Музейный урок "Дорогами народных ремесел"
методическая разработка по краеведению (5, 6, 7 класс)
Народные ремёсла — особые художественные традиции, которые столетиями складывались в разных регионах. В их основе лежит искусство обработки дерева, глины, камня, металла и других природных материалов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.5 КБ | |
| 1.89 МБ | |
| 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Дорогами народных ремесел»
Цели:
#1042;оспитательные: дать сведения о ремеслах жителей Приангарья, сохранять традиции народов нашей Малой Родины.
#1056;азвивающие: развивать интеллектуальные умения, анализировать информацию учителя и переводить в таблицу.
#1042;оспитательные: воспитывать духовную культуру, художественный вкус и эстетические качества на примере ремесел народов Приангарья.
Оборудование: презентация, картинки изделий, экспонаты школьного музея.
Ход урока.
- Организационный момент. Активизация: выяснение топонимического значения слова «ремесло».
- Вводная беседа.
Вопрос: Вспомните, какие материалы использовали древние люди, буряты, эвенки для изготовления оружия, одежды, утвари? (Камень, кость, глина, шкура, кожа, мех, дерево, береста).
Слово учителя: Уже в формах каменных орудий первобытного человека, в простейших геометрических фигурах орнамента на древнейшей керамике проявляются начатки творчества, которое сопровождало жизнь народа на протяжении всей его истории. Шло время, сменялись исторические эпохи и многие поколения людей, но всегда существовала в народе потребность украшать свой быт, делать радостным труд, дополнять свою нелегкую жизнь красотой.
Народное творчество Приангарья корнями уходит в прошлое, является ценным наследием национальной культуры народов, населяющих Сибирь. Это русские, буряты, эвенки. В Сибирь приезжали купцы со всей России, Китая, Монголии, других стран. Сюда привозили самые разнообразные товары, следовательно, здесь оседали и развивались многие промыслы. Точно так же появлялись и развивались ремесла: резное, медное, столярное, портновское, плотничное, каменное, кузнечное, золотых и серебряных дел и многое другое.
- Слайд №1 – Объявление новой темы: «Дорогами народных ремесел»
III. Изучение нового материала.
Учащиеся в тетрадях, по ходу объяснения, заполняют таблицу «Народные ремесла».
Слово учителя
- Слайд №2 – Гончарное ремесло. Глина – один из самых распространенных природных материалов, освоенных человеком еще в глубокой древности. Высокая пластичность материала позволила изготавливать множество необходимых в быту предметов главным образом посуду, культовые фугурки, игрушки. Вещи из обожженной глины принято называть керамикой.
- Слайд №3 – История гончарного ремесла знает два основных типа гончарных кругов – ручной и ножной. Наиболее древний – ручной. Гончар левой рукой раскручивал круг, постоянно подкручивая его, а правой формировал сосуд. Ножной гончарный появился позднее, он позволил мастеру освободить обе.
- Слайд №4 – Разновидности керамики. Терракота, майолика, поливы.
- Слайд №5 – Обработка бересты. Берёста - верхний слой берёзовой коры, издавна использовался в народе. Во-первых, это был дежурный материал, во-вторых, легко поддавался обработке, в-третьих, берёста практически не подвержена гниению. Из берёсты разные народы делали кухонную утварь, лодки, обувь, покрывали жилища.
- Слайд №6 – Лозоплетение. Плетёные изделия из различных растительных материалов известны с древнейших времён. Из лозы плели корзины, короба, в народе «пещер», верши, мережи и другие снасти для рыболовства.
- Слайды №7 и №8 – Прядение. Изготовление прялок было одним из самых популярных народных ремёсел. Форма сибирских прялок развивалась на основе простой и удобной конструкции, состоящей из вертикальной доски - «лопаски», к которой привязывалась «кудель», и горизонтальной доски «донца», на которой сидела пряха. Прялки, изготовленные из целого куска дерева, называли «копань».
- Слайды №9 и №10 – Ткачество. Из готовых нитей ткали на ткацком стане - «кросна», «домоткань», «домотканщину». Старожилы Приангарья использовали преимущественно коноплю, но в некоторых селах пришлое население сеяло и обрабатывало лен.
- Слайд №11 – Плетение поясов. Особым методом ткачества изготавливались пояса — кушаки. Пояс был обязательной частью старинной мужской одежды. Ткали пояса на бёрдочках и дощечках - кружках. Количество дощечек при тканье широких кушаков иногда доходило до 50 штук.
- Слайд №12 – Вышивка. Наряду с ткачеством большую роль в украшении одежды и всех тканых вещей: полотенец, занавесок, белья и прочего – играла вышивка. Излюбленным цветом русских крестьян издревле считался красный. В традиционных русских костюмах использовалось до 33 оттенков этого цвета.
- Слайд №13 – Кузнечное ремесло. Искусство ковки известно с далеких времён. Но начало широкому распространению было положено в 17-18 веках - это время зарождения русского городского кузнечного ремесла. Кузнечное ремесло не из лёгких. Даже обыкновенную подкову выковать требуется мастерство. Из под молота кузнеца или «коваля», как его было принято называть в старину, выходили самые разные изделия: от гвоздя до многопудового плуга.
VI. Закрепление знаний: проверка заполнения таблицы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гончарное ремесло Крынка Кувшин Горшок
История гончарного ремесла знает два типа гончарных кругов – ручной и ножной.
Терракота
Майолика Поливы
Изделия из бересты
Плетение
Прядение
Изготовление прялок
Ткачество Ткацкий станок - кросна
Образцы домотканных половичков
Пояс-кушак
Кушаки
Вышивка
Искусство ковки
Предварительный просмотр:
«Народные ремесла»
Название ремесла | Названия изделий | Материал изделий |
Гончарное ремесло | Крынка, кувшин, горшок | глина |
Обработка бересты | ||
Лозоплетение | ||
Прядение | ||
Ткачество | ||
Плетение поясов | ||
Вышивка | ||
Кузнечное ремесло |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по декоративно-прикладному творчеству "Творческая мастерская народных ремесел
Программа расчитана на детей 9-13 лет, срок реализации программы 2 года....

Методический материал из опыта работы «Выявление и развитие творческих и личностных качеств детей, через изучение и сохранение народных ремесел, семейных традиций на занятиях художественно-декоративного творчества».
Тема: «Почувствуй себя мастером». Цель создания материала: обобщение и распространение накопленного результативного опыта педагогической деятельности. Задачи: -Совершенство...

Обработка музейных коллекций народного искусства
Обобщение опыта организации музейной практики студентов СПО (культура и искусство)...
Концепция развития музейного комплекса "Народный музей литературы Мордовии"
Активное приобщение молодежи к культурному наследию народа через осмысление творчества поэтов и писателей Республики Мордовия...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Открытая лаборатория» создание специализированного кабинета народных ремесел и краеведения
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Соврем...

программа дополнительного образования "Технология народных ремесел"
Века и тысячелетия решается задача: осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям, то чем жило человечество, что представляет лицо данного народа.В данной программе уделяется вниман...

"В мире народных ремесел"
Внеклассное мероприятие по профессионально-трудовому обучяению Цель: знакомство с видами народных ремесел (вязание, лоскутное шитье, вышивка, макраме)...
