Разработка методических рекомендаций по использованию краеведческого материала на уроках ОРКСЭ, ОДНКНР
учебно-методический материал по краеведению (5, 6 класс)

Руденко Ольга Константиновна

Краеведение  -  один  из  элементов  образования и воспитания  в  школе,    является  одним  из  источников  обогащения  учащихся  знаниями  о  родном  крае,  воспитания  любви  к  нему  и  формирования  гражданских  понятий  и  навыков.

Краеведение  раскрывает  учащимся  связь  родного  края,  его  истории  с  жизнью  и  историей  великой Родины,  позволяет  почувствовать  причастность  к  ней  каждой  семьи  и  признать  своим  долгом,  честью  стать  достойным  наследником  лучших  традиций  родного  края. 

Просмотр и обсуждение произведений искусства можно рассматривать, как  метод  развития критического и креативного мышления  обучающихся. 

Особый  интерес представляют работы художников родного края –оренбургской школы живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedcheskiy_material_na_urokah_orkse_odnknr.docx499.1 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка методических рекомендаций  по использованию краеведческого материала  на уроках ОРКСЭ, ОДНКНР

Краеведение  -  один  из  элементов  образования и воспитания  в  школе,    является  одним  из  источников  обогащения  учащихся  знаниями  о  родном  крае,  воспитания  любви  к  нему  и  формирования  гражданских  понятий  и  навыков.

Краеведение  раскрывает  учащимся  связь  родного  края,  его  истории  с  жизнью  и  историей  великой Родины,  позволяет  почувствовать  причастность  к  ней  каждой  семьи  и  признать  своим  долгом,  честью  стать  достойным  наследником  лучших  традиций  родного  края.  

Просмотр и обсуждение произведений искусства можно рассматривать, как  метод  развития критического и креативного мышления  обучающихся:

- искусство затрагивает самые разные темы, чувства, эмоции (от личных переживаний до глобальных вопросов);

-  искусство предполагает многообразие мнений;

-  визуальная доступность необходимого материала;

- допускают дифференциацию для любого возраста и уровня подготовки обучающихся;

-  носят увлекательный и занимательный характер.

Особый  интерес представляют работы художников родного края –оренбургской школы живописи.

Задание 1  учит обучающихся выделять ключевую информацию и замечать детали, которые могут остаться незамеченными.

Вниманию обучающихся предлагается картина, необходимо ответить по очереди на три уровня  вопросов:

1-й уровень: Что главное в этой истории? Кто главные герои? Что с ними происходит?

2-й уровень:  Есть ли второстепенная информация или персонажи, которые остаются в стороне? Какие события происходят с ними?

3-й уровень:  Что может быть скрыто? Что мы не сразу видим или понимаем?

Картина – пример

Оренбургский областной музей изобразительных искусств продолжает акцию «Картина месяца»

Александр   Лященко «Нашли  лодыря»,   1953 г.

Дополнительный материал для учителя:

Картина 1953 года «Нашли лодыря», замечательного  оренбургского  художника, участника Великой Отечественной войны, Александра Лященко. Он родился 8 сентября 1925 года в Оренбурге.  Александр Лященко прочно завоевал место в ряду оренбургских художников как певец родной природы, мастер пейзажа. Пейзажная тема звала его в поездки - на целину, на Кавказ, в Крым, в Азию, Башкирию. Высокие живописные достоинства лучших работ Лященко свидетельствуют о его незаурядном таланте, но  одной из самых запоминающихся работ остается его  ранняя работа «Нашли  лодыря».

Незатейливый сюжет в духе времени – на колхозном лугу в горячую пору сенокоса, девушки – колхозницы   нашли задремавшего в холодке у копны молодого парня. Для послевоенного десятилетия, окрашенного радостью возвращения к мирной жизни, радостью труда, энтузиазмом восстановления народного хозяйства, эта работа  характерна оптимистическими мироощущениями. Художник, прошедший нелегкими дорогами войны, с теплотой и юмором изображает своих героев, наслаждается летним  пейзажем, насыщенный, теплый колорит которого  сразу  вызывает  у зрителя приподнятое настроение, ощущение радости,  свободы, полноты бытия.

Задание 2. помогает обучающимся распознавать мысли, чувства  и предполагать последствия действий.

Вниманию обучающихся предлагается картина, необходимо ответить по очереди на три уровня  вопросов:

1-й уровень: О чём, по вашему  мнению, могут думать персонажи в данный момент?

2-й уровень: Какие чувства  могут испытывать персонажи? Как вы это поняли?

3-й уровень Что, по-вашему, произойдет дальше? Как персонаж может поступить? Что бы вы  сделали на его месте?

Картина-пример:

http://omizo.ru/assets/images/2021/%D0%B8%D1%8E%D0%BD%D1%8C-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%86%D0%B0%20(1).JPG

Николай Ерышев «Оренбургский пуховый платок»,  1970 г.

Дополнительный материал для учителя:

Одним из самых талантливых и самых известных оренбургских художников второй половины XX века был Николай Павлович Ерышев, своими глубокими и значительными картинами приобретший всероссийскую известность и навсегда вписавший свое имя в историю отечественного искусства. Живя в Оренбурге, мастер сюжетно-тематической картины не мог пройти мимо темы оренбургского пухового платка. Тема, положенная в основу картины, наполняется большим содержанием, размышлениями об истории промысла, связавшего три поколения оренбургских пуховниц – у каждой из героинь своя история, своя судьба.

В настоящее время картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

Краеведение: «Оренбуржье фронту»

Вопрос:

В 2016 году в городе "надежды", известном своим уникальным вкладом в поиски пропавших без вести во время Великой Отечественной войны, появился памятник, посвященный не отдельной личности, а коллективу. Этот памятник, единственный в своем роде в России, был создан благодаря инициативе землячества и включает в себя необычный образ.

О каком городе "надежды" идет речь, что за памятник там сооружен и в чем его уникальность?

Ответ:

Памятник  работницам   Центрального справочного бюро в Бугуруслане, которые ежедневно обрабатывали мешки писем, отслеживая судьбы миллионов людей, разлученных войной, изображающий девочку Надежду с платком. Его уникальность в том, что он посвящен не конкретному человеку, а коллективу, работавшему над поиском пропавших во время войны.

Источник:

270 фактов из истории города Бугуруслана: историко-краеведческие очерки / сост. И.Н. Шестова; редкол. В.В. Колесников (и др.). - Самара: Арт-Лайт, 2018. - 128 с.: ил. (страница 97)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческих материалов на уроках литературы и внеклассного чтения

На уроках литературы особое место занимает краеведение. У учителя оно становится незаменимым средством в вос¬питании патриотизма, глубокой любви учащихся к свое¬му родному краю. Оканчивая шко¬лу, уч...

Использование краеведческих материалов как средства нравственного воспитания на уроках иностранного языка

Использование краеведческого компонента на уроках иностранного языка позволяет научить школьника говорить о том, что его окружает, что ему близко и дорого с детства, чем он готов поделиться со своим п...

Методическая разработка. Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке истории как инновационного метода работы с учебным историческим материалом на примере уроков в 7 классе при изучении учебной темы «Внутре

  Содержание методической разработки представляется мне особенно актуальным  в связи с переходом основной школы на концентрическую структуру изучения предмета «История», так как конце...

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материалы.

Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным...

Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ

Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования....

Принципы использования краеведческих материалов на уроках английского языка

Применение краеведческих материалов стало актуальным вопросом в процессе обучения английскому языку....

Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ

Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...