Урок-исследование в 8 классе по теме: "Русский литературный язык и его стили"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Данильченко Наталья Юрьевна

Цели:

1. Образовательные:

 - актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей;

- повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности;

воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение;

-  воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

2. Развивающие:

- сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;

- закрепить умение определять стиль речи.

3. Воспитательные:

- воспитание чувства патриотизма, любви к отечеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_danilchenkok.doc94 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_urok_danilchenko.ppt1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей

города Узловая Тульской области

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ:

«Русский литературный язык и его стили»

в 8А классе

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

МБОУ лицея

Данильченко Наталья Юрьевна

Тема: «Русский литературный язык и его стили».

Урок-практикум. 8 класс.

Цели:

1. Образовательные:

 - актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей;

- повторить материал о многообразии функций языка и речи, о средствах речевой экспрессивности;

воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение;

-  воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

2. Развивающие:

- сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки;

- закрепить умение определять стиль речи.

3. Воспитательные:

- воспитание чувства патриотизма, любви к отечеству.

Оборудование:

- тексты,

- отрывок из кинофильма Элема Климова «Иди и смотри»,

- компьютерная презентация по теме урока.

  1. Введение в проблему урока.

Разве можем мы забыть отчий дом, Родину?..

Они – в душе…

И.А.Бунин

Учитель. Сегодня мы проводим урок развития речи, урок - исследование. Посмотрите на тему урока, на эпиграф.    Эпиграфом к уроку стали слова прекрасного поэта и писателя, лауреата Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина.

 (Приложение 1. Слайд 1).

    - Как вы думаете, что такое отчий дом?

                   (ответы учащихся)

Учитель. Верно, ребята. На уроке мы подумаем над тем, что отчий дом – это дом предков, родителей. Дом, в котором мы родились и выросли. Этот дом навсегда останется в памяти, ведь с ним связано начало жизни любого человека. Это семейный очаг, где всегда можно согреться, где тебя ждут и любят. Отчий дом – это память о детстве, любовь к Отечеству.

Учитель. Ребята, а как вы понимаете следующее утверждение Н. М. Карамзина: «Всякое растение имеет более силы в своём климате: закон природы и для человека не изменяется».

ОТЕЧЕСТВО

ВСЯКОЕ РАСТЕНИЕ ИМЕЕТ БОЛЕЕ СИЛЫ В СВОЁМ КЛИМАТЕ:

ЗАКОН ПРИРОДЫ И ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ.

ЛЮБОВЬ

ФИЗИЧЕСКАЯ                             НРАВСТВЕННАЯ                     ПОЛИТИЧЕСКАЯ

МЕСТО РОЖДЕНИЯ                ВОСПОМИНАНИЯ                    ПАТРИОТИЧЕСКИЕ                                                                                                                        

 

                                                                                                                         ЧУВСТВА

(Приложение 1. Слайд 2).  

Учащиеся. Наша нерасторжимая связь с Отечеством, по мнению историка, имеет силу закона природы. Мы любим место, где родились, нам дороги воспоминания о родном крае, мы не можем не любить родину, не можем не  гордиться ей, а в нужный момент встать на её защиту.

Задание. Выстройте синонимичный ряд к слову «отечество».

Учитель.  Посмотрите, сколько разных слов вы подобрали, но смысл в них один бесконечная и преданная любовь. И.А.Бунин вынужден был покинуть Родину, прибыл в Париж 28 марта 1920 года. Начались долгие годы эмиграции. Бунин писал, что "он не может жить в новом мире, что он принадлежит России, к миру Гончарова, Толстого; что поэзия только там, а в новом миpе он не улавливает ее.

  1. Создание проблемной ситуации.

 Учитель. Сегодня на уроке мы попробуем понять, опираясь на тексты разных стилей, что движет людьми, когда они, не жалея жизни и не думая о себе, встают на защиту Родины, сражаются за своё Отечество.

- А как вы думаете, почему именно сейчас, в декабре, мы говорим об этом?

- Посмотрите на следующий слайд и вспомните, что такое текст. По каким признакам мы можем его определить.

Слайд № 3

Текст

Тема.

Идея.

Заглавие.

Связность.

Композиционная завершённость.

Стилевое единство.

Исследовательская деятельность учащихся.

Предъявление учащимся псевдотекста (на каждой парте отпечатанный текст) – работа в группах (читает учитель) (слайды презентации «Оборона Тулы»).

Учитель.  Когда будете слушать, подумайте над следующим вопросом. Можно ли прочитанное мной  назвать текстом?  

Встретив героическое сопротивление советских войск, фашисты усилили свою попытку прорваться к Москве с юга. Фашистские танки стали продвигаться к Туле.

Можно  утверждать, что Тульский городской комитет обороны в целом успешно выполнил задачу консолидации региональной власти в критической ситуации и сумел внести значительный вклад в организацию отражения немецкого наступления на Тулу в октябре - декабре 1941 года. В последующий период истории Тулы времен Великой Отечественной войны ТулГорКО, вплоть до его ликвидации, также играл существенную позитивную роль, заключавшуюся, прежде всего, в поддержании готовности региона к отражению возможной агрессии.

Вместе с Советской Армией на защиту города поднялись рабочие батальоны. Ценой огромных потерь Тульский рабочий полк в 1941 году сумел задержать фашистов на подступах к городу. То, что плохо вооружённые и не имеющие опыта ведения боевых действий люди отстояли Тулу, немецкие историки до сих пор считают чудом.

На оборону родного города поднялись и дети. Тульский гаврош… Так между собой наши бойцы называли шустрого паренька Валю Паршутина. Семья  Паршутиных жила на окраине Рогожинского поселка. Началась война, в сентябре школьные занятия отменили. Старшеклассников мобилизовали на трудовой фронт. Жить в Туле с каждым днем становилось опаснее. Мама Вали, Елизавета Петровна, настояла, чтобы дети уехали в деревню Письменку Суворовского района. Но в конце октября Валя не утерпел и сбежал от дяди обратно в Тулу. «Буду помогать нашим бойцам, - сказал Валя рыдающей матери. - Патроны подносить. Может, стрелять фрицев. В разведку сгожусь!»

 На подступах к Туле шли ожесточенные бои. 29 октября 1941 года Вале исполнилось 12 лет. В тот день, холодный и пасмурный, Валя ходил в разведку, принес важные сведения о противнике. Несколько раз Валя Паршутин приносил патроны. В один момент ему показалось, что он ползет слишком медленно. Мальчуган выпрямился во весь рост, забыв об опасности, и тут же был сражен пулей немецкого снайпера.

 Истекающего кровью Валю тут же уложили на плащ-палатку и понесли к убежищу - там в тот день от возможной бомбежки пряталось много народа. Была там и мама Вали. «Не плачь, не надо, - успел прошептать ей мальчик. - Фашисты не возьмут Тулу, мы победим!»

Как, разве кончилась война?

А я победный залп не слышал.

И мама ждёт ещё, она

Встречать меня из дома вышла.

Не знают ничего друзья –

С такими трудно новостями…

Не встречусь с ними больше я,

И не прижмусь к любимой маме.

И молодость моя навек

Со мной останется в могиле...

Прервался жизни быстрый бег.

Положение о присвоении звания «Юный патриот города-героя Тулы».

1. Настоящее Положение устанавливает порядок присвоения звания «Юный патриот города-героя Тулы».

2. Звание «Юный патриот города-героя Тулы» присваивается молодым  гражданам РФ в целях гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи на основе исторических ценностей и роли России и города-героя Тулы, развития личности  молодого гражданина - патриота Родины, формирования у молодого поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, развития у молодежи готовности к достойному служению обществу и государству.

Вопросы после прочтения текста:

Можно ли прочитанное мной  назвать текстом?  Что осложняет наше понимание?

Учитель. Я хотела бы рассказать о новом для нас понятии «Псевдотекст».

- Попробуйте подобрать слово с похожей первой частью «псевдо» (псевдоним).

Псевдо ( от греч. – ложь) первая составная часть сложных слов, обозначающая: ложный, мнимый (соответствует русскому “лже..”)

Слайд № 4. 

Псевдотекст

Псевдо ( от греч. – ложь) первая составная часть сложных слов, обозначающая: ложный, мнимый (соответствует русскому “лже..”)

Слайд № 5.

- Вспомним стили русского литературного языка.

СТИЛИ РЕЧИ

КНИЖНЫЕ

НАУЧНЫЙ  ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ  ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ  ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

Слайд № 6.

- Что мы учитываем при определении стиля речи?

- ЦЕЛЬ;

- СФЕРА УПОТРЕБЛЕНИЯ;
- СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ;

- ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА.

Учитель. Давайте, ребята, определим цель нашей групповой  работы.

Слайд № 7

- выделить исходные тексты из псевдотекста;

- определить стиль речи каждого текста;

- доказать принадлежность текста к тому или иному стилю.

III. Работа с псевдотекстом.

В ходе обсуждения выделяются исходные тексты. Постепенное предъявление исходных текстов (каждая группа выбирает стиль, с которым она хотела бы работать).

Слайд № 8

1 ГРУППА.

Как, разве кончилась война?

А я победный залп не слышал.

И мама ждёт ещё, она

Встречать меня из дома вышла.

Не знают ничего друзья –

С такими трудно новостями…

Не встречусь с ними больше я,

И не прижмусь к любимой маме.

И молодость моя навек

Со мной останется в могиле...

Прервался жизни быстрый бег.

Стиль: художественный.

Цель: эстетическое, эмоциональное воздействие на читателей и слушателей посредством художественных образов.

Сфера употребления: художественная литература

Стилевые черты: воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.  Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию.

Языковые средства: риторический вопрос, эпитеты, метафоры…

Учитель.

- Какую картину вы представили, когда читали стихотворение Степана Кадашникова?

- О чем заставляет нас задуматься поэт? Какова основная мысль текста?

Слайд № 9

2 ГРУППА.

Положение о присвоении звания «Юный патриот города-героя Тулы».

1. Настоящее Положение устанавливает порядок присвоения звания «Юный патриот города-героя Тулы».

2. Звание «Юный патриот города-героя Тулы» присваивается молодым  гражданам РФ в целях гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи на основе исторических ценностей и роли России и города-героя Тулы, развития личности  молодого гражданина - патриота Родины, формирования у молодого поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, развития у молодежи готовности к достойному служению обществу и государству.

Стиль: официально-деловой.

Цель: сообщение, передача деловой информации.

Сфера употребления: сфера законодательства, делопроизводства.  

Стилевые черты:

точность, не допускающая иного толкования;

“обезличенность”, неличный характер;

стереотипность построения текста;

отсутствие эмоциональности, нет изобразительных языковых средств.

Языковые средства:

использование официально – деловой лексики (право, свободы, гарантируются), человек, гражданин (сравним: друг, товарищ), предложения с однородными членами предложения.

Слайд № 10

3 ГРУППА.

Можно  утверждать, что Тульский городской комитет обороны в целом успешно выполнил задачу консолидации региональной власти в критической ситуации и сумел внести значительный вклад в организацию отражения немецкого наступления на Тулу в октябре - декабре 1941 года. В последующий период истории Тулы времен Великой Отечественной войны ТулГорКО, вплоть до его ликвидации, также играл существенную позитивную роль, заключавшуюся, прежде всего, в поддержании готовности региона к отражению возможной агрессии.

Стиль: научный.

Цель: сообщение информации, а также доказательство ее истинности.

Сфера употребления: энциклопедии, справочная литература, монографии.

Стилевые черты: логичность, доказательность, точность (однозначность), чёткость, обобщённость.

Языковые средства: наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики.

Учитель. Ребята, вы сказали, что в научном стиле речи  используются термины, общенаучные слова. Посмотрите в словаре, что такое «консолидация»?

Консолидация [лат.  от con (cum) — вместе, заодно и solido — уплотняю, укрепляю, сращиваю], упрочение, укрепление чего-либо; объединение, сплочение отдельных лиц, групп, организаций для усиления борьбы за общие цели.

Учитель. Можно ли было победить в этой страшной войне, если бы каждый думал только о себе?

Слайд № 11

4 ГРУППА.

Вместе с Советской Армией на защиту города поднялись рабочие батальоны. Ценой огромных потерь Тульский рабочий полк в 1941 году сумел задержать фашистов на подступах к городу. То, что плохо вооружённые и не имеющие опыта ведения боевых действий люди отстояли Тулу, немецкие историки до сих пор считают чудом.

На оборону родного города поднялись и дети. Тульский гаврош… Так между собой наши бойцы называли шустрого паренька Валю Паршутина. Семья  Паршутиных жила на окраине Рогожинского поселка. Началась война, в сентябре школьные занятия отменили. Старшеклассников мобилизовали на трудовой фронт. Жить в Туле с каждым днем становилось опаснее. Мама Вали, Елизавета Петровна, настояла, чтобы дети уехали в деревню Письменку Суворовского района. Но в конце октября Валя не утерпел и сбежал от дяди обратно в Тулу. «Буду помогать нашим бойцам, - сказал Валя рыдающей матери. - Патроны подносить. Может, стрелять фрицев. В разведку сгожусь!»

 На подступах к Туле шли ожесточенные бои. 29 октября 1941 года Вале исполнилось 12 лет. В тот день, холодный и пасмурный, Валя ходил в разведку, принес важные сведения о противнике. Несколько раз Валя Паршутин приносил патроны. В один момент ему показалось, что он ползет слишком медленно. Мальчуган выпрямился во весь рост, забыв об опасности, и тут же был сражен пулей немецкого снайпера.

 Истекающего кровью Валю тут же уложили на плащ-палатку и понесли к убежищу - там в тот день от возможной бомбежки пряталось много народа. Была там и мама Вали. «Не плачь, не надо, - успел прошептать ей мальчик. - Фашисты не возьмут Тулу, мы победим!»

Стиль: публицистический.

Цели: воздействие на читателя, побуждение к осмыслению важной морально-этической проблемы.

Сфера употребления: диспуты, митинги, статьи в газетах и журналах.

Стилевые черты:  логичность (тип речи – рассуждение);

образность, эмоциональность, оценочность, призывность;

общедоступность (рассчитана на понимание на широкой аудитории читателей);

полемический характер (полемика – спор при обсуждении литературных, научных, культурных вопросов); экспрессивность (экспрессия – выражение чувств, переживаний).

Учитель. Ребята, а как вы думаете, какую проблему поднимает автор в данном публицистическом тексте?

По ходу работы в группах заполняется таблица «Стили литературного языка и их особенности» каждым учеником (см. «Приложение №2»).

- Какой темой и проблемой объединены данные тексты?

( Ребёнок на войне сражается наравне с взрослыми за отчий дом, за редину.)

Учитель. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Но пришел час – и они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем любовь к Родине и ненависть  к   врагам. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Маленькие герои большой войны. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что в это трудно поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят.

Посмотрите отрывок из кинофильма «Иди и смотри» и подумайте над такими вопросами: «Почему именно этот отрывок я хочу показать вам сегодня? Какие качества сумел сохранить, пройдя эту страшную войну, герой кинофильма?»

Учащиеся. Ребёнок, пройдя эту страшную войну, сумел сохранить человечность, душу.

Учитель. Та же нелёгкая судьба постигла и наш город.  Ведь узловчане немало сделали для  общей победы над врагом. Враг находился на территории города и района три недели. Были разрушены школы, больницы, жилые дома… Но ни с чем не сравнимы человеческие жертвы. За три недели были повешены, расстреляны, замучены свыше тридцати человек.

       Около восьми тысяч узловчан участвовало в боях за Родину, каждый четвёртый не вернулся с полей сражений. Но память о них мы храним в нашей душе.

Учитель. Попробуйте составить синквейн к слову «душа».

Слайд № 12

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА.

 1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

 2 строчка – два слова (прилагательные или причастия).

 3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Вариант синквейна, составленного учащимся.

           Душа.

     Добрая, парящая.

     Одухотворяет, переживает, любит.

     Несёт людям только хорошее.

         Святость.

Слайд №13

Домашнее задание.

Учитель. Вспомним ещё одну знаменательную дату в истории нашей страны. 9 декабря. Именно в этот день в 1769 году императрица Екатерина II своим указом учредила высшую воинскую награду - Орден Святого Георгия Победоносца. 25 января 2007 года Председатель Государственной думы РФ  Борис Вячеславович Грызлов в своем интервью журналистам объяснил, что «речь идет о восстановлении существовавшего в дореволюционной России праздника — Дня георгиевских кавалеров, который отмечался 9 декабря. Эта же дата будет закреплена и за Днем героев Отечества, которые достойны иметь свой праздник».

Дома вы попробуете написать небольшую творческую работу в публицистическом или художественном  стиле речи на тему «Ими гордится Россия!»

                                                        


стили

цель

сфера

употребления

стилевые

черты

языковые средства

художественный

создание худо-

жественного образа; эмоционально-эстетическое воздействие

художественная литература

используются возможности разных стилей речи; широкое использование изобразительно-выразительных

средств языка

эпитеты, метафоры, олицетворения,

риторические вопросы…

       официциально –

деловой

сообщение, передача деловой информации

сфера законода-

тельства, дело-

производства

точность, «обезличенность», стереотипность построения текста;

отсутствие эмоциональности

         официально-деловая лексика,

устойчивые обороты речи

научный

сообщение, передача информации

специальная литература

логичность, доказательность, ясность,

обобщённость, неэмоциональность

наличие терминов,

общенаучных слов

публицистический

воздействие, побуждение к осмыслению важной проблемы

газетные, журнальные статьи; радио и телевидение

логичность, экспрессивность, оценочность, общедоступность

просторечные слова, эпитеты,

метафоры, олицетворения

Стили русского литературного языка и их особенности



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: