Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме

Шитова Светлана Александровна

Планирование составлено на основе программы общеобразовательныз учреждений "Литература. 5-11 классы", под редакцией В.Я. Коровиной, М.: "Просвещение", 2008.

Учебник: Коровина В.Я. Литература:7 кл.: Учебник-хрестоматия: В 2 ч.-М.: Просвещение, 2007.

Количество часов: всего-68, в неделю-2.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

ЛИТЕРАТУРЫ

Класс 7

Учитель

Количество часов: всего – 68; в неделю – 2

Плановых контрольных уроков   3 , зачетов   2   , уроков развития речи    7  ,

                                    сочинений (домашних)  9  , уроков внеклассного чтения   13  .

Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений

                                                               «Литература. 5-11 классы», под редакцией

                                                               В.Я.Коровиной, М.: «Просвещение», 2008.

Учебник: Коровина В.Я. Литература: 7 кл.: Учебник-хрестоматия: В 2 ч.-М.:

                 Просвещение, 2007.

Неделя

№ урока

Дата

Тема урока

Тип урока

ТСО

Примечания

 1.                    

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Беседа.

2.

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

Рассказ учителя. Беседа.

3.

Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.

Рассказ учителя. Беседа.

4.

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины.

Урок внеклассного чтения.

5.

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

Рассказ учителя. Беседа.

6.

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.

Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Рассказ учителя. Беседа.

7.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности.

Рассказ учителя. Беседа.

8.

Подготовка к письменной работе на одну из тем по разделам «Фольклор», «Древнерусская литература»:

1. Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.

2. Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора.

3. Что воспевает народ в героическом эпосе?

4. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

5. В чем значение древнерусской литературы для современного читателя?

Урок развития речи.

9.

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Обучение устному рассказу. Понятие о жанре оды («Ода на день восшествия…», «К статуе Петра Великого»). Обучение выразительному чтению.

Рассказ учителя. Практикум.

10.

Г.Р.Державин. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества («Река времен…», «На птичку», «Признание»).

Рассказ учителя. Беседа.

11.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению.

Рассказ учителя. Беседа.

12.

А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы.

Рассказ учителя. Беседа.

13.

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка.

Беседа. Практикум.

14.  

А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях Пушкина»

Урок развития речи.

15.

А.С.Пушкин. Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Гуманизм повести.

Беседа.

16.

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.

Практикум.

17.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича…». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и  идеи поэмы.

Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу

18.

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

Фольклорные начала в «Песне…». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора.

Беседа. Практикум.

19.

М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения («Молитва», «Ангел»).

Практикум.

20.

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Урок контроля.

21.

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.

Рассказ учителя. Беседа.

22.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое.

Обучение устному рассказу.

23.

Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» по одной из тем:

1. Авторская оценка образа Тараса Бульбы.

2. Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия.

3. Роль картин природы в понимании человеческих характеров.

Урок развития речи.

24.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.

«Бирюк». Художественные достоинства рассказа.

Рассказ учителя. Беседа.

25.  

И.С.Тургенев.Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе.

Урок развития речи.

26.

Н.А.Некрасов. Слово о паоэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска.

Рассказ учителя. Беседа. Практикум.

27.

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению.

Урок внеклассного чтения.

28.

А.К.Толстой. Слово о поэте.  Исторические баллады «Васий Шибанов» и «Михайло Репнин» Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

Урок внеклассного чтения.

29.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».Сатирическое изображение нравственных пороков общества.

Рассказ учителя. Беседа.

30.

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина».

Урок развития речи.

31.

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Урок контроля.

32.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Рассказ учителя. Беседа.

33.

Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство»: его чувства, поступки и духовный мир.

Беседа. Обучение устному рассказу.

34.

И,А,Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

Рассказ учителя. Беседа.

35.

И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа

Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина.

Урок развития речи.

36.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

Рассказ учителя. Беседа.

37.

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».

Развитие понятий о юморе и сатире.

Практикум.

38.

Многогранность комического в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

Беседа.

39.

Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска» и  «Размазня».

Урок внеклассного чтения.

40.

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин. Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века.

Практикум.

41.

М.Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

Рассказ учителя. Беседа.

42.

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Понятие о теме и идее произведения.

Беседа.

43.

Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя.

Практикум.

44.

«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Урок внеклассного чтения.

45.

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение…». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Своеобразие художественной формы стихотворения. Обучение выразительному чтению.

Рассказ учителя. Беседа.

46.

В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое.

Урок внеклассного чтения.

47.

Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения

Рассказ учителя. Беседа.

48.

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

Рассказ учителя. Беседа.

49.

А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном  мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова.

Урок внеклассного чтения.

50

Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века).

Урок развития речи.

51.

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль»,  «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов.

Рассказ учителя. Практикум.

52.

Контрольная работа. Письменный анализ одного стихотворения Б.Л.Пастернака (по выбору учащихся).

Урок контроля.

53.

Интервью, как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского, Н.Тихонова.

Урок внеклассного чтения.

54.

Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

Рассказ учителя. Беседа.

55.

Е.И.Носов. Слово о писателе. «Живое пламя».Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению.

Рассказ учителя. Беседа. Практикум.

56.

Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

Урок внеклассного чтения.

57.

Стихи поэтов XX века о родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов, Н.Заболоцкий).

Урок внеклассного чтения.

58.

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синее…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского.

Рассказ учителя. Беседа.

59.

Д.С.Лихачёв. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.

Урок внеклассного чтения.

60.

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Рассказ учителя. Беседа.

61.

Песни на слова русских поэтов XX века. А.Вертинский «Доченьки»; И.Гофф «Русское поле»; Б.Ш.Окуджава «По смоленской дороге…»: лирические размышления о жизни, времени и вечности.

Урок внеклассного чтения.

62.

Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Рассказ учителя. Беседа.

63.

Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирика Бернса.

Рассказ учителя. Беседа.

64.

Дж. Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы родины. Анализ поэтических интонаций.

Рассказ учителя. Практикум.

65.

Японские хокку. Особенности жанра.

Практикум.

66.

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов».

Семинар.

67.

Р.Д.Брэдберри. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

Урок внеклассного чтения.

68.

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето.

Беседа. Тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...

календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева

Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...

Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс

Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...