Проект фольклорной практики в городских условиях для учащихся 5-7 классов
методическая разработка по литературе по теме

Данная работа ориентирована  на фольклорно-поисковую деятельность учащихся 5-7 классов в "полевых условиях"; представляет собой перспективное направление в изучении разных фольклорных жанров. Методические рекомендации позволят чётко организовать работу учащихся, ребята углубят свою филологическую грамотность и разовьют творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_folklornoy_praktiki.docx40.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     Разработчик: учитель русского языка и литературы

                                                                      ГБОУ г. Москвы СОШ «Школа здоровья» №1136

                                                                        Корымова Екатерина Владимировна

Пояснительная записка.

        Фольклорная практика в курсе изучения литературы в 5-7 классах предполагает фольклорно-поисковую деятельность учащихся в так называемых «полевых условиях», или попросту собирательскую деятельность, записывание «живых» жанров устного народного творчества. Среди современных жанров, продолжающих бытовать, мы отмечаем частушки, пословицы и поговорки, колыбельные песни, причитания, «жестокий романс», жанры несказочной прозы: былички и бывальщины, легенды, предания, сказы, анекдоты. Возможны и другие, ещё не получившие определения, жанры. Это – перспективное направление в изучении современного фольклора (сюжеты, бытующие в разных профессиональных средах, связанные с людьми или с одушевлёнными предметами, например, среди учителей, автомобилистов, в солдатской среде, актёрской, ученической, среди актёров-кукольников, в среде «собачников» и любителей растений и пр.)

        Сроки фольклорной практики – учебный год, в течение которого учащиеся будут искать респондентов и записывать тексты. Запись может проводиться как «со слуха», так и при помощи технических средств. Помимо «живой» записи могут быть использованы и другие источники (с обязательным указанием выходных данных): СМИ, периодика (таковы изменившиеся условия бытования современного фольклора).

        Заключительным этапом фольклорной практики является конференция, по её итогам учащиеся объединяются в группы до 5 человек, в основе объединения лежит какая-либо конкретная проблема фольклора, например, группа объединилась по итогам собранного материала - современные пословицы и поговорки,  также объединение в группы может и не происходить). Представители каждой группы делают доклад-отчёт, презентацию или иную оригинальную форму представления, где было бы отражено состояние записанного жанра, элементы новизны в нём, особенности бытования и пр.,

интересны были бы исследовательские версии над собранным материалом-словом, жанр выступлений – свободный.

        Материалы фольклорной практики дадут начало созданию картотеки и архива школы, с которыми возможна исследовательская работа следующих поколений учащихся школы.

Этапы проведения фольклорной практики.

  1. Установочные уроки о целях, задачах и форме проведения практики; исполнитель – руководитель-преподаватель практики.

  1. Запись, сбор фольклорных текстов учащимися (в течение учебного года).

  1. Работа с записанным материалом: систематизация, классификация, анализ

  1. Подготовка каждой из групп учащихся (по классам) отчёта о проделанной работе.

  1. Конференция по итогам практики (в конце учебного года).

  1. Сдача в архив школы материалов практики, ответственные – учителя-словесники.

Образец карточки для записи фольклорного произведения

  1. Дата и место записи (город, область, район, учреждение).

  1. Жанр фольклорного произведения.

  1. Текст  произведения (записывается с учётом особенностей устной речи исполнителя-респондента: областное произношение, перенос ударения..., в связи с этим лучше воспользоваться техническими средствами).

  1. Респондент (ФИО, год и место рождения, профессия, сколько лет проживает в данной местности).

  1. Записал: фамилия, инициалы, учащегося, № школы, класс.

Образец анкеты для фольклорно-социологического опроса.

Группа опроса:

Сведения о респонденте: фамилия и инициалы, год рождения, образование, сколько лет проживает в данной местности.

  1. Что Вы вкладываете в понятие «русский фольклор», или «устное народное творчество»?

  1. Существует ли, на Ваш взгляд, фольклор в городских условиях?

  1. Употребляете ли Вы своей речи пословицы и поговорки? Какие чаще?

  1. Знаете ли Вы народные песни? Исполняете ли их? Если исполняете, то при каких обстоятельствах? Какие русские народные песни Вам нравятся?

  1. Случается ли Вам слышать исполнение частушек? Где? Знаете ли Вы их сами? Какие частушки Вам известны о современной жизни?

  1. Доводилось ли Вам быть свидетелем загадочных  природных явлений, не объяснимых наукой? Если да, то каких именно? Слышали ли Вы рассказы о таких явлениях от других (соседей, родных, одноклассников, друзей, случайных знакомых)?

  1. Любите ли Вы слушать или рассказывать «страшные истории»? Кому, где, в какой обстановке они рассказывались? Какие истории Вы знаете?

  1. Слушаете или рассказываете Вы анекдоты?

  1. Какие обряды русского народа сохранились в Вашей семье, школе, классе?                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-проекта по русскому языку «Сложное предложение» (для учащихся 5-го класса)

Метод проекта  использовался на уроке, когда теоретический материал нужно свести воедино, уяснить и проверить сте...

Учебно-методическое пособие для преподавателей. Оформление пояснительной записки к творческому проекту по технологии (для преподавателей технологии и учащихся 5-7 классов Уссурийского суворовского военного училища)

В данном пособии даются общие методические рекомендации, особенности выполнения приложений к пояснительной записке. Более подробно даются требования к структурным элементам текстового документа. Также...

Приказ о проведении городского конкурса исследовательских и творческих проектов учащихся 8-11 классов 28.03.2014

Приказ о проведении городского конкурса исследовательских и творческих проектов учащихся 8-11 классов 28.03.2014...

Исследовательский проект «Методические особенности формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического материала»

В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижениям информ...

Реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества образования» за 2016 – 2017 учебный год

реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества ...

Комплекс упражнений по общей физической подготовке в домашних условиях для учащихся 5-6 классов

В условиях пандемии коронавирусной инфекции общеобразовательные организации вынуждены были работать совершенно в новом формате домашнего обучения. С различными проблемами столкнулись все участники это...

Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...