Классный час "История станицы Гундоровской"
классный час по краеведению

Анастасия Владимировна Симоненко

Классный час, занятие в музее или ознакомительная экскурсия для учеников 4-9 классов. История происхождения слова казак, появление казачества на Дону, особенности быта, службы. традиций, одежды. Викторины по пройденному материалу. Исторические справки об основательях станицы Гундоровской (г.Донецк, Ростовская область).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему:
"История и традиции Донских казаков"

6 класс

Цель:.

формировать у учащихся представления и понятия о истории своей малой родины;

развивать у учащихся чувство патриотизма, гордости за свою страну;

внести вклад в духовно-нравственное воспитание молодого поколения;

Планируемые результаты:

личностные:

сформировать мотивацию к обучению и познанию;

сформировать ценностно-смысловые установки обучающихся;

сформировать бережное отношение к духовным ценностям;

метапредметные:

сформировать умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

#1054;рганизационное начало:

- Сегодня нас с вами ждет удивительное путешествие по страницам истории и традиций одного из интереснейших народов, проживавших и проживающих на территории Донского края. А для того, чтобы узнать, что это за народ, нам необходимо ответить на вопрос. Как называют вольных воинов, всадников, которые и по сей день являются неотъемлемой частью культуры Донского края?

- Верно ребята, молодцы. Именно на страницах истории и традиций такого интересного народа - казаков нам предстоит сегодня с вами побывать.

#1048;стория возникновения и особенности казачества.

СЛАЙД 1

- Как уже было сказано слово «казак» означает «вольный», «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин». Очень интересна история казачества. Происхождение слова «казак» не установлено. И даже сами казаки не могли точно истолковать это слово, но для верности добавили слово «вольный». Вольный казак, никому не подчиняющийся, живущий по своим обычаям и законам, защищающий право на такую жизнь оружием. Откуда же появились казаки?

СЛАЙД 2

О том, как и откуда появились казаки единого мнения нет даже у ученых. В наше время существует много версий об их происхождении, но самой верной считается теория миграционного происхождения казаков.

-Ребята, а кто-нибудь знает, что означает слово "миграция"?

Слово "миграция" означает переселение людей с одного участка страны на другой.

Жизнь людей в это время была очень трудной, т.к. простые крестьяне были полностью зависимы от знатных людей, которых называли - бояре. Они очень плохо относились к своим слугам, били их, наказывали, давали множество поручений, и считали живых людей своими вещами, которыми они могли распоряжаться, как хотят. Так вот, в это непростое для простого народа время стали ходить слухи по стране, о том, что есть вольный народ в южных районах Российского государства, который как называется?

СЛАЙД 3

- Правильно, народ называли казаками! Простые люди, которым было тяжело под гнетом, стали жить надеждой на то, что смогут добраться до казаков и стать вольными.

СЛАЙД 4

Итак, казаки - это могучий и воинственный народ обитал как уже было сказано, в южных районах нашей страны. Всего, считается, казачий народ вольных казаков делился на 5 различных формирований:

Донские, Терские, Яицкие (ныне река Урал), Волжские, Запорожские казаки.

Старшинство у Донского войска, Кубанского (Запорожское), Терского и Уральского (К началу XX века в Российской империи существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское).

-А как вы думаете, почему они именно так назывались?

- Да, действительно, такие названия казаки получили из-за мест, которые они выбирали для своих поселений. Чаще всего казаки селились вдоль рек, больших, рыбных. Волжские казаки - обитали на восточном берегу реки Волга, яицкие, вдоль реки Яик, которая сейчас называется Урал, Терские, вдоль реки Терек, ну и конечно же вольные Донские казаки, о которых нам и предстоит сегодня узнать побольше.

Так вот, много легенд люди слагали об этом могучем народе и, примерно в середине XVI века, многие крестьяне стали убегать от своих помещиков - бояр, стремясь добраться до казаков.

Казаки были народом вольным, кочевым, т.е. они не имели постоянного места жительства, но ценили свободу каждого человека, и укрывали в своих временных деревнях крестьян, которым удалось до них добраться.

В то время казаки промышляли рыбалкой, охотой и конечно же военными походами. Однако, людей, которые к ним убегали становилось всё больше, переезжать с места на место казакам было трудно, а прокормить много людей охотой и рыбалкой также стало тяжело. По этой причине казаки стали строить деревни, в которых жили уже постоянно, а также стали заниматься земледелием и скотоводством. СЛАЙД 5, 6

Юлия Александровна:

Изначально наш город назывался Гундоровка. Название такое пошло от станицы Гундоровской, которая сейчас входит в состав города Донецка.

Станица Гундоровская была образована в 1681 году. Она одна из старейших станицы на Дону. Казак Кагальницкого городка Михаил Иванов с товарищами получил грамоту «на занятие Гундоровского юрта».

Изначально для станицы была выбрана местность, которая ныне относится к Луганской области и носит название «Станичный луг». Территория регулярно затапливалась водами Северского Донца, поэтому дома и хозпостройки там стояли на дубовых сваях. Затем станица перебралась на новое место - урочище Телятники. Оно располагалось всё на том же левом берегу Северского Донца, но было выше и суше. Далее – район нынешнего хутора Старая Станица. Не прошло и двух десятков лет, как станицу вновь пришлось переносить, потому что Северский Донец изменил своё русло. В 1784 году жители Гундоровки перенесли станицу в четвёртый раз, туда, где теперь находится хутор Михайловский Каменского района Ростовской области.

В 1851 году казаки бродом через Донец перевозили свои деревянные дома на то место, где станица и теперь стоит.

Поселение сначала было малочисленным, всего полтора-два десятка домов, которые полагается правильно называть казачьими куренями. Из-за частых разливов Северского Донца возводились они на возвышенностях, к тому же на дубовых сваях. Между куренями были проложены мостки, по ним в половодье передвигались казаки. Также на сваи были подняты амбары, сараи и сенники. А основным средством передвижения во время разлива Северского Донца служили лодки. Вот такая была казачья «Венеция».

В энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, изданном в Санкт-Петербурге в 1898 году, в заметке о станице Гундоровской можно прочитать: « Здесь Пётр Великий после завоевания Азова в 1696 году учредил «почтовую гоньбу», сдав с подряда гундоровским казакам доставку писем из Азова до Валуек». Городок Валуйки находится в нынешней Белгородской области. А во времена Петра I через него пролегал почтовый тракт и от станицы Гундоровской до белгородчины приходилось езды на лошадях никак не меньше четырёх-пяти дней пути.

Через соседнюю Каменскую станицу проходил более оживлённый Казанский тракт. Так он назывался не потому, что вёл в Казань, а потому, что по нему можно было добраться до северной окраины Земли Войска Донского, в станицу Казанскую.

Озёра и участки Донца чистили сами казаки. Каждый курень получал свой участок водоёма и следил за его состоянием. Поэтому-то у станице всегда была своя рыба и чистые водоёмы. Рыболовные снасти вешали на заборы и никто не брал из в корыстных целях. Если хотел казак порыбачить чужими снастями, то он снимал её с забора, рыбачил, после чего чистил и вешал обратно на забор. Хозяева получали свою долю рыбы и благодарность казака, за то что мать-природа не забыла его и казачий род.

Да и вообще у казаков не было принято, что бы по станице шлялись сирые и нищие. Если кто и становился сиротой, то его брали в казачий курень и воспитывали так же, как и родных детей – в одной большой семье. Пожилых казаков и казачек, которые остались к старости немощными и без родственников доглядывали так же всем «обществом».

Участвовали Гундоровские казаки во всех событиях, где присутствовали Донские казаки. Вместе прошли станишники все турецкие войны, били Наполеона, отстаивали вместе с терцами казачий Кавказ. Покрыли себя славой Гундоровцы на полях Первой мировой войны и в годы лихолетья братоубийственной смуты.

Новая станица Гундоровская, так же, как и старая, оставалась административным центром Гундоровского юрта, в который, помимо самой станицы входило ещё 38 хуторов.

Казаки станицы Гундоровской есаул Герасимов и сотник Гуков в 1802 году основали хутор из шести казачьих хозяйств, положивший основание городу Гукову.

В ХVIII веке на территории юрта были обнаружены залежи каменного угля.

В 1906 году в станице была открыта новая школа. Теперь в станице существовало два начальных училища: женское, там где теперь амбулатория и мужское, на фундаменте которого стоит первая школа.

В 1914 году была построена земская больница, на 10 коек, где работал один врач и два фельдшера. Уроженцы Гундоровской станицы Усачёвы были первыми фельдшерами в Гундоровке.

Гундоровская станица давала самый большой процент грамотности на Дону и ввела обязательное первоначальное обучение в низших классах школы.

Уроженцами Гундоровской станицы были: Власов – оперный певец, бас, до Шаляпина многолетний солист Большого театра в Москве, драматург Погодин, известный донской экономист и краевед С. Ф. Номикосов, общественный деятель и журналист И. И. Ушаков, издававший газету «Эхо Азова», герой русско-турецкой войны 1877-78 гг. генерал В. К. Рытиков.

  1. Когда была образована ст.Гундоровская? (1861 г)
  2. Кто получил грамоту «на занятие Гундоровского юрта»? (Михаил Иванов с товарищами)
  3. Сколько раз меняла свое местоположение ст.Гундоровская? ( 4 р – Станичный луг, Телятники, Старая Станица, х.Михайловский, ст.Гундоровская)
  4. Сколько хуторов входило в Гундоровский юрт? (38)
  5. В каком веке были обнаружены залежи каменого угля на территории юрта ст.Гундоровской? (в 18 в.)
  6. В каком году была открыта школа в ст.Гундоровской? (1906 г)
  7. Назовите извесных уроженцев ст.Гундоровской. (Степан Власов – оперный певец, Николай Погодин – драматург, Семён Номикосов – краевед, экономист, статист, Ушаков – общественный деятель, журналист, Василий Кузьмич Рытиков – герой русско-турецкой войны, комендант г.Новочеркасска.

3. Традиционное казачье жилище.

СЛАЙД 7

- Народ казаков отличается многими обычаями и традициями от других, но конечно же главной отличительной чертой любой казачьей деревни являлось жилье казака. А кто знает ребят, как называется жилище или дом казака?

Обратите внимание на нашу музейную экспозицию «Казачья горница».

- Традиционный казачий дом, называется куренем. Интерьер казачьего жилища был в основном одинаков для всех районов Дона. В доме обычно было две комнаты: великая и малая курень. В малой курени находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой курени стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды, комод для белья, сундуки и т.д. СЛАЙД 8 Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, куличи, пасхальные яйца, записи молитв, "поминальные книжки".

СЛАЙД 9 Снаружи дома был так называемый казачий двор. Который представлял собой огражденную, чаще всего забором - плетенкой, как его называют сами казаки, территорию вокруг казачьей хаты.

Двор казака был как мы бы сейчас сказали "лицом казака". Он всегда содержался в опрятном состоянии, обязательно перед входом в хату должна была стоять скамья, на которой могли сидеть самые пожилые и уважаемые казаки и женщины.

Многие казаки выкапывали в своих дворах колодцы, которые, как вы можете видеть на иллюстрации также имели своеобразный вид.

А сейчас я предлагаю Вам немного отдохнуть и прослушать стихотворение

- Прекрасное произведение, я надеюсь, что вы отдохнули, собрались с мыслями и я предлагаю Вам небольшую проверку того, насколько вы внимательно меня слушали. Сейчас я предлагаю Вам небольшую викторину. Викторина 1:

1. Что в переводе означает слово "казак"? (вольный, храбрый, свободный)

2. Какие формирования вольных казаков Вы запомнили? (Донские, Терские, Волжские, Запорожские, Яицкие)

3 Какие территории казаки выбирали для своих поселений? (Вдоль рек)

4. Как называется жилище казака? (курень)

5. Была ли важна для казака чистота его двора ? (Да, т.к. считалась его лицом)

6. Как называлось центральное место в казачьем доме? ("Красный угол"; "Божница")

7. Что стало причиной строительства казаками постоянных мет жительства - деревень, хуторов? ( невозможность прокормить много людей в постоянных перемещениях)

8. В каком веке впервые в истории появился народ, называемый казаками? (в XVI веке)

(награждение самых внимательных)

4. Одежда

СЛАЙД 10

- Ребята, одной из главных отличительных особенностей казаков является конечно же и их одежда, ребята. На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленные с азиатской роскошью серебром и золотом. СЛАЙД 11

СЛАЙД 12 - Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов.

Мужской традиционный казачий костюм представляет собой широкие штаны, которые называются - шаровары, длинные сапоги и два вида рубах. Одна из них называется "русская" и ее заправляли в штаны, а вторая "украинская" (бешмет), которая носилась на выправку. Обязательной деталью имиджа казака была фуражка и, конечно же, пояс.

Для праздничных мероприятий у каждого казака был праздничный мундир, который казак, если он имел боевые награды, повесить на мундир.

Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я более перед богом за тебя не ответчик».

СЛАЙД 13 Женский традиционный костюм гораздо отличается от одежды, которая есть в нашем представлении. Сформировался традиционный казачий женский костюм только к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки («кохточка»), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.

Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная СЛАЙД 14, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.

Значение внешнего вида играло для казачьего народа большое значение играл внешний вид казака. Он считался признаком духовного и материального состояния казака, неопрятный внешний вид казака вызывал у его товарищей чувство неуважения, что было большим ударом для самого казака.

5. Традиционные казачьи праздники. СЛАЙД 15

- Казаки, как отдельный этнос, народ очень религиозный, и многие праздники, которые они отмечают, связаны именно с темой православия. Самыми главными праздниками для казаков и самыми масштабными были Святки и Покров. Что же такое Святки, кто-нибудь знает? *ответы детей

- У Вас очень интересные предположения. Итак, Святки - это период времени, приуроченный к зимнему солнцевороту, который открывал народный солнечный год. Святки длились двенадцать дней (по числу месяцев года), с Рождества Христова до Крещения Господня, и включали в себя Васильев день.

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным. Святки отмечались обычно в вечернее и ночное время: дневное время отводилось для повседневной работы, и лишь с наступлением темноты крестьяне откладывали дела и принимали участие в развлечениях, совершали различного рода обряды.

Вторым главным праздником казаков считается Покров Пресвятой Богородицы. Именно в этот великий православный праздник 14 октября 1641 года казачье войско, состоявшее из 5300 человек, победило 150 тысячную турецкую армию в крепости Азов. Представляете ребята, войско казаков, которое было в 30 раз меньше, чем турецкое, одержало победу. Как пишут в летописях, воины турецкого войска после боя говорили, что в небе над казачьим войском появился образ девы Марии и она закрыла казаков туманной пеленой, эта великая победа показала казакам, что их вера помогла им победить и укрепила их верность православной церкви. После этого сражения казаки захватили крепость Азов, однако царь не решился сделать ее частью нашей страны и казакам пришлось ее оставить, однако уходя из крепости казаки унесли с собой все возможные трофеи : крепостные металлические ворота, настенные пушки. Это событие в истории называют Азовским сидением. Эти трофеи и по сей день можно увидеть в городе Старочеркаск, возле колокольни храма.

Такая знаменательная победа сыграла огромную роль и показала миру всю силу великого казачьего народа.

Викторина2:

#1055;очему многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленные с азиатской роскошью серебром и золотом?

2. Как называются широкие казачьи штаны? (Шаровары)

#1053;азовите предметы, которые являются составной частью казачьей «справы». (Форменная одежда, конь, оружие)

4. Какой праздник казаки празднуют 14 октября, посвященный годовщине великой победы? (Покров Пресвятой Богородицы)

5. В каком городе находятся по сей день трофеи, которые казаки много лет назад унесли из захваченной крепости Азов? (Старочеркаск)

(награждение самых внимательных)

6. Традиции казаков в воспитании детей. СЛАЙД 16

- Отличие казачьего народа начиналось с момента появления на свет ребенка, так как даже воспитание ребенка было своеобразным.

Во все времена семья считалась основой общества. В семье закладываются основные качества личности, воспитывается характер человека. За эталон воспитания можно принять педагогическую культуру казаков, нашедшую отражение в их многовековом опыте и раскрытую в обычаях, традициях, фольклорных произведениях. Казачеству удалось создать самобытную культуру, бережно сохранить и передавать из поколения в поколение традиционные черты воспитания и глубокую веру в силу своего народа.

СЛАЙД 17, 18 У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. Немаловажный фактор: и крёстный отец, и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка, жить недалеко от крестника .

После рождения ребенка, на третий день, ребенок получал имя от родителей и в казачьем роду принимались за его воспитание. С самых ранних лет все дети воспитывались в любви к Изначальной Вере, Богу и Предкам. Ребёнка особо не торопились распеленовывать. Побыстрее научить его двигать ручками и ножками – была не самоцель. Ребёнок должен был сначала увидеть и осознать неизвестный ему предмет, а уж потом потрогать, «взять на зубок».

После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется , «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься.

Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору. И ещё один обряд совершался в год от рождения. Собирались все мужчины рода и вели мальца на священное место своей станицы (или хутора). Там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению.

Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье. Вся система, если её можно так назвать, строилась именно на родовых и товарищеских принципах существования.

Весь процесс развития казака строился по спирали. Каждый виток в ней – это замкнутый цикл, и занимал он определённый возрастной период. Каждый из этих уровней включал в себя физическое, интеллектуальное и нравственное (духовное) развитие. СЛАЙД 19

Физическое развитие было основным в возрасте от 8 лет и до 12 лет. (Современным детям, наверное, стоит пару-тройку лет накинуть. Сравните: 200 лет назад казак начинал боевые походы с 16 лет, а сейчас юноши-мужчины и к 20 годам не все готовы к испытаниям).

До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня.

В этот момент воспитание шло и от женской части семьи и от мужской. В основном, в его основе лежала наглядность. И главное здесь – личный пример старших и погружение мальца в соответствующую среду. На стене в курене висела шашка отцовская (или дедовская). Лампасы, папахи, фуражки на близких мальцу людях. Кресты и медали на груди деда, отца, дядьки или крёстного.

С 8 лет казачонка переселяли в мужскую половину куреня. В это время снова проводился обряд в урочище. С этого же времени казачонок учился владеть нагайкой.
Основным моментом в воспитании казака в данный период являлось следующее: научить его справляться с собственным страхом в любых его проявлениях. Человек изжить страх не может, так как он необходим для сохранения его жизни. Но управлять страхом можно. Наблюдая реакцию казачонка, старшие говорили: «Не бойся, казак ничего не боится!», «Терпи, казак, атаманом будешь!»

И вот после такого воспитания и обучения получался «матёрый казачина». Конечно, такое воспитание было не во всех казачьих семьях. Но, чем древнее был род, тем тщательнее и обширнее было воспитание. И сами казаки не всегда вдавались в суть этого процесса – как их самих учили, так и они учат. Предки завещали! И что мы в них заложим, то и получится потом.

Как говорил один старик-казак: «Казаков много не бывает, но мало не покажется!»

Ребята у казаков, как у любого народа есть свои заповеди. У казаков их много, но есть три самых главных. Давайте вместе их повторим. Готовы?

*хором: СЛАЙД 20

-Старикам- уважение.
-Гостю – всё почтение.
- А женщине – любовь.

Викторина 3:

1. В каком возрасте казачка впервые сажали на коня одного? (в возрасте 1 года)

2. Какими по объему были казачьи сказки? (короткие, небольшие)

3. Назовите "золотую" казачью заповедь. (Старикам - уважение, гостю - почтение, женщине - любовь.)

4. Что было главное в воспитании казачонка взрослыми казаками? (Личный пример)

5. В каком же возрасте казак мог отправится в свой первый военный поход? (16 лет)

(награждение самых внимательных)

7. Казаки в искусстве.

СЛАЙД 21

- Сейчас мы с Вами разберемся в том, каким же было искусство казаков и какими они сами представали в произведениях великих мастеров живописи, музыки, литературы.

Итак, первой и неотъемлемой частью казачьего фольклора являются, конечно же, сказки. Казаки имели свои сказки, которые составляли и рассказывали растущему поколению исходя из своего большого опыта.

Многие сказки были очень короткими, и чаще всего представляли собой обычные ситуации. Они просто указывают на определенные бытовые ситуации, которые происходят в казачьем поселении.

Помимо интересных сказок у казаков были и другие интересные моменты фольклорного искусства.

Казаки были известными острословами, много их пословиц и поговорок вошли в нашу повседневную жизнь, вот некоторые из них:

Веселы привалы, где казаки запевалы.

Житие собачье, зато слава казачья.

Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

Терпи казак,- атаманом будешь.

Казак из пригоршни напьется, из ладони пообедает.

- Разнообразным был казачий фольклор, а самым лучшим способом выражения казачьей души были песни. СЛАЙД 22 Они сопровождали казаков с самого раннего детства и до самой могилы. Песни пели на праздниках, на свадьбах , на поминках. Они пелись при военных походах и помогали согревать казакам душу в трудных условиях. Они были средством воспитания и вдохновения для казаков.

8. Подведение итогов

СЛАЙД 23

- Ребята, мы с Вами сегодня совершили удивительную прогулку по истории и традициям Донских казаков. Везде, куда бы ни забрасывала военная служба казаков, они с честью и мужеством выполняли свой воинский долг. Это вера помогала в жестоких сражениях. Почему казак был стойким и мужественным? Потому, что вера у него была, воспитан он был на основе веры и уважения к традициям. А вера основывалась на казачьих заповедях. А что такое заповеди? (правила, законы). И нарушать заповеди было грешно, плохо.

1. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ

2. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В СВОИХ ПРАВАХ. ПОМНИ: "НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ".

3. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЁМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ ТВОЁМ.

4. СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ

5. ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО

6. ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ

7. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА

8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ

9. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ

10. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ

- Молодцы ребята! Я надеюсь, что Вам понравилось занятие, и теперь Вы много знаете об истории Донских казаков.

- Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 6 классе "Символика России, Ставропольского края, Новоалександровского района, станицы Расшеватской"

Классный час в 6 классе призван  углубить и упрочить знания о государственной символике России, родного края, района, станицы. Структура предложенного материала может использоваться классными рук...

Конспект классного часа в 11 классе. Тема: «Станица Ленинградская в годы войны и после»

Целью классного часа является воспитать у учащихся чувтсво патриатизма, познакомить учащихся с историческими фактами в годы ВОВ....

Классный час: "Станица Вознесенская"

Цель.  Формировать гражданское, патриотическое мышление у учащихся, бережное отношение к историческому прошлому и традициям народов Кубани, станицы Вознесенской; уважительное отношение к трудовым и ра...

Научная статья Боевой путь Гундоровского Георгиевского полка в 1918 г.

Научная статья Боевой путь Гундоровского Георгиевского полка в 1918 г....

Материал для подготовки классного часа об освобождении станицы Северской

Материал для подготовки классного часа об освобождении станицы Северской...

Сценарий тематического классного часа, посвящённого юбилею станицы на тему "Станице Магнитной 280 лет"

Тема, выбранной методической разработки является актуальной. В образовании сегодня придаётся очень большое  значение патриотическому воспитанию. Патриотическое воспитание — это составная ча...