История создания первого железнодорожного училища в Ельце
проект по краеведению (11 класс)

В 2024 году первое в России железнодорожное училище отмечает свой 155-летний юбилей. В связи с этим назрела необходимость более глубокого и комплексного изучения его истории, вклада отдельных уникальных личностей в его становление и развитие.

Цель данного проекта: изучить историю становления и развития железнодорожного образования в городе Ельце.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_i_kraevedenie.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

История создания первого железнодорожного училища в Ельце

30 октября (11 ноября) 1837 г. в Санкт-Петербурге состоялось открытие первой в России пассажирской железной дороги, соединившей Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловском. Это событие стало торжеством прогресса, для осуществления которого потребовались талант и трудолюбие многих людей, объединённых высокой задачей. С него начинается славная история железных дорог в России, ставших важнейшим рычагом для нашей экономики с XIX века и до настоящего момента.

В тот период отрасли остро не хватало инженеров, техников, мастеров, специалистов самых разных железнодорожных профессий. Поэтому открытие первого ремесленного железнодорожного училища имело огромное значение.

В 2024 году первое в России железнодорожное училище отмечает свой 155-летний юбилей. В связи с этим назрела необходимость более глубокого и комплексного изучения его истории, вклада отдельных уникальных личностей в его становление и развитие.

Цель данного проекта: изучить историю становления и развития железнодорожного образования в городе Ельце.

Задачи проекта:

  • Проанализировать архивный материал об истории ЕТЖТ- филиал РГУПРС;
  • Провести поисковую работу, собрать материал о бывших руководителях, педагогах, выпускниках;
  • Создать новый раздел в музее нашего учебного заведения.

Гипотеза: работа над проектом будет способствовать развитию социальной активности, гражданской ответственности и духовности.

Активное развитие железнодорожного транспорта столкнулось с отсутствием грамотных специалистов. Не хватало опытных и знающих свое дело машинистов, дорожных мастеров, телеграфистов, что не могло не сказываться на эксплуатации и содержании стальных магистралей. В России просто не было ни училищ, ни каких-либо других учреждений, готовящих специалистов среднего и низшего звена. Поэтому приходилось обращаться к иностранцам, чаще всего не знакомым с традициями, бытом, укладом жизни, да к тому же почти не владеющим русским языком и потому не спешившим переезжать на чужбину.

Назрела необходимость самим готовить нужные кадры. Не случайно главный инспектор частных железных дорог России Андрей Иванович Дельвиг, выступая в 1868 году на открытии Орловско-Витебской магистрали, высказался о «желательности учреждения специальных училищ для подготовки низших техников железнодорожной службы, недостаток которых составляет один из наиболее сильных тормозов к правильному устроению этой службы на наших дорогах» [4].

Эта же мысль не давала покоя и «железнодорожному королю» С. С. Полякову. Он обратился к министру путей сообщения П. П. Мельникову с письмом, где изложил важному государственному деятелю свои соображения о необходимости открытия учебного заведения, готовившего бы специалистов для новой перспективной отрасли. А главное — сам брался учредить подобное учебное заведение.

Министр, по достоинству оценивший идею купца, 20 сентября 1868 года ходатайствует государю императору Александру II: «В начале построения железных дорог в России приглашались преимущественно машинисты-иностранцы и, конечно, переселялись не самые лучшие, образовавшиеся же впоследствии русские машинисты обучались обращению с паровозами лишь на практике, не имеют большей частью основательных научных сведений. Посему учреждаемое Поляковым училище, несомненно, послужит и образованию в России собственных сведущих машинистов и их помощников. Дорожные мастера, которые при ремонте железных дорог имеют весьма немаловажное значение в отношении правильности устройства пути и безопасного по оному движения, также требуют предварительной подготовки, нелегко достигаемой одной практикой. Затем и для образования дорожных мастеров предполагаемое училище будет весьма полезно. То же должно сказать и о мостовых мастерах, от которых зависит правильное содержание и исправление более или менее ценных мостовых сооружений»[3].

И далее: «Сама местность для учреждения училища, то есть г. Елец, избрана весьма удачно, так как город этот представляет центральный пункт между несколькими железными дорогами и в нем находятся большие мастерские Орлово-Грязской железной дороги, окрестности Ельца изобилуют разными заводами и фабриками. По этим соображениям, признавая предложенное Поляковым техническое железнодорожное училище учреждением, заслуживающим полного внимания, как первое начало научному и практическому образованию в России хороших машинистов, дорожных и мостовых мастеров и других ремесленников по разным отраслям железнодорожного дела…»[3].

И Полякова, и Мельникова император услышал: его Указом в 1869 году в Ельце при мастерских Орловско-Грязской железной дороги открыто первое в России ремесленное железнодорожное училище, названное по имени монарха Александровским. Устав утвердил сам министр путей сообщения Павел Петрович Мельников в феврале 1869 года, а официальное открытие приурочили ко дню рождения императора — 17 апреля.

Самуил Поляков принял самое активное финансовое участие в строительстве училища, на его средства которого были возведены учебные и бытовые помещения, закуплено необходимое оборудование. Помимо этого, предприниматель пожертвовал 30 тыс. руб. серебром в 5-процентных бумагах – доход от них также шёл на содержание заведения.

Предусматривались и другие источники финансирования. К примеру, правление Орловско-Грязской железной дороги делало повёрстные отчисления из расчёта 15 руб. за версту. Одну копейку с рубля либо 1% от общей суммы жалованья направляли служащие трёх магистралей, которые проходили через город. Свой вклад вносили и члены попечительского совета – каждый из них должен был направлять на счёт подопечного учебного заведения не менее 50 целковых ежегодно.

Объяснение тому было простое. Учебное заведение пользовалось бешеной популярностью. Надеть форму его воспитанников мечтали абитуриенты классических, реальных, военных гимназий, уездных, духовных, ремесленных училищ, народных и других школ, которые приезжали в Елец из более чем 30 губерний России.

По уставу при приёме в новое училище предпочтение должно было отдаваться ребятне из бедных семей и служащих железных дорог. Но на деле всё получалось иначе. В течение первых двух десятилетий существования учебного заведения до 63% его учеников составляли дети купцов, дворян и духовных лиц, а доля «потомственных» железнодорожников в 1869–1888 годы не превышала 10%.

В разное время в совет его учредителей входили такие видные деятели российских железных дорог, как князь Михаил Хилков (в то время – начальник Орловско-Грязской и Ливенской железных дорог); Илья Харитонович, преподаватель железнодорожного дела и начальных оснований строительного искусства (впоследствии он станет начальником Юго-Восточной железной дороги). Читал лекции в училище и Фердинанд Рыдзевский, будущий глава Закавказской железной дороги.

Попечителем училища стал сын Самуила Соломоновича – Даниил: «Почетный попечитель училища Даниил Самуилович Поляков, согласно Высочайшему повелению, состоит пожизненно в этом звании с 24 апреля 1892 года» [4].

На обучение принимали только русских подданных в возрасте от 14 до 17 лет, в основном детей железнодорожных служащих. Первый набор состоял всего из десяти человек. Через несколько лет в Александровском постоянно получали образование уже более ста учеников. По программе «три года назначались для элементарного образования в Елецком уездном училище и наглядного обучения ремёслам при училище и два года для изучения специального ремесла при мастерских железной дороги» [3].

Предметами преподавания служили: закон Божий, первоначальная математика с основанием практического счетоводства и с землемерием, общие понятия из физики, практические сведения из телеграфии, краткий курс общей механики и прикладная механика (описательная), краткий курс обработки дерева и металлов, начальные практические сведения по строительному делу, практика железнодорожного дела, черчение начальное и специальное от руки и с помощью инструментов, чистописание, ремесла слесарное, кузнечное и столярное, гимнастика и пение.

Кроме того, изучались особые положения, инструкции и правила, существующие для соответственной категории служащих, правила движения, положение о сигналах, общие правила для всех служащих казенных железных дорог, организация казенного железнодорожного управления. Имелись и учебные мастерские. Преподаватели же назначались только из инженеров или лиц, получивших высшее техническое или математическое образование.

Для учащихся были разработаны правила поведения во время уроков, на переменах и в повседневной жизни. К примеру, им запрещалось посещать маскарады и трактиры. Посещение театрализованных представлений разрешалось только в праздники с особого разрешения начальника училища.

В праздничные и предпраздничные дни учащиеся вместе с начальством и наставниками посещали богослужения, совершаемые в домовом храме училища при пении ученического хора.

В свободное от учебных занятий время ученикам выдавались из ученической библиотеки журналы и книги для чтения, а из учебных кабинетов фотоаппараты для занятий фотографией. Зимой в распоряжении учеников был каток, а летом – подвижные игры на открытом воздухе – крокет, городки, лапта и занятия в гимнастическом городке.

Огромное значение в процессе обучения придавалось практическим навыкам: например, механики, прежде чем получить диплом, должны были «наездить», управляя паровозом, не менее 2500 вёрст на товарных и пассажирских поездах.

Училище нередко участвовало во Всероссийских и Международных выставках, удостаивалось медалей и дипломов. А уж какие железнодорожные модели собирали в стенах училища! Стенды с работами учеников притягивали толпы зрителей на многочисленных всероссийских выставках. Гордостью училища был паровоз серии «В» весом 76 пудов, собранный из 175 деталей. Локомотив мог ездить как настоящий и имел приспособление для… дезинфекции паром. Некоторые модели побывали и за границей. В частности, французский ключ, домкрат и семь частей паровоза вполовину или треть натуральной величины были представлены в русском отделе на Всемирной художественной, промышленной и земледельческой выставке в Париже 1900 года, которая была посвящена началу XX века.

Для училища был построен целый комплекс строений. В главном корпусе имелись не только классы для занятий, библиотека и кабинеты для руководства, но даже небольшая домовая церковь во имя Александра Невского.

Другие здания — каменные учебные мастерские и общежитие на 70 мест, деревянные дома для начальника и служащих училища, баня, ледник — были выстроены к 1871 г.

На территории учебного заведения, занимавшего площадь 1,33 га, был разбит сад с фонтанами, сооружен гимнастический городок.

В 1891 году Даниил Самуилович Поляков безвозмездно передал училище со всеми постройками и капиталом (в размере 30 тыс. руб. серебром, проценты с которого шли на содержание училища) в ведомство российского Министерства путей сообщения.

С той поры много событий произошло в стенах училища. Год 1905-й был отмечен забастовками учеников, требовавших улучшения материального благосостояния и «изменения учебно-воспитательного строя».

В царские времена численность учащихся составляла до 100 человек, в год выпускалось около 30 мастеров. К 1917 году его окончили уже более 1400 человек.

За время своего существования первое железнодорожное училище неоднократно меняло название, а вместе с ним менялись программы и методики обучения. Так, в 1917 году оно было преобразовано в среднетехническое училище строительных специальностей, в 1922-м его переименовали в Елецкий строительный техникум НКПС, а уже в следующем – в Елецкую профессионально-техническую школу строительных специальностей. В 1930 году профшкола была преобразована в Елецкий путейско-строительный техникум НКПС. Стал проводиться набор на новые отделения – «путейско-строительное» и «гражданские и коммунальные здания». Количество учащихся возросло до 350 человек.

В годы Великой Отечественной войны техникум не прекращает работу. В апреле 1942 года его учебный корпус сильно пострадал от прямого попадания немецкой авиабомбы. Занятия пришлось перенести в здание школы № 20 (ул. Мира, 44). А летом того же года ЕТЖТ был эвакуирован из Ельца — сначала в Саратов, а затем в Удмуртию, в город Можгу.

Когда в 1943 году учреждение возвращается в Елец, там открывается ещё одно новое отделение – «искусственные сооружения». Тогда же учебное заведение получает своё современное название – Елецкий техникум железнодорожного транспорта.

После Великой Отечественной войны историческое здание было надстроено: центральная часть четвертым этажом, боковые крылья третьим этажом. Первоначально фасады оставались кирпичными, после войны их оштукатурили.

1952 год был отмечен тем, что техникум перевели в новый учебный корпус, построенный по проекту архитектора Михаила Готлиба. Силами преподавателей и учащихся на прилегающей территории был заложен фруктовый сад, посажены берёзовые аллеи, которые и сегодня радуют глаз.

Для удовлетворения нужд Елецкого железнодорожного узла с 1962 по 1969 год в техникуме работали вечернее и заочное отделения. В это время появились новые специальности, в частности «Путевые и строительные машины», «Мосты и другие искусственные сооружения».

2000-е годы стали самыми значимыми в его трудовой деятельности. Именно в это время техникум обретает вторую молодость: капитально отремонтированы студенческое общежитие, учебные корпуса и мастерские, построены железнодорожный полигон, автодром для подготовки водителей категории «В» и спортивный комплекс, благоустроена территория общей площадью 3,5 га.

В 2017 году техникум вошёл в состав университетского комплекса Ростовского госуниверситета путей сообщения (РГУПС), став его филиалом.

За 155 лет учебное заведение подготовило более 40 тыс. специалистов для железных дорог страны и других отраслей промышленности. В числе именитых выпускников – генерал-майор инженерных войск, Герой Советского Союза Иван Жемчужников; Герой Социалистического Труда, генерал-полковник Михаил Макарцев, который командовал Железнодорожными войсками с 1983 по 1992 год; генерал-лейтенант Сергей Климец – командующий Железнодорожными войсками с 2008 по 2010 год; гвардии подполковник, Герой России Сергей Пятницких и Владимир Воробьёв, бывший с 2002 по 2006 год начальником Северо-Кавказской дороги, а с 2006 по 2012-й – вице-президентом ОАО «РЖД».

За время своего существования первое железнодорожное училище 13 раз меняло своё название, а вместе с ним менялись материальная база, программа, методики обучения и многое другое. Неизменным оставалось только одно – репутация одного из лучших учебных заведений страны, где готовят профессионалов для железнодорожного транспорта, и нынешнее поколение его воспитанников действительно гордится этим.

Литература

  1. «Открытие первого в России технического железнодорожного училища им. имп. Александра II в день рождения монарха»; статья. -  Официальный сайт  МБУК "Елецкий городской краеведческий музей", - 29.09.2021 г.
  2. Памятная книжка и адрес-календарь Орловской губернии на 1900г. – Орел: Издание канцелярии Орловского губернского статистического комитета. Типография губернского правления, 1899 г. – 294с.
  3. Таненбаум А.С. Училища железнодорожные // Энциклопедия Брокгауза и Ефрона в 86 томах [Электронный ресурс]; подгот. по печат. изд. Ф. А. Брокгауза (Лейпциг) и Е. Ф. Эфрона (С.-Петербург) издан. 1890-1907 гг. в 86 томах. - Электрон. данн. – (Р) 2002 IDDK © 2002 Мультимедиа-издательство «Адепт» / гл. редактор Е. Александрова. – 1 электрон. опт. Диск.
  4. «Краткий отчет о состоянии училища за 1908-1909 учебный год», Елец, типография Т-ва А.И. Полякова, 1910 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История создания первой книги

В древнейшие времена человеческая память была единственным средством сохранения и передачи опыта, информации о событиях и людях. Известны так называемые бесписьменные цивилизации, где огро...

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.

Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках....

Из истории создания первой английской школы в СССР

Из истории создания первой английской школы в СССР.  Опубликовано в сборнике материалов Тринадцатых Петровских чтений Петровской академии наук и искусств...

Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...