Есенинские традиции в творчестве сапожковских поэтов
опыты и эксперименты по литературе на тему

Позднякова Надежда Николаевна

Урок посвящен не только творчеству самого любимого поэта С.А.Есенина, но  и творчеству наших земляков, поэтов Сапожковского района. Сегодня вы , может быть неожиданно для себя , узнаете, что есенинская поэзия продолжает  жить и развиваться в стихах и поэтических образах своих последователей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сапожковская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя России Тучина А.И.

Есенинские традиции в творчестве  сапожковских поэтов.

Литературное краеведение. Урок- конференция.

Подготовила учитель русского языка и литературы

Позднякова Надежда Николаевна

Сапожок  2009

В самое катастрофическое время, когда после революции и гражданской войны русская нация оказалась  расколотой и ее значительная часть волей исторических обстоятельств была рассеяна по миру, Сергей Есенин своим творчеством  объединяет два полюса расколотого надвое народа.

Г. Иванов

Современный литературный процесс интересен тем, что высокая поэзия неожиданно переместилась  из столиц в регионы.  Российская провинция, оказавшаяся  в духовном отношении более устойчивой,  выдержала натиск  массовой антикультуры западного образца и искушение рынком, аккумулировав в себе здоровые начала национальной жизни.

                                             О.Е.Воронова

Цели и задачи урока :

  1. Изучение творчества С.А. Есенина.
  2. Проследить традиции творчества  С.А.Есенина  в стихах  сапожковских поэтов.
  3. Продолжить работу по пропаганде краеведческой  учебно-исследовательской деятельности среди учащихся.
  4. Познакомить учащихся с  новой есенинской экспозицией в кабинете литературы.

Оформление урока:

 1.Тему урока и эпиграф  записать на доске.

 2.Выставка литературных газет, посвященных творчеству                    С.А.Есенина, выполненных учащимися 9-10 классов.

3.Стерд с подборкой книг, журналов о С.А. Есенине, сборники стихов  С.А.Есенина, сапожковских авторов, творческие работы учащихся.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

  Дорогие ребята, сегодняшний урок  немного необычен для вас,  т.к. на него приглашены учащиеся  сразу нескольких классов (  6-11  классов), учителя русского языка и литературы школы,  завуч школы.

 Дело в том, что урок посвящен не только творчеству самого любимого вашего поэта С.А.Есенина, но  и творчеству наших земляков, поэтов Сапожковского района. Сегодня вы , может быть неожиданно для себя , узнаете, что есенинская поэзия продолжает  жить и развиваться в стихах и поэтических образах своих последователей.

  Традиционным для проведения  такого урока  стало время : на календаре – октябрь. Это месяц, в котором по традиции  на Рязанской земле  проходят есенинские  дни. Делегация учителей нашей школы посетила родину С.А.Есенина село Константиново в дни самых главных праздничных мероприятий.  Своими впечатлениями об этой поездке  мы с вами уже поделились, наверное, вы все видели  фотовыставку .

  А в нашей школе   именно в день рождения С.А.Есенина тоже  случился праздник -  в кабинете литературы  была оформлена целая экспозиция, посвященная творчеству С.А.Есенина. Она обязательно поможет вам  при подготовке к урокам , к экзаменам и при написании сочинений.

 Познакомит вас с материалами  этой экспозиции  учитель русского языка и  литературы  Добычина Лидия Петровна. ( Выступление  5 минут)

Учитель, ведущий урок:

 На сегодняшнем уроке присутствуют учащиеся 6-11 классов. Специально к  открытию школьного есенинского кабинета они подготовили выразительное чтение стихов С.А.Есенина. Пусть прозвучит живое слово поэта!  ( Чтение  стихов 10 минут)

1.Чижков Михаил  - 8 -а класс.

2.Червонцева Маргарита -6-б класс.

3.Люлькина Елена 10-б класс.

4.Кузьмина Дарья 7-б класс.

5.Поздняков Дмитрий 7-а класс.

6.Поздняков Иван 9-б класс.

Учитель, ведущий урок:

 Спасибо, ребята, а учащиеся 9-х классов приготовили литературные газеты, где они  определяли тему  понравившегося есенинского стихотворения,  идею, символику и  образ стихотворения.  Кроме того, они  отразили свое видение стихотворения в рисунках. Предоставим им слово.(Защита литературных газет – не более 10 минут)

 1.Строкова Светлана – 9-а класс.

 2.Симонова Татьяна- 9-б класс.

 3.Макрушина Мария -9-б класс.

 4.Колунтаева Марина 9-а класс.

Учитель, ведущий урок :

Спасибо, ребята, ваши версии очень интересны. Надеюсь, эта работа заинтересовала вас и найдет продолжение  в ваших дальнейших исследованиях есенинского творчества. А мы переходим к следующему этапу нашего урока. Обратим внимание на  тему нашего урока : «Есенинские традиции в творчестве  сапожковских поэтов». Творчество С.А.Есенина  уникально (Обращаем внимание на эпиграф,  внимательно читаем его, при необходимости  комментируем)

 Уникален и современный литературный процесс(Чтение  цитаты О.Е.Вороновой)

  Старшеклассники нашей школы третий год занимаются изучением есенинских традиций в творчестве сапожковских поэтов. С результатами этих исследований вас познакомит учитель русского языка и литературы Позднякова Надежда Николаевна (Доклад не более 10 минут)

 

Учитель:  Творчество учащихся нашей школы тоже опирается на есенинские традиции. К этому выводу пришла Макрушина Мария при  знакомстве со стихами выпускницы нашей школы Монастыревой Татьяны. (Выступление Макрушиной Марии – 3 минуты)

Учитель : Среди наших сегодняшних учеников тоже есть поэты. А среди их стихов есть и те,  в которых есть строчки о  С.А.Есенине.  Андрукевич Оксана прочитает свое стихотворение «Березки»:

 Милые березки стройны и нежны.

Милые березки, как вы хороши!

В вас души не чаяли Пушкин и Толстой,

В песнях величали летом и зимой.

Клейкие листочки раннею весной

Наполняют землю чудной красотой.

В самых нежных чувствах вам признаюсь я,

Вас любил Есенин, вас люблю и я.

В шумном хороводе ветерок ,шаля,

Перепачкал платье в шутку, не со зла.

Девичьи стыдливо около ручья

Моете колени так же , как и я.

Но всего прекрасней Шишкина парад.

Золотая осень, солнечный наряд.

А березки тихо, грусть свою тая,

Вспоминают лето так же, как и я.

Учитель, ведущий урок: Большое спасибо всем  мальчишкам и девчонкам, принявшим участие в  подготовке к сегодняшнему уроку. Всех, кто заинтересовался  литературными исследованиями творчества С.А.Есенина и наших современных поэтов (не обязательно ограничивать их круг только сапожковскими авторами), я приглашаю на факультативные занятия по литературному краеведению. Дело в том, что наш сегодняшний урок – не только итог определенной исследовательской работы, а  еще и старт для новых  творческих поисков.

 На этот учебный год  предлагается работа по изучению творчества Сергея Александровича Никулова, уроженца села Морозовы-Борки.  В течение года планируется  поездка на  его родину, знакомство с его родственниками, а может быть, и встреча с ним. Может быть… - потому, что теперь он живет в Туле и  если позволит состояние его здоровья.  Мы обязательно организуем с ним переписку.

 Болушевская Екатерина прочитает  стихотворение  С.А.Никулова «Дом»:

Постарел ты, родительский дом,

Смотрят окна твои с укоризной.

Бесприютен и хмур даже днем,

Незаметно и признаков жизни.

Ты стоишь , как слепой старичок,

Потерявший дорогу в бурьяне.

На калитке оторван крючок,

Петли скрипнули мне на прощанье.

Ты прощаться навек не спеши,

Я к тебе еще в гости приеду.

Как залог, оставляю частицу души,

Мы с тобою продолжим беседу.

Потерпи еще малость, уйми свою грусть,

Будут в жизни твоей перемены.

Ты дождись меня, дом . Я вернусь.

Может, скромной табличкой на стену…

Учитель, ведущий урок:

 Задание на дом будет таким:  В поэтическом сборнике «Сохрани, земляк, золото души» найти стихотворение, которое   чем- то покажется похожим на  известное вам стихотворение С.А.Есенина. Проанализируйте,  в  чем именно вы увидели сходство:   в интонации, в символике образов, цветовой гамме, музыкальности и т.д. Напишите небольшое сочинение по поводу ваших исследований. Приблизительно так, как это сегодня прозвучало  в выступлении Макрушиной Маши. Можно выразить  ваши  чувства в рисунке, как это представили учащиеся 9-х классов. Удачи  вам. З а консультациями можно обращаться к своему учителю литературы.

Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Сапожковская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя России Тучина А.И.

Сергей Есенин как национальный поэт. Есенинские традиции в творчестве местных авторов.

Урок-семинар, проведенный в 10-х классах.

              Подготовлено и проведено учителями русского языка и литературы     Каменщиковой Мариной Ивановной и  Поздняковой Надеждой Николаевной.

Сапожок  2008

Оформление  урока:  

1.Записи на доске:                                                              Знаешь, почему   поэт?              

У меня родина есть! У меня-

Рязань…

С.А.Есенин

Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный  природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», для любви ко всему живому в мире и милосердия, которое -более всего иного- заслужено человеком.

М.Горький

2.Стенд с подборкой журналов «Современное есениноведение», сборники стихов С.А.Есенина, сборник стихов сапожковских поэтов «Сохрани, земляк, золото души», творческие работы учащихся.

Цели урока: Познакомить учеников с особенностями творческого метода поэта; показать народность творчества С.А.Есенина; проследить есенинские традиции в творчестве местных авторов.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Сергей Александрович Есенин – это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание.  Максим Горький писал: «Сергей Есенин  не столько человек, сколько орган , созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей»,  любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного-  заслужено человеком».

 Творчество Есенина подкупает проникновенной искренностью, нежностью к человеку и миру, напряженностью размышлений о своей эпохе.

  1. Основная  часть.

 Рано осознав свое поэтическое призвание, Сергей  Есенин  всегда относился к нему чрезвычайно серьезно, верил в высокое  предназначение поэта.  Сила проникновенных, берущих за душу есенинских строк – в остром  чувстве любви к родной земле.

   1.  Есенин – единственный  среди  русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в  особый раздел. Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины- основное в моем творчестве». Заметим, не «тема»  , а «чувство».

Чтение  подготовленным учеником стихотворения «Гой ты, Русь моя родная».

Учитель:  

 -Как рисуется образ Родины в данном стихотворении?

-Что вызывает в нем изумление?

(Сочетание разговорного стиля с высоким позволяет не только возвысить тему  произведения, но и  не может не найти отклика в сердцах читателей. Чувства, в нем описанные , близки и  дороги сердцу русскогочеловека)

Учитель:

-С  помощью каких  художественных средств автор рисует картину?

(Эпитеты, метафоры, особенности лексики, цветовая гамма)

  1.  Есенин – народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой  что ни на есть  российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост  и понятен,  но и потому, что  каждый человек в России хоть однажды  переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин  выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

 Давайте и мы с вами  вспомним строки  стихотворений С.А.Есенина и определим, какие чувства в них выражены.

Ответы учащихся:                                                        

-Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром…-- изумительная, трогательная картина зимы.

-Пахнет рыхлыми драченами…-- здесь нет поэтических красок, но все  очень достоверно, трогает душу.

-Сыпь ты, черемуха, снегом…

- Поет зима – аукает,

  Мохнатый снег баюкает…

 -Край любимый! Сердцу снятся…

-Я хотел бы затеряться

  В зеленях твоих стозвонных…- - природа олицетворена, одухотворена: здесь и живые обращения, и олицетворения, и авторские неологизмы, и аллитерация, что  позволяет нарисовать картину одним  мазком и оставить в сознании читателя на всю жизнь.

4.Чтение подготовленным  учеником стихотворения «Я  иду долиной…»

Учитель :Определите тему, основную мысль стихотворения.

-В чем вы видите  своеобразие данного стихотворения?

( Мы еще раз убеждаемся, насколько глубоко чувствовал поэт: образ автора и образ лирического героя  сливаются воедино)

5.Есенинские традиции в творчестве местных авторов. Специально подготовленное сообщение ( Не более 10 минут)

6.Выступления специально подготовленных учащихся с чтением и  анализом своих собственных стихов в  контексте темы урока.

Вывод: С.А.Есенин принес в поэзию народный взгляд на жизнь. Народ для него – мыслитель, творец культуры.

Сила проникновенных, берущих за душу есенинских строк-  в остром чувстве любви к родной земле. «Знаешь, почему я поэт?..-говорил он юному другу. – У меня  родина  есть! У меня – Рязань!..» Чувство любви  к родному краю выражено ясно, четко.  Поэтому произведения С.А.Есенина  волнуют каждого человека, искренно любящего свою родную землю.

Домашнее задание: 1. Выучить наизусть  понравившееся стихотворение С.А.Есенина. 2. В поэтическом сборнике «Сохрани, земляк, золото души» найти стихотворение, в котором  отразились есенинские традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения в 10-11 классе на тему:"Тема любви к России и малой Родине в творчестве сальского поэта В.А. Костенко"

Данную презентацию можно использовать на уроках внеклассного чтения в старших классах при изучении творчества сальских поэтов в связи с 200-летием города Сальска.Презентация была отмечена грамотой УО ...

Урок литературы в 6 классе по теме "Родная природа в творчестве русских поэтов"

Данный урок является вторым по счёту прохождения программного материала. Он ознакомит с возможностями заочной экскурсии по данной теме в Третьяковскую галерею, где помещены картины русских художников,...

Урок литературы в 6 классе по теме "Родная природа в творчестве русских поэтов"

Цели:Обучающая:   кратко познакомить с личностью и судьбой Третьякова; совершить заочную экскурсию в Третьяковскую галерею, пробудить интерес к  творчеству русских художников чере...

Литературная гостиная "Их творчество бессмертно, их имена в наших сердцах" (по творчеству воронежских поэтов)

Мероприятие включает в себя чтение стихов поэтов Воронежского края, заочную экскурсию по памятным местам Воронежа....

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме: Михаил Юрьевич Лермонтов и Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Предназначение поэта и поэзии в творчестве поэтов. Специфика художественной образности

В данном уроке анализируются и сравниваются поэты М.Лермонтов и К .Хетагуров, рассматривается их отношение к предназначению поэта и поэзии....

Разработка урока по литературе для 9 класса по теме: "Тема второй мировой войны в творчестве русских поэтов. Булат Окуджава. Биография и творчество".

РАЗРАБОТКАОткрытого урока по литературе для 9 класса.Дата:Класс: 9 классПредмет: литератураТема урока: Тема второй мировой войны в творчестве русских поэтов.Булат Окуджава. Биография и творчество. Сти...

Поэты Челябинской области (на примере жизни и творчества уральского поэта Бориса Ручьева)

         В нашей огромной стране под красивым названием Россия у каждого из нас есть своя маленькая родина: отчий дом, наш родной край, который нам так близок и дорог....