Главные вкладки

    Театр как средство воспитания интереса к литературе.
    материал по литературе по теме

    Бессчастнова Светлана Николаевна

    Обобщение опыта

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie.docx25.69 КБ
    Файл teatr_kak_sredstvo.pptx1.05 МБ

    Предварительный просмотр:

    Театр как средство воспитания  интереса к литературе.

    «Театр — это нежное чудовище, которое берет своего человека, если он призван, и грубо выкидывает его, если он не призван» (А. Блок). Зачем школе «нежное чудовище», что оно таит в себе? В чем его притягательная сила? Почему так действует на нас его магия? Театр — вечно юный и добрый, загадочный и неповторимый.

    Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится — на сцене или в зале. Осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее в целостный опыт человечества и каждого человека, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее, ответить на вечные вопросы: «Кто мы?», «Зачем и для чего живем на Земле?» — всегда пытался театр.

    В современной педагогике возможности школьного театра трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох, известен как жанр от Средневековья до Нового времени. Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; «приучение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников». «Школьный театр был театром пользы и дела и только попутно с этим — театром удовольствия и развлечения».

    В 20-х годах XVIII века возник школьный театр в Петербурге, в школе Феофана Прокоповича, который пишет о значении театра в школе с ее строгими правилами поведения и суровым режимом интерната: «Комедии услаждают молодых человек житие стужительное и заключению пленническому подобное».

    Таким образом, школьный театр как особая проблема имеет свою собственную историю в отечественной и зарубежной педагогической мысли и практике.

    Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность — путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.

    Занятия театром в нашей школе меньше всего напоминают театральную студию: спектакль не самоцель, и на первом плане не актерский тренинг, не выработка определенных навыков. Детство и юность нуждаются не только и не столько в модели театра, сколько в модели мира и жизни. Театр-  это искусство синтетическое, которое обращается ко всему существу человека; театр помогает воссоздать перед ребенком всю многомерную картину мира в динамике и взаимосвязях, сформировать целостный взгляд на мир; театр дает возможность проявиться самым разнообразным творческим способностям детей, восполняет недостаток личного опыта переживаний.

     Участие в театральном действие затрагивает, прежде всего, сферу чувств ребенка, дает возможность восстановить равновесие между личным опытом и получаемым потоком информации.

    Театр в школе — это очень непростое дело, но уж если находятся силы для этого, то результаты бывают удивительные. Поэтому,  я считаю театральную деятельность со школьниками, особенно старших классов,  просто жизненно необходимой.

    Большой проблемой современной школы является преподавание литературы. Может быть, потому что только логическое освоение искусства слова убивает воображение и непосредственность эмоций, а, следовательно, и живой интерес.

    Как же «проверять алгеброй гармонию», не разрушая гармонии? Изучать литературу, играя литературу.

    Еще М. Бахтин, известный русский философ ХХ в., указывал на значение школьного театра для глубокого освоения литературных произведений.

    Подросткам необходимо испробовать себя в разных качествах и лицах. К сожалению, не всегда ребята видят такую возможность при чтении книги, а в азарте коллективной игры-импровизации — конечно!

    Говоря о театре, невозможно не обратиться к творческому наследию К. Станиславского, который постоянно соотносил вопросы профессионального мастерства и задачи воспитания творческой личности. Станиславский писал: «... По действиям и поступкам мы судим о людях, изображенных на сцене, и понимаем, кто они». Следовательно, сценическое искусство в особой степени требует внимания и чуткости к действиям людей в жизни, умения видеть, «читать» смысл, значение, цель действий другого человека. «Помни, что на сцене нет совершенного молчания... Когда тебе говорят, ты слушаешь, но не молчишь. Нет, на каждое услышанное слово ты должен отвечать своим взглядом, каждой чертой лица, всем своим существом...» (М. Щепкин).

    Так, образная сила художественного слова литературного произведения (пьесы) при чтении далеко не всегда и не всеми воспринимаемая в должной мере, на сцене, благодаря звучащему слову и действию актера, может быть выявлена с наибольшей полнотой и яркостью.

    Довольно быстро ребята осознают, что произносимый ими на сцене текст должен быть услышан зрителем и правильно понят им, что слово должно не только достаточно громко и отчетливо, но и четко доносить мысль, т. е. должно быть эмоционально насыщенным, должно активно воздействовать на партнера по сцене (а в конечном счете — на зрителя).

    Таким образом, работа над постановкой дает возможность погрузиться в стихию слова, поработать с интонацией, лексикой, стилистическими особенностями текста, т. е. выполнить те задачи, которые, как правило, не выполняются на уроке (или выполняются не систематически) из-за нехватки времени.

    Более зримой становится на сцене жизнь героев и благодаря другим компонентам спектакля — музыке, свету, художественно-изобразительному решению, костюмам, декорациям.

    Достаточно привести такой пример, когда шла работа к театрализованному представлению «Штрихи к портрету женщины» ребята шили костюмы своим героям.  Они узнали многое из жизни людей той эпохи (ведь костюм — это отражение мировоззрения!), их словарный запас значительно обогатился.

    Игра «Колесо истории» позволило ребятам узнать многое из истории родного края, услышать и увидеть все собственными глазами, почувствовать «вкус» разных эпох:  указ императрицы Екатерины 2 от 3 августа  1731года,  разрешающем поселиться, создание  ГЭС, речь при ее открытии,  высокие отзывы,  полученные Маминым и Блиновым,  о своих тракторах, картины базара в старом Балакове, задорные частушки в награду за которые именитые  купцы жаловали копеечку.  История в фотографиях заставило по –новому взглянуть всех участников игры  на судьбу города.

    Что еще важно. Актеру нужны такие качества, как наблюдательность, умение анализировать и обобщать свои наблюдения, волевые качества, эмоциональная отзывчивость, самообладание, умение работать и планировать свое время, т.е. занятия сценической деятельностью формируют качества, необходимые прежде всего для полноценной учебы.

    Сам процесс подготовки спектакля — это важный этап в духовном развитии детей. Но принципиальным мне кажется вот какой момент. Школьный спектакль воспринимается часто просто как детская самодеятельность — именно способ занять детское время. И умиление взрослых вызывает любое детское исполнение. Мы же с ребятами сразу договорились, что халтуру выставлять на показ зрителям нельзя — это неуважение к себе и к ним. Качественный спектакль стоит многих сил, нервов (часто учительских). И видя, как ценится зрителями их, не побоюсь сказать, профессионализм на сцене, ребята сами уже понимают, что как попало играть нельзя, что выход на сцену — это огромная ответственность, что надо много работать, прежде чем что-нибудь создать, будь то спектакль или что-то иное.

    В программу деятельности  нашего детского театра включены: экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров, которые органично продолжают школьный курс литературы, истории, музыки, рисования, мировой художественной литературы.

    Удачной, на мой взгляд, была наша экологическая сказка «Путешествие маленьких капелек» о круговороте воды в природе, рассчитанная  на 1-2 классы. Звучание детских побасенок, стишков, дразнилок, обращение к русскому фольклору придало постановке необычную живость. Ребята с восторгом  пели, танцевали, водили хоровод.

    Обращение к классической литературе для детей всегда сопряжено с трудностями. Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, идеи, основного конфликта, характеров действующих лиц, различных обстоятельства их жизни, жаровых особенностей пьесы и т. д.). Она включает в себя предварительный разбор пьесы, беседы, экскурсии и другие формы работы, необходимые для расширения кругозора ребят; работу над отдельными эпизодами.   В этом году мы обратились к отдельным эпизодам из произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Дети с трудом вникали в язык произведения, и это  потребовало от них обращения к словарям, объяснениям, составленным писателем, на которые  ранее не обращалось внимание.

    Обычное занятие в нашей  студии, помимо традиционных репетиций, включает в себя компоненты, стимулирующие активность воспитанников:

    1. Разминка, которая состоит из упражнений на растягивание мышц, внимание, синхронность.
    2. Игры, игры на импровизацию, командные игры, этюды.

    Занятия по пластике, танцам, речи, кратковременные выступления можно считать вспомогательными, они подводят участников к  постановке спектакля. Они могут быть разные по жанру и направленности. Например, капустник, театрализованная игра, обычная сказка.  

    Примеры заданий для разминки:

    «Поймай хлопок» - учащиеся встают в несколько линий лицом, а затем спиной к педагогу, их задача хлопнуть в ладоши вместе и одновременно с педагогом

    «Айсберг» - учащиеся замирают, как будто скованные льдом, отмирание происходит постепенно, начиная с кончиков пальцев.

    Примеры некоторых игр:

    «Зеркало» - учащиеся разбиваются по парам и располагаются друг напротив друга. Задание  - точно повторять за партнером все его движения.

    «Змейка» - участники все вместе, не разрывая рук,  по команде педагога изображают называемые им предметы

    Импровизированные пластические тренинги, позволяет создать пластическую характеристику комического, сатирического персонажа, достичь яркого пластического рисунка и органичности сценического действия.  На занятиях используются классические упражнения театральной школы. Упражнения доступны детям и помогают развивать зрительное и слуховое внимание, учат владеть мышечным аппаратом.

    Например, концентрация зрительного внимания: дается команда посмотреть вперед сосредоточить свое внимание на какой – либо точке передней стены. Следующая команда: « Перенести внимание на точку на левой стене через поворот головы, затем на правой и в потолок» Команда акцентируется преподавателем хлопком в ладоши. Задание можно усложнить, нарушая привычный порядок команд: «Вперед! Потолок! Влево! Вправо!»

    Концентрация на мышечном аппарате:

    Упражнение «Солнце» (под музыку). И.П. свободная группировка в присядке. Рисунок заключается в том, чтобы из группировки раскрыться и затем снова сгруппироваться, чтобы сыграть восходящее и заходящее солнце. Всей площадью передней части тела нужно почувствовать себя источником энергии, посылающим лучи на землю. Чем выше встает солнце, тем больше раскрывается группировка, тем сильнее «излучение энергии». Когда солнце  достигает зенита, оно «зависает» над землей через наклон верхней части туловища, при широко раскрытых руках. При этом нужно чувствовать, как каждая клетка лицевой части излучает энергию. Затем солнце заходит с обратными ощущениями.

    Эмоциональная окраска движения

    Упражнение на пластическое взаимодействие, которое выполняется с помощью пластического диалога, где возникают движения, контрастные по своему рисунку. Они отличаются скоростью, направлением, темпом, ритмом.

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная  школа № 20»

    Театр как средство воспитания  интереса к литературе

    Подготовил:

    учитель русского языка и литературы

    МОУ «Средняя школа № 20»

    Бессчастнова Светлана Николаевна

    г. Балаково, 2009


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Театр как средство воспитания интереса к литературе Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №20 Бессчастнова Светлана Николаевна

    Слайд 2

    «Театр — это нежное чудовище, которое берет своего человека, если он призван, грубо выкидывает его, если он не призван» ( А. Блок).

    Слайд 3

    «Кто мы?», « Зачем и для чего живем на Земле?»

    Слайд 4

    …театральная деятельность — путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа…

    Слайд 5

    …Участие в театральном действие затрагивает, прежде всего, сферу чувств ребенка, дает возможность восстановить равновесие между личным опытом и получаемым потоком информации…

    Слайд 6

    «... По действиям и поступкам мы судим о людях, изображенных на сцене, и понимаем , кто они » . К. Станиславский « Помни, что на сцене нет совершенного молчания... Когда тебе говорят, ты слушаешь, но не молчишь. Нет, на каждое услышанное слово ты должен отвечать своим взглядом, каждой чертой лица, всем своим существом...» М . Щепкин.

    Слайд 7

    Штрихи к портрету женщины

    Слайд 8

    КОЛЕСО ИСТОРИИ

    Слайд 9

    История города в фотографиях «ДО И ПОСЛЕ»

    Слайд 10

    Магазин «Одежда»

    Слайд 11

    До: Пельменная ПОСЛЕ: РОСбанк

    Слайд 12

    магазин « Культовары » Новый многоэтажный дом

    Слайд 13

    Экскурсии, походы

    Слайд 14

    Сказка «Путешествие маленьких капелек»

    Слайд 15

    «Бранное, трудное время»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательская работа "Театр как средство непосредственного применения языковых умений и навыков по немецкому языку"

    В работе автор предлагает описание истории становления театра, раскрывает сущность школьного театра на практике, а также доказывает, что школьный театр является одним из способов мотивации учащихся к ...

    "Театр,как средство воспитания и развития творческих навыков у детей".

    Методическая разработкао роли предметов художественно-эстетического циклана творческое развитие и становление личности ребёнка....

    Фольклорный театр как средство воспитания толерантности и нравственности у школьников

    Фольклорный театр как средство воспитания толерантности и нравственности у школьников...

    Консультация для воспитателей «Кукольный театр как средство развития творческих способностей у детей»

    Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Кукла может все или почти все. Она творит чудеса: веселит, обучает, развивает творчество  дошкол...

    Магнитный театр как средство коррекции речевых нарушений.

    Разнообразить  трудную, зачастую монотонную работу по автоматизации звуков,  сделать её интересной, увлекательной и желанной для детей помогает логопеду театрализованная деятельность....