Мцыри (открытый урок 8 класс литература)
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1obraz_mtsyri_v_poeme_m.yu_.lermontova.pptx1.21 МБ
Файл obraz_mtsyri_slozhen2.pptx200.04 КБ
Microsoft Office document icon pril2.doc27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова

Слайд 2

Поэма «Мцыри» является романтическим произведением со всеми характерными чертами этого литературного направления: - противоречием между идеалом и действительностью; - символическим сюжетом и образами.

Слайд 3

М.Ю.Лермонтов создал в поэме яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки.

Слайд 4

Долгие годы Мцыри рос в монастыре, осознавая, что обязан монахам жизнью. Внешне он уже смирился с неволей и готовился принять монашеский обет, но в душе всё теплился огонёк прошлой, забытой жизни.

Слайд 5

Образ самого Мцыри наделен романтическими чертами, которые сочетаются с реалистическими. Исповедь героя дает возможность психологически точно раскрыть его внутренний мир.

Слайд 6

Монастырь – тюрьма, в которую заключен Мцыри. Он хочет убежать, убежать как можно дальше, туда, где он надеется обрести самое главное – свободу, родину, семью. Решившись на побег, герой поэмы бросает вызов судьбе.

Слайд 7

Он полон решимости узнать, для чего был рождён: для тихой, размеренной жизни монаха или для полной волнений жизни горца: Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родились мы…

Слайд 8

Оказавшись за стенами монастыря, Мцыри словно впервые видит мир. Поэтому он так пристально вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, замечает каждую мелочь, частичку «живой» природы, вслушивается в многоголосое разнообразие звуков: Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курилися , как алтари, Их выси в небе голубом …

Слайд 9

Мцыри завораживает и ослепляет красота, великолепие Кавказа. Он сохраняет в памяти «пышные поля», «холмы, покрытые венцом дерев», «золотой песок». Эти картины вызывают в герое смутные воспоминания о родине, которой он был лишён ещё ребенком: Мне тайный голос говорил, Что некогда и я там жил, И стало в памяти моей Прошедшее ясней, ясней…

Слайд 10

Только сейчас, оставшись наедине с природой, Мцыри смог ощутить себя счастливым. Только сейчас сердце юноши тронуло прекрасное, светлое чувство: … И ближе, ближе всё звучал Грузинки голос молодой, Так безыскусственно живой, Так сладко вольный, будто он Лишь звуки сладостных имён Произносить был приучён…

Слайд 11

Кульминацией романтической поэмы является схватка Мцыри с барсом. Этот бой - момент наивысшего подъёма сил и духа героя. Именно здесь Мцыри понимает, в чём истинное его предназначение: … Да, рука судьбы Меня вела иным путём… Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов.

Слайд 12

Герой поэмы М.Ю.Лермонтова гибнет, но он не сломлен. Последние его мысли – о жизни, родине, свободе. Гибель юноши и автор, и читатель воспринимают как победу над действитель - ностью : жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ Мцыри сложен : это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в пору столкновений и конфликтов с миром. Особенность характера Мцыри – соединение строгой целеустремленности, могучей силы, твердой воли с исключительной мягкостью, задушевностью, лиризмом по отношению к родине.

Слайд 2

Мцыри чувствует гармонию природы, стремится слиться с ней. Он ощущает её глубину и тайну. Герой прислушивается к голосу природы, восхищается барсом как достойным против- ником , и дух его непоко - лебим , как дух самой природы.

Слайд 3

Для создания образа героя М.Ю.Лермонтов использует разнообразные средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворение, риторические вопросы, восклицания и др .

Слайд 4

как серна гор, пуглив и дик, и слаб и гибок, как тростник; горные хребты причудливые, как мечты; в снегах, горящих, как алмаз; сплетясь, как пара змей; я сам, как зверь, был чужд людей и полз, и прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной. Определите изобразительно-выразительное средство и его роль в создании образа героя.

Слайд 5

Сравнения подчеркивают эмоциональность образа Мцыри ( как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник), отражают мечтательность натуры (горные хребты причудливые, как мечты; в снегах, горящих, как алмаз), показывают как слияние героя с природой (сплетясь, как пара змей) , так и отчужденность от людей (я сам, как зверь, был чужд людей и полз, и прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной).

Слайд 6

пламенная страсть, блаженные дни, пылающая грудь, бурное сердце, могучий дух снегах горящих, сонные цветы, сакли дружною четой. Определите изобразительно-выразительное средство и его роль в создании образа героя.

Слайд 7

Эпитеты передают: душевное настроение, глубину чувств, внутренний порыв (пламенная страсть, блаженные дни, пылающая грудь, бурное сердце, могучий дух) , поэтическое восприятие мира (снегах горящих, сонные цветы, сакли дружною четой).

Слайд 8

бой закипел; судьба смеялась надо мной; я тайный замысел ласкал; надежд обманутых укор. Определите изобразительно-выразительное средство и его роль в создании образа героя.

Слайд 9

Метафоры передают напряженность переживаний, эмоциональное восприятие окружающего мира (бой закипел; судьба смеялась надо мной; я тайный замысел ласкал; надежд обманутых укор).

Слайд 10

там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, две сестры, струи Арагвы и Куры; и миллионом черных глаз смотрела ночи темнота… Определите изобразительно-выразительное средство и его роль в создании образа героя.

Слайд 11

С помощью олицетворений передается понимание природы, полное слияние Мцыри с ней ( там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, две сестры, струи Арагвы и Куры; и миллионом черных глаз смотрела ночи темнота…)

Слайд 12

«Можно без преувеличения сказать, что поэт брал цвет у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров – что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму». «…что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью... В.Г.Белинский о поэме «Мцыри»:



Предварительный просмотр:

                                                                                                                       Приложение 2

В 1 – й Книге Царств (гл.14), откуда Лермонтов взял строку для эпиграфа, рассказывается следующая история.

        Во время битвы с врагами «люди израильские были истомлены…; а Саул (их царь) весьма безрассудно заклял народ, сказав: проклят, кто вкусит хлеба до вечера, доколе я не отомщу врагам моим. И никто из народа не вкусил пищи»

        Только сын Саула Ионафан «протянул конец палки, которая была в руке его, обмакнул её в сот медовый и обратил её и к устам своим, и просветлели глаза его». Правда, Ионафан не знал о заклятии отца. Но когда ему сказали о заклятии, он возмутился: «Смутил отец мой землю: смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил этого мёду».

        Бог дал знамение Саулу, а тот, узнав, что его сын, Ионафан, нарушил заклятие, решил казнить его. И тогда Ионафан произнёс знаменательные слова: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного мёду; и вот я должен умереть» (ср. «Вкушая, вкусих мало меду, и се аз умираю») Важна интонация, с которой произносятся эти слова. Из библейского контекста ясно, что Ионафан говорит не в смирении, не в отчаянии. На смирение он вообще был не способен; и позднее он вступал во враждебные отношения с отцом, и тот называл его «сыном негодным и непокорным». Слишком незначителен «грех» («Я отведал …немного мёду») и несоразмерно велико наказание («…и вот я должен умереть») – таков смысл слов Ионафана. Интересно, что, когда Саул так же несправедливо осудил на смерть друга Ионафана Давида, Ионафан гневно бросил отцу: «За что умерщвляешь его? Что он сделал?» Недаром  народ, несмотря на то что бог косвенно обвинил Ионафана, дав знамение Саулу, единодушно выступил против решения Саула: «Да не будет этого!» И освободил народ Ионафана, и не умер он».2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературе на тему "Мцыри как романтический герой"

Урок по литературе ориентирован на учащихся 7 класса, тербует предварительной подготовки. На уроке представлены разные задания и формы работы. Большое внимание уделяется анализу произведения, работе с...

Конспект открытого урока по литературе в 8-ом классе по теме "Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Цель:     определение темы и идеи поэмы;углубление представления учащихся о личности М.Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме, выявление структурных особенностей произведени...

8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок  должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...

8 февраля 2024 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Две судьбы: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.

Ежегодно в Московском технологическом колледже учащимся рассказывают интересную историю о двух великих людях начала 20 века: Д.И. Менделееве и А.А. Блоке, о том, что пересеклись их пути, что их связыв...