Главные вкладки

    Шукшин В.М. Рассказы "Критики" и "Чудик". Особенности героев Шукшина.
    презентация урока для интерактивной доски по литературе (6 класс) на тему

    Колотухина Елена Владимировна

    Рабочие материалы к уроку литературы в 6 классе в форме презентации.

    Тест к рассказу "Срезал".

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    В.М. Шукшин. Рассказы «Чудик» и «Критики». Образы «странных» героев и героев- «чудиков». К уроку литературы. Колотухина Е.В.

    Слайд 2

    Василий Макарович Шукшин (1929-1974) Родился в крестьянской семье. Рано остался без отца. Рос замкнутым мальчиком. Работал слесарем, учителем русского языка и литературы, директором школы. Упорно учился. Первый сборник рассказов- «Сельские жители».

    Слайд 3

    Это интересно В. Шукшин – писатель, актёр, режиссёр (к/ф «Живёт такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди» и др.); «У Шукшина описания почти отсутствуют, даже портретные; но речь персонажей так выразительна, что человек живёт и виден » (А. Макаров). Жена и дочь Шукшина (Лидия Федосеева-Шукшина и Мария Шукшина) – ведущие актрисы кино и телевидения.

    Слайд 4

    Работа с учебной статьёй «Биография писателя» Запишите в тетради 3-4 вопроса по содержанию статьи, чтобы задать их своим одноклассникам.

    Слайд 5

    Теория литературы К какому роду литературы относится рассказ ? Чем эпос отличается от лирики ? Что такое рассказ ? Что такое юмор и сатира ? Составить ассоциативный ряд к понятию юмор .

    Слайд 6

    Анализ рассказов. Посмотрите на ряд названий произведений и фильмов В. Шукшина и подумайте, о каких героях сегодня пойдёт речь? «Чудик», «Психопат», «Дебил», «Странные люди»… Какие эмоции вызывают эти названия у вас? А каких эмоций добивался Шукшин?

    Слайд 7

    Работа в группах Вопросы для анализа : Кого в рассказе можно назвать «странными людьми»? Чем они отличались от остальных людей? Какую правду они отстаивали? «Чудик»- положительный или отрицательный герой? Как относится Петя к герою рассказа «Критики»? За «городских» или «деревенских» героев выступает Шукшин? Что хотел сказать читателю Шукшин? Почему рассказ получил такое название?

    Слайд 8

    Рассказ «Критики»

    Слайд 9

    Рассказ «Чудик»

    Слайд 10

    Герои- «чудики» Шукшина «ЧУДИК» имя характер внешность чувства глаза больная душа

    Слайд 11

    Рефлексия Кто он- герой рассказов Шукшина? Ответ на вопросы 1 и 7 рубрики «Размышляем о прочитанном» (с.137) Как автор относится к своим героям?

    Слайд 12

    Домашнее задание Прочитать рассказы В.М. Шукшина «Срезал», «Микроскоп», «Сапожки» (на выбор). Отзыв о прочитанном рассказе. Прочитать статью о Ф.А. Искандере. Выразительное чтение эпизода рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» по ролям.

    Слайд 13

    Использованные материалы А.Н. Замышляева . Литература. 6 кл . Система уроков по учебнику под ред. В.Я. Коровиной.- Волгоград: изд-во «Учитель», 2014. Н.Е. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 кл .- М.: «ВАКО», 2014. И.Л. Челнышева . Литература. 6 кл . Планы- конспекты уроков.-Р.-на –Дону: Феникс, 2015. Иллюстрации к рассказам В.М. Шукшина- худ. Г. Калиновский, О. Шевякова



    Предварительный просмотр:

    В.М. Шукшин «Срезал»

    Вариант 1

    1. Укажите род литературы, которому принадлежит произведение.
    2. Как называется эта разновидность описания в художественном тексте?
      Глеб Капустин – толстогубый, белобрысый мужик сорока лет.
    3. Как называется изобразительное средство, основанное на скрытом сравнении?
      Глеб Капустин коршуном взмыл над полковником…
    4. Как называется художественное средство?
      И как-то мстительно щурил свои настырные глаза.
    5. Выпишите слово со значением бойкий, удалой, способный на бесшабашные поступки человек.
    6. Чем вызвано желание Глеба Капустина срезать знатных приезжих?

    В.М. Шукшин «Срезал»

    Вариант 2

    1. Как называется вид комического, заключающийся в добродушной насмешке («Получалось вообще-то, что мужики ведут Глеба. Так ведут опытного кулачного бойца, когда становится известно, что на враждебной улице объявился некий новый ухарь»)?
    2. Как называется художественный приём?
      …шли раньше к Глебу, а потом уж – вместе – к гостю. Прямо как на спектакль ходили.
    3. Как называется художественное средство?
      Глеб Капустин сидел красный в ожидании решающей минуты
    4. Как называется краткое меткое устойчивое образное народное выражение, встречающееся в речи Глеба?
      Голой рукой не возьмёшь.
    5. Выпишите слово со значением человек, имеющий учёную степень; учёный.
    6. Чем вызвано желание Глеба Капустина срезать знатных приезжих?

    Ключ.

    В.1: 

    1 – эпос, 2 – портрет, 3 – метафора// сравнение, 4 – эпитет, 5 – ухарь.

    В.2: 

    1 – юмор, 2 – сравнение, 3 – эпитет, 4 – фразеологизм, 5 – кандидат.

    Литература:

    Е.Л. Ляшенко. Тесты по литературе: 6 кл: к учебнику В.Я. Коровиной и др. – М.: Изд-во «Экзамен», 2016- стр. 49-51.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Срезал ли?" (встречая героя рассказа В.М. Шукшина "Срезал") 6класс

    Урок литературы 6 классТема: «Срезал ли?» (встречая героя рассказа В.М. Шукшина «Срезал»)Цель: создание мотивационной среды для дальнейшего изучения рассказа и других произведений писателя.Задачи:Учит...

    Презентация к уроку по теме "Особенности героев В.М. Шукшина в рассказах "Чудики", "Срезал".

    Урок по теме: "Особенности героев В.М. Шукшина".Цель: показать своеобразие творчества писателя;  познакомить учащихся с многогранной личностью В. Шукшина,закрепить умение давать сравнит...

    Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"

    Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"...