Музейный урок "Дорогами народных ремесел"
методическая разработка по краеведению (5, 6, 7 класс)

Боровикова Оксана Зигмундовна

Народные ремёсла — особые художественные традиции, которые столетиями складывались в разных регионах. В их основе лежит искусство обработки дерева, глины, камня, металла и других природных материалов 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok._dorogami_narodnyh_remesel.doc41.5 КБ
Office presentation icon dorogami_narodnyh_remesel.ppt1.89 МБ
Microsoft Office document icon tablitsa.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Дорогами народных ремесел»

Цели:

#1042;оспитательные: дать сведения о ремеслах жителей Приангарья, сохранять традиции народов нашей Малой Родины.

#1056;азвивающие: развивать интеллектуальные умения, анализировать информацию учителя и переводить в таблицу.

#1042;оспитательные: воспитывать духовную культуру, художественный вкус и эстетические качества на примере ремесел народов Приангарья.

Оборудование: презентация, картинки изделий, экспонаты школьного музея.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Активизация: выяснение топонимического значения слова «ремесло».
  2. Вводная беседа.

Вопрос: Вспомните, какие материалы использовали древние люди, буряты, эвенки для изготовления оружия, одежды, утвари? (Камень, кость, глина, шкура, кожа, мех, дерево, береста).

Слово учителя: Уже в формах каменных орудий первобытного человека, в простейших геометрических фигурах орнамента на древнейшей керамике проявляются начатки творчества, которое сопровождало жизнь народа на протяжении всей его истории. Шло время, сменялись исторические эпохи и многие поколения людей, но всегда существовала в народе потребность украшать свой быт, делать радостным труд, дополнять свою нелегкую жизнь красотой.

Народное творчество Приангарья корнями уходит в прошлое, является ценным наследием национальной культуры народов, населяющих Сибирь. Это русские, буряты, эвенки. В Сибирь приезжали купцы со всей России, Китая, Монголии, других стран. Сюда привозили самые разнообразные товары, следовательно, здесь оседали и развивались многие промыслы. Точно так же появлялись и развивались ремесла: резное, медное, столярное, портновское, плотничное, каменное, кузнечное, золотых и серебряных дел и многое другое.

  • Слайд №1 – Объявление новой темы: «Дорогами народных ремесел»

III. Изучение нового материала.

Учащиеся в тетрадях, по ходу объяснения, заполняют таблицу «Народные ремесла».

Слово учителя

  • Слайд №2Гончарное ремесло. Глина – один из самых распространенных природных материалов, освоенных человеком еще в глубокой древности. Высокая пластичность материала позволила изготавливать множество необходимых в быту предметов главным образом посуду, культовые фугурки, игрушки. Вещи из обожженной глины принято называть керамикой.
  • Слайд №3 – История гончарного ремесла знает два основных типа гончарных кругов – ручной и ножной. Наиболее древний – ручной. Гончар левой рукой раскручивал круг, постоянно подкручивая его, а правой формировал сосуд. Ножной гончарный появился позднее, он позволил мастеру освободить обе.
  • Слайд №4 – Разновидности керамики. Терракота, майолика, поливы.
  • Слайд №5Обработка бересты. Берёста - верхний слой берёзовой коры, издавна использовался в народе. Во-первых, это был дежурный материал, во-вторых, легко поддавался обработке, в-третьих, берёста практически не подвержена гниению. Из берёсты разные народы делали кухонную утварь, лодки, обувь, покрывали жилища.
  • Слайд №6 Лозоплетение. Плетёные изделия из различных растительных материалов известны с древнейших времён. Из лозы плели корзины, короба, в народе «пещер», верши, мережи и другие снасти для рыболовства.
  • Слайды №7 и №8 – Прядение. Изготовление прялок было одним из самых популярных народных ремёсел. Форма сибирских прялок развивалась на основе простой и удобной конструкции, состоящей из вертикальной доски - «лопаски», к которой привязывалась «кудель», и горизонтальной доски «донца», на которой сидела пряха. Прялки, изготовленные из целого куска дерева, называли «копань».
  • Слайды №9 и №10Ткачество. Из готовых нитей ткали на ткацком стане - «кросна», «домоткань», «домотканщину». Старожилы Приангарья использовали преимущественно коноплю, но в некоторых селах пришлое население сеяло и обрабатывало лен.
  • Слайд №11Плетение поясов. Особым методом ткачества изготавливались пояса — кушаки. Пояс был обязательной частью старинной мужской одежды. Ткали пояса на бёрдочках и дощечках - кружках. Количество дощечек при тканье широких кушаков иногда доходило до 50 штук.
  • Слайд №12Вышивка. Наряду с ткачеством большую роль в украшении одежды и всех тканых вещей: полотенец, занавесок, белья и прочего – играла вышивка. Излюбленным цветом русских крестьян издревле считался красный. В традиционных русских костюмах использовалось до 33 оттенков этого цвета.
  • Слайд №13Кузнечное ремесло. Искусство ковки известно с далеких времён. Но начало широкому распространению было положено в 17-18 веках - это время зарождения русского городского кузнечного ремесла. Кузнечное ремесло не из лёгких. Даже обыкновенную подкову выковать требуется мастерство. Из под молота кузнеца или «коваля», как его было принято называть в старину, выходили самые разные изделия: от гвоздя до многопудового плуга.

VI. Закрепление знаний: проверка заполнения таблицы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дорогами народных ремёсел Боровикова О.З. – педагог доп. образования МОУ «Гимназия №1 им. А.А. Иноземцева»

Слайд 2

Гончарное ремесло Крынка Кувшин Горшок

Слайд 3

История гончарного ремесла знает два типа гончарных кругов – ручной и ножной.

Слайд 4

Терракота

Слайд 5

Майолика Поливы

Слайд 6

Изделия из бересты

Слайд 7

Плетение

Слайд 8

Прядение

Слайд 9

Изготовление прялок

Слайд 10

Ткачество Ткацкий станок - кросна

Слайд 11

Образцы домотканных половичков

Слайд 12

Пояс-кушак

Слайд 13

Кушаки

Слайд 14

Вышивка

Слайд 16

Искусство ковки



Предварительный просмотр:

«Народные ремесла»

Название ремесла

Названия изделий

Материал изделий

Гончарное ремесло

Крынка, кувшин, горшок

глина

Обработка бересты

Лозоплетение

Прядение

Ткачество

Плетение поясов

Вышивка

Кузнечное ремесло


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по декоративно-прикладному творчеству "Творческая мастерская народных ремесел

Программа расчитана на детей 9-13 лет, срок реализации программы 2 года....

Методический материал из опыта работы «Выявление и развитие творческих и личностных качеств детей, через изучение и сохранение народных ремесел, семейных традиций на занятиях художественно-декоративного творчества».

Тема: «Почувствуй себя мастером». Цель создания материала: обобщение и распространение накопленного результативного опыта педагогической деятельности. Задачи: -Совершенство...

Обработка музейных коллекций народного искусства

Обобщение опыта организации музейной практики студентов СПО (культура и искусство)...

Концепция развития музейного комплекса "Народный музей литературы Мордовии"

Активное приобщение молодежи к культурному наследию народа через осмысление творчества поэтов и писателей Республики Мордовия...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Открытая лаборатория» создание специализированного кабинета народных ремесел и краеведения

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Соврем...

программа дополнительного образования "Технология народных ремесел"

Века и тысячелетия решается задача: осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям,  то  чем жило человечество, что представляет лицо данного народа.В данной программе уделяется вниман...

"В мире народных ремесел"

Внеклассное мероприятие по профессионально-трудовому обучяению Цель: знакомство с видами народных ремесел (вязание, лоскутное шитье, вышивка, макраме)...