Волшебный мир поэзии.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Урок литературы "Волшебный мир поэзии" в 5 классе решает несколько задач. И главное, на мой взгляд, это не просто учебное занятие, а урок любви... любви к миру, в котором мы живём. Кроме того, важно, чтобы дети поняли, что уметь чувствовать - это прекрасно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_volsh.mir_poezii.doc54 КБ
Microsoft Office document icon stihi.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №3 с.Садовое

ПЛАН-КОНСПЕКТ

УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

 В 5 КЛАССЕ

ВОЛШЕБНЫЙ МИР ПОЭЗИИ

ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ №3 СЕЛА САДОВОЕ КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                2009-2010 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цели:

-    совершенствование навыков анализа лирического произведения

  • развитие речи, использование эмоционально окрашенной лексики
  • воспитание чуткости, умения видеть красоту окружающего мира

Оформление:

  • иллюстрации, выполненные детьми к стихам К.Бальмонта «Снежинка», «Золотая рыбка»
  • высказывание С.Я.Маршака «Как Золушка, одетая в платье, которое подарила ей фея, простое обыкновенное слово преображается в руках Поэта»
  • высказывание К.Д.Бальмонта «Поэзия говорит своим особым языком»
  • выставка поэтических сборников

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Кому и зачем нужна поэзия? Умеем ли мы читать стихи? Умеем ли ценить то, что названо тонким и красивым словом «лирика»?

Мне хочется верить, что сегодняшний урок поможет нам ответить на эти вопросы, и мы сумеем взглянуть на мир иначе: научимся «вслушиваться», «всматриваться», чтобы открыть сердце прекрасному.

2. Учитель читает сказку. Параллельно дети читают стихи. Ведётся аналитическая беседа.

- Послушайте сказку.

...Жил-был город. Дома в нём были высокие, прочные, улицы широкие, светлые, но все какие-то одинаковые. Даже коренные жители иногда путали один дом с другим. Город был большой, люди в нём жили разные, но каждый, кто приезжал в город и видел его жителей, утверждал, что все они очень похожи, и вот почему: они не умеют радоваться и огорчаться.

Когда им было больно или холодно, они хмурились и даже плакали. Но никому из них не было грустно, когда тучи закрывали солнышко, когда кому-то рядом было одиноко и горько. Никто из них не улыбался, увидев утром проснувшийся цветок, купающегося озорного воробья, окружённого хрустальными брызгами.

Однако все люди не могут быть одинаковыми. Вот и в этом городе жил один чудак. Он был обыкновенный, такой же, как мы с вами. Но жителям города он казался чудаком, потому что подолгу мог смотреть, как кружатся в танце снежинки, слушать, о чём шепчутся листья, мог беседовать с колокольчиками. И всё это он записывал, мечтательно возводя глаза к небу. А порой он не мог молчать и обращался к жителям:

                               Не то, что мните вы, природа -

                               Не слепок, не бездушный лик.

                               В ней есть душа, в ней свобода,

                               В ней есть любовь, в ней есть язык.

Люди только недоумённо пожимали плечами и продолжали жить своей скучной серой жизнью. А чудак оставался чудаком.

          И был в этом городе большой старый сад. И в нём росли деревья,        распускались цветы, пели птицы. Но люди приходили сюда только потому, что это было полезно – полезно двигаться, дышать свежим воздухом. И только чудак приходил и любовался, а птицы пели, цветы тянулись к нему, деревья же величаво кланялись.

А чудак замечал то, что чего не видели остальные. И рождалась сказка...

Вы знаете:  нам известны некоторые записи чудака.

  • Вспомните стихи, в которых царит сказка. (И.А.Бунин «Детство», «Сказка», Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою...», «Вешние воды»)

Ученики читают наизусть перечисленные стихотворения.

  • Почему в этих стихах мы видим сказку? Как поэтам удалось создать чудо? (в ответах учеников предполагаются указания на средства изобразительности)

Звучит музыка. Учитель продолжает рассказывать.

  • И каждый день чудаку открывалось что-то новое, необыкновенно красивое. А он всегда умел понять горе и радость любого существа, потому что он чувствовал их горе и радость, как свои. И даже неживые предметы оживали в его воображении.

Мы можем понять чудака, потому что знакомы с необычной Снежинкой. Вспомните стихотворение К.Д.Бальмонта «Снежинка»

Кто-то из детей читает наизусть стихотворение «Снежинка».

  • Почему снежинка становится героиней?
  • А какие чувства поэта передаются и нам?
  • Чем восхищается поэт? Какими качествами снежинки?
  • Что открыло нам это стихотворение?

Вновь звучит музыка. Учитель продолжает рассказ.

  • Вот какие стихи рождались у чудака. Его слушали деревья, ручейки, соловьи в саду, а люди отмахивались от него и обвиняли в пустой трате времени. Трудно человеку, когда его не понимают, когда он одинок. И чудак ушёл из города. Ушёл, чтобы найти тех, кто видел бы и понимал прекрасное.

И родилось стихотворение «Золотая рыбка» ( К.Д.Бальмонт).

Учитель читает стихотворение К.Д.Бальмонта «Золотая рыбка»

Аналитическая беседа.

  • Какие картины вам представились?
  • С помощью каких метафор и эпитетов поэт создал эти картины?
  • Почему, как вы думаете, именно так названо стихотворение?
  • Золотая рыбка – это живое существо или сказочная героиня?
  • Что произошло благодаря рыбке, а без неё было бы невозможно?
  • Какие цвета передали бы настроение этого стихотворения?
  • Какие особенные слова помогли поэту передать свои чувства?
  • Какими звуками наполнено стихотворение?
  • Как играла скрипка?
  • О чём она пела? Какой была её музыка?
  • А есть ли в этом стихотворении сказка?
  • Что подарило нам стихотворение?

Учитель подводит итог беседы.

  • В стихотворении изображается реальная жизнь, но рыбка творит чудеса: она дарит людям любовь. Стоит только нам быть внимательнее.

Постарайтесь прочитать стихотворение так, чтобы мы ещё раз увидели чудо.

Работа над выразительным чтением стихотворения.

Учитель продолжает сказку.

  • А в это время погибал сад: засыхали цветы, умолкали птицы, трещали засохшие деревья. Как вы думаете, почему?

А вот жители не могли понять причину и впервые загрустили. Кто-то вспомнил, что ушёл чудак, и после этого пришла беда. Разыскали люди чудака и умоляли вернуться, оживить сад. Это было несложно. Чудак шел по саду, и совершалось чудо. А люди не могли оторвать восхищённых взоров от знакомых ранее деревьев, от простеньких, но таких очаровательных цветов. А как сверкали лучики солнца! Солнечными зайчиками рассыпались они и присели каждому жителю на плечо.

И всем стало понятно: они никогда не будут называть этого человека чудаком, потому что он Поэт, Волшебник.

 3. Обобщение.

  • Для чего же нужна людям поэзия?

Учитель обобщает.

Поэзия учит нас видеть красоту мира, открывает нам души всего живого. Она, подобно волшебнице, делает человека добрее, милосерднее, красивее.

И не уподобимся мы жителям сказочного города и будем благодарны Поэту, открывающему прекрасный мир, в котором мы живём.

   

     4. Домашнее задание. Подготовить чтение наизусть стихотворения К.Д.Бальмонта «Золотая рыбка», иллюстрации к стихотворению.



Предварительный просмотр:

И.А.Бунин. «Сказка»

…И снилось мне, что мы, как в сказке,

Шли вдоль пустынных берегов

Над  диким синим лукоморьем,

В глухом бору, среди песков.

Был летний светозарный полдень,

Был жаркий день, и озарён

Весь лес был солнцем и от солнца

Весёлым блеском напоён.

Узорами ложились тени

На тёплый розовый песок,

И синий небосклон над бором

Был чист и радостно высок.

Играл зеркальный отблеск моря

В вершинах сосен , и текла

Вдоль по коре, сухой и жёсткой,

Смола, прозрачнее стекла…

Мне снилось северное море,

Лесов пустынные края…

Мне снилась даль, мне снилась сказка –

Мне снилась молодость моя.

Константин Бальмонт. «Снежинка».

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную –

На землю просится.

Лазурь чудесную

 Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нём , лелеющем,

Светло качается.

Константин Бальмонт. «Золотая рыбка».

В замке был весёлый бал,

Музыканты пели.

Ветерок в саду качал

Лёгкие качели.

В замке, в сладостном бреду,

Пела, пела скрипка.

А в саду была в пруду

Золотая рыбка.

И кружились под луной,

Точно вырезные,

Опьянённые весной ,

Бабочки ночные.

Пруд качал в себе звезду,

Гнулись травы гибко,

И мелькала там в пруду

Золотая рыбка.

Хоть не видели её

Музыканты бала,

Но от рыбки, от неё,

Музыка звучала.

Чуть настанет тишина,

Золотая рыбка

Промелькнёт, - и вновь видна

Меж гостей улыбка.

Снова скрипка зазвучит,

Песня раздаётся.

И в сердцах любовь журчит

И весна смеётся.

Взор ко взору шепчет: «Жду!»

Так светло и зыбко,

Оттого что там в пруду –

Золотая рыбка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская "Китайская поэзия - поэзия мысли"

В процессе  работы творческой мастерской  "Китайская поэзия - поэзия мысли" школьники знакомятся с китайской классической поэзией, занятие организуется таким образом, что дети ставятся в сит...

Урок словесности "Поэзия мира и мир в поэзии"

Урок словесности из цикла уроков, посвященных работе с поэтическими текстами....

« Есть у поэзии начало, нет у поэзии конца».

Саратовскому поэту, бывшему учителю школы № 89, кандидату филологических наук, доценту кафедры общего литературоведения и журналистики СГУ  - Книгину Игорю Анатольевичу, посвящается…...

«Поэзия – волшебная страна»

Интеллектуальный конкурс, направленный на развитие кругозора, речевых и читательских навыков, логики и памяти, умения выразительно читать стихотворные тексты, творческих умений и навыков...

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...

«Мифологема дерева в русской и современной мордовской поэзии: к опыту сравнительно-сопоставительного изучения (на материале поэзии С. А. Есенина и В. А. Ващалкина)»

Стихи о родной природе составляют сокровищницу русской литературы. Именно в них, одухотворенно описывая красоты родного и милого сердцу автора края, поэты создают удивительно проникновенные обра...