План - конспект урока "Биогафия Н.А.Клюева"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Жизнь, творчество, личность н.А.Клюева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1klyuev_n.a..docx33.35 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК 1

ЖИЗНЬ, ТВОРЧЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ Н.А.КЛЮЕВА

        К этому уроку учащимся можно дать опережающие задания.                         1.Подготовить выразительное чтение стихотворений «Любви начало было летом…»(1908), «Плясея. Девка – запевало»(1912) и любое понравившееся.         2.Подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответы по творчеству поэта.                                                                                                                                Материал для учителя                                                                                                        До сих пор ни критика, ни публика не знает,                                                        как относиться к Николаю Клюеву. Что он -                                                         экзотическая птица, странный гротеск, толь-                                                ко крестьянин – по удивительной случайнос-                                                ти пишущий безукоризненные стихи, или                                                        провозвестник новой силы..?                                                                                                        Н.Гумилев.                        Николай Алексеевич Клюев – самый крупный влиятельный представитель новокрестьянского течения в русской поэзии, выступавший его идеологом.                        Родился Николай Клюев в д. Коштуга, Вытегорского уезда Олонецкой губернии (ныне  Вологодская область). Семья была приписана к крестьянскому сословию, но утратила земельный надел. Отец поэта, сиделец казенной винной лавки, был, по словам С.Есенина, «богаче всех наших книг и прений». Дед – старообрядец, ходивший с медведем по деревням. Его мать, одаренная сказительница и плачея, приобщила сына к фольклору, к так называемой отреченной литературе, бытовавшей в раскольничьей среде. «Родовое древо мое, - писал Клюев в автобиографии, - замглено коренем во временах царя Алексея, закудрявлено ветвием в предивных  строгоновских письмах в сусальном полыме вещных действий и потешных теремов. До соловецкого страстного сиденья восходит древо мое, до палеостровских самосожженцев…»                                        Клюев окончил церковно–приходскую школу  и двуклассное городское училище (в Вытегре). В доме Клюевых  было много старопечатных и рукописных книг, древних икон, у них часто останавливались  странники. Религиозно-обрядческая атмосфера семьи и  - шире – Заонежья и Беломорья тех лет во многом определила  поэтическое мировоззрение и поведение Клюева.                        После окончания училища он год учился в Петрозаводской фельдшерской школе, из которой  ушел по болезни. С этого времени начались  долгие странствия будущего поэта по монастырям и старообрядческим скитам не только Севера, но и других земель. Он, возможно, побывал даже в Иране, Индии и Китае.        Клюев овладел обширными и разнообразными знаниями – от фольклора до современного ему искусства, от различных религиозных и языческих учений до марксизма. Он знал 3 европейских  языка. Клюев, разумеется , был неординарным представителем крестьянства: он разбирался в тонкостях древнерусской архитектуры и литературы ( духовной и светской), хорошо ориентировался в эпосе не только западных, но и восточных народов , был ценителем и  глубоким толкователем иконописи.                                                        Впервые Клюев опубликовал стихи в малоизвестном альманахе «Новые поэты»(1904г.). Печатался в сборниках «народного кружка» П.А.Травина «Волны», «Прибой»(1905г.). За участие в революционной агитации отбывал в 1906 году тюремное заключение. В октябре Клюев впервые написал Блоку. Их переписка продолжалась около 7лет, а в 1911 году состоялась их первая встреча.                        Блок проявлял большой интерес к Клюеву как представителю народной России; опубликовал выдержки из его писем и очерка «С того берега». Блок посылал ему книги современных поэтов, связал его с Городецким, Брюсовым.                В журнале кружка «Новая земля» Клюев печатался в 1910 -1912г.г. К 1917 году Клюев был уже известен как автор сборников «Сосен перезвон»(1911), «Братские песни «(1912), «Лесные были»(1913) и «Мирские думы»(1916). Кроме Н.Гумилева и О.Мандельштама, о нем писали В.Брюсов, А.Блок, С.Городецкий и др. Знакомство с С.Есениным  в 1915 дало новые импульсы к творчеству.                        На ранних стихах Клюева сказалось влияние «гражданской лирики» Надсона. Стихотворения той поры , отразившие пережитое страной в годы реакции: казни, тюрьмы, жертвенную гибель молодых, - религиозно окрашены, нередко имеют эпиграфы из Евангелия. Из церковно – религиозного обихода черпает Клюев образы в картинах природы.                                                                Клюев учится у символистов. Его первая книга «Сосен перезвон» вышла с посвящением «Александру Блоку – Нечаянной Радости» и предисловием Брюсова. Вслед за символистами Клюев стремился постичь не только богатство видимого мира , но и постичь тайны, скрытые от поверхностного взгляда. Вдохновленный блоковской поэзией, он увлекся идеями вечной красоты, которую  готов интерпретировать по-своему, убежденно и пламенно.                                        Третий сборник «Лесные были» - этап творчества Клюева как новокрестьянского  поэта.                                                                                «Новокрестьянское» поэтическое «направление» было одной из наиболее ярких и трагичных страниц не только в истории русской, но и  мировой культуры.  Насильственная коллективизация жестко диктовала литературе отказ от вековых традиций, от поэтизации крестьянского труда, уклада, нравственных устоев. Н.А.Клюев, С.А.Клочков(1889-1937), С.А.Есенин(1895-1925), П.В.Орешин(1886-1938), А.В.Ширяевец(1887-1924).. Кто из них пережил 30-е годы? Их «непролетарская» поэзия была поводом для репрессий.                                Крестьянские поэты выражали в своих стихах мироощущение человека, близкого к природе, защищали культуру, освещали трогательную красоту, образную полнозвучность… Крестьянские поэты обогащали язык введением в литературный обиход многочисленных диалектных, народно-просторечных, разговорных слов, веками развивавшиеся традиции. Формировались замечательные творческие индивидуальности.                                                        В  первые  послеоктябрьские годы Клюев разрабатывал жанр новой былины. Наряду с надеждами выражена тревога и пророчески тяжкие опасения за судьбу веры и красоты.                                                                                                В 1922 году в Петрограде вышел сборник стихов «Четвертый Рим», посвященный С.Есенину, а в Москве опубликована была книжка стихов «Львиный  хлеб». В текстах сборника – тот же яростный  голос  протеста против унификации слова, спор с критиками, упрекающими поэта в приверженности к старому.                        Клюев с детства был увлечен борьбой за справедливость по отношению к крестьянскому миру, с его трудом, нуждой, истинной духовной полнотой. Клюев от природы был наделен особенным даром чувствовать  неуловимые процессы жизни        : «У кого уши не от бадьи дубовой, тот и ручеек учует, как он на своем струистом языке песню поет».                                                                                После опубликования Н.Бухариным «Злых заметок», направленных против С.Есенина и деревенской поэзии в целом, печатать Н.Клюева не решаются ни издательства, ни журналы. Последним изданным при жизни сборником оказался «Изба и поле», вышедший в 1928 году. Репрессированный в 30-е годы, затравленный критикой как кулацкий и реакционный, Клюев не доходит до читателя, т.к. прижизненные его издания стали библиографической редкостью, а неизданные были надолго похоронены в архивах НКВД – КГБ, не нашли своего хранителя, т.к. даже хранение «крамольных « текстов было сопряжено с риском для жизни.        В конце жизненного пути, будучи тяжело больным, отторгнутым от литературного  труда, изолированным от поэтической атмосферы, он писал: «Но я слушаюсь жизни, того, что неистребимо никакой революцией, что не подчинено никакой власти и силе, кроме власти жизни». Его слова можно воспринять как клятву, которой верен остался  поэт всю жизнь и оплатил эту верность самой высокой ценой.                                                                                                В 1934 году он был арестован и сослан в Нарымский край, затем жил в Томске, где и умер.

Выразительное чтение стихотворений Н.А.Клюева                                                «Любви начало было летом…»(1908)                                                                «Плясея. Девка – запевало»(1912)                                                                

Обязательно возьму для знакомства старшеклассников с творчеством поэта стихотворение «Пушистые, теплые тучи»(1915 или 1916г.) и расскажу, как  впервые его читала…                                                                                        Подъёлыш с ольховой лазункой                                                                 Таятся в родимом дупле.                                                                    Эти строчки меня просто заворожили. Не дочитав стихотворение до конца, я вновь вернулась к ним. Подъёлыш…Что это за чудо? И представляется этакий маленький росточек.                                                                                   Ольховая лазунка…Вижу тоненькую веточку ольхи, такую незащищенную…                Чтение стихотворения предваряю вопросами:                                                - О чем оно?  Как раскрывает автор тему Родины? Что его волнует? Чем оно современно?                                                                                                Дело в том , что речь идет о знакомой для нас всех проблеме: как проложить дорогу, не  уничтожив окружающую  природу (вспомним  недавнюю полемику по поводу дороги через Серебряный Бор).                                                - А как об этом сказано здесь?                                                                        Иль чует древесная сила,                                                                        Провидя судьбу наперед,                                                                        Что скоро железная сила                                                                                Ей хвойную ризу прошьет?                                                                И :                                                                                                        Природы великий поминок                                                                        Вещает Лесной Пономарь.                                                                 Новые  веяния времени угрожают сказкам, былям, «теплым тучам», «ельникам», «Лесному Пономарю».                                                                                         -Почему в сказочный мир вторгается реальная жизнь?                                        Будучи человеком от земли, русским поэтом – пророком,  сознавая необходимость прихода цивилизации, Клюев не разделяет оптимистических ожиданий чудес от «Чугунки «  или от трактора (поэма «Деревня» ).                                - Какие художественные средства использует автор в стихотворении? Зачем?                                                                                                        Образ Родины окружен здесь диалектными словами (подъёлыш, поминок), метафорами (« железная жила ей хвойную ризу прошьет»), эпитетами («соловая марь», «древесная сила»), сравнением («Осенняя явь Обонежья ,/ Как сказка, баюкает дух»), словами – символами Чугунка, Лесной Пономарь (отзвуки влияния символизма).                                                                                                В стихотворении мы слышим знакомый  мотив – мотив железной дороги ( вспомним Н.А.Некрасова и его «Железную дорогу» ). Клюев считал себя выразителем настроений, дум и чаяний крестьянства, продолжателем традиций не только крестьянских поэтов ( Кольцова А., Никитина И.), но и Пушкина А.С., Тютчева Ф.И., Фета А.А., Некрасова Н.А.                                                        

Подведение итогов урока.                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                        

                                        

                                

                                Урок 2                                                                         Из цикла «Избяные песни»  «Четыре вдовицы к усопшей пришли…»                                                                                                                        Одно из вершинных созданий Н.Клюева – цикл «Избяные песни» (1914 -1916), воплотившие черты миросозерцания северо – русского крестьянства, поэзию его верований, обрядов, его связь с землей, деревенским «вещным» миром. Поэтический мир Клюева – это крестьянский мир. Чем больше государство проводило «опытов» над крестьянством, тем больше хотелось поэту защитить его, запечатлеть в своих стихах.                                                                        Изба в поэзии Клюева – это крестьянская Русь, «матерь – отчизна», «матерь – земля», « мать – природа», где в согласии должны были жить люди, звери, гады и боги, каждый зная свое место. Но жизнь была сложнее и не уклады-валась в клюевские схемы. Этот цикл был написан накануне больших перемен, которых ждали, боялись и на которые надеялись. А когда поэт пытался изменяться, шагать в ногу с революцией, его не понимали, называли «кулацким поэтом», каковым он не был.                                                                                Для него изба – символ мироздания, подобие вселенной. В избе рождаются и умирают, любят и женятся, поют и сказки сказывают, пекут, угощают, молятся… Об этом и в статье Клюева: «избяной рай» - величайшая тайна эзотерического мужицкого ведения. Клюев , по словам его друга – врага С.Есенина, - поёт Россию, но по книжным летописям. (Интересно, что сам Клюев говорил и о творческой близости с царем Давидом, поэтому свои стихи он нередко называл «песнями».Отсюда ,наверно, и «Избяные песни».) Но в погоне за яркой образностью поэт перенасыщает стихи бытовыми деталями, диалектизмами, библейскими символами и т.п.  Мир избы для Клюева был главным.( Даже в свою петербургскую квартиру он перенес олонецкую избу.)                                                В основе образности, метафоричности Клюева – олицетворение природных сил.

После одного – двух прочтений идет разговор о первичном восприятии стихотворения  «Четыре  вдовицы к усопшей пришли…»         Какое впечатление у вас осталось? Чем оно вызвано? Почему, в какой момент возникло?                        

Далее идет чтение стихотворения по строфам и его комментарий.                         1-я строфа                                                                                                     - Какая картина предстает перед нами?                                                                Четыре вдовицы к усопшей пришли…                                                        Грустная, печальная картина посещения вдовами умершей подруги.                  - Но почему следующие 3 строчки посвящены описанию природы? Почему кричат журавли в небе?                                                                                                С одной стороны, птицы прощаются с родными местами, улетая в чужие края, кричат. С другой стороны, их крик как бы символизирует те эмоции, которые должны вырваться из груди женщин.                                                                        Отметим аллитерацию: подчеркнем во 2-й строке звук (р), он повторяется 4 раза, образно передавая курлыканье птиц. В 3 и 4 – звук (с). Он повторяется 8 раз, передавая мягкий шелест падающих листьев и … вот – вот готовый вырваться  женский стон.                                                                                Интересны эпитеты : сентябрь – скопидом, сынок – листодер.                                 Почему  скопидом?  В сентябре листопад только начинается, деревья «экономно» сбрасывают листву. И автор увидел это.                                                Сынок – листодёр…                                                                                -Как вы понимаете этот образ? Что это такое?                                                Ученики догадываются , что речь идет о ветре, неожиданном, порывистом.                Интересна метафора, причем инверсированная :»в котловин сундуки»( для нас удобней было бы – в сундуки котловин. Так и представляешь ямки на земле, заполняемые листвой.                                                                                  2 –я строфа                                                                                                  Автор возвращает нас  к пришедшим, добавляет деталь «в поминальных платках» (эта традиция сохранилась и до наших дней) и передает весь обряд проводов покойницы, который завершатся в 3 –ей строфе.                                                        «Та с гребнем» - гребень обычно кладут в гроб; «та с пеплом». Зачем? Найдем ответ в стихотворении.                                                                        Посыпали пеплом на куричий хвост,                                                                 Чтоб немочь ушла, как мертвец ,на погост.                                                Все  становится понятным. В следующих двух строчках узнаем о назначе –нии принесенного рядна        ( здесь: ряднина – диал. –толстый холст кустарного производства) :                                                                                                Хрущатой рядниной покрыли скамью,                                                                На одр положили родитель мою.                                                         И снова информация (при первичном прочтении этот факт не зафиксировался в нашей памяти): мы узнали, кого провожали в последний путь: это была мать лирического героя.                                                                                        В 3 строфе мирно «ужились»  слова высокие («одр») и низкие, диалектные («хрущатой»). Интерес поэта к диалектизмам диктовался стремлением правдиво отразить жизнь деревни, сельского быта.        

 4 –я строфа                                                                                                          Как ель под пилою, вздохнула изба…                                                                                         Мы услышали долго сдерживаемый вздох , о котором упоминалось    при анализе 1 и 2 строфы. Метонимия «вздохнула изба» дала возможность автору более кратко сформулировать свою мысль. В другом случае ему пришлось бы написать: в избе стали вздыхать все, кто пришел на похороны. Многоточия в строфе подчеркнули важность, таинство происходящего и неуместность говорения.                                                                        

 5 –я строфа                                                                                         А здесь – как в сказке : сказочные журавли уносят душу в сказочную страну и трубят в полете:                                                                                                Мы матери душу несем за моря,                                                                Где солнцеву зыбку качает заря,                                                                Где в красном покое    дубовы столы                                                                От мис с киселем, словно кипень, белы,-                                                        Там Митрий Солунский , с Миколою Влас                                                        Святых обряжают в камлот и атлас.                                                         (Камлот – род плотной шерстяной или полушерстяной ткани, вырабатывавшейся в 19 веке.)                                                                                                        Автор использует  церковные образы: святых, иорданскую водицу, стихарь -упоминает  святых: крестителя Иоанна ( по –народному – Иван ), Великомученика Дмитрия Солунского (здесь – Митрий Солунский), которому молились при глазных болезнях и которого просили о покровительстве православных воинов и армии.                

         6 –я строфа                                                                                         В избе грустно, тяжело, а на природе                                                                        Зарделось оконце…Закат – золотарь                                                                Шасть в избу незваный…                                                                 Природа как бы пришла поблагодарить усопшую «за песни в бору,/ За думы в рассветки, за сказ ввечеру…»                                                                          - Каким человеком была мать?                                                                          - Как ведет себя сын в последние минуты пребывания матери на земле? К каким силам обращается он за правильностью проведения ритуала и за поддержкой?                А вынос блюсти я с собой приведу                                                                Сутемки, зарянку и внучку – звезду…                                                          Сутемки, вероятно, сумерки, а зарянка – заря.                                                  Мы видим, что природа у Клюева живет самостоятельной жизнью.                        

 Читаем стихотворение целиком. Пытаемся выделить мысль –ощущение, протянутую через все стихотворение: любовь к родовому гнезду –избе, природе, ко всему, что окружает человека, что является священным для него. Мотив опустевшего дома расширяется до масштаба раздумий о смерти.                        

Особенности стихосложения                                                                        

Посмотрим на окончания строк и определим, что рифмы – мужские (пришли – журавли).                                                                                                  Строки, связанные рифмой, стоят рядом и объединяются в 1-ой строфе в две группы:                                                                                                        1) аа                                                                                                        2) бб                                                                                                 Во 2 –ой строфе – в три группы:                                                                        1) аа                                                                                                        2) бб                                                                                                        3) вв                                                                                                 Такая рифма , как мы помним, называется смежной.                                          Соединенные воедино строфы чередуются и образуют                                          в 1,3,5,6  - четверостишие ( катрен),                                                                  во 2, 4 – шестистишие ( секстину),                                                                  в 7 – восьмистишие (октаву).                                                                          Каждое новое сочетание строф помогает всему стихотворению звучать по – новому.                                                                                                        Стихотворение написано трехсложным размером (амфибрахий четырехстопный, 4 –я стопа неполная). Это помогает поэту добиться гибкости, ярких звуковых созвучий, наполнить поэтический текст аллитерацией.                

 А.А.Блок очень точно определил: Стиль каждого писателя так тесно связан с содержанием его души, что опытный взгляд может увидеть душу по стилю, путем изучения формы проникнуть до глубины содержания. Чем сильнее лирический поэт, тем полнее судьба его отражается в стихах». Эти слова по праву можно отнести и к Клюеву Н.А.                                                                           

Домашнее задание : проанализировать 1 стихотворение (на выбор) из данного цикла и подумать над вопросами:                                                                        1)Какое место занимает стихотворение в цикле?                                                2) Изменился ли лирический герой?  Как?                                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока "Биогафия Н.А.Клюева"

Жизнь, творчество, личность Н.А.Клюева...

План - конспект урока "Биогафия Н.А.Клюева"

Жизнь, творчество, личность Н.А.Клюева...

План - конспект урока "Биогафия Н.А.Клюева"

Жизнь, творчество, личность Н.А.Клюева...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...