Главные вкладки

    В.М. Шукшин. «Странные люди» - герои Шукшина
    план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

    Акиньшина Анна Геннадьевна

    В.М. Шукшин

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_72_literatura.odt32.26 КБ
    Файл urok_72_literatura.pptx1.08 МБ

    Предварительный просмотр:

       

    В.М. Шукшин. «Странные люди» - герои Шукшина

    1. О.Н.У.
    2. Проверка д/з
    3. Введение в тему урока
    • Посмотрите, пожалуйста, на доску, перед вами записаны ключевые слова (слайд 1)

    1929 Алтайский ВГИК Режиссёр-сценарист Писатель Актёр 1974 

    • Скажите, как они связаны между собой? (Учащиеся: все они о Шукшине, представляют собой жизненный путь писателя).

         4. Работа по теме урока

    1) Биография

    - Действительно, это даты, факты связаны с личностью Шукшина. Посмотрите, как ни печально осознавать, но жизнь каждого человека можно уложить в две даты… Но во многом от человека зависит, как прожить жизнь, какой избрать жизненный путь.

    - Ещё раз обратите внимание на хронолинию, скажите, в чём исключительность личности Шукшина? (Учащиеся: Пройдя нелёгкий путь и прожив не такую долгую жизнь, он сумел проявить себя во многих областях, своим трудом, талантом добился многого…)

    - Покинув маленькое село Сростки (слайд 2), он отправляется на заработки и сначала работает слесарем на заводе в Калуге, затем служит матросом на Балтийском флоте (слайд 3), после приезжает в Москву и поступает во ВГИК. Проделав непростой путь, он становится режиссёром.

    Назовите фильмы, создателем которым является Шукшин? («Печки-лавочки», «Странные люди», «Калина красная») (слайд 4)

    Одновременно с кинематографией он занимается и писательской деятельностью

    -Какие рассказы Шукшина вы знаете? ( Учащиеся: «Чудик», «Срезал», «Критики», «Микроскоп») (слайд 5)

    -Как актёр снимаете в нескольких фильмах, назовите их? «Два Фёдора», «Калина красная» (слайд 6)

    2) Работа с эпиграфом

    -Послушайте, что сам Шукшин говорил о своих произведениях: «Не критикуйте мои рассказы, которые короче воробьиного носа, они ведь о душе и добре.

    И, продолжая данное высказывание, как завет, звучат слова Шукшина « Нам бы про душу не забыть,

    Нам бы немножко добрее быть»

    Они и будут эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. (слайд 7)

    -Как вы думаете, почему для эпиграфа я взяла именно эти слова? (Шукшин предлагает нам задуматься над поступками, которые мы совершаем по отношению к близким людям, порой они могут быть жестокими, могут их ранить. Нужно помнить о душе, не быть черствыми.)

    • Шукшин ввел в литературу новый тип героев - "чудиков", вызывающих неприятие окружающих своим стремлением жить не так, как все, а в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости. Герой пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Герои шукшина задумываются о вечных вопросах: в чем смысл жизни? Как надо жить? Что в жизни главное? Нужна ли человеку правда? К чему надо стремиться? Что хорошо, а что плохо? Что самое важное в человеке? 

    3) Чтение рассказа

    4) Беседа

    - Почему рассказ называется "Критики"?

    - Что объединяло Петьку и дедушку? (любили ходить в кино и обсуждать его после просмотра)

    - В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали?

    ( признавали только то кино, которое шло в кинотеатрах, телевизор не смотрели.)

    - Случались ли разногласия в их оценке фильма? В чем? Почему?

    ( Каждый их них судил с точки зрения своего поколения. Дед жаждал правды, он борется за правду.)

     - Как вы думаете, почему "со взрослыми дед редко спорил об искусстве"?

    (Потому что взрослые были из другого поколения, понимали все по-своему. В них не было той непосредственности и уважения к нему, что у Петьки, они не воспринимали деда всерьез. Для деда кино - вторая реальность, достоверность.

    - Какой случай произошел с главными героями, когда приехали городские гости?

    - Почему так ведет себя дед?

    (Гости улыбались, относились к нему снисходительно, не воспринимали его всерьез, поэтому дед обозлился, так как понял все это. Его чувство собственного достоинства пострадало, поэтому он напился.  )

    - Как поступают взрослые? Муж тети?

    (Ведет себя непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта)

    - Как поступает тетя?

    (Тоже ведет себя снисходительно к деду.Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве.)

    - Как поступает отец Петьки?

    (Старается угодить гостю, который скорее всего является каким-либо чиновником в городе. Повторяет одно и то же слово "удосужил".)

    - Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?

     (Деду не нужна снисходительность, ему нужна правда жизни.)

    Обратимся к тексту протокола. Перечитаем его.

    - Почему этот текст вызывает у вас улыбку?

    (Вся правда в нем, но написано безграмотно. Текст протокола – это краткое содержание рассказа.)

    - Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку?

     (Ему было жалко деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом.)

    5. Подведение итогов. Рефлексия

     - Давайте еще раз обратимся к названию. Кто в данном рассказе является критиками? (Петька с дедом. А также взрослые, критикующие деда.) 

    - Возвращаясь к теме нашего урока: можно ли назвать главного героя «чудиком»? Почему?

    Да. Этот герой не похож на остальных, его не понимают, он нелеп и смешон для окружающих, но у него есть чувство собственного достоинства, своё мнение, своя правда. Эти простые люди озабочены не благами материальными, а своим внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя.

     - Какие  проблемы поднимаются в рассказе? Что хотел донести до нас этим рассказом Шукшин?

    (Рассказ о родных людях, так часто ранящих друг друга.Об отцах и детях, о сыновьях и внуках)

    6. Д/задание написать продолжение рассказа. 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    1929 Алтайский ВГИК Режиссёр-сценарист Писатель Актёр 1974

    Слайд 7

    В.М. Шукшин. «Странные люди» - герои Шукшина Нам бы про душу не забыть, Нам бы немножко добрее быть.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мы - люди, потрясенные Шукшиным?! урок- исследование

    Предмет исследования учителя- эффективность различных методических приемов для формирования и развития ключевых компетентностей. Предмет исследования учащихся - текст художественного произведен...

    Урок литературы по теме: "Мы - люди, потрясённые Шукшиным"

    Анализ рассказов В. М. Шукшина "Крепкий мужик", "Мастер", "Микроскоп", "Гринька Малюгин"....

    Шукшин В.М. Рассказы "Критики" и "Чудик". Особенности героев Шукшина.

    Рабочие материалы к уроку литературы в 6 классе в форме презентации. Тест к рассказу "Срезал"....

    Презентация "В стране сказочных героев"

    Игра способствует закреплению пройденного материала, развитию познавательного интереса....

    внеклассное мероприятие "Путешествие в страну сказочных героев А.Милна

    Внеклассное мероприятие предусмотрено по тематическому планированию  в 5 классе по учебнику  Афанасьевой О.В и Михеевой К.М. на уроке внеклассного чтения знакомимся с произведениями  А....

    Викторина "Путешествие в страну Литературных героев"

    Данная викторина поможет расширить словарный запас учащихся, научит организовывать досуг, обогатит опыт общения детей в коллективе, а также привьет любовь к чтению....