Есенинская Русь
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме

Методическая разработка урока по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eseninskaya_rus.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

         Литературно – музыкальная композиция                                

                 « Есенинская РУСЬ»

ЦЕЛИ:

  1. Познакомить учащихся с фрагментами из биографии Сергея Есенина с целью раскрыть личностные качества поэта; подчеркнуть необычность судьбы; постоянную устремленность к неизведанному; любовь поэта к Родине.
  2. Активизировать познавательную деятельность учащихся через участие в воспитательном мероприятии.
  3. Воспитывать эстетический вкус; любовь к Родине.

I. Музыкальное оформление:

   * вокально-инструментальная музыка;

   * исполнение песен С.Есенина под баян.

Вступительное слово учителя

     « Большое видится на расстоянии»- справедливо заметил как-то поэт, и, наверное, более всего эта истина самого поэта и касается. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов призван был прийти в этот мир на время, за пределы которого не вышел, а кто - чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей жизни, но и нашей души.

       И какой русский человек не откликнется на звучание чистого и светлого слова Сергея Есенина, когда стало оно, это слово, уже частью нас самих

       Итак, мы предлагаем вашему вниманию литературно-музыкальную композицию « Есенинская Русь».

1 ведущий.

Версты все потрясенной земли

Все земные святыни и узы,

Словно б нервной системой вошли

В своенравность есенинской музы!

2 ведущий.                

Это муза не прошлого дня.

С ней люблю непогоду и плачу.

Много значит она для меня,

Если сам я хоть что-нибудь значу. (Н.Рубцов)

1 ведущий.

Гениальный поэт…

Его жизнь всегда напряженно-драматична, контрастно-противоречива, всегда чудо!

2 ведущий. Что делать! Пока такой поэт рядом, мы, люди, всегда сознаем эту истину. Так когда-то было с гениальным Пушкины, Лермонтовым, Некрасовым, так позднее5 случилось с великим Блоком и Маяковским, так было с Есениным. Ныне мы справедливо говорили о Сергее Есенине как гениальном поэте 20 века.  Наибольшее количество «белых пятен» долгое время было связано с « деревенским детством» и юностью Есенина в родном рязанском крае. Из 30 лет жизни поэта первые 17 прошли здесь. Вот что рассказывал сам Есенин о себе:

                                                    « О себе »

     Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.

     С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом учили меня плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлёбывался, он всё кричал: «Эх! Стерва! Ну, куда ты годишься?»

«Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчунов и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка  любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос, Но и масло мало помогало, Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

     Так протекло моё детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.

     Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, поехал в Петербург, Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. После, я  уехал из деревни, и  мне долго пришлось разбираться в своем укладе. В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном. В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину. Что касается остальных биографических сведений, то они в моих стихах.

1 ведущий. Чтение стихотворения (музыкальный фон)

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стёжку серую.

О, Русь,покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

Гляжу в простор твоих полей,

Ты вся – далёкая и близкая.

Сродни мне посвист журавлей

И не чужда тропинка склизкая.

Цветёт болотная купель,

Куда зовёт к вечерне длительной,

И по кустам звенит капель

Росы холодной и целительной.

И хоть сгоняет свой туман

Поток ветров, крылато дующих,

Но вся ты – смирна и Ливан

              Волхов, потайственно волхвующих  (1915г.)          

2 ведущий.     Но он никогда не покидал в своём сердце родимого дома, ни голубой Руси. Навеки прикипел поэт к ним, и это дало ему высокое счастье вдохновенного творчества. И нам он рассказал о русской земле, о русской душе так сильно, так много. Жизнь наша радостнее и полнее оттого, что жил на свете Сергей Есенин.

         

Исполнение песни: « Отговорила роща золотая».

Отговорила роща золотая

Березовым, весёлым языком

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –

Пройдёт, взойдёт и вновь оставит дом.

Обо всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер вдаль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая

Сгребёт их все в один ненужный ком…

Скажите так, что роща золотая

Отговорила милым языком.

2 ведущий. Чтение стихотворения.

Не в моего ты бога верила,

Россия, родина моя!

Ты как колдунья дали мерила,

И был как пасынок твой я.

Боец забыл отвагу смелую,

Пророк одрях и стал слепой.

О, дай мне руку охладелую-

Идти единою тропой.

Пойдём, пойдём, царевна сонная,

К весёлой вере и одной,

Где светит радость испоконная

Неопалимой купиной.

Не клонь главы на грудь могутную

И не пугайся вещим сном..

О, будь мне матерью напутною

В моём паденье роковом   (1916 год)

1 ведущий. Могут ли эти стихи, наполненные великой сыновней любовью к Родине, оставить кого-нибудь равнодушным? Есенин тревожно вглядывался со светлой надеждой и верой в будущее России.

1 чтец.

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное-

Дышит запалом мёда и роз.

Я утих. Годы сделали дело,

Но того, что прошло, не кляну.

Словно тройка коней оголтелая

Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом. Накопатили.

И пропали под дьявольский свист.

А теперь вот в лесной обители

Даже слышно, как падает лист.

Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?

Всё спокойно впивает в грудь.

Стой, душа, мы с тобой проехали

Через бурный положенный путь.

Разберёмся во всем, что видели,

Что случилось, что стало в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.

Принимаю, что было и не было,

Только жаль на тридцатом году-

Слишком  мало я в юности требовал,

Забываясь в кабацком чаду.

Но ведь дуб молодой, не разжёлудясь,

Так же гнётся, как в поле трава.

Эх ты, молодость, буйная молодость,

Золотая сорвиголова!      (1925 год)

1 ведущий. В лирических стихах Есенина нас покоряет изумительная гармония мысли и чувства, образы и настроения, мелодичность звука.

2 ведущий. Не случайно часто говорят «Есенина поют». И песни эти волнуют, затрагивают самые потаённые мысли и чувства. Чьи душу и сердце не заберут они в плен, не заставят вспомнить родимый дом и первое свидание.

2 чтец. Чтение стихотворения «Слёзы»

Слёзы. Опять эти горькие слёзы,

Безотрадная грусть и печаль;

Снова мрак…и разбитые грёзы

Унеслись в бесконечную даль.

Что же дальше? Опять эти муки?

Нет, довольно…Пора отдохнуть

И забыть эти грустные звуки,

Уж и так истомилася грудь

Кто поет там под сенью березы?

Звуки, будто знакомые мне-

Это слёзы опять. Это слёзы.

И тоска по родной стороне.

Но ведь я же на родине милой,

А в слезах истомил свою грудь.

   Эх, лишь, видно, в холодной могиле

                Я забыться могу и заснуть.   (1912 год)

1 ведущий. Есенину из своего знаменитого села Константиновка, как когда-то Льву Толстому из Ясной Поляны, зримо открывался и проглядывался до самых дальних далей весь мир, в вечном борении человеческих страстей, непримиримости добра и зла, света и тьмы.

3 чтец. Чтение стихотворения.

Ты ушла и ко мне не вернешься,

Позабыла ты мой уголок,

И теперь ты другому смеешься,

Укрываясь в белый платок.

Мне тоскливо, и скучно, и жалко,

Неуютно камин мой горит,

Но измятая в книжке фиалка

                                 Всё о счастье былом говорит.    (1914-1915 годы)

4 чтец. Читает стихотворение «Моя жизнь»

Будто жизнь на страданья моя обречена.

Горе вместе с тоской заградили мне путь.

Будто с радостью жизнь навсегда разлучена,

От тоски и от ран истомилася грудь.

Будто в жизни мне выпал страданья удел.

Незавидная в жизни мне выпала доля.

Уж и так в жизни много всего я терпел,

Изнывает душа от тоски и от гор.

Даль туманная радость и счастье сулит,

А дойду- только слышатся вздохи и слёзы,

Вдруг наступит гроза, сильный гром загремит

И разрушит волшебные, сладкие грёзы.

Догадался и понял в жизни обман,

Не ропщу на свою незавидную долю.

Не страдает душа от тоски и от ран,

Не поможет никто ни страданью, ни горю.

2 ведущий. В жизни и творчестве Есенина были и свои теневые стороны. Он поддавался иногда чуждым настроениям, вёл неуравновешенный образ жизни, надевал на себя несвойственную его лирической натуре маску дебошира и скандалиста.

1 ведущий. В поэзии Сергея Есенина нашли свое достойное выражение и глубокая безграничная любовь к родному краю, и его неувядаемая вечная красота.

2 ведущий. Отошло в прошлое то, что вызывает душевную драму Есенина, но осталась его искренняя замечательная лирика, с её любовью к Родине, человеку, красоте.

5 чтец. Чтение стихотворения

Мы теперь уходим понемногу

В ту страну, где тишь и благодать.

Может быть, и скоромнее в дорогу

Бренные пожитки собирать.

Милые березовые рощи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

Слишком я любил на этом свете

Всё, что душу облекает в плоть.

Мир осинами, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой, на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве.

И зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящих

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в иной стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле. (1924 год)

1 ведущий. Гениальный поэт всегда народен и современен. Каких бы сторон его творчества мы ни коснулись, к каким бы его стихам не обратились.

2 ведущий. Есенин не мыслил себя, своей жизни без России.

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь грусть-

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

                         

.

 

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтика есенинского цикла "Персидские мотивы"

Презентация для учителей, преподающих в 11 классе....

Сергей Александрович Есенин. Поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины. Своеобразие есенинской лирики. 5 класс

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели:    - Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта.               - Сфор...

Урок-путешествие "Мой край задумчивый и нежный" (по есенинским местам)

Целью данного урока-путешествия является ознакомление учащихся с личностью Сергея Есенина, раскрытие своеобразия творчества поэта, воспитание любови к Родине, к отчему краю и красоте его природы, прио...

Есенинская Русь

Презентация посвящена теме родины в творчестве С.Есенина....

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного творчеству С.Есенина "Пишу тебе с есенинских лугов"

Литературно-музыкальная композиция для учащихся старших классов, посвященная жизни и творчеству С.Есенина...

Поэтика есенинского цикла "Персидские мотивы"

Разработка содержит презентацию к уроку и задание для самостоятельной работы учащихся....

Есенинские традиции в творчестве сапожковских поэтов

Урок посвящен не только творчеству самого любимого поэта С.А.Есенина, но  и творчеству наших земляков, поэтов Сапожковского района. Сегодня вы , может быть неожиданно для себя , узнаете, что есен...