Урок по стихотворению Ломоносова "Случились вместе 2 астронома..."
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Калюх Ирина Павловна

Урок включает рассказ о Ломоносове и работу со стихотворением "Случились вместе два астронома в пиру..." Сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sluchilis_vmeste_2_astronoma.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме

Стихотворение Ломоносова

«Случились вместе два  астронома в пиру…»

Ход  урока

  1. Вступительное слово

Слайд 1 (астрономия)

  • Слышали ли вы что-то о такой науке, как астрономия?
  • Чем занимаются астрономы?  Что изучают?

(астрономы изучают небесные тела: Солнце, Луну, звёзды, планеты, кометы)

(по клику – объяснение)

   Астрономия – одна из древнейших наук, потому что Солнце, Луна и звёзды всегда привлекали к себе внимание человека. Была в ней и практическая необходимость: уже в глубокой древности люди заметили, что смена времён года на Земле прочно увязана с положением светил на небе.

Слайд 2 (небо, планеты)

    Видели ли вы ночное небо, усеянное звёздами?.. Можно ли остаться равнодушным при виде звёздного неба?.. Особую радость испытываешь, когда находишь знакомое созвездие, когда обнаруживаешь планеты, название которых ты знаешь. Возникает мысль о бесконечности и загадочности Вселенной.

   И всё, что видишь на небе: Солнце. Луна, звёзды. Планеты – всё это вращается вокруг Земли, потому что Земля является центром всего мироздания…

(Дети должны опровергнуть это мнение)

Слайд 3 (школа 18 века)

    Давайте перенесёмся в 18 век, лет на 250 назад.  Мы также находимся на уроке. И я говорю: «Ребята, не Солнце вращается вокруг Земли, но Земля ходит вокруг Солнца, да при этом ещё и вертится вокруг своей оси».

     Таким сообщением я удивила бы вас ещё больше, чем сейчас. Вы в недоумении обратились бы к священнику, и он тут же разрешил бы ваше сомнение, сказав, что это неправда.

    Немного было людей в 18 веке, которые слышали бы о том, что Солнце  вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Ещё меньше было таких, которые верили в это.

Слайды 4 – 5 (Птолемей)

     Такие ошибочные представления о строении Вселенной были вызваны не только тем, что мы воочию видим, как движутся небесные  светила. Они подкреплялись также учением  древнегреческого астронома  Птолемея. Птолемей считал, что Земля находится в центре Вселенной, а Луна, Солнце, планеты и звёзды движутся вокруг неподвижной Земли.

Слайды 6 – 7 (Коперник)

     Через 1300 лет польский астроном Николай Коперник разработал другую систему мироздания, согласно которой Земля и планеты  вращаются вокруг неподвижного Солнца. Медленно и трудно учение Коперника пробивалось в сознание людей. И в 18 веке ещё мало у кого хватало духу  отказаться от устоявшихся традиционных взглядов.

Слайд 8 (век Просвещения)

    Но 18 век называют веком Просвещения. Учёные и писатели многих европейских стран, стоявшие на передовых рубежах своей эпохи,  видели в просвещении народа путь к улучшению его жизни. Были и в России свои патриоты-просветители. Первое место среди них принадлежит Михаилу Васильевичу Ломоносову, гениальному учёному и поэту.

II.  Презентация по биографии Ломоносова      (слайды  9 – 21)

III.  Работа по стихотворению.

  • Словарная  работа  (слайд 22)

  • О чём это стихотворение?

(1761г. Такая дата поставлена Ломоносовым под стихотворением. Случайно на пиру встречаются Птолемей и Коперник.  Между ними сразу разгорается спор.)

Слайд 23 (2 астронома)

  • Могли ли Коперник и Птолемей реально встретится на пиру?
  • Почему в стихотворении Ломоносова они встречаются?
  • Где встречаются учёные? Случайно ли Ломоносов выбирает это место для встречи учёных?
  • О чём они спорят?

(конечно, об их системах мироздания)

    Уже полторы тысячи лет птолемеевой системе мира и более двухсот лет коперниковой, а вопрос об их верности всё ещё вызывает противоборство позиций. В стихотворении эта проблема решается наглядно и просто.

  • Кто же разрешил их спор?      Слайд 24 (повар)

(повар)

  • Давайте перечитаем и внимательно прислушаемся к словам повара. Повар говорит: «Кто видел простака…»  От какого прилагательного слово «простак»?

(простой. А есть ещё прилагательное «простоватый», к нему существительное ближе)

  • А что значит «простоватый»?

(не очень умный,  недалёкий)

Слайд 25 (повар,  очаг)

    «Простаки»  встречаются везде. И среди поваров тоже. Но такого простака из поваров, который бы вертел очаг  кругом жаркого, не видел никто.

  • Очаг – что такое?

(место, где разводят и поддерживают огонь)

  • А что в данном случае означает существительное «жаркое»: само кушанье или сковороду с кушаньем?

(сковорода, на которой жаркое)

  • Каким же образом повар разрешает спор астрономов?

(через сравнение: он уподобил Солнце очагу,  а Землю  сковороде)

  • Как думаете,  довод повара мог переубедить Птолемея?

(нет)

     Не мог, потому что сравнение  не является доказательством. Учёный-астроном Клавдий Птолемей создал целостную картину мира и подкрепил её, приложив к описанию математические таблицы, с помощью которых на протяжении полутора тысячи лет мореплаватели определяли по положению небесных светил местонахождение своих кораблей в открытом море.

  • Что вы можете сказать о поваре?

(смекалистый, находчивый и не лишён чувства юмора. Легко и быстро решил жаркий спор учёных)

IV.  Обобщение

Слайд 26 (слова)

    Ломоносов не был пассивным сторонником учения Коперника; в своих научных трудах по астрономии он продолжал развивать систему мира, построенную. Польским астрономом. Во многих отраслях знаний, которыми занимался Ломоносов, он делал открытия мирового значения.

     Стихотворение Ломоносова забавно и увлекательно. Но создано оно не для того, чтобы позабавить и  развлечь  читателя. Забавляя, оно несёт истинное знание  о строении Вселенной. «В безделицах я стихотворца не вижу…» - писал Ломоносов. Он был твёрдо убеждён, что поэзия должна служить просвещению людей, а значит, и просвещению Отечества.

V.  Домашнее задание:

  • Выразительное чтение стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по математике, истории и астрономии по теме "Координатная плоскость"

Данный урок направлен на повторение материала по теме "Координатная плоскость", на усиление межпредметной связи, расширение кругозора учащихся....

Урок математики в 6 классе "Астрономия на координатной плоскости"

Данный урок был проведен в рамках "Конкурса педагогического мастерства".Задачи урока:1.Образовательные: формирование умений по применению знаний по теме “Декартовая система координат” в новой ситуации...

Конспект урока литературы по творчеству Н.Рубцова "Урок одного стихотворения"

Урок одного стихотворения(За золотой дымкой сна…)(Урок литературы по региональному содержанию в 11 классе)Дидактическая цель: осознание поэзии Н. Рубцова  как органической части развивающейся рус...

План-конспект урока по теме "Что изучает астрономия"

В работе представлен        план-конспект   урока по теме "Что изучает астрономия"....

Конспект урока литературы в 8 классе (внеклассное чтение) Урок одного стихотворения. А.К.Толстой "Средь шумного бала"

  Это вариант урока внеклассного чтения в 8 классе. Тема "О любви в лирике" по программе И.Н.Сухих, хотя можно использовать по любой программе. В материале урока я постаралась об...

Урок №28 «Основы современной космологии» астрономия для 11 классов

В рамках дистанционного обучения для обучающихся 11 классов разработаны занятия на платформе РЭШ в рамках ихучения физики представлены элементы астрономии, которые взяты за основу изучения данной темы...