Мы - люди, потрясенные Шукшиным?! урок- исследование
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

 

Предмет исследования учителя- эффективность различных методических приемов для формирования и развития ключевых компетентностей.
Предмет исследования учащихся - текст художественного произведения  с целью ответа на возникшие проблемные вопросы. Продукт самостоятельной групповой исследовательской деятельности учащихся к уроку - компьютерный проект. Продукт индивидуальной исследовательской деятельности учащихся на уроке – мини-сочинение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_tvorchestvu_shukshina.docx73.98 КБ

Предварительный просмотр:

Иваненкова Е.В.

Иваненкова Елена Викторовна

Стаж педагогической деятельности – 18 лет

Государственная программа общеобразовательных учреждений, базовый уровень «ЛИТЕРАТУРА. 5-9 КЛАСС». Под ред. В.Г.Маранцмана, М., «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2007 г.

Учебник: «ЛИТЕРАТУРА. 8 класс» под ред. В.Г.Маранцмана, М., «Просвещение», 2006 г.

Разработка открытого урока по русской литературе. Творчество В.М.Шукшина.  8 класс.

Тема: Мы - люди, потрясенные Шукшиным?!

2011 – 2012 учебный год

Тема: Мы - люди, потрясенные Шукшиным?!
Технология проблемного обучения и ГСО.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: урок- исследование. Исследователь - Щукшин, исследователь - учитель, исследователь-ученик.
Предмет исследования автора - различные типы характеров героев.
Предмет исследования учителя - эффективность различных методических приемов для формирования и развития ключевых компетентностей.
Предмет исследования учащихся - текст художественного произведения  с целью ответа на возникшие проблемные вопросы. Продукт самостоятельной групповой исследовательской деятельности учащихся к уроку - компьютерный проект. Продукт индивидуальной исследовательской деятельности учащихся на уроке – мини-сочинение.

Виды деятельности учителя: аналитическая, исследовательская, наблюдение, творческая, информационно-аналитическая, поисковая.

Виды деятельности учеников: наблюдение, аналитический, индивидуальный, групповой, исследовательский, творческий, эвристический, информационно-аналитический, поисковый.


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки усвоения системы знаний и умений.

Целеполагание: создать условия на уроке, чтобы каждый учащийся смог ответить на поставленные вопросы или наметил пути их решения.

Цели по содержанию:
1.        Образовательная: создать условия для проблемного  анализа художественного текста, выделения ключевых слов, образов, идей, выявления причинно- следственных связей.
2.        Развивающая: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.
3.        Воспитательная: способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы. Воспитание самостоятельности. Формирование чувства коллективизма и коммуникативности.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

С творчеством Василия Макаровича Шукшина (1929 – 1974гг.) мы с вами уже знакомились на уроках в предыдущих классах. По этой причине мы не будем еще раз подробно останавливаться на биографии писателя.

Накануне урока вы получили задание, но перед этим должны были разделиться на 4 группы. Каждая группа должна была обобщить полученные ранее знания, систематизировать их и коротко напомнить всем.

1 группа – ШУКШИН – ЧЕЛОВЕК (подготовить биографическую справку: годы                   жизни, где родился, как жил, где учился, кем работал, как его можно охарактеризовать)

2 группа – ШУКШИН – ПИСАТЕЛЬ (какие рассказы были написаны,  какие сборники    вышли, в каких издательствах печатались, в каком году)

3 группа – ШУКШИН – АРТИСТ (в каких фильмах снимался, у каких режиссеров, в   каком году)

4 группа – ШУКШИН – РЕЖИССЕР (какие фильмы были сняты им самим, в каком году вышли на экран, какими наградами были удостоины)
2.        Запись в тетрадь темы урока и ее осмысление.

3.        Представление групповых исследовательских работ учащихся с использованием компьютерной презентации с комментариями.

На выступление-представление каждой группе дается 5 минут. Ребята должны представить обобщение своей проделанной работы в виде фотографий, цитат, воспоминаний, книг,  документов и др. В конце своего выступления каждая группа  предлагает ключевое слово и несколько пояснений к нему.      

В результате проделанной дома работы и ответов учащихся на уроке, на доске должна появиться следующая запись, которую ребята переносят к себе в тетрадь (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №1).
     Весь материал был собран, и на его основе учителем была сделана презентация по жизни и творчеству В.М.Шукшина, которой учащиеся пользовались при представлении групп (см.
ПРЕЗЕНТАЦИЮ).

4.   Знакомство с рассказом «Мужик Дерябин». Предвидение, анализ и осмысление прочитанного.

         Сейчас мы с вами начнем знакомство с рассказом, правда, не совсем обычным способом. По ходу его прочтения вам нужно будет в своих тетрадях записывать все задаваемые вопросы и предполагаемые ответы на них. Если какой-то из ответов окажется неправильным, его нужно будет аккуратно зачеркнуть. Есть еще одна особенность нашей сегодняшней работы. Читать рассказ мы будем не целиком, а по частям.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе, который так называется? (варианты ответов, по 1 от каждой группы, запись в тетрадь)

- Кто главный герой рассказа?

- Почему?

- Каким должен быть этот человек?

Каждая группа получает отрывок с текстом, который прочитывается вслух. После знакомства с отрывком по его содержанию задаются вопросы, и ребятам предлагается  придумать продолжение этого сюжета в стиле данного автора. Все предложенные варианты следует также записать в тетради. Затем читается то, что написано Шукшиным, и проверяется правильность и логичность догадок учеников. И так весь текст разбит на части, которые читаются последовательно с обсуждением и предвидением.

1 группа читает начало рассказа (карточка №1).

Мужику Дерябину Афанасию – за шестьдесят, но он еще сам покрыл оцинкованной жестью дом, и дом его теперь блестел под солнцем, как белый самовар на шестке. Ловкий, жилистый мужичок, проворный и себе на уме. Раньше других в селе смекнул, что детей надо учить, всех (у него их трое – два сына и дочь) довел до десятилетки, все потом окончили институты и теперь на хороших местах в городе. Сам он больше по хозяйству у себя орудует, иногда, в страдную пору, поможет, правда, по ремонту в РТС.

Раз как-то сидели они со стариком Ваниным в огороде у Дерябина и разговорились: почему их переулок называется Николашкин. А переулок тот небольшой, от оврага, где село кончается, боком выходит на главную улицу, на Колхозную. И крайний дом у оврага как раз дерябинский. И вот разговорились… Да особо много-то и не говорили.

- Почему же переулок все-таки так назван?

-В честь кого?

Каждая группа предлагает свой вариант ответа, который обязательно надо записать (ненужный ответ потом аккуратно вычеркиваем).

Чтение 1 группой ОТВЕТА (карточка №2).

- А ты рази не знаешь? – удивился старик Ванин. – Да поп-то жил, отец Николай-то. Ведь его дом-то вон он стоял, за твоим огородом. Его … когда отца Николая-то сослали, дом-то разобрали да в МТС перевезли. Контора-то в МТС – это ж …

- А-а, ну, ну … верно же! – вспомнил и Дерябин. – Дом-то, правда, без меня ломали – я на курсах был …

- Ну, вот и – Николашкин.

- А я думаю: пошто Николашкин?

- Николашка … Его так-то – отец Николай, а народишко, он ить какой – все пересобачит: Николашка и Николашка. Так и переулок пошел Николашкин.

Дерябин задумался.

- Что задумал Дерябин? Над чем он задумался?

- Зачем выспрашивал у старика Ванина о том, что и сам прекрасно знал?

2 группа читает ОТВЕТ (карточка №3).

Подумал и сказал непонятно и значительно:

- Люди из городов на конвертах пишут: «Переулок Николашкин», а Николашка – всего-навсего поп. – И посмотрел на старика Ванина.

- Какая разница, - сказал тот.

- Большая разница. – Дерябин опять задумался и прищурил глаза. Все он знал – и почему переулок Николашкин, и что Николашка – поп, знал. Только хитрил: он что-то задумал.

-Что же такое задумал Дерябин?

2 группа получает ОТРЫВОК №4 и продолжает читать его.

Задумал же он вот что.

Вечером, поздно, сел в горнице к столу, надел очки, взял ручку и стал писать:

«Красно-Холмскому райисполкому.

Довожу до вашего сведения факт, который мы все проморгали. Был у нас поп Николай (по старому отец Николай), в народе его звали Николашка, как никакого авторитета не имел, но дом его стоял в этом переулке. Когда попа изъяли как элемента, переулок забыли переименовать, и наш переулок в настоящее время называется в честь попа. Я имею в виду – Николашкин, как раньше. Наш сельсовет на это дело смотрит сквозь пальцы, но жителям  нам – стыдно, а особенно у кого дети с высшим образованием и вынуждены писать на конвертах «переулок Николашкин». Этот Николашка давно уж, наверное, сгнил где-нибудь, а переулок, видите ли, - Николашкин. С какой стати! Нас в этом переулке 8 дворов, и всем нам очень стыдно. Диву даешься, что мы 50 лет восхваляем попа. Неужели же у нас нет заслуженных людей, в честь которых можно назвать переулок? Да из тех же восьми дворов, я уверен, найдутся такие, в честь которых не стыдно будет назвать переулок. Он, переулок-то, маленький! А есть ветераны труда, которые вносили пожизненно вклад в колхозное дело, начиная с коллективизации.

                                                                                                              Активист».

Дерябин переписал написанное, остался доволен, даже подивился, как у него все складно и убедительно вышло. Он отложил это. И принялся писать другое:

«В Красно-Холмский райисполком.

Мы, пионеры, которые проживаем в переулке Николашкином, с возмущением узнали, что Николашкин был поп. Вот тебе раз! – сказали мы между собой. Мы, с одной стороны, изучаем, что попы приносили вред трудящимся, а с другой стороны – мы вынуждены жить в переулке Николашкином. Нам всем очень стыдно – мы же носим красные галстуки! Неужели в этом же переулке нет никаких заслуженных людей?

- Зачем было написано 1-е письмо?

- Для чего понадобилось писать 2-е?

- Почему Дерябин написал 2-е письмо от лица пионеров?

После предложенных ответов 3 группой читается ОТВЕТ (карточка №5).

Взять того же дядю Афанасия Дерябина: он ветеран труда, занимался коллективизацией и много лет был бригадиром тракторной бригады. Его дом крайний, с него начинается весь переулок. Мы, пионеры, предлагаем переиначить наш переулок, назвать – Дерябинский. Мы хочем брать пример с дяди Дерябина, как он трудился, нам полезно жить в дерябинском переулке, так как это нас настраивает на будущее, а не назад. Прислушайтесь к нашему мнению, дяди!»

Дерябин перечитал и этот документ – все правильно.

- Зачем ему захотелось, чтобы переулок был назван в его честь?

3 группа читает полученный ОТВЕТ (карточку №6).

Он представил себе, как дети его узнают однажды, что отцу теперь надо писать на конверте не «переулок Николашкин», а так: «переулок Дерябинский», Дерябину Афанасию Ильичу». Это им будет приятно.

- Были ли отправлены эти письма?

- Можно ли было отправить второе письмо, написанное почерком самого Дерябина?

- Как же он поступил?

- Каким образом привлек внимание ребят? Что пообещал?

Чтение 3 группой отрывка из карточки №7.

На другой день Дерябин зазвал к себе трех соседских парнишек, рассказал, кто такой был Николашка.

- Выходит, что вы живете в поповском переулке,- сказал он напоследок. – Я вам советую вот что … Кто по чистописанию хорошо идет?

Один выискался.

- Перепиши вот это своей рукой, а в конце все распишитесь. А я вам за это три скворешни сострою с крылечками.

Ребятишки так и сделали: один переписал своей рукой документ, все трое подписались под ним.

Дерябин заклеил письма в два конверта, один подписал сам, другой – конопатый мастер чистописания. Оба письма Дерябин отнес на почту и опустил в ящик.

Прошло с неделю, наверно …

-Каковы были последствия?

- Отреагировало ли районное начальство на поступивший сигнал?

Чтение 4 группой отрывка-ответа на карточке №8.

В полдень как-то к дому Дерябина подъехал на мотоцикле председатель сельсовета Семенов Григорий, молодой парень.

- Хотел всех созвать, да никого дома нету. Нам тут из района предлагают переименовать ваш переулок … Он, оказывается, в честь попа Хотел вот с вами посоветоваться: как нам его назвать-то?

- А чего они там советуют? – спросил Дерябин в плохом предчувствии.

- Как предлагают?

- Как же предложило назвать переулок районное начальство?

4 группа читает карточку №9.

- Да никак – подумайте, мол, сами. Как нам его лучше?.. Может, Отважный?

- Еще чего! – возмутился Дерябин. Он погрустнел и обозлился: - Лучше уж Кривой …

- Кривой? А что?.. Он, правда, что, кривой. Так и назовем.

-Ожидал ли Дерябин такого ответа?

- Почему он погрустнел и обозлился?

- Зачем предложил назвать переулок Кривым?

- Чем же все закончилось?

- Какая реакция была у Дерябина, когда переулок переименовали в Кривой?

- Почему?

Чтение 4 группой заключения рассказа (карточка №10).

Дерябин не успел еще сказать, что он пошутил с «Кривым»-то, что надо – в честь кого-нибудь … А председатель, который, разговаривая, так и не слез с мотоцикла, толкнул ногой вниз, мотоцикл затрещал … И председатель уехал.

- Сменили … шило на мыло, - зло и насмешливо сказал Дерябин. Плюнул и пошел в сарай работать. – Вот дураки-то!.. Назло буду писать – «Николашкин».

И так и не написал детям, что его переулок теперь – Кривой, и они по-прежнему шлют письма: «переулок Николашкин, дом 1, Дерябину Афанасию Ильичу».

                                                                                                                   1974
5.        Рефлексия ученическая и учительская. Синквейн.

Для того, чтобы выполнить следующую работу, каждый ученик должен предложить по определенному количеству слов на каждое задание (СИНКВЕЙН). Все предложенные варианты записываются в тетрадях, так как они помогут при выполнении творческой работы.

  1. Предложите по 1 существительному. Кто такой Василий Макарович Шукшин? (писатель, человек, актер, режиссер, …).
  2. Предложите по 2 слова – прилагательному или причастию. Какой это писатель? (умный, талантливый, простой, отзывчивый, …).
  3. Предложите по 3 глагола или деепричастия. Что он делает в своих произведениях? (учит, сравнивает, рассуждает, иронизирует, …).
  4. Выберите из всех трех заданий только 3 самых точных и верных слова.
  5. Распространите выбранное сказуемое, чтобы во фразе получилось 4 слова (писатель иронизирует над героями, …).

6.Диагностика. Творческая работа, включающая личный опыт учащихся.

Используя все вышеперечисленные слова и фразы, попробуйте дать оценку творчества В.М.Шукшина. Напишите сочинение-миниатюру -  Что за писатель (человек) – Василий Макарович Шукшин.
7.        Итог урока.

Чтение нескольких творческих работ, написанных учащимися (ПРИЛОЖЕНИЕ №2).
18.        Домашнее задание.
Читать другие рассказы В.М.Шукшина.
11.        Пострефлексия (на следующем уроке).
Обмен впечатлениями об открытом уроке с ребятами

Список литературы. 

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:%D0%96%D0%B8%D0%B2%D1%91%D1%82_%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82.jpg
  2. http://www.museum.ru/alb/image.asp?4631 
  3. Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М.Шукшина »»»
  4. www.ktoestkto.ru 
  5. http://www.shukshin.ru/mnogodat/
  6. http://www.shukshin.ru/fotoarchiv/#open#
  7. http://www.shukshin.ru/article/trud2.html
  8. http://www.shukshin.ru/kino/actor.html
  9. http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Shukshin.jpg
  10. http://www.hrono.ru/biograf/shukshin.html
  11. http://shukshin.biysk.secna.ru/founds/childhome.html
  12. http://shukshin.biysk.secna.ru/founds/old.shtml
  13. http://www.shukshin.ru/mnogodat/
  14. http://shukshin.biysk.secna.ru/founds/kino.shtml
  15. http://shukshin.biysk.secna.ru/founds/museum.shtml
  16. http://perepishi.narod.ru:80/referat5.htm
  17. http://www.ktoestkto.ru/names/namesSH/2007/12/11/namesSH_9930.html
  18. http://www.barnaul-altai.ru/news/calendar/?id=2741
  19. Болотов, В. А., Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. С. 8-14.
  20. Краснова, Г. М. Использование возможностей MS PowerPoint проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе [Текст] / Г. М. Краснова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - №5 (15). - С. 91 - 94. (Информатика и информатизация образования)
  21. Ткаченко, И. С. Методика использования электронной презентации на уроке [Текст] / И. С. Ткаченко, О. В. Антропова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2008. - №5 (15). - С. 165-166 (Информатика и информатизация образования).

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ПОРЯДОЧНЫЙ

ЧЕСТНЫЙ

ДОБРЫЙ

«СВОЙ МУЖИК»

Село Сростки Алтайского края

ПРОСТОЙ

ЧЕЛОВЕК

«ПЕЧКИ - ЛАВОЧКИ» 1972

1929 – 1974гг.

«У ОЗЕРА» 1969

АРТИСТ

«ЖИВЕТ ТАКОЙ ПАРЕНЬ» 1963

ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ

 ШУКШИН

«ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ» 1974

«КАЛИНА КРАСНАЯ» 1974

РЕЖИССЕР

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ – ПРАВДА, СОВЕСТЬ, ДОБРО, ЖАЛОСТЬ

«СТРАННЫЕ ЛЮДИ» 1968-1969гг

«ВАШ СЫН И БРАТ» 1965

«ПЕЧКИ - ЛАВОЧКИ» 1972

ПИСАТЕЛЬ

«КАЛИНА КРАСНАЯ» 1974

«БЕСЕДЫ ПРИ ЯСНОЙ ЛУНЕ» 1974

ПРИЛОЖЕНИЕ №2  «Что для меня Шукшин?»

Варианты ученических сочинений – миниатюр.

  1. Варвара И.

Для меня Шукшин – это, в первую очередь, показатель того, что в этом мире всего можно добиться талантом и трудом, а деньги и связи мало что значат… - гораздо важнее всегда быть человеком, а Василий Макарович всегда оставался им, даже в самые трудные моменты своей жизни.

        Судьба долго испытывала Шукшина, медленно награждая его за талант и доброту, но он, тем не менее, с благородством и выдержкой прошел все испытания, за что и был награжден любовью читателей и зрителей.

  1. Настя Ш.

Шукшин – писатель, актер, режиссер. Очень многогранный, талантливый человек, добившийся многого в своей жизни. Как говорится: «Вышел из грязи в князи». Родился в маленьком деревенском домике и сам, своим потом и кровью, добился успеха.

Безусловно, я видела парочку фильмов с участием Шукшина, но он не запал мне в душу. Наверное, есть на Земле множество людей, которые любят и ценят его творчество, но для меня он не является кумиром. Возможно, я еще не понимаю его творчества, в связи с малым возрастом.

  1. Елена С.

Шукшин – необычный человек: писатель и актер. Читая его, возникает необычное чувство свободы и легкости. Он создает неповторимую атмосферу, которая поглощает тебя всего и не отпускает. Василий Макарович сумел привлечь людей к вещам, которые на первый взгляд кажутся такими простыми и неважными. События, происходящие вокруг, человек часто склонен не замечать. Шукшин же «сдирает пленку этого неведения» и показывает жизнь, как она есть.

Так же, должна заметить, что, несмотря на славу и успешность большинства его произведений, он не потерял ту самобытность, с которой пришел в большое искусство. На мой взгляд, этим и ценен Шукшин.

  1. Катя В.

Шукшин – замечательный писатель, актер, режиссер. Его история жизни показывает нам, что все возможно. Что человек, который был обычным сельским парнем, стал знаменитым актером, благодаря своему мужеству, твердому характеру.

Шукшин прожил сложную жизнь. Много сил и терпения, эмоций уходило на работу, которой он посвятил свою жизнь. Жаль, что под конец он начал морально сдавать и стал пить. Наверное, это где-то его и погубило. Очень трудно талантливому человеку пробиться через все трудности и многих это ломает. Таких одаренных людей надо понимать и поддерживать.

Отзыв коллег

     Урок дает возможность окунуться в мир В.М.Шукшина, почувствовать атмосферу, в которой жил и творил писатель, актер и режиссер.  Дети становятся реконструкторами жизни В.М.Шукшина, открывают  в себе способности к самостоятельной поисковой деятельности, учатся не только добывать информацию, но и формировать материал по времени и интересу. Ясно видно, что при подготовке к уроку учащиеся сами выбирали формы работы и вариант представления материала. Очень важно, что такой урок учит слушать, высказывать свое мнение, работать в группе. Методическое обеспечение урока позволяет учителю в интересной форме, на высоком качественном уровне дать необходимый для осмысления материал, подготовить детей к самостоятельному изучению как творчества В.М.Шукшина, так и других писателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

Урок - исследование по теме "Что же , что же делать?" по роману Ф.М. Достоевского "Бедные люди"

Предлагается разработка урока - исследования в помощь начинающим педагогам-литераторам....

Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.

Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в  9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...

Урок-исследование «Определение плотности вещества образцов твёрдых тел и жидкостей, полученных межзвездными экспедициями при исследовании недр экзопланеты»

Урок-исследованиеТема: «Определение плотности вещества образцов твёрдых тел и  жидкостей, полученных межзвездными экспедициями при исследовании недр экзопланеты»...