Открытый урок в 10 классе. Литература.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

 

         Открытый урок по литературе по повести Н.С.Лескова  «Очарованный странник» с русским именем Иван»

Мы завершаем разговор о повести Н.С.Лескова «Очарованный странник».

Следующий урок – подготовка к сочинению, затем – написание сочинения.

Эпиграф урока

«Флягин - Вся Россия стоит за его спиной. И все испытания она проходит с сознанием своего достоинства».

       Л.К.Долгополов.

       Как вы думаете, какие ключевые слова можно выделить в эпиграфе, чтобы сформулировать цели нашего урока?

       Цели уроки:

Понять особенности русского национального характера.

Раскрыть смысл названия произведения.

       Обратите внимание на план. В течение урока вы, как обычно, будете делать записи по его пунктам.

        В связи с целями возникают задачи:

1)показать, как Лесков изображает особенности русского национального характера;

2)определить, в чем заключается смысл названия произведения.

Оборудование : мультимедийная установка, портрет Н.С.Лескова, иллюстрации к повести, индивидуальные карточки с заданиями, сборники произведений писателя.

        Ход урока

        Мы не сможем решить эти задачи без определенной теоретической подготовки. Поэтому двое учащихся заранее получили задания: подготовить сообщение о жанровом своеобразии повести; исследовать языковый материал «Очарованного странника».

- Так в чем же заключается жанровое своеобразие произведение?

Ответы учащихся:

        Обратимся к определению. Сказ-повествование – это 1) жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, характерен сочетанием сказочно-фантастического мира, фольклора, персонажей с точными зарисовками быта и нравов. Существует и такая разновидность жанра, в которой подчеркивается ум, работоспособность, талант русского человека. 2) Это способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь. Именно Н.С Лесков первый, кто ввел официальный оборот большой профессиональной литературы слово «сказ». Произведение Лескова «Очарованный странник» - это сказ-повествование.

Теперь обратим внимание на исследование языкового материала повести.

Ответы учащихся:

Очарованный– околдованный;

Странник– человек, странствующий пешком на богомолье;

Праведник– 1) у верующих человек, который живет праведной жизнью; 2) человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности и морали;

Конесер-  человек, хорошо знающий лошадей;

Валаам– расположенный в северной части Ладожского озера остров, где находится монастырь;

Стратопедарх – начальник военного лагеря;

Кантонист– в России до 1856 года кантонистами назывались дети солдат,  обязанные уже в силу  своего происхождения служить в армии;

Ремонтер– офицер, занятый подбором и закупкой лошадей для кавалерийской части;

Форейтор– верховой кучер при запряжке четверкой или шестеркой на одной из передних лошадей.

Скажите, а какова основная тема произведения?

Ответы учащихся:

Основная тема – это тема дороги, дороги к Храму.

        Главный герой движется по ней, преодолевая трудности и препятствия, выпадающие на его долю. От обыкновенности, греховности и накоплению праведности. Трагедийность событий и мук нарастает, и каждой последующее испытание страшнее предыдущего.

Учитель:

         На предыдущих уроках мы с вами подробно проанализировали произведение. Давайте вспомним основные моменты, подведем итог, обобщим сказанное. Для работы вам были розданы вопросники. Вопросы в них расположены по мере возрастания их сложности. Дома вы имели возможность выбрать наиболее приемлемые варианты.

Работа с вопросниками. Они были заранее розданы учащимся, и каждый мог выбрать себе задание по степени сложности и своей подготовленности.

1. Иван Северьнович Флягин, кто он? Как звали в детстве И.С. Флягина? Почему?

2. Какую награду попросил Флягин за спасение графской семьи? Как это характеризует героя?

3. Каким он предстал перед пассажирами пароходика?  (опишите его)

4. Чем он похож на Илью Муромца?

5. Почему он ушел из имения? Каково его духовно-нравственное состояние пред уходом из имения?

 6. Какие испытания готовит ему судьба дальше? (перечислите основные из них)

7. Какие индивидуальные особенности характера проявляет он в каждом из испытаний?

8. Изменилось ли духовно-нравственное состояние героя с приходом в монастырь? Какое прозрение снизошло на Ивана Северьновича?

9. Каков финал его исканий?

10. Почему, с вашей точки зрения, Лесков относил Флягина к праведникам? Что свойственно праведничеству?

   Дорога исканий Ивана Флягина пройдена.

Ивана Северьянович Флягин – это праведник, монах-молитвенник, воин; простая, но очарованная душа.

-А как вы думаете, в чем же смысл названия произведения?

Ответы учащихся.

Вывод.

Итак, изучение произведения закончено, но я очень надеюсь, что его очарования, таинственная прелесть, колоритный язык сохранятся в вашей душе и, возможно, побудят обратиться к другим произведениям Лескова и прочитать их.

Оценки по группам.

Записывается домашнее задание.

Домашнее задание:  вам предлагается на выбор 3 задания. Письменно.

1. Какой эпизод  повести мне особенно понравился и почему?

2. Мое художественное видение эпизода (проиллюстрировать эпизод).

3. Напишите мини-сочинение-рассуждение «Нужно ли праведничество России и миру».

Урок закончен. Благодарю за работу.

 

 

ФГКОУ средняя общеобразовательная школа № 24

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка по литературе

(повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник»)

 

 

 

 

 

«Очарованный странник» с русским именем Иван»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок - исследование по литературе в 5 классе по творчеству К.Паустовского "Теплый хлеб"

тема урока "Дорога добра"+представление презентации к уроку. исследовательский метод обучения сейчас актуален. я проводила этот урок на городском семинаре учителей русского языка и литературы и получи...

Открытый урок по родной литературе 10 класс "П.Н.Тобуруокап ырыа буолбут хоһоонноро"

Урок внеклассного чтения с объяснительно-иллюстративным методом,  использованием  аудиопрослушивания и мультимедиа. Авторский образовательный ресурс «П.Н.Тобуруокап ырыа буолбут хоһоон...

Открытый урок по якутской литературе для 8 классов

Предмет: Якутская литература. Тема урока: «Роль молодежи в развитии сельской местности» ( заключительный урок по драме С.П. Ефремова «Куорат кыыьа» («Девушка с города») для 8-х классов. Учитель: Павло...

Конспект открытого урока по родной литературе для 5 классов

Предмет: Якутская литература. Тема урока: "Поэзия - состояние души" («Хо´оон - дуу´а хамсаа´ынын таайыы») для 5-х классов. Учитель: Павлова Мария Егоровна, учитель якутского языка и литературы МБОУ-Ко...

Открытый урок по черкесской литературе в 6 классе "Стихотворение Хакунова Исуфа "Кавказ""

Данный урок посвящен жизни и творчеству черкесского писателя-поэта Хакунова Исуфа. Эта тема была раскрыта с использованием проектно-исследовательской работы учащихся. Также учащиеся были глубже озна...

конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе

Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...

Мцыри (открытый урок 8 класс литература)

Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова...