Методическая разработка интегрированного урока "Родники-источники жизни лазоревого края"
план-конспект урока по краеведению (7 класс)

Волкова Галина Николаевна

Разработка содержит краеведческий материал по географии, биологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodniki-istochniki_zhizni_lazorevogo_kraya.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Родники – источники жизни лазоревого края.

Форма урока- урок исследование

Цель:    1) Познакомить с образованием родника;

            2) Совершить путешествие по Верхнемазинским родникам .

            3) Провести всестороннее исследование ( историческое, естественно-научное) родников лазоревого края.

Задачи:

  1. Дать понятие «Родник» , его структура, способ образования
  2. Дать понятие выражениям «водопроницаемые слои»: из каких пород они состоят;

3)Корригировать внимание путем выполнения практических заданий;

4.Узнать о значении родников для экосистем

5. Рассмотреть способы охраны родников.      

6.Воспитывать интерес к предмету география.

Оборудование:  Схемы: «Образование подземных вод», «Круговорот воды в природе», карточки с названием горных пород, карточки с обозначением осадков, горные породы: песок, гравий, почва, глина, гранит, детская лейка,энциклопедическая литература, раздаточный материал для самостоятельной работы, диаграмма « суша и  вода на Земле», рабочие листы, приборы для эксперимента.

Ход урока

Учитель географии :

Доброго всем дня . Сегодня у нас не просто урок географии, а увлекательное и интереснейшее  биолого-географическое исследование, исследование  нашего родного края в рамках большой темы –Гидросфера.

1.Повторение знаний

  1.  В результате изучения данной темы  мы пришли к общему выводу, который я зашифровала в диаграмме  .Составьте из набора деталей правильную диаграмму  и подтвердите ее выводом. 

На столе учителя два набора диаграммы «Суша и вода на Земле». Учащиеся выбирают нужные детали и составляют диаграмму, объясняют, почему выбрали именно эти части.

Делают вывод, что  на нашей планете воды больше чем суши? Свой ответ поясняют , работая по карте ( показывают океаны, моря, реки)  - это все части ГИДРОСФЕРЫ

2)Практическая работа.

Учитель: Вода на Земле находится в постоянном движении. Как вы можете доказать это утверждение?

Ответ – существует мировой круговорот воды в природе

Один учащийся работает у доски, остальные работают на местах.

Из деталей учащийся у доски воспроизводит схему «Круговорот воды в природе», остальные дополняют схему на рабочих листах . В конце проходит самопроверка работ и коллективная проверка. Делается вывод.

Ученик и его вывод: Вода испаряется с огромной поверхности Мирового океана . Водяной пар поднимается в верх, охлаждается ,формируя облака. Одна часть воды из облаков с атмосферными осадками возвращается в океан .Другую часть вместе с облаками воздушные массы переносят в области над континентами. На сушу выпадают осадки в виде дождя, снега. Таким образом, вода пополняет реки, озера, ледники, подземные воды. Наконец вместе  с речным и подземным стоком вода возвращается обратно в Океан.  Это и есть Мировой круговорот воды.

3.Работа над новым материалом.

Учитель: Ребята, говоря о гидросфере ,нельзя не восхититься магическим шумом воды, который как волшебство действует на наш организм , улучшая самочуствие, настроение. Сейчас я предлагаю вам послушать шум воды и попытаться распознать , а какой это источник воды шумит???

- шум океана

-шум реки

-шум родника

-шум водопада

Читается стихотворение на фоне шума родника.

В глуши лесной, в глуши зеленой

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный,

Кипит, играет и спешит

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши,

Как в светлой влаге голыши

Дрожат мозаикой узорной

И.Бунин

- О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? ( о роднике, его образовании).

Работа в рабочих листах.

Как вы думаете, интересная ли это тема? А что бы вы хотели узнать о родниках?

- Как он образуется

- Почему где то есть родники, а где то их не бывает

-как узнать что за вода в родниках, можно ли ее пить

- хотелось бы узнать о наших родниках

Вот вы и определи ли круг проблемных вопросов нашего урока и на них мы постараемся ответить.

Учитель:  тема урока. – родники – записывается в клеточки

На Земле выпадает огромное количество осадков.

                 

- Давайте еще раз обратимся к схеме Круговорот воды - Куда же девается вода? (Часть воды испаряется, часть стекает в реки и озера или просачивается под землю).  И составляет удивительный мир подземных вод. А сейчас вы с Марией Викторовной попытаете сделать интереснейшее исследование о том как происходит данный процесс?

4. Объяснение нового материала.

Учитель биологии: Поверхность земли состоит из различных горных пород, одни располагаются горизонтально, другие с наклоном, одни пропускают воду, другие её задерживают.

                             На столе учителя образцы горных пород. Учащиеся проводят опыт с

                             

данными пор       одами,  поливая их из детской лейки, и делают вывод.

                             На доске выстраивается схема «Образование подземных вод»

        

Учитель: Вода просачивается через водопроницаемые слои и накапливается. Если слои имеют наклон, то вода по наклону ищет себе выход, она выходит на поверхность и образует ИСТОЧНИК или РОДНИК.

В каких местах вода выходит на поверхность земли? ( чаще всего в овраге или на обрывистом берегу реки).

Накапливаясь между пластами земли , вода образует постоянный водоносный горизонт – грунтовые воды. Бывает и так, что вода попадает и  между  нижними слоями  земной коры. Чаще всего она попадает туда в тех местах, где слои выходят на поверхность. И тогда межпластовые воды напоминают подобие слоеного пирога, чередуясь с  водоупорными слоями.

Подземные слои могут находиться на разной глубине, начиная от нескольких метров и глубже. они важны для нашей жизни. Они служат источником влаги, которая нам необходима для питья, полива растений, производства электроэнергии и многих других нужд. Они также влияют на климат и ландшафт нашей планеты.

Что такое родник ??? Работа со словарями и источниками

Структура родника.

5. Родники лазоревого края

Учитель географии.

Любой край, любое село неповторимы. Мы  живем в селе Верхняя Маза Радищевского района Ульяновской области.Наше родное село расположено  в красивой живописной местности. И не случайно более ,чем 300 лет назад люди выбрали нашу местность для жизни.Здесь протекает река Мазка,среди лазоревых лугов бьют из земли множество мелких  и несколько крупных родников. Наши родные родники, односельчане называют  «душой лазоревого края». К данному уроку некоторые из вас провели большую подготовительную работы, посетили старожил нашего села, узнали много интересного об истории названий наших родников, пробрались среди распутицы к близлежащим родникам, посмотрели на их экологическое состояние, взяли воду на исследование.

Давайте познакомимся с результатами исследования

Итоги исследования

Сармат.Вот уже на протяжении многих лет наша семья ездит за водой на «Винный» родник. Мне стало интересно происхождение такого названия и я обратился за помощью к коренным жителям, старожилам нашего села,моим соседям – Парфенову Евгению Николаевичу и Парфеновой Раисе Александровне.

 Из их рассказов узнал, что наши родники существует давно. Почему же так назвали родник?  Первая версия: родник получил свое название из-за того, что в нем чистая прозрачная вода, которую использовали в 19 веке для приготовления вина.По преданию   старожилов из Винного родника был проложен водопровод в имение Дениса Давыдова. Во все времена в праздник Крещенья  было много желающих взять воды из родника.

Вторая версия: старожилы рассказывали, что после праведных трудов на рытье прудов Денис Давыдов велел вдоволь угостить крестьян медовухой. Веселились и напились крестьяне, меры не зная, поэтому и назвали родник  «Винный».  

Василиса. Я занималась исследованием названия родника «Бак», который расположен не далеко  на юго-востоке от нашего села, среди полей и лугов, на косогоре. Родник – «Бак» с очень холодной водой. Получил он такое название из-за установленной большой металической емкости на месте выхода родника – которую в народе называют БАК .В 1992 году   от родника Бак был проложен водопровод в село, так как нижнемазинской воды уже для села не хватало. Вода из Бака поступала на ферму  и старую часть села.

 Родник «Опоица».  По преданию: «Однажды в жару путник – мужчина  шел мимо родника, напился воды, да и умер там. Считают, что опился холодной воды», такую версию я узнала от старожила нашего села Пашина Николая Петровича. Так же данную версию подтверждает Узбекова С.С. в своем книге «Имя любви -Родина»

Учитель биологии. Так же ребята побывали  на родниках  и набрали воды. Сейчас я вам предлагаю исследовать воду из наших родников  на цвет, запах, вкус, прозрачность, жесткость , используя химико-биологические методы исследования. Вы сегодня будете участниками небольших экпериментов.

Я вам предлагаю разделиться на 4 группы по 2 человека.

Каждая группа получает  оборудование, рабочий лист с четкой пошаговой инструкцией  для выполнения опыта. Вы выполняете опыт по инструкции и делает вывод о  его результатах . Учитель сама рассказывает об опыте на определение жесткости и мягкости воды.

Затем учитель биологии делает вывод : Обобщая все ваши результаты опытов давайте сделаем общий вывод : С родниками связаны традиции наших односельчан. Родники  питают реку Мазку, они являются источниками жизни не только для людей, но для множества животных, птиц , насекомых и растений нашего лазоревого края.

        Вода в наших родниках «Винный» и «Сафронов» пригодна для питья и не несёт в себе какую-либо опасность для здоровья.

7. Рефлексия

Учитель: Как накапливается вода под землей?

- Что способствует образованию родника? (водонепроницаемые слои).

- В каких местах вода выходит на поверхность земли? (в оврагах и по берегам рек).

- С чем мы познакомились на уроке?

-Чтобы вы сделали, чтобы в источнике, в котором вы берете воду, всегда была чистая и холодная вода?

Кубик рефлексии

- объясни ( как образуется родник)

- почему ( вода в родниках хорошего качества)

-назови (родники нашей местности)

-предложи ( свои мероприятия по охране родников)

-придумай (название неизвестного родника)

- поделись (впечатлением от урока)

Оценки за урок.

Д/З

1. Задание: **Составить памятку по охране родников**.

2.Дополнительный материал.

Подземные воды, содержащие большое количество веществ, полезны для человека. В некоторых районах земли есть подземные воды ,содержащие много растворенных солей.  Они называются минеральными. Минеральные вода появляются на поверхность земли в виде источников. Если минеральные воды сами не могут найти выход на поверхность, то люди бурят скважины. На Кавказе расположены Минеральные Воды и Железноводск. Минеральные воды оказывают лечебное воздействие на организм человека. В местах, где много минеральных источников, строят специальные санатории. На территории нашей Ульяновской область тоже имеются минеральные источники. Один из них имеет известность во всей России – это Ундоровский минеральный источник, вода из которого названа «Волжанка» и ее можно приобрести в наших магазинах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...

Методическая разработка интегрированного урока по географии и истории для 9 класса по использованию учебного пособия «Гусь – Хрустальный – столица Мещёрского края»

Цели урока:- познакомить учащихся с полезными ископаемыми и горными породами Гусь – Хрустального района;- формирование умения по внешним признакам различать горные породы;- формирование навыков ...

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 75-летию образования Приморского края

Данная работа посвящена 75- летию образования Приморского края. В работе представлены: история образования Приморского края, г. Уссурийска, КГАПОУ «Уссурийский колледж технологии и управления». В ходе...

Методическая разработка интегрированного урока по УД «Иностранный язык (английский)» и УД «Литература» Тема: Жизнь и творчество В.Шекспира (1564-1616). Трагедия «Гамлет».

Данная методическая разработка представляет собой конспект интегрированного урока по УД Иностранный язык и литература. Новизна разработки в ее двуязычии. Урок проводиться на английском и руском яязыка...

Методическая разработка интегрированного урока по Английскому языку и ОБЖ по теме: «Здоровый образ жизни».

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей английского языка и ОБЖ учреждений СПО. Тема «Здоровый образ жизни» очень актуальна в настоящее время, так как современный т...

Методическая разработка интегрированного урока по экономике и краеведению "Бизнес-проект для развития родного края"

Целью урока является содействовие усвоению обучающимися сведений об историческом, экономическом и культурном развитии Кяхтинского района....