Главные вкладки

    В. М. Шукшин Рассказ "Горе"
    методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

    Глазина Елена Александровна

    Урок по региональному компоненту. Анализ рассказа В. М. Шукшина "Горе" в 6 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Gore_97.doc30.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по рассказу В. М. Шукшина, проведённый в 6 Б классе

    12.03. 2010 г.

    учителем Глазиной Еленой Александровной.

    (Урок проведён после изучения рассказа «Срезал» по программе

     Коровиной В. Я.)

    Тема:  Рассказ В. М. Шукшина «Горе»

    Цели урока: 1) развивать навыки анализа текста;

    2) знакомство с  его идейным и художественным своеобразием;

    3) учить детей  видеть за строчками писателя чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл рассказа;

    Ход урока

    1. Беседа с детьми о том, как они поняли смысл рассказал, зачем писатель Шукшин рассказал эту историю.  
    2. Обсуждение роли пейзажа в рассказе:
    1. Почему 12-летний мальчик так любил такие редкие лунные ночи с запахом полыни? (Как-то по-особенному он располагали его к высоким мыслям)
    2. Как вы думаете, о чём он мечтал? (Наверное, философствовал, думал о будущей своей жизни. Чувствуется, что мальчик глубокий, серьёзный)

    1. Чем потряс его старенький сосед? (Идёт, плачет, разговаривает со свей умершей женой-старухой)

    1. Зачем писатель воссоздал внешний облик старика? (Маленький, несчастный, не совсем ухоженный, худенький. Тронул он мальчика, пробудил в нём жалость к себе)

    1. Что особенно поразило вас в «разговоре» старика со старухой? (Сыновья не приехали даже на похороны родной матери, не утешили своего отца, не пригласили к себе в город жить. А ещё дедушка ходит на местное кладбище ночью, слушает возле могилки жены, не зовёт ли она, не кричит ли людей-то, вдруг смерть у неё не настоящая, а сон просто, ведь бывает такой.)

    1. Зачем герой-рассказчик рассказал эту историю своему деду? Испугался странностей в поведении соседа-старичка.
    2. Зачем дедушка героя позвал в гости соседа и даже лёг с ним спать радом на пол? Чтобы быть рядом, помочь человеку привыкнуть к своему горю.

    1. Какую историю дедушка рассказал несчастному соседу? Дети пересказывают фронтовую историю.

    1. Зачем он её рассказал? Показать, что бывает и бо́льшее горе, например, гибель сына. Уговаривает старика успокоиться, взять себя в руки.

    1.  Чтение заключительного описания природы. Почему луна посылает «мёртвый» свет на землю? (Она как бы не сочувствует старику, вечно смотрит с неба, посылая свои «мёртвые» лучи на людей.)

    1.  А любимый запах полыни почему мальчику разонравился? Оказывается, есть люди рядом, которым нужна помощь, а мальчик этого не знал ещё. Жил себе, играл, мечтал, философствовал, а что так страдает сосед-старичок, даже не подозревал. Эта история пробудила живую душа героя-рассказчика, научила милосердию. На всю жизнь рассказчик запомнил человеческое горе, силу его.

    Д. з. 1) Ответить письменно на вопросы, записанные на уроке

                          или

    1. составить сенквейн

    1-я строка – название темы,

    2-я – описание темы в 2-х словах.

    3-я – описание действия в рамках этой темы 3-мя словами;

    4-я – фраза из 4-х слов, показывающая отношение к этой теме;

    последняя строка – синоним из одного слова, который обобщает суть темы.

    Пример сенквейна:

    Горе

    Неизбывное, страшное

    Поглощает, потрясает, поражает;

    Нужно помогать людям преодолевать его

    Милосердием.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Деревенская тема» в творчестве В. Шукшина."

    Реферат по теме: "Деревенская тема в творчестве В. Шукшина"...

    Открытый урок по русской литературе . В.Шукшин Рассказы .

    Работа над текстами рассказов В. Шукшина на уроке внеклассного чтения. Урок посроен на основе групповой работы по методу Рахимова....

    Легенда Алтая - Шукшин

    В презентации представлен материал о жизни и творчестве В.М. Шукшина....

    Шукшин В.М. Рассказы "Критики" и "Чудик". Особенности героев Шукшина.

    Рабочие материалы к уроку литературы в 6 классе в форме презентации. Тест к рассказу "Срезал"....