В.М. Шукшин. «Странные люди» - герои Шукшина
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

В.М. Шукшин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_72_literatura.odt32.26 КБ
Файл urok_72_literatura.pptx1.08 МБ

Предварительный просмотр:

   

В.М. Шукшин. «Странные люди» - герои Шукшина

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Введение в тему урока
  • Посмотрите, пожалуйста, на доску, перед вами записаны ключевые слова (слайд 1)

1929 Алтайский ВГИК Режиссёр-сценарист Писатель Актёр 1974 

  • Скажите, как они связаны между собой? (Учащиеся: все они о Шукшине, представляют собой жизненный путь писателя).

     4. Работа по теме урока

1) Биография

- Действительно, это даты, факты связаны с личностью Шукшина. Посмотрите, как ни печально осознавать, но жизнь каждого человека можно уложить в две даты… Но во многом от человека зависит, как прожить жизнь, какой избрать жизненный путь.

- Ещё раз обратите внимание на хронолинию, скажите, в чём исключительность личности Шукшина? (Учащиеся: Пройдя нелёгкий путь и прожив не такую долгую жизнь, он сумел проявить себя во многих областях, своим трудом, талантом добился многого…)

- Покинув маленькое село Сростки (слайд 2), он отправляется на заработки и сначала работает слесарем на заводе в Калуге, затем служит матросом на Балтийском флоте (слайд 3), после приезжает в Москву и поступает во ВГИК. Проделав непростой путь, он становится режиссёром.

Назовите фильмы, создателем которым является Шукшин? («Печки-лавочки», «Странные люди», «Калина красная») (слайд 4)

Одновременно с кинематографией он занимается и писательской деятельностью

-Какие рассказы Шукшина вы знаете? ( Учащиеся: «Чудик», «Срезал», «Критики», «Микроскоп») (слайд 5)

-Как актёр снимаете в нескольких фильмах, назовите их? «Два Фёдора», «Калина красная» (слайд 6)

2) Работа с эпиграфом

-Послушайте, что сам Шукшин говорил о своих произведениях: «Не критикуйте мои рассказы, которые короче воробьиного носа, они ведь о душе и добре.

И, продолжая данное высказывание, как завет, звучат слова Шукшина « Нам бы про душу не забыть,

Нам бы немножко добрее быть»

Они и будут эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. (слайд 7)

-Как вы думаете, почему для эпиграфа я взяла именно эти слова? (Шукшин предлагает нам задуматься над поступками, которые мы совершаем по отношению к близким людям, порой они могут быть жестокими, могут их ранить. Нужно помнить о душе, не быть черствыми.)

  • Шукшин ввел в литературу новый тип героев - "чудиков", вызывающих неприятие окружающих своим стремлением жить не так, как все, а в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости. Герой пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Герои шукшина задумываются о вечных вопросах: в чем смысл жизни? Как надо жить? Что в жизни главное? Нужна ли человеку правда? К чему надо стремиться? Что хорошо, а что плохо? Что самое важное в человеке? 

3) Чтение рассказа

4) Беседа

- Почему рассказ называется "Критики"?

- Что объединяло Петьку и дедушку? (любили ходить в кино и обсуждать его после просмотра)

- В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали?

( признавали только то кино, которое шло в кинотеатрах, телевизор не смотрели.)

- Случались ли разногласия в их оценке фильма? В чем? Почему?

( Каждый их них судил с точки зрения своего поколения. Дед жаждал правды, он борется за правду.)

 - Как вы думаете, почему "со взрослыми дед редко спорил об искусстве"?

(Потому что взрослые были из другого поколения, понимали все по-своему. В них не было той непосредственности и уважения к нему, что у Петьки, они не воспринимали деда всерьез. Для деда кино - вторая реальность, достоверность.

- Какой случай произошел с главными героями, когда приехали городские гости?

- Почему так ведет себя дед?

(Гости улыбались, относились к нему снисходительно, не воспринимали его всерьез, поэтому дед обозлился, так как понял все это. Его чувство собственного достоинства пострадало, поэтому он напился.  )

- Как поступают взрослые? Муж тети?

(Ведет себя непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта)

- Как поступает тетя?

(Тоже ведет себя снисходительно к деду.Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве.)

- Как поступает отец Петьки?

(Старается угодить гостю, который скорее всего является каким-либо чиновником в городе. Повторяет одно и то же слово "удосужил".)

- Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?

 (Деду не нужна снисходительность, ему нужна правда жизни.)

Обратимся к тексту протокола. Перечитаем его.

- Почему этот текст вызывает у вас улыбку?

(Вся правда в нем, но написано безграмотно. Текст протокола – это краткое содержание рассказа.)

- Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку?

 (Ему было жалко деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом.)

5. Подведение итогов. Рефлексия

 - Давайте еще раз обратимся к названию. Кто в данном рассказе является критиками? (Петька с дедом. А также взрослые, критикующие деда.) 

- Возвращаясь к теме нашего урока: можно ли назвать главного героя «чудиком»? Почему?

Да. Этот герой не похож на остальных, его не понимают, он нелеп и смешон для окружающих, но у него есть чувство собственного достоинства, своё мнение, своя правда. Эти простые люди озабочены не благами материальными, а своим внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя.

 - Какие  проблемы поднимаются в рассказе? Что хотел донести до нас этим рассказом Шукшин?

(Рассказ о родных людях, так часто ранящих друг друга.Об отцах и детях, о сыновьях и внуках)

6. Д/задание написать продолжение рассказа. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1929 Алтайский ВГИК Режиссёр-сценарист Писатель Актёр 1974

Слайд 7

В.М. Шукшин. «Странные люди» - герои Шукшина Нам бы про душу не забыть, Нам бы немножко добрее быть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы - люди, потрясенные Шукшиным?! урок- исследование

Предмет исследования учителя- эффективность различных методических приемов для формирования и развития ключевых компетентностей. Предмет исследования учащихся - текст художественного произведен...

Урок литературы по теме: "Мы - люди, потрясённые Шукшиным"

Анализ рассказов В. М. Шукшина "Крепкий мужик", "Мастер", "Микроскоп", "Гринька Малюгин"....

Шукшин В.М. Рассказы "Критики" и "Чудик". Особенности героев Шукшина.

Рабочие материалы к уроку литературы в 6 классе в форме презентации. Тест к рассказу "Срезал"....

Презентация "В стране сказочных героев"

Игра способствует закреплению пройденного материала, развитию познавательного интереса....

внеклассное мероприятие "Путешествие в страну сказочных героев А.Милна

Внеклассное мероприятие предусмотрено по тематическому планированию  в 5 классе по учебнику  Афанасьевой О.В и Михеевой К.М. на уроке внеклассного чтения знакомимся с произведениями  А....

Викторина "Путешествие в страну Литературных героев"

Данная викторина поможет расширить словарный запас учащихся, научит организовывать досуг, обогатит опыт общения детей в коллективе, а также привьет любовь к чтению....

Сценарий новогоднего спектакля "Новый год с стране сказочных героев"

Сценарий предназначен для постановки с учащимися старших классов. Он вариативен, так как части могут быть переставлены или исключены в зависимости от количества занятых в постановке людей....