Русский литературный язык и его стили
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Обощающий урок для учеников 9 классов, построенный на региональном компоненте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК - ПРАКТИКУМ

«РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО СТИЛИ»

Цель: а) повторить основной признак литературного языка - наличие системы общепризнанных норм;

б)        обобщить сведения о стилях литературного языка;

в) познакомить детей с такими деловыми документами, как заявление,
расписка;

г)         продолжить работу над навыками стилистического разбора текста.

Оборудование: учебники, тетради, словари, тексты басен И. А. Крылова, портрет И.А. Крылова, таблица на доске, разностилевые тексты.

ХОД УРОКА

Что вам известно о литературном языке?

  1. Основу русского национального языка составляет литературный язык. Просторечия,   диалекты, жаргоны, профессионализмы находятся за пределами литературного языка.
  2. Русский литературный язык - язык нормированный. Произношение слов, их выбор и употребление грамматических форм, построение предложений в литературном языке подчиняются определенным правилам, или нормам.
  3. Но при всей своей устойчивости норма литературного языка не является постоянной; она способна меняться, совершенствоваться, развиваться, иметь варианты.

Главный признак литературного языка - НОРМИРОВАННОСТЬ.

Практическая работа № 1.

Пользуясь нормами литературного языка, записать данное предложение: Литературный язык - высшая форма общенационального языка, определяемая системой норм. Выполнить синтаксический разбор.

Общественная деятельность людей, в процессе которой постоянно используются ресурсы языка, определила три его основные функции: общение, сообщение и воздействие.

Функция общения принадлежит разговорному стилю, для которого характерны следующие особенности:

  1. широкое употребление обиходной лексики;
  2. использование стилистически-окрашенной лексики;
  3. употребление фразеологических единиц;
  4. употребление междометий, частиц, вводных слов;
  5. использование простых предложений;
  6. диалогическая речь;
  7. неязыковые факторы: мимика, жесты, поза.

Докажите, что басня И.А. Крылова «Демьянова уха» (диалог соседей) принадлежит разговорному стилю.

Среди книжных стилей выделяется деловой, который характеризуется

  1. употреблением слов в прямом значении;
  2. использованием специфической лексики;
  3. использованием штампов;
  4. употреблением глагольных словосочетаний вместо глаголов;
  5. употреблением предлогов;
  6. употреблением сложных союзов;
  7. употреблением сложных предложений с перечислением;
  8. широким применением причастных и деепричастных оборотов.

Проверка домашнего задания. (Следовало написать заявление.)

Сходный с деловым, выполняющим функцию сообщения - научный стиль.

Читаем с доски текст из энциклопедического словаря.

Для доказательства слушаем, чем характеризуется научный

стиль:

  1. употребление слов в прямом значении;
  2. широкое использование терминов;
  3. использование сложных предложений;
  4. употребление сложных конструкций с перечислением;
  5. вводные слова и предложения;
  6. слабое использование языковых средств, выражающих эмоции автора.

Практическая работа № 2.

Выписать из текста

а)        термины, но не более пяти;

б)        предложения с перечислениями;

в)        предложения с вводными словами.

Книжный стиль, выполняющий функцию воздействия, публицистический. Ему свойственно:

  1. общественно-политическая лексика;
  2. слова яркой эмоциональной окраски самого широкого диапазона;
  3. особый синтаксис с присущими ему разнообразными синтаксическими единицами: однородными членами, вводными словами, причастными и деепричастными оборотами;
  4. образные средства языка.

В данном тексте отыщите элементы публицистического стиля. Выписать контекстуальные синонимы, дающие возможность получить большую информацию.

Итог урока. Прочесть название темы.

Чем мы занимались на уроке?

Что дает нам знание теории стилей?

Где это более всего нужно в школе?

Вывод. Задача изучения курса русского языка - свободное владение языком. А знание таких проблем как проблема стиля способствует умению правильно говорить и писать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК – ПРАКТИКУМ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЕГО СТИЛИ

Слайд 2

повторить основной признак литературного языка - наличие системы общепризнанных норм; обобщить сведения о стилях литературного языка; познакомить детей с такими деловыми документами, как заявление, расписка; продолжить работу над навыками стилистического разбора текста. Цели урока:

Слайд 3

Что вам известно о литературном языке? Основу русского национального языка составляет литературный язык. Просторечия, диалекты, жаргоны, профессионализмы находятся за пределами литературного языка. Русский литературный язык - язык нормированный. Произношение слов, их выбор и употребление грамматических форм, построение предложений в литературном языке подчиняются определенным правилам, или нормам. Но при всей своей устойчивости норма литературного языка не является постоянной; она способна меняться, совершенствоваться, развиваться, иметь варианты.

Слайд 4

НОРМИРОВАННОСТЬ Главный признак литературного языка

Слайд 5

Пользуясь нормами литературного языка, записать данное предложение: Литературный язык - высшая форма общенационального языка, определяемая системой норм. Выполнить синтаксический разбор. Практическая работа № 1

Слайд 6

Общественная деятельность людей, в процессе которой постоянно используются ресурсы языка, определила три его основные функции: общение, сообщение, воздействие

Слайд 7

Функция общения принадлежит разговорному стилю , для которого характерны следующие особенности:

Слайд 8

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ употребление междометий, частиц, вводных слов употребление фразеологических единиц широкое употребление обиходной лексики использование простых предложений использование стилистически-окрашенной лексики диалогическая речь неязыковые факторы: мимика, жесты, поза

Слайд 9

Докажите, что басня И.А. Крылова «Демьянова уха» (диалог соседей) принадлежит разговорному стилю Практическая работа № 2

Слайд 10

Среди книжных стилей выделяется деловой

Слайд 11

ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ употребление глагольных словосочетаний вместо глаголов употребление предлогов, сложных союзов употребление слов в прямом значении использование штампов использование специфической лексики употребление сложных предложений с перечислением широкое применение причастных и деепричастных оборотов

Слайд 12

Проверка домашнего задания (следовало написать заявление)

Слайд 13

Сходный с деловым , выполняющим функцию сообщения - научный стиль . Читаем с доски текст из энциклопедического словаря.

Слайд 14

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ использование сложных предложений широкое использование терминов употребление слов в прямом значении употребление сложных конструкций с перечислением вводные слова и предложения слабое использование языковых средств, выражающих эмоции автора

Слайд 15

Выписать из текста а)термины, но не более пяти; б)предложения с перечислениями; в)предложения с вводными словами. Практическая работа № 3

Слайд 16

Книжный стиль, выполняющий функцию воздействия, публицистический.

Слайд 17

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ слова яркой эмоциональной окраски самого широкого диапазона общественно-политическая лексика особый синтаксис с присущими ему разнообразными синтаксическими единицами: однородными членами, вводными словами, причастными и деепричастными оборотами образные средства языка

Слайд 18

В тексте «Великий баснописец Иван Андреевич Крылов на Тверской земле» отыщите элементы публицистического стиля. Выписать контекстуальные синонимы, дающие возможность получить большую информацию. Практическая работа № 4

Слайд 19

Прочесть название темы. Чем мы занимались на уроке? Что дает нам знание теории стилей? Где это более всего нужно в школе? Итог урока

Слайд 20

ВЫВОД Задача изучения курса русского языка - свободное владение языком. А знание таких проблем как проблема стиля способствует умению правильно говорить и писать.

Слайд 21

Спасибо за внимание Контактная информация: Камшилина Т.А. ,учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 20 г. Твери



Предварительный просмотр:

Великий баснописец Иван Андреевич Крылов

на Тверской земле.

Весть о приезде в Тверь императрицы Екатерины II быстро разнеслась по городу. Народ валом повалил на Соборную площадь. И вот уже перед Путевым дворцом собралась многолюдная толпа.

Среди ребятишек, сбежавшихся поглазеть на царицу, Ванюша Крылов - коренастый карапуз. Малиновый перезвон колоколов возвестил, что на Тверскую землю благополучно прибыла матушка-императрица. Из золоченой кареты, подкатившей к белокаменному собору, важно вышла немолодая дама и поднялась на паперть.

До сего дня в Твери сохранились памятники старины: Путевой дворец Екатерины II, соборы, дворянские особняки, купеческие хоромы.

Андрей Прохорович Крылов, отец Ванюши, служил в губернском магистрате, где и будущий знаменитый баснописец будет служить подканцеляристом.

Сын бедных родителей, Крылов рано познакомился с нуждой простого народа, научился любить народные сборища, ярмарки, слушать яркую, образную речь.

Познакомившись на рынке с бродячим скрипачом-итальянцем, Крылов, обладавший тонким музыкальным слухом, выучился игре на скрипке, и, спустя много лет, стал виртуозным мастером.

Не случайно именно Крылову удалось написать:

Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защелкал, засвистал на тысячу

ладов,

Тянул, переливался:

То нежно он ослабевал,

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще

рассыпался.

Благодарные потомки в 1955 году воздвигли в Твери памятник великому земляку, стоящему в сквере на берегу Тьмаки в окружении  персонажей своих басен.

Когда смотришь на баснописца, невольно вспоминаются слова, сказанные о Крылове поэтом Михаилом Исаковским:

Все знал и видел ум певца пытливый;

Всего сильней желая одного:

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеология русского языка.Фразеологические нормы русского литературного языка

Данный материал представляет собой учебное пособие по теме "Фразеология русского языка. Фразеологические нормы русского литературного языка" для средне-специальных учебных заведений. Может быть исполь...

Урок русского языка "Функции современного русского литературного языка в Казахстане"

Разработка вводного урока для 8 класса по русскому языку...

Русский литературный язык и его стили.

Русский литературный язык и его стили. Урок-практикум. 9 класс...

Русский литературный язык и его стили. Урок-практикум

Урок повторения повторения и обобщения знаний о функционирующих в русском литературном языке стилях речи. В ходе урока реализуется задача современного образования -  повышение языковой комп...

Урок-исследование в 8 классе по теме: "Русский литературный язык и его стили"

Цели:1. Образовательные:  - актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей;- повторить материал о многообразии функций языка и ...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...