Разработка методических рекомендаций по использованию краеведческого материала на уроках ОРКСЭ, ОДНКНР
учебно-методический материал по краеведению (5, 6 класс)
Краеведение - один из элементов образования и воспитания в школе, является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков.
Краеведение раскрывает учащимся связь родного края, его истории с жизнью и историей великой Родины, позволяет почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Просмотр и обсуждение произведений искусства можно рассматривать, как метод развития критического и креативного мышления обучающихся.
Особый интерес представляют работы художников родного края –оренбургской школы живописи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 499.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка методических рекомендаций по использованию краеведческого материала на уроках ОРКСЭ, ОДНКНР
Краеведение - один из элементов образования и воспитания в школе, является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков.
Краеведение раскрывает учащимся связь родного края, его истории с жизнью и историей великой Родины, позволяет почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Просмотр и обсуждение произведений искусства можно рассматривать, как метод развития критического и креативного мышления обучающихся:
- искусство затрагивает самые разные темы, чувства, эмоции (от личных переживаний до глобальных вопросов);
- искусство предполагает многообразие мнений;
- визуальная доступность необходимого материала;
- допускают дифференциацию для любого возраста и уровня подготовки обучающихся;
- носят увлекательный и занимательный характер.
Особый интерес представляют работы художников родного края –оренбургской школы живописи.
Задание 1 учит обучающихся выделять ключевую информацию и замечать детали, которые могут остаться незамеченными.
Вниманию обучающихся предлагается картина, необходимо ответить по очереди на три уровня вопросов:
1-й уровень: Что главное в этой истории? Кто главные герои? Что с ними происходит?
2-й уровень: Есть ли второстепенная информация или персонажи, которые остаются в стороне? Какие события происходят с ними?
3-й уровень: Что может быть скрыто? Что мы не сразу видим или понимаем?
Картина – пример
Александр Лященко «Нашли лодыря», 1953 г.
Дополнительный материал для учителя:
Картина 1953 года «Нашли лодыря», замечательного оренбургского художника, участника Великой Отечественной войны, Александра Лященко. Он родился 8 сентября 1925 года в Оренбурге. Александр Лященко прочно завоевал место в ряду оренбургских художников как певец родной природы, мастер пейзажа. Пейзажная тема звала его в поездки - на целину, на Кавказ, в Крым, в Азию, Башкирию. Высокие живописные достоинства лучших работ Лященко свидетельствуют о его незаурядном таланте, но одной из самых запоминающихся работ остается его ранняя работа «Нашли лодыря».
Незатейливый сюжет в духе времени – на колхозном лугу в горячую пору сенокоса, девушки – колхозницы нашли задремавшего в холодке у копны молодого парня. Для послевоенного десятилетия, окрашенного радостью возвращения к мирной жизни, радостью труда, энтузиазмом восстановления народного хозяйства, эта работа характерна оптимистическими мироощущениями. Художник, прошедший нелегкими дорогами войны, с теплотой и юмором изображает своих героев, наслаждается летним пейзажем, насыщенный, теплый колорит которого сразу вызывает у зрителя приподнятое настроение, ощущение радости, свободы, полноты бытия.
Задание 2. помогает обучающимся распознавать мысли, чувства и предполагать последствия действий.
Вниманию обучающихся предлагается картина, необходимо ответить по очереди на три уровня вопросов:
1-й уровень: О чём, по вашему мнению, могут думать персонажи в данный момент?
2-й уровень: Какие чувства могут испытывать персонажи? Как вы это поняли?
3-й уровень Что, по-вашему, произойдет дальше? Как персонаж может поступить? Что бы вы сделали на его месте?
Картина-пример:
Николай Ерышев «Оренбургский пуховый платок», 1970 г.
Дополнительный материал для учителя:
Одним из самых талантливых и самых известных оренбургских художников второй половины XX века был Николай Павлович Ерышев, своими глубокими и значительными картинами приобретший всероссийскую известность и навсегда вписавший свое имя в историю отечественного искусства. Живя в Оренбурге, мастер сюжетно-тематической картины не мог пройти мимо темы оренбургского пухового платка. Тема, положенная в основу картины, наполняется большим содержанием, размышлениями об истории промысла, связавшего три поколения оренбургских пуховниц – у каждой из героинь своя история, своя судьба.
В настоящее время картина находится в Государственной Третьяковской галерее.
Краеведение: «Оренбуржье фронту»
Вопрос:
В 2016 году в городе "надежды", известном своим уникальным вкладом в поиски пропавших без вести во время Великой Отечественной войны, появился памятник, посвященный не отдельной личности, а коллективу. Этот памятник, единственный в своем роде в России, был создан благодаря инициативе землячества и включает в себя необычный образ.
О каком городе "надежды" идет речь, что за памятник там сооружен и в чем его уникальность?
Ответ:
Памятник работницам Центрального справочного бюро в Бугуруслане, которые ежедневно обрабатывали мешки писем, отслеживая судьбы миллионов людей, разлученных войной, изображающий девочку Надежду с платком. Его уникальность в том, что он посвящен не конкретному человеку, а коллективу, работавшему над поиском пропавших во время войны.
Источник:
270 фактов из истории города Бугуруслана: историко-краеведческие очерки / сост. И.Н. Шестова; редкол. В.В. Колесников (и др.). - Самара: Арт-Лайт, 2018. - 128 с.: ил. (страница 97)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческих материалов на уроках литературы и внеклассного чтения
На уроках литературы особое место занимает краеведение. У учителя оно становится незаменимым средством в вос¬питании патриотизма, глубокой любви учащихся к свое¬му родному краю. Оканчивая шко¬лу, уч...

Использование краеведческих материалов как средства нравственного воспитания на уроках иностранного языка
Использование краеведческого компонента на уроках иностранного языка позволяет научить школьника говорить о том, что его окружает, что ему близко и дорого с детства, чем он готов поделиться со своим п...

Методическая разработка. Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке истории как инновационного метода работы с учебным историческим материалом на примере уроков в 7 классе при изучении учебной темы «Внутре
Содержание методической разработки представляется мне особенно актуальным в связи с переходом основной школы на концентрическую структуру изучения предмета «История», так как конце...
Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материалы.
Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным...
Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ
Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования....

Принципы использования краеведческих материалов на уроках английского языка
Применение краеведческих материалов стало актуальным вопросом в процессе обучения английскому языку....

Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...



