Музейный урок "Мой город вырос из острога"
методическая разработка по краеведению (5, 6, 7 класс)
“Из острога вырос крупный город.
Здесь, в Сибири, лучше Братска нет
Величаво смотрится и гордо
А ему всего немного лет”
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38 КБ | |
| 630 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Мой город вырос из острога»
Цели:
- Образовательные: познакомить учащихся с событиями исторического прошлого нашего города
- Развивающие: развивать логическое мышление, извлекать информацию и делать умозаключения.
- Воспитательные: воспитывать любовь к Малой Родине, к истории родного края.
Оборудование: презентация
Ход урока.
- Организационный момент. Активизация: выяснить топонимическое значение слова «острог».
- Вводная беседа.
“Из острога вырос крупный город.
Здесь, в Сибири, лучше Братска нет
Величаво смотрится и гордо
А ему всего немного лет”
Слайд №1 – Объявление темы урока «Мой город вырос из острога». Вопрос учащимся: «Как вы понимаете выражение темы нашего урока?».
III. Изучение нового материала.
Слово учителя.
- Слайды №2 и №3 – Первопроходец Пантелей Пенда. История Братска – Острожного богата событиями и тесно связана с присоединением к русскому государству Приангарья в 17 веке. Первое известие о «Брацкой земле» принес «гулящий человек» по имени Пантелей Пенда. Собрав, четыре десятка сподвижников, отважный землепроходец совершил поход по диким местам Нижней Тунгуски, по реке Лене, тайгой и степями перебирается на Ангару и первый из русских проходит через землю «Больших братов».
- Слайды №4 и №5 – Строительство первого острога.В 1631 году по приказу царя на Ангаре строится острог, под руководством атамана Максима Перфильева. 18 июня 1631 года строительство острога было завершено. Эта дата – дата основания Братска – Острожного. Появление русского острожка в непосредственной близости от земли, обжитой бурятами, не осталось незамеченным. В стане бурят возникло недовольство. В 1634 году первый острог был сожжен бурятами, а отряд русских, во главе пятидесятника Дунайки Васильева, перебит.
- Слайд №6 – Строительство второго и третьего острога.В 1636 году из Енисейска выступает отряд сотника, сына боярского Николая Радуковского. Он со своими казаками не стал восстанавливать сожженный острог. Закрепившись с отрядом на правом берегу реки Оки, Радуковский заложил второй острог, который просуществовал 18 лет. Чем дальше, тем больше служилые люди убеждались в том, что место Братскому острогу не на правом, а на левом берегу Оки. Весной 1654 года Дмитрий Фирсов перенес острог с правого берега на левый берег Оки. За этим острогом закрепилось название Братск – Острожный.
- Слайд №7 – План острога. Острог на левом берегу Оки представлял собой настоящую крепость. Кроме башни, перенесенной с прежнего места, были построены еще три сторожевые башни. Расположенные по углам, почти прямоугольного в плане острога, башни связывал тын. В остроге были построены церковь, жилая изба, амбар для хранения припасов, пороховой погреб.
- Слайд №8 – Описание башни острога. Сторожевые башни были двухэтажными. Нижний этаж представлял собой жилое помещение с глинобитной печью, верхний этаж предназначался на случай боевых действий и имел для этой цели бойницы и облам – нависающую часть сруба, образующую щель через которую вели обстрел, лили кипяток, горячую смолу, если нападавшие подходили близко к стенам. Боевая часть башни была укрыта шатровой крышей с дозорной вышкой.
- Слайд №9 – Протопоп Аввакум. В 1656-1658 гг. в одной из башен Братского острога в заключении находился неистовый предводитель русских раскольников ссыльный протопоп Аввакум. Он же дал первое описание этого острога, который оставил о себе мрачные воспоминания. «По сем привезли в Братский острог и в тюрьму кинули, соломки дали. И сидел до Филиппова поста в студеной башне; там зима в те поры живет, да бог грел и без платья! Что собачка, в соломке лежу: коли накормят, коли нет. Мышей много было, я их скуфьею бил, - и ботожка не дадут дурачки!»
- Братский острог в конце XVII в. К 1675 г. Острог превратился в значительное поселение. Русские крестьяне жили вне стен крепости вместе с бурятами по берегу реки Оки. К этому времени острог уже потерял свое оборонное значение. Это был крупный административный центр братской волости, насчитывавший 33 деревни с 1176 душами мужского пола, из них пашенных крестьян было 806.
- Слайд №10 – Две башни Братского острога оказались срубленными в буквальном смысле слова на века, став ценными памятниками русского деревянного зодчества. Построенные из сосновых бревен толщиною всего 24 см, они сохранились до настоящего времени и находятся в подмосковном селе Коломенское и в музее «Ангарская деревня» в Братске.
IV. Закрепление материала. Викторина «Братск Острожный»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в процессе становления гражданской позиции через изучение социокультурного пространства города и музейную педагогику.
Данная публикация является иллюстрацией презентации, с которой я выступала на городском семинаре...

Учебно-методические материалы музейного урока "Бунинский Елец – образ города на страницах рассказа И.А. Бунина «Над городом», «Подснежник»"
Учебно-методические материалы для проблемно-диалогического музейного урока для 6 класса "Бунинский Елец – образ города на страницах рассказа И.А. Бунина «Над городом», «Подснежник»"....

Конспект уроока по истории и культуре Санкт-Петербурга "Вырос город..."
На данном уроке применяются информационно-коммуникативные технологии, ЭОР....

План-конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса по теме "Вырос город на болоте..."
Материал адресован учителям, преподающим предметную область Петербурговедение. Урок посвящён первым постройкам Санкт-Петербурга эпохи Петра I....

Музейное пространство города как творческая среда развития школьников.
В представленной работе описываются образовательные маршруты и методические рекомендации разработанные и апробированные в моей педагогической практике. Главной целью освоения нового образовательного п...


