Методическая разработка интегрированного урока "Родники-источники жизни лазоревого края"
план-конспект урока по краеведению (7 класс)
Разработка содержит краеведческий материал по географии, биологии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Родники – источники жизни лазоревого края.
Форма урока- урок исследование
Цель: 1) Познакомить с образованием родника;
2) Совершить путешествие по Верхнемазинским родникам .
3) Провести всестороннее исследование ( историческое, естественно-научное) родников лазоревого края.
Задачи:
- Дать понятие «Родник» , его структура, способ образования
- Дать понятие выражениям «водопроницаемые слои»: из каких пород они состоят;
3)Корригировать внимание путем выполнения практических заданий;
4.Узнать о значении родников для экосистем
5. Рассмотреть способы охраны родников.
6.Воспитывать интерес к предмету география.
Оборудование: Схемы: «Образование подземных вод», «Круговорот воды в природе», карточки с названием горных пород, карточки с обозначением осадков, горные породы: песок, гравий, почва, глина, гранит, детская лейка,энциклопедическая литература, раздаточный материал для самостоятельной работы, диаграмма « суша и вода на Земле», рабочие листы, приборы для эксперимента.
Ход урока
Учитель географии :
Доброго всем дня . Сегодня у нас не просто урок географии, а увлекательное и интереснейшее биолого-географическое исследование, исследование нашего родного края в рамках большой темы –Гидросфера.
1.Повторение знаний
- В результате изучения данной темы мы пришли к общему выводу, который я зашифровала в диаграмме .Составьте из набора деталей правильную диаграмму и подтвердите ее выводом.
На столе учителя два набора диаграммы «Суша и вода на Земле». Учащиеся выбирают нужные детали и составляют диаграмму, объясняют, почему выбрали именно эти части.
Делают вывод, что на нашей планете воды больше чем суши? Свой ответ поясняют , работая по карте ( показывают океаны, моря, реки) - это все части ГИДРОСФЕРЫ
2)Практическая работа.
Учитель: Вода на Земле находится в постоянном движении. Как вы можете доказать это утверждение?
Ответ – существует мировой круговорот воды в природе
Один учащийся работает у доски, остальные работают на местах.
Из деталей учащийся у доски воспроизводит схему «Круговорот воды в природе», остальные дополняют схему на рабочих листах . В конце проходит самопроверка работ и коллективная проверка. Делается вывод.
Ученик и его вывод: Вода испаряется с огромной поверхности Мирового океана . Водяной пар поднимается в верх, охлаждается ,формируя облака. Одна часть воды из облаков с атмосферными осадками возвращается в океан .Другую часть вместе с облаками воздушные массы переносят в области над континентами. На сушу выпадают осадки в виде дождя, снега. Таким образом, вода пополняет реки, озера, ледники, подземные воды. Наконец вместе с речным и подземным стоком вода возвращается обратно в Океан. Это и есть Мировой круговорот воды.
3.Работа над новым материалом.
Учитель: Ребята, говоря о гидросфере ,нельзя не восхититься магическим шумом воды, который как волшебство действует на наш организм , улучшая самочуствие, настроение. Сейчас я предлагаю вам послушать шум воды и попытаться распознать , а какой это источник воды шумит???
- шум океана
-шум реки
-шум родника
-шум водопада
Читается стихотворение на фоне шума родника.
В глуши лесной, в глуши зеленой
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный,
Кипит, играет и спешит
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной
И.Бунин
- О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? ( о роднике, его образовании).
Работа в рабочих листах.
Как вы думаете, интересная ли это тема? А что бы вы хотели узнать о родниках?
- Как он образуется
- Почему где то есть родники, а где то их не бывает
-как узнать что за вода в родниках, можно ли ее пить
- хотелось бы узнать о наших родниках
Вот вы и определи ли круг проблемных вопросов нашего урока и на них мы постараемся ответить.
Учитель: тема урока. – родники – записывается в клеточки
На Земле выпадает огромное количество осадков.
- Давайте еще раз обратимся к схеме Круговорот воды - Куда же девается вода? (Часть воды испаряется, часть стекает в реки и озера или просачивается под землю). И составляет удивительный мир подземных вод. А сейчас вы с Марией Викторовной попытаете сделать интереснейшее исследование о том как происходит данный процесс?
4. Объяснение нового материала.
Учитель биологии: Поверхность земли состоит из различных горных пород, одни располагаются горизонтально, другие с наклоном, одни пропускают воду, другие её задерживают.
На столе учителя образцы горных пород. Учащиеся проводят опыт с
данными пор одами, поливая их из детской лейки, и делают вывод.
На доске выстраивается схема «Образование подземных вод»
Учитель: Вода просачивается через водопроницаемые слои и накапливается. Если слои имеют наклон, то вода по наклону ищет себе выход, она выходит на поверхность и образует ИСТОЧНИК или РОДНИК.
В каких местах вода выходит на поверхность земли? ( чаще всего в овраге или на обрывистом берегу реки).
Накапливаясь между пластами земли , вода образует постоянный водоносный горизонт – грунтовые воды. Бывает и так, что вода попадает и между нижними слоями земной коры. Чаще всего она попадает туда в тех местах, где слои выходят на поверхность. И тогда межпластовые воды напоминают подобие слоеного пирога, чередуясь с водоупорными слоями.
Подземные слои могут находиться на разной глубине, начиная от нескольких метров и глубже. они важны для нашей жизни. Они служат источником влаги, которая нам необходима для питья, полива растений, производства электроэнергии и многих других нужд. Они также влияют на климат и ландшафт нашей планеты.
Что такое родник ??? Работа со словарями и источниками
Структура родника.
5. Родники лазоревого края
Учитель географии.
Любой край, любое село неповторимы. Мы живем в селе Верхняя Маза Радищевского района Ульяновской области.Наше родное село расположено в красивой живописной местности. И не случайно более ,чем 300 лет назад люди выбрали нашу местность для жизни.Здесь протекает река Мазка,среди лазоревых лугов бьют из земли множество мелких и несколько крупных родников. Наши родные родники, односельчане называют «душой лазоревого края». К данному уроку некоторые из вас провели большую подготовительную работы, посетили старожил нашего села, узнали много интересного об истории названий наших родников, пробрались среди распутицы к близлежащим родникам, посмотрели на их экологическое состояние, взяли воду на исследование.
Давайте познакомимся с результатами исследования
Итоги исследования
Сармат.Вот уже на протяжении многих лет наша семья ездит за водой на «Винный» родник. Мне стало интересно происхождение такого названия и я обратился за помощью к коренным жителям, старожилам нашего села,моим соседям – Парфенову Евгению Николаевичу и Парфеновой Раисе Александровне.
Из их рассказов узнал, что наши родники существует давно. Почему же так назвали родник? Первая версия: родник получил свое название из-за того, что в нем чистая прозрачная вода, которую использовали в 19 веке для приготовления вина.По преданию старожилов из Винного родника был проложен водопровод в имение Дениса Давыдова. Во все времена в праздник Крещенья было много желающих взять воды из родника.
Вторая версия: старожилы рассказывали, что после праведных трудов на рытье прудов Денис Давыдов велел вдоволь угостить крестьян медовухой. Веселились и напились крестьяне, меры не зная, поэтому и назвали родник «Винный».
Василиса. Я занималась исследованием названия родника «Бак», который расположен не далеко на юго-востоке от нашего села, среди полей и лугов, на косогоре. Родник – «Бак» с очень холодной водой. Получил он такое название из-за установленной большой металической емкости на месте выхода родника – которую в народе называют БАК .В 1992 году от родника Бак был проложен водопровод в село, так как нижнемазинской воды уже для села не хватало. Вода из Бака поступала на ферму и старую часть села.
Родник «Опоица». По преданию: «Однажды в жару путник – мужчина шел мимо родника, напился воды, да и умер там. Считают, что опился холодной воды», такую версию я узнала от старожила нашего села Пашина Николая Петровича. Так же данную версию подтверждает Узбекова С.С. в своем книге «Имя любви -Родина»
Учитель биологии. Так же ребята побывали на родниках и набрали воды. Сейчас я вам предлагаю исследовать воду из наших родников на цвет, запах, вкус, прозрачность, жесткость , используя химико-биологические методы исследования. Вы сегодня будете участниками небольших экпериментов.
Я вам предлагаю разделиться на 4 группы по 2 человека.
Каждая группа получает оборудование, рабочий лист с четкой пошаговой инструкцией для выполнения опыта. Вы выполняете опыт по инструкции и делает вывод о его результатах . Учитель сама рассказывает об опыте на определение жесткости и мягкости воды.
Затем учитель биологии делает вывод : Обобщая все ваши результаты опытов давайте сделаем общий вывод : С родниками связаны традиции наших односельчан. Родники питают реку Мазку, они являются источниками жизни не только для людей, но для множества животных, птиц , насекомых и растений нашего лазоревого края.
Вода в наших родниках «Винный» и «Сафронов» пригодна для питья и не несёт в себе какую-либо опасность для здоровья.
7. Рефлексия
Учитель: Как накапливается вода под землей?
- Что способствует образованию родника? (водонепроницаемые слои).
- В каких местах вода выходит на поверхность земли? (в оврагах и по берегам рек).
- С чем мы познакомились на уроке?
-Чтобы вы сделали, чтобы в источнике, в котором вы берете воду, всегда была чистая и холодная вода?
Кубик рефлексии
- объясни ( как образуется родник)
- почему ( вода в родниках хорошего качества)
-назови (родники нашей местности)
-предложи ( свои мероприятия по охране родников)
-придумай (название неизвестного родника)
- поделись (впечатлением от урока)
Оценки за урок.
Д/З
1. Задание: **Составить памятку по охране родников**.
2.Дополнительный материал.
Подземные воды, содержащие большое количество веществ, полезны для человека. В некоторых районах земли есть подземные воды ,содержащие много растворенных солей. Они называются минеральными. Минеральные вода появляются на поверхность земли в виде источников. Если минеральные воды сами не могут найти выход на поверхность, то люди бурят скважины. На Кавказе расположены Минеральные Воды и Железноводск. Минеральные воды оказывают лечебное воздействие на организм человека. В местах, где много минеральных источников, строят специальные санатории. На территории нашей Ульяновской область тоже имеются минеральные источники. Один из них имеет известность во всей России – это Ундоровский минеральный источник, вода из которого названа «Волжанка» и ее можно приобрести в наших магазинах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...

Методическая разработка интегрированного урока по географии и истории для 9 класса по использованию учебного пособия «Гусь – Хрустальный – столица Мещёрского края»
Цели урока:- познакомить учащихся с полезными ископаемыми и горными породами Гусь – Хрустального района;- формирование умения по внешним признакам различать горные породы;- формирование навыков ...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 75-летию образования Приморского края
Данная работа посвящена 75- летию образования Приморского края. В работе представлены: история образования Приморского края, г. Уссурийска, КГАПОУ «Уссурийский колледж технологии и управления». В ходе...

Методическая разработка интегрированного урока по УД «Иностранный язык (английский)» и УД «Литература» Тема: Жизнь и творчество В.Шекспира (1564-1616). Трагедия «Гамлет».
Данная методическая разработка представляет собой конспект интегрированного урока по УД Иностранный язык и литература. Новизна разработки в ее двуязычии. Урок проводиться на английском и руском яязыка...
Методическая разработка интегрированного урока по Английскому языку и ОБЖ по теме: «Здоровый образ жизни».
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей английского языка и ОБЖ учреждений СПО. Тема «Здоровый образ жизни» очень актуальна в настоящее время, так как современный т...

Методическая разработка интегрированного урока по экономике и краеведению "Бизнес-проект для развития родного края"
Целью урока является содействовие усвоению обучающимися сведений об историческом, экономическом и культурном развитии Кяхтинского района....
















