольской губернии.

1

150-151

С. 151 зад. 3

11

Предпосылки революции.

1

151-152

С. 157 зад. 1,2

12

Ход революции.

Итоги и последствия революционных событий.

1

152-157

С. 157 зад. 3

13

Культура Ставрополья в конце XVIII- первой половине  XIX вв.

1

158-164

С. 167 зад. 1

14

Культура Ставрополья в конце XVIII- первой половине  XIX вв.

1

164-167

С. 167 зад. 2

15

Культура Ставрополья во второй половине XIX- начале XX вв.

1

167-172

С. 178 зад. 1,2

16

Культура Ставрополья во второй половине XIX- начале XX вв.

1

173-178

С. 178 зад. 3

17

Повторение изученного

1

-

-

Рабочая программа элективного курса

«История Ставрополья» 10  класс

Нормативную правовую основу настоящей примерной образовательной программы учебного курса «История Ставрополья» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, составляют следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (далее — ФГОС СОО);
  • Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) (далее — ПООП СОО).

Примерная образовательная программа учебного курса «История Ставрополья» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования (далее — программа), разработана на основе требований ФГОС СОО и ПООП СОО к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт.

Учебник:

-10  класс: М.Е.Колесникова, Т.Н. Плохотнюк, Н.Д. Судавцов, Н.Г.Масюкова, В.А.Бабенко, С.Н.Котов- Издат. «Просвещение» 2021 год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬЯ»

Личностные

  • Российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа, жителей Ставропольского края и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свою Родину, Ставропольский край, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации, на территории Ставропольского края.

Метапредметные

  • Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать позиции в познавательной деятельности;
  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные

  • Рассматривать историю Ставропольского края как неотъемлемую часть истории России;
  • знать основные даты и временны́е периоды истории Ставрополья;
  • определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Ставропольского края;
  • представлять культурное наследие Ставропольского края;
  • работать с историческими документами, сравнивать различные исторические документы по истории Ставропольского края, давать им общую характеристику;
  • анализировать информацию из различных источников;
  • соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями региональной истории;
  • использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
  • использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
  • составлять описание исторических объектов и памятников Ставропольского края на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
  • работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
  • читать легенду исторической карты;
  • владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
  • демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по истории Ставропольского края;
  • оценивать роль личности в истории Ставропольского края;
  • ориентироваться в дискуссионных вопросах истории Ставропольского края ХХ в. и существующих в науке их современных версиях и трактовках.

Выпускник на базовом уровне научится:

  • рассматривать историю Ставрополья как неотъемлемую часть истории России;
  • знать основные даты и временные периоды региональной истории;
  • определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Ставрополья;
  • представлять культурное наследие Ставропольского края;
  • работать с историческими документами;
  • сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
  • критически анализировать информацию из различных источников;
  • соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
  • использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
  • использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
  • составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
  • работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
  • читать легенду исторической карты;
  • демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по региональной исторической тематике.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • устанавливать аналогии и оценивать вклад Ставрополья в культурное наследие страны;
  • определять место и время создания исторических документов;
  • проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении современной истории Ставропольского края;
  • понимать объективную и субъективную обусловленность оценок характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
  • использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
  • анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской истории ХХ в.;
  • обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам региональной истории с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

«ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬЯ»

История Ставрополья с 1914 г. до начала XXI в.

Ставрополье в годы Первой мировой войны

Влияние Первой мировой войны на политическую и социальную ситуацию, хозяйственную жизнь в стране и на Ставрополье. Поиск новых подходов к организации хозяйственной жизни в условиях войны. Затруднения, связанные со сложностями функционирования транспортной системы. Освоение выпуска военной продукции на Ставрополье. Проблема беженцев. Перелом в массовом сознании населения, недовольство политикой властей. Ухудшение ситуации с продовольственным снабжением населения. Стихийные волнения женщин-солдаток «на почве экономических отношений с торговцами». Героизм ставропольцев на фронтах Первой мировой войны.

Великая российская революция 1917 г. и Ставрополье: события и последствия

Причины и ход развития революционных действий на Ставрополье. Рост политической активности населения. Влияние эсеров. Политическая агитация и просвещение масс в ходе революции. Антивоенные настроения в обществе. Рост дезертирства. Кризис доверия власти. Выступление генерала Корнилова. Рост влияния большевиков в регионе. Разрушение хозяйственной жизни и радикализация массовых настроений. Усиление притока солдат-дезертиров с фронта и поддержка партии большевиков. Провозглашение Ставропольской советской республики.

Гражданская война на Ставрополье

Истоки Гражданской войны. Национализация промышленных предприятий и их закрытие. Рост безработицы на Ставрополье. Реализация Декрета о земле и перераспределение земель в пользу бедняков и малоимущих. Усиление классового раскола в обществе. Основные события Гражданской войны на Ставрополье. Ожесточенность противоборства сил Белого движения и Красной Армии. Падение советской власти на Ставрополье в 1919 г. Рост массового недовольства крестьянства политикой белых. Наступление Красной Армии и поражение антисоветских сил в 1920 г.

Ставрополье в годы нэпа

Влияние нэпа на вывод Ставрополья из состояния послевоенной разрухи, преодоление последствий засухи и голода 1921–1922 гг. Появление коммун, сельхозартелей, ТОЗов и колхозов. Декрет ВЦИК и СНК от 17 марта 1922 г. и его последствия для крестьянства Ставрополья. Восстановление промышленного производства и развитие производственной кооперации на Ставрополье. Экономические декреты 1920–1921 гг. Развитие советской системы образования. Возникновение противоречий в социально-экономическом развитии и постепенное свертывание нэпа.

Коллективизация и ее последствия

Идейные истоки коллективизации. Хлебозаготовительный кризис и переход к форсированному курсу коллективизации. Коллективизация на территории Ставропольского и Терского округов. Причины, побуждавшие крестьян вступать в колхозы. Постановление ЦК ВКП(б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». Коллективизация и ее основные этапы. Раскулачивание: политика и практика. Хлебозаготовки и голод 1932–1933 гг. на Ставрополье.

Формирование советского культурного пространства на Ставрополье в 1920–1930-х гг.

Борьба с безграмотностью на Ставрополье в рамках «культурной революции». Деятельность чрезвычайных комиссий по ликвидации неграмотности. Поиски новых форм педагогической работы. Формирование структуры высшего профессионального образования. Складывание пространства художественной культуры. Развитие театрального искусства, библиотечной сети и краеведения. Деятельность АХРР. Периодическая печать и музыкальная жизнь Ставрополья. Укрепление межнационального культурного диалога. Антирелигиозная пропаганда. Результаты культурных преобразований на Ставрополье.

Ставрополье в годы Великой Отечественной войны: 1941–1942 гг.

Первые сообщения о начале войны на Ставрополье. Задачи мобилизации: призыв на фронт и перестройка экономики края на выпуск военной продукции. Работа аграриев края, движение передовиков на предприятиях. Сбор средств и оказание помощи фронту. Работа госпиталей по приему раненых с фронта. Помощь освобожденным территориям.

Битва за Кавказ: 1942–1943 гг.

Наступление немецко-фашистских захватчиков на Сталинград и Кавказ. Планы военного командования вермахта. Боевые действия в предгорьях Кавказа и на перевалах Главного Кавказского хребта. Оккупационный режим на территории края. Борьба партизан и подпольщиков с захватчиками. Изгнание врага с территории Кавказа.

Возрождение Ставрополья после освобождения от немецко-фашистской оккупации

Экономика края в период после оккупации. Проблемы восстановления сельского хозяйства и промышленности края. Помощь Ставрополью из других регионов СССР. Активное вовлечение Ставропольского края в помощь соседним регионам и фронту. Итоги восстановления экономики.

Ставропольцы на фронтах Великой Отечественной войны

Участие ставропольцев в боях против немецко-фашистских захватчиков. Военные операции, участниками которых стали жители края. Подвиги, совершенные ставропольцами. Боевые заслуги соотечественников. Боевой вклад женщин Ставрополья в победу над врагом. Оценка советским командованием деятельности героев.

Календарно-тематическое планирование по истории Ставрополья в 10 классе

1 час в неделю (35 часов в год)

Дата

Тема урока

Часы

Страницы учебника

Дом.

задание

Введение

1

Край наш — Ставрополье, или Что изучает краеведение.

1

История Ставрополья с 1914 г. до начала XXI в.

2

Ставрополье в годы Первой мировой войны.

1

§1 стр.3-7

3

Ставропольцы на фронтах Первой мировой войны

1

§1 стр.7-10

4

Ставрополье в 1917 г.

1

§2 стр.10-17

5

Установление советской власти на Ставроплье

1

§2 стр.17-21

6

Гражданская война на Ставрополье

1

§3 стр.21-28

7

Ставрополье под властью белых

1

§3 стр.29-33

8

Ставрополье в годы нэпа

1

§4 стр.34-41

9

Свертывание нэпа и его значение

1

§4 стр.42-45

10

Коллективизация и ее последствия

1

§5 стр.45-53

11

Формирование советского культурного пространства на Ставрополье в 1920-1930-х гг.

1

§6 стр.54-56

12

Культурное пространство Ставрополья

1

§6 стр.57-65

13

Ставрополье в годы ВОВ 1941-1942 гг.

1

§7 стр.66-69

14

«Все для фронта! Все для победы!»

1

§7 стр.69-74

15

Битва за Кавказ 1942-1943 гг.

1

§8 стр.74-81

16

Оккупационный режим на Ставрополье

1

§8 стр.81-90

17

Возрождение Ставрополья после освобождения от немецко-фашистской оккупации

1

§9 стр.91-98

18

Ставропольцы на фронтах Великой Отечественной войны

1

§10 стр.98-102

19

Ставропольцы – участники освобождения Севастополя

1

§10 стр.102-107

20

Экономическое развитие Ставропольского края во второй половине XX века

1

§11 стр.107-118

21

Общественно-политическая и культурная жизнь Ставропольского края во второй половине  XX в

1

§12-13 стр.118-124

22

Образование и наука Ставропольского края  во второй половине  XX в

1

§12-13 стр.124-129

23

Культурная жизнь Ставропольского края  во второй половине  XX в

1

§12-13 стр.130-135

24

Ставрополье в период политических и социально-экономических трансформаций конца 1980-1990-х гг.

1

§14 стр.135-139

25

Экономика 1990-х гг.

1

§14 стр.139-150

26

Ставрополье в 2000-х гг: вызовы времени и задачи модернизации.

1

§15 стр.151-157

27

Задачи модернизации

1

§15 стр.157-161

28

Становление системы самоуправления на Ставрополье

1

§16 стр.161-164

29

Реформирование муниципальной власти в 2000-х гг.

1

§16 стр.164-170

30

Кавказские Минеральные Воды: рекреационный ресурс в новых экономических условиях

1

§17 стр.171-176

31

Перспективы развития КВМ

1

§17 стр.176-180

32

Культурно-интеллектуальная сфера Ставрополья в конце XX - начале XXI вв.

1

§18 стр.181-185

33

Региональная наука

1

§18 стр.185-187

34

Сфера культуры

1

§18 стр.187-191

35

Повторение изученного

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа 11 класс класс

Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....