Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова "Молитва"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

 

План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе.

Учитель Петрова О.Л. МОУУСОШ №1

 

 

Тема урока: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».

Цели:

  • Образовательные:
    • Развивать навыки литературоведческого анализа поэтического текста
    • Через анализ стихотворений открыть новые черты в характере М.Ю.Лермонтова – поэта и человека

 

  • Развивающие:
    • продолжить формирование монологической речи;
    • реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать;
    • развивать познавательную активность.
  • Воспитательные:
    • воспитание умения ориентироваться в дополнительной литературе;
    • воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок.

 

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, раздаточное  методическое пособие, размноженное к уроку, (прилагается), молитвослов.

Ход урока.

1.      Организационный момент.

Запишем в тетради тему урока, эпиграфом к которому взяты строки М.Ю. Лермонтова:  «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала…»

 

Кроме учебника и тетради нам сегодня в работе понадобятся учебные пособия, которые лежат перед каждым на столе.

2.      Актуализация.

Начинаем разговор с темы урока, где есть два ключевых слова, которые нам знакомы: Лермонтов и стихотворение.

·         Вспомним, что такое стихотворение как жанр литературы? (ответы ребят) Теперь обратимся к литературоведческому словарю( 2стр. метод. пособия) и прочитаем, что такое стихотворение

Чтобы понять, а потом и выразительно прочитать лирическое произведение, нужно исследовать его: проанализировать его форму и содержание. Обратимся к схеме анализа стихотворения на 2 стр. методички.

·         Что мы должны проанализировать, чтобы понять чувства и мысли автора?

( Художественные средства)

·         Какие художественные средства помогают автору передать свои чувства и мысли? Ответить на этот вопрос вам поможет литературоведческий словарик на 2 стр. методички.

 

Итак, исследуя художественные средства,  мы с вами поймем чувсва и мысли автора, иными словами, авторский замысел.

 

·         Чей же замысел мы должны понять сегодня? (М.Ю. Лермонтова)

·         Что вы можете сказать о личности поэта? (одинокий, печальный, задумчивый, противоречивый …)

Задача ребятам: давайте же продолжим для себя рисовать портрет Лермонтова. Посмотрим, что заставило поэта сказать: «Моя душа, я помню, с детских лет

                                             Чудесного искала…».

Для этого исследуем стихотворение «Молитва».

3.       Анализ стихотворения.

·               Какая тема заявлена в заглавии стихотворения?

·               О чем будет стихотворение?( о молитве, о боге, о вере…)

·               Что такое молитва? (обращение человека к богу, см. методичку)

На доске: По Библии( христианская книга) есть

Бог

 

image

Дьявол

 

 

 
 image
 

 

 

 


image

             Добро

             Свет

 

                 Зло

                Тьма

 

·         Для чего человек обращается к Богу? (Чтобы обрести добро, свет, душевный покой, чтобы очистить душу…)

·         А зачем нужно очищать душу?(см. методичку) По Библии человек имеет

форму

содержание

Тело

Душа

смертно

Бессмертна

умрет

Будет жить вечно

             ↓

Попадет в рай или ад

Чтобы попасть в рай , нужно очищать душу от грехов!

В тетрадь записать: Молитва – обращение к Богу, для очищения души.

Вот одна из таких очищающих молитв, которую дети раньше заучивали в гимназии.

( молитва «Отче наш» , см. методичку) Обратить внимание ребят на молитвослов, который находится на выставке. Прочитать молитву вслух.

·               Что просит человек в этой молитве?( хлеба сегодня, прощения грехов, не вводить во искушение(в грех, в нечистое дело)

·               От кого просит избавить? (от лукавого, т.е. дьявола)

imageНа доске: Значит,    От тьмы                                      к свету

                                                      (стремиться)

Молитва – талисман, который охраняет человека от напастей.

Прослушайте «Молитву» М.Ю. Лермонтова(с.93 учебника) и подумайте:

·         С какой интонацией читается стихотворение?

·         Какие чувства вызывает в нас?

На доске:

интонация

чувства

Медленная

Нежность

Плавная

Радость

Размеренная

Печаль

image                   Похожа на молитву

Грусть

 

·         Какие слова «главные» в этом стихотворении? (которые выражают тему веры)

В тетрадь записать цитаты:  

молитву чудную

сила благодатная

святая прелесть

·         Какое настроение несут эти слова? (светлое, радостное, умиление)

·         Понятно ли вам слово «благодатная»?( несущее благо, добро)

См. методичку:    Благодать (по Библии) .

Сила благодатная – сила, несущая человеку надежду на спасение души.

3.1.    Анализ по строфам.

а)Прочитать выразительно 1 строфу стихотворения (сами ребята)

·      Какое состояние души человека отражено в ней? Каких чувств больше? ( грусть, печаль, трудная минута)

·      Какие художественные средства передают эти чувства? (метафора: «грусть теснится», эпитет: « в минуту жизни трудную»)

Итак, в первой строфе автор передает состояние печали, грусти, тяжести.

Но есть просвет – «молитва чудная».

· Когда лирический герой Лермонтова  обращается к Богу? ( в трудную минуту, когда на душе темно)

б)Перечитаем вторую строфу стихотворения.

·           Какое настроение мы наблюдаем здесь? (больше света, радости)

·           Какие художественные средства выразительности использует автор? (эпитеты: благодатная, созвучье слов живых, непонятная святая прелесть)

·           Что описывается этими эпитетами? (сила и прелесть «живого слова» - молитвы) А может быть стихотворения?

Итак, «живое слово», по мнению Лермонтова, очищает, ведет к Богу, к свету.

imageНа доске:    от тьмы                                 к свету

в) Перечитаем третью строфу.

·         О чем она нам рассказывает? Какое несет настроение? (радость, легко, светло) Уходят тоска и томление, их сменяет вера, надежда, слезы облегчения.

·         Какие художественные средства передают это состояние?

С души как бремя скатится – метафора

Сомненье далеко – эпитет

Легко, легко – эпитет

Верится .плачется – безличные возвратные глаголы

·         Итак, о чем рассказывает поэт в этих трех строфах? ( об очищении души молитвой, о движении души человека от Тьмы к Свету ( к Богу), от Зла к Добру)

А кроме этих мыслей, передаваемых нашему разуму, Лермонтов обращается и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы со-переживали с лирическим героем это движение.

·         Как меняются чувства?  (от грусти и тоски к вере и радости)

·         Как это движение души передает строение предложений?( каждая строфа-это одно осложненное сложное предложение. Запятая движет вперед – от тьмы к свету. Это же противопоставление тьмы и света передают антонимы(в1и3 строфах: трудно-легко, теснится грусть-бремя скатится)

·         Как называется этот художественный прием? (антитеза)

·         Итак, какие же чувства и мысли через форму передает нам автор?

 

4.      А теперь давайте выразительно прочитаем стихотворение, стараясь передать мысли и чувства лирического героя.

5.      Что же нового мы узнали о личности М.Ю.Лермонтова? Какие черты можем добавить к его портрету? ( Верящий в Бога, в Добро, в Свет)

Почему он обращается к Богу? (не находит веры в себе, в окружающих, в жизни – «остро одинок». Недаром в 1831году Лермонтов напишет:

                                      Моя душа, я помню, с детских лет

                                       Чудесного искала…)

И находит он «чудесное» в «живом» слове молитвы и стихов!

О «живом» слове стихов Лермонтова говорят до сих пор. Перед вами слова Д.С.Мережковского (см. методичку)

Кого заинтересовал портрет Лермонтова, поэта и человека, можете почитать книги о нем (Энциклопедический словарь Лермонтова).

 

6.       Задание на дом: стихотворение «Молитва» выразительно читать наизусть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._m.yu_.lermontov.__molitva.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по литературе в 7 классе.

Учитель Петрова О.Л. МОУУСОШ №1

Тема урока: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва».

Цели: 

  1. Образовательные:
  1. Развивать навыки литературоведческого анализа поэтического текста
  2. Через анализ стихотворений открыть новые черты в характере М.Ю.Лермонтова – поэта и человека

  1. Развивающие:
  1. продолжить формирование монологической речи;
  2. реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать;
  3. развивать познавательную активность.
  1. Воспитательные: 
  1. воспитание умения ориентироваться в дополнительной литературе;
  2. воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, раздаточное  методическое пособие, размноженное к уроку, (прилагается), молитвослов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Запишем в тетради тему урока, эпиграфом к которому взяты строки М.Ю. Лермонтова:  «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала…»

Кроме учебника и тетради нам сегодня в работе понадобятся учебные пособия, которые лежат перед каждым на столе.

  1. Актуализация.

Начинаем разговор с темы урока, где есть два ключевых слова, которые нам знакомы: Лермонтов и стихотворение.

  1. Вспомним, что такое стихотворение как жанр литературы? (ответы ребят) Теперь обратимся к литературоведческому словарю( 2стр. метод. пособия) и прочитаем, что такое стихотворение

Чтобы понять, а потом и выразительно прочитать лирическое произведение, нужно исследовать его: проанализировать его форму и содержание. Обратимся к схеме анализа стихотворения на 2 стр. методички.

  1. Что мы должны проанализировать, чтобы понять чувства и мысли автора?

( Художественные средства)

  1. Какие художественные средства помогают автору передать свои чувства и мысли? Ответить на этот вопрос вам поможет литературоведческий словарик на 2 стр. методички.

Итак, исследуя художественные средства,  мы с вами поймем чувсва и мысли автора, иными словами, авторский замысел.

  1. Чей же замысел мы должны понять сегодня? (М.Ю. Лермонтова)
  2. Что вы можете сказать о личности поэта? (одинокий, печальный, задумчивый, противоречивый …)

Задача ребятам: давайте же продолжим для себя рисовать портрет Лермонтова. Посмотрим, что заставило поэта сказать: «Моя душа, я помню, с детских лет

                                             Чудесного искала…».

Для этого исследуем стихотворение «Молитва».

  1.  Анализ стихотворения.
  1. Какая тема заявлена в заглавии стихотворения?
  2. О чем будет стихотворение?( о молитве, о боге, о вере…)
  3. Что такое молитва? (обращение человека к богу, см. методичку)

На доске: По Библии( христианская книга) есть

Бог

Дьявол

             Добро

             Свет

                 Зло

                Тьма

  1. Для чего человек обращается к Богу? (Чтобы обрести добро, свет, душевный покой, чтобы очистить душу…)
  2. А зачем нужно очищать душу?(см. методичку) По Библии человек имеет

форму

содержание

Тело

Душа

смертно

Бессмертна

умрет

Будет жить вечно

             ↓

Попадет в рай или ад

Чтобы попасть в рай , нужно очищать душу от грехов!

В тетрадь записать: Молитва – обращение к Богу, для очищения души.

Вот одна из таких очищающих молитв, которую дети раньше заучивали в гимназии.

( молитва «Отче наш» , см. методичку) Обратить внимание ребят на молитвослов, который находится на выставке. Прочитать молитву вслух.

  1. Что просит человек в этой молитве?( хлеба сегодня, прощения грехов, не вводить во искушение(в грех, в нечистое дело)
  2. От кого просит избавить? (от лукавого, т.е. дьявола)

На доске: Значит,    От тьмы         к свету

                                                      (стремиться)

Молитва – талисман, который охраняет человека от напастей.

Прослушайте «Молитву» М.Ю. Лермонтова(с.93 учебника) и подумайте:

  1. С какой интонацией читается стихотворение?
  2. Какие чувства вызывает в нас?

На доске:

интонация

чувства

Медленная

Нежность

Плавная

Радость

Размеренная

Печаль

        Похожа на молитву

Грусть

  1. Какие слова «главные» в этом стихотворении? (которые выражают тему веры)

В тетрадь записать цитаты:  

молитву чудную

сила благодатная

святая прелесть

  1. Какое настроение несут эти слова? (светлое, радостное, умиление)
  2. Понятно ли вам слово «благодатная»?( несущее благо, добро)

См. методичку:    Благодать (по Библии) .

Сила благодатная – сила, несущая человеку надежду на спасение души.

  1. Анализ по строфам.

а)Прочитать выразительно 1 строфу стихотворения (сами ребята)

  1. Какое состояние души человека отражено в ней? Каких чувств больше? ( грусть, печаль, трудная минута)
  2. Какие художественные средства передают эти чувства? (метафора: «грусть теснится», эпитет: « в минуту жизни трудную»)

Итак, в первой строфе автор передает состояние печали, грусти, тяжести.

Но есть просвет – «молитва чудная».

  1.  Когда лирический герой Лермонтова  обращается к Богу? ( в трудную минуту, когда на душе темно)

б) Перечитаем вторую строфу стихотворения.

  1. Какое настроение мы наблюдаем здесь? (больше света, радости)
  2. Какие художественные средства выразительности использует автор? (эпитеты: благодатная, созвучье слов живых, непонятная святая прелесть)
  3. Что описывается этими эпитетами? (сила и прелесть «живого слова» - молитвы) А может быть стихотворения?

Итак, «живое слово», по мнению Лермонтова, очищает, ведет к Богу, к свету.

На доске:    от тьмы         к свету

в) Перечитаем третью строфу.

  1. О чем она нам рассказывает? Какое несет настроение? (радость, легко, светло) Уходят тоска и томление, их сменяет вера, надежда, слезы облегчения.
  2. Какие художественные средства передают это состояние?

С души как бремя скатится – метафора

Сомненье далеко – эпитет

Легко, легко – эпитет

Верится .плачется – безличные возвратные глаголы

  1. Итак, о чем рассказывает поэт в этих трех строфах? ( об очищении души молитвой, о движении души человека от Тьмы к Свету ( к Богу), от Зла к Добру)

А кроме этих мыслей, передаваемых нашему разуму, Лермонтов обращается и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы со-переживали с лирическим героем это движение.

  1. Как меняются чувства?  (от грусти и тоски к вере и радости)
  2. Как это движение души передает строение предложений?( каждая строфа-это одно осложненное сложное предложение. Запятая движет вперед – от тьмы к свету. Это же противопоставление тьмы и света передают антонимы(в1и3 строфах: трудно-легко, теснится грусть-бремя скатится)
  3. Как называется этот художественный прием? (антитеза)
  4. Итак, какие же чувства и мысли через форму передает нам автор?

  1. А теперь давайте выразительно прочитаем стихотворение, стараясь передать мысли и чувства лирического героя.
  2. Что же нового мы узнали о личности М.Ю.Лермонтова? Какие черты можем добавить к его портрету? ( Верящий в Бога, в Добро, в Свет)

Почему он обращается к Богу? (не находит веры в себе, в окружающих, в жизни – «остро одинок». Недаром в 1831году Лермонтов напишет:

                                      Моя душа, я помню, с детских лет

                                       Чудесного искала…)

И находит он «чудесное» в «живом» слове молитвы и стихов!

О «живом» слове стихов Лермонтова говорят до сих пор. Перед вами слова Д.С.Мережковского (см. методичку)

Кого заинтересовал портрет Лермонтова, поэта и человека, можете почитать книги о нем (Энциклопедический словарь Лермонтова).

  1.  Задание на дом: стихотворение «Молитва» выразительно читать наизусть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Три пальмы". Обучение анализу стихотворения. Трёхсложные размеры стиха. К уроку РР в 6 кл.

Рабочие материалы к уроку РР по литературе в 6 классе в форме презентации для интерактивной доски....

Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.)

Технологическая карта урока по литературе "Родная природа в стихотворениях русских поэтов" 6 класс...