Литературно-музыкальная композиция "Боль и память в поэзии И. Ерёмина"
методическая разработка по краеведению (8 класс)

ОНИЩЕНКО ОКСАНА НИКОЛАЕВНА

Методическая разработка «Боль и память в поэзии И. Ерёмина» представляет собой сценарий литературной гостиной, посвящённой биографии и творчеству И.А. Ерёмина. В помощь по изучению регионального компонента на уроках литературы предлагается такая форма внеклассной работы, которая расширяет возможности общения учащихся с миром искусства слова - литературную гостиную. В представленном сценарии отражена биография поэта и его творчество, посвящённое войне 1941-1945 гг. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompozitsiya_eryomin.docx960.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Константиновский район

муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

Константиновская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвящённая 90-летию со дня рождения И. А. Ерёмина

Picture background

Picture background

Picture backgroundhttps://shop.f-trade.ru/upload/resize_cache/webp/medialibrary/c3f/awixsxxf0takzy6i2zmlfipegbyk61ce.webphttps://img.infourok.ru/is07/img/1222-000332e9-79e58dba.jpg

Работу выполнила:

учитель русского языка и литературы

Онищенко Оксана Николаевна

с. Константиновка – 2025

Аннотация: Методическая разработка «Боль и память в поэзии И. Ерёмина» представляет собой сценарий литературной гостиной, посвящённой биографии и творчеству И.А. Ерёмина. В помощь по изучению регионального компонента на уроках литературы предлагается такая форма внеклассной работы, которая расширяет возможности общения учащихся с миром искусства слова - литературную гостиную. В представленном сценарии отражена биография поэта и его творчество, посвящённое войне 1941-1945 гг. Литературная гостиная предполагает в качестве участников и зрителей – обучающихся 5-9 классов. Проведение мероприятия сопровождается презентацией, воспоминаниями, выступлением учащихся (чтением стихов, сценка из поэмы «Солдатка», воспоминания о поэте). Адресуется преподавателям литературы, организаторам воспитательной работы, классным руководителям.

Цель внеклассного мероприятия – воспитание интереса к региональной литературе.

Задачи:

- Обучающие: формирование навыка работы с биографией и творчеством И.А. Ерёмина, пробуждение интереса к стихотворениям, посвящённым войне 1941-1945 гг.

- Развивающие: развитие культуры речи, активизация познавательной деятельности и творческой активности, развитие навыка коллективной работы.

- Воспитывающие: развитие системы ценностных отношений к литературе родного края, воспитание патриотизма, бережного отношения к историческим событиям.

Материал: прозвучат стихотворения Игоря Алексеевича Ерёмина.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, портрет И.А. Ерёмина, интервью с О.Я. Камоско об амурском поэте, сирень, шляпа, сборник стихотворений и поэм И.А. Ерёмина «Перед лицом России не солгать», презентация «Боль и память в поэзии И. Ерёмина».

На сцене стоит стол. На столе сирень, шляпа, сборник стихотворений и поэм И.А. Ерёмина «Перед лицом России не солгать», портрет поэта.

Изучение биографии и творчества И.А. Ерёмина целесообразно разделить на следующие этапы:

  1. Организационный этап: постановка целей и задач, распределение ролей (литературоведы, фотограф, сценарист, художник по декорациям, дизайнер по костюмам). Учащиеся примеряют на себя роли.
  2. Подготовительный этап: работа в командах.

Для каждой команды могут быть предложены следующие задания:

- для группы литературоведы:  

1.    Изучить материалы в Интернете, библиотеке об амурском поэте.

2.    Выделить важные факты для раскрытия темы мероприятия.

3.    Подобрать стихотворения.

4.    Выбрать форму выступления.

- для группы сценаристов:

1. Изучить материал других групп, составить сценарий.

2. Оформить сцену, подготовить костюмы для выступающих.

Литературно-музыкальная композиция

«Боль и память в поэзии И. Ерёмина»,

посвящённая 90–летию со дня рождения И.А. Ерёмина.

Ход мероприятия

Учитель (показывает фотографию И.А. Ерёмина обучающимся): Расскажите о поэте, изображённом на фотографии. Что вы можете сказать о его характере, времени, в котором он жил? Почему вы пришли к такому выводу?

Звучит музыка  

Ведущие выходят на сцену

Чтец читает стихотворение И. Ерёмина «Перед войной»

Ведущий 1. Игорь Алексеевич Ерёмин – известный амурский поэт, член Союза писателей СССР, родился в селе Понзари Сампурского района Тамбовской области.

Ведущий 2. Будущий поэт родился 17 сентября 1934 года первым ребёнком. Вырос в большой и дружной семье, в которой было пятеро детей – четыре сына и дочь. Детство поэта выпало на тяжёлые военные годы, поэтому в творчестве он вновь и вновь возвращался к опаленному войной времени.

Ведущий 1. О своём военном детстве поэт коротко рассказал в стихотворении «Я жил на траурной земле». 

Ведущий 2. И. Ерёмин, сполна испытавший военное тревожное, голодное и холодное детство, в стихотворении «Не хватало тишины...» описывает тяготы военного лихолетья, звуки войны.

Ведущий 1. «И мысль томила по привычке: «Эх, до звонка бы дотянуть, а там хотя б испить водички и тем желудок обмануть», «А хлеб к обеду – чем не праздник? А из сластей – в тот горький срок – чем хуже шоколадок разных из рук солдатских сахарок?!» («О детстве»).

Ведущий 2. Корка черствого хлеба и картошка в “мундире” были лакомством, а о сахаре можно было только мечтать. Звучит стихотворение И. Ерёмина «Губная гармоника» в исполнении председателя литературного объединения Белогорского гарнизона, член Российского союза писателей Анатолия Фёдоровича Горохова.

Ведущий 1. Цепкая детская память сохранит навсегда картинки военной нелёгкой поры. Воспоминания дали поэтическое вдохновение для создания таких стихотворений, как «О детстве», «Игра». В стихотворении «Школьник войны» автор рассказывает о том, как изменилась школьная жизнь ровесников его. Звучит стихотворение И. Ерёмина «Школьник войны».

Ведущий 2. В стихотворении «О детстве», показана холодная, промёрзшая школа: «Снова в школе нехватка дров. Промёрзший класс. И дрожь берёт, и поневоле лишь физзарядка греет нас. А как учились? О предметах каких заботились в те дни, когда писали на газетах мы упражнения свои?»

Ведущий 1. И. Ерёмину исполнилось 7 лет, когда началась война и 11 лет, когда окончилась. У каждого мальчишки и девчонки было желание попасть на фронт и ускорить победу над фашизмом.  На долго останется в памяти война у детей, об этом поэт пишет в стихотворении «Игра». Звучит стихотворение И. Ерёмина «Игра».

Ведущий 2. В стихотворении «Махорка» поэт пишет о сострадании к детям, чьё детство пришлось на тяжёлые военные годы, которые многое потеряли, осиротели, остались без родителей. Звучит стихотворение И. Ерёмина «Махорка».

Ведущий 1. В одном из стихотворений поэт рассказывает о ротном, который вышел из атаки чуть себя не погубил. Автор, не приукрашивая, раскрывает боевой подвиг его.

 Ведущий 2. После боя медсестра вручает ротному письмо, в котором старик – сосед сообщает о гибели всей семьи. В стихотворении герой понимает, что в решительный момент нужно делать в интересах Родины, должен всё вынести и победить. Звучит стихотворение И. Ерёмина «Ротный».

Ведущий 1. Звучит и тема ненависти к врагу и справедливого возмездия за его преступления в стихотворении «Пленный». Звучит стихотворение И. Ерёмина «Пленный».

Ведущий 2. В годы Великой Отечественной войны музы не молчали. Личный опыт фронтовой жизни придавал их произведениям убедительность документа.  

Ведущий 1. В стихотворении «Стихи поэтов, павших на войне» И. Ерёмин рассказывает о поэтах, которые оставили потомкам стихи, в которых отражена вся правда жизни тех лет «…но пробы, что испытаны в огне, всегда верней, и крепче, и надёжней».

Ведущий 2. С гордостью поэт пишет о русских женщинах, которые на своих плечах вынесли испытания и лишения войны:

Про них придумали «Мадонны»!

Но что же общего в судьбе?

Ведь не мадонны, а Матрёны

Соху таскали на себе.

Ведущий 1. Ерёмин написал поэму «Солдатка». Страшным бедствие обрушилась война на людей. Отцы, мужья, женихи -  все ушли воевать. Остались в сёлах женщины… Сюжет поэмы прост (сценка из поэмы «Солдатка»)

Ведущий 2. И. Еремин в стихотворении «Возвращение с войны» рассказывает о лирическом герое, который ждал с войны отца героем, весь в орденах и медалях, но пришёл усталый, «полузнакомый человек». Вдруг кто – то раздвинул шторки… И… Давайте послушаем стихотворения «Возвращение с войны», «Зимы заснеженные виды…».

Ведущий 1. А в стихотворении «Сирень» поэт рисует страшную картину ухода русских солдат из деревни, которую скоро займут враги. Звучит стихотворение И. Ерёмина «Сирень».

Ведущий 2. Но и в тоже время поэт говорит о том, что букет сирени – это символ надежды на победу. О долгожданной победе над фашистской Германией звучит в стихотворении «День Победы»:

Был День Победы, светлый праздник мира,

Вовсю сияло солнце в этот день.

Ведущий 1. (представляет книгу): Перед вами сборник стихов и поэм «Перед лицом России не солгать», замечательного амурского поэта Игоря Алексеевича Ерёмина. Составитель сборника Камоско Ольга Яковлевна, член Российского Союза писателей, редактор – оформитель Горохов Анатолий Фёдорович, член Российского Союза писателей.

Ведущий 2. В этом году состоялось интервью с Камоско Ольгой Яковлевной. Мы ей задали несколько вопросов.

  1. В чём я вижу миссию поэта И. Ерёмина?
  2. Что я пожелаю мальчикам и девочкам от имени поэта?

Ведущий 1. В его произведениях о войне чувства передаются с такой искренностью, с такой правдой, что по спине мурашки и слёзы на глазах

(воспоминания литературного критика Р. Добровенского).  Стихотворения поэта о войне – это искренняя, не утихающая с годами боль невосполнимых утрат, выстраданная радость Победы.

Ведущий 2. Он жизнь завещал нам любить, её красотой любоваться (амурский поэт Станислав Демидов).

Учитель (задаёт вопрос): Почему амурский поэт писал стихотворения о войне?

Учитель: 14 сентября 2004 года на Северной улице, 14 в Белогорске, установили памятную мемориальную доску Игорю Алексеевичу Ерёмину. Автор — благовещенский скульптор Валерий Разгоняев. Белогорску несказанно повезло, потому что Игорь Ерёмин там состоялся как поэт.

       

                                                      Звучит песня «День Победы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"

Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Литературно-музыкальная композиция "Нет поэзии без науки"

Данная литературно-музыкальная композиция рассказывет о дружбе известного учёного-слависта И.И.Срезневского и поэтов А.Майкова и Я Полонского.В ней звучат стихотворения этих поэтов и музыка, которую л...

Литературно-музыкальная композиция "Память"

Наступает незабываемая   дата в истории нашей страны. Вся страна будет праздновать 65-летие Победы. В школах обязательно пройдут Митинги, посвященные 9 Мая, уроки мужества, торжественн...

Литературно-музыкальная композиция «В свой час своя поэзия в природе….»

Литературно-музыкальная композиция «В свой час своя поэзия в природе….»( по лирике поэтов ХХ века С.Есенина и Н.Рубцова)....

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...

Литературно-музыкальная композиция «Афганистан - наша память и боль

Цель: Ознакомить учащихся с причинами ввода советских  войск в Афганистан, ходом войны, определение исторического значения Афганской войны.Задачи:1Расширить кругозор учащихся2Воспитывать чувство ...