Презентация " А.А.Ахматова".
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме

Репина Ольга Леонидовна

Презентация содержит в себе биографический материал, начало творческого пути поэта. Страницы жизни, связанные с Н.С.Гумилевым. Можно использовать на уроках литературы в 11 классе при изучении творчества поэтов  Серебряного века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_odnosostavnyh_predlozheniy.pptx190.29 КБ
Файл odnosostavnye_test.docx18.23 КБ
Файл konspekt_uroka_po_teme.docx12.92 КБ
Office presentation icon ahmatova.ppt1.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды односоставных предложений. Назывные предложения.

Слайд 2

Определите виды предложений по строению грамматической основы (двусоставные, односоставные).В односоставных предложениях главный член подчеркнуть тремя чертами, определить, чем выражен. 1. Полк наступал в горах вдоль северного берега Дуная.2. Безлюдный край.3. Голые вершины сопок. 4. Темные массивы лесов.5. Ущелья. 6. Пропасти. 7. Размытые проливным дождем дороги.8. Бешеные пенистые потоки, разбухавшие с каждым часом.9. Противник откатывался через горы за Дунай.

Слайд 3

Вывод . Назывные предложения – это односоставные предложения , где один главный член (подлежащее), который выражен сущ., в И.п. или сочетанием сущ., с числительным. Предложение показывает существующие события, явления, предметы и т.д.

Слайд 4

Учебник. Стр.86. Упр.174,176, 177.

Слайд 5

Маленький городок. Северный городок. Выцветшая луна. Северная Двина. Рябь темно-синих вод. Музыка. Теплоход. Девушка на холме. Юноша на корме. Глушь да топь, коряги да пеньки. Старая березовая роща, Редкий лес на берегу реки.

Слайд 6

Тест. 1. Отметьте назывное предложение. А) Дальний лай собак. Б) Время от времени слышен крик ослика. В) Чувствуется неповторимый дух полыни. Г) Пахло землей и морозцем. 2. Сколько назывных предложений можно выделить из четверостишия? Стаи птиц. Дороги лента. Повалившийся плетень. С отуманенного неба Грустно смотрит тусклый день. 3. Укажите назывные предложения. А) Мне холодно. Б) Вот заводская улица. В) Это домик под толевой крышей. Г) Пятый час дня. Д) Вода немного коричневатая.

Слайд 7

Проверь себя. Ответы к тесту. 1. А) 2. 3) 3. Б), Г).

Слайд 8

Тест на закрепление изученного. 1 . Укажите назывные предложения. А) Темнеет. Б) Поговори со мною, мама. В) Хлеб-соль ешь, а правду режь. Г) Третье декабря тысяча девятисотого года. Д) Зима. Е) Ни ветерка. Ж) Только что смеркалось. З) Мне не до смеху! И) Второй час дня. К) Уральский хребет. Л) Вишневый сад теперь мой.

Слайд 9

Проверь себя. Ответы к тесту: г,д,и,к .

Слайд 10

Определенно-личные предложения. 1. Односоставные. 2. Один главный член предложения (сказуемое). 3. Показывает действие (состояние). 4. Формы глагола : а) 1-е лицо, н.в., ед.ч.(Я) б)1-е лицо ,мн.ч., буд.вр . (Я) в) 2-е лицо, н.вр . (ТЫ) г) Глагол повелительного наклонения

Слайд 11

Записать предложения, выделить грамматическую основу и определить способы выражения сказуемого. 1 . Люблю безмолвие полуношной природы, люблю её лесов лепечущие своды, люблю её степей алмазные снега. Способы выражения сказуемого: глагол, 1-е лицо, ед.ч., н.в., изъяв.накл .(Я) 2. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина? Способ выражения сказуемого: 3. Выйду, сяду под рябиной, буду слушать соловья. Способ выражения сказуемого: 4. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии. Способ выражения сказуемого: 5. Уходи, зима седая! Способ выражения сказуемого:

Слайд 12

Учебник.Стр.89. Работа с текстом «В феврале..»Определить вид односоставных предложений. Упр. 186.

Слайд 13

Диктант-самопроверка. На опушке обнаженной рощи я отыскиваю кучу сухих осенних листьев, набиваю ими полный мешок и отправляюсь назад домой. Иду не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся, словно в них кто-то ворочается. Беру мешок, развязываю, а из него выскакивает и удирает от меня ёж. Задание. Выделить грамматические основы и определить тип предложений

Слайд 14

Вариант самостоятельной работы. Записать текст, подчеркнуть грамматическую основу в определенно-личных предложениях, расставить недостающие знаки препинания. Объяснить орфограммы. Люблю осе( н,нн )ее (не) настье . Люблю наперекор дождю и мокрому снегу шагать по оловя ( н,нн ) ым дорогам по кислому суглинку и сырой листве. Целый день (не)зная устали брожу и брожу по узеньким тропкам. Едва волочу усталые ноги. А пробежит день-другой без следа испарит?ся усталость. И снова отправляюсь туда в (не) хоже ( н,нн ) ые дали открывать лучезарную кр?соту родного края.

Слайд 15

Тест. Укажите определенно-личные предложения . 1. Выберите себе книгу по вкусу. 2. Не из Москвы ли будешь? 3. В доме шумят. 4. Цыплят по осени считают. 5.Быть грозе великой. 6. Иду по улице нарядной. 7. Не слышно шуму городского. 8. В воздухе пахнет сосновой смолой. 9. Будем вместе служить. 10. Около шести часов в луга носили завтрак. 11. Без грамматики никому нельзя обойтись. 12. Горит в сердцах у нас любовь к земле родной. 13. Усердней с каждым днем гляжу в словарь. 14. Зимним холодом пахнуло на поля и на леса. 15. Так забудь же про свою тревогу.

Слайд 16

Проверь себя. Ответы к тесту:1,2,6,9,13,15.



Предварительный просмотр:

          Контрольное тестирование по теме «Односоставные предложения».8 класс.

1 вариант.

1. Найди соответствия.

А) глагол в форме 1-2 лица ед. и мн.числа

Б) безличный глагол

В)глагол в форме 3 лица мн.числа настоящего и буд.времени  

г)глагол в форме мн.числа прош.времени

д) неопределенная форма глагола

е)существительное в И.п.

ж) личный глагол в безличной форме.

- определенно-личное;

- неопределенно-личное

- безличное

- назывное .

2. Найдите односоставные предложения.

А) День ясен.

В) Что бы это значило?

Г) Мне нездоровится.

Д) Ряд телеграфных столбов.

3. Укажите определенно-личные предложения.

А) Выберите себе книгу по вкусу.

Б) Не из Москвы ли будешь?

В) В доме шумят.

Г) Цыплят по осени считают.

Д) Быть грозе великой.

4.Найдите неопределенно-личные предложения.

А) Вот парадный подъезд.

Б) Люблю грозу в начале мая.

В) В дверь постучали.

Г) Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Д) Буду долго вспоминать его рассказы.

5. Укажите безличное предложение.

А) Мне и доныне хочется грызть жаркой рябины горькую кисть.

Б) Хочу всё знать.

В) В Москве открыли новую линию метро.

6. Найдите обобщенно-личные предложения.

А) Вам не видать таких сражений.

Б) Вечерами работалось особенно хорошо.

В) Каких только птиц не увидишь в лесу.

Г) Любишь кататься – люби и саночки возить.

7. Найди ошибки в определении вида односоставных предложений.

А) Бригаде поручили проложить линию нефтепровода ( неопределенно-личное)

Б) Мне приписали новое лекарство( определенно-личное)

В) Трудно было слушать это объяснение(безличное)

Г) Пиши аккуратно, подчеркивай по линейке ( неопределенно-личное).

8. Среди предложений 1-4 найди и отметь сложное(-ые), в состав которого(-ых) входит односоставное безличное.

1. В большом доме напротив, у инженера Должикова играли на рояле. 2. Начинало темнеть, и на небе замигали звезды. 3. Все медленнее, отвечая на поклоны, прошел отец в старом цилиндре.

4. –Взгляни!- говорил он сестре, указывая на небо зонтиком. – Взгляни на небо.

9. Какие виды простых предложений встречаются в тексте?

   Об озере Байкал осталось столько восторженных отзывов, что из них можно составить не одну книгу. Долгое время поклонение Байкалу было всеобщим. Человека брала оторопь при виде Байкала, потому что он не вмещался в его представления. Со временем Байкал обмерили и изучили, применив для этого глубоководные аппараты.

А) двусоставные, односоставное  безличное;

Б) двусоставные, односоставные безличное и неопределенно-личное

В) односоставные безличные и неопределенно-личное

Г) двусоставное, односоставное неопределенно-личное.

10. Прочитать фрагмент  стихотворения  А.И.Фатьянова «Соловьи» и выполните задания 1-4.

(1) Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят…

(2)Ведь завтра снова будет бой.

(3)Уж так назначено судьбой,

Чтоб нам уйти, не долюбив,

От наших жён, от наших нив.

(4)Но с каждым шагом в том бою

Нам ближе дом в родном краю.

1. Напишите номера предложений, в которых есть однородные члены.

2. Напишите, к какой группе односоставных предложений относится первая часть сложного предложения (1)

3. Выпишите грамматическую основу(основы) из предложения (3).

4. Напишите, какой член предложения обособлен в предложении (3).

11. Напишите, что сближает это стихотворение(песню) с народной песней.

Контрольный тест по теме «Односоставные предложения». 2 вариант.8 класс.

1. Найди соответствия.

А) глагол в форме 1-2 лица ед.и мн. Числа

Б) безличный глагол

В) глагол в форме 3 лица мн.числа наст. и буд. Времени

Г) глагол в форме мн.числа прош. времени

Д) неопределенная форма глагола

Е) существительное в И.п.

Ж) личный глагол в безличной форме.

- определенно-личное предложение

- неопределенно-личное предложение

- безличное предложение

- назывное предложение.

2. Найдите односоставные предложения.

А) За дверью бегают.

Б) Сестра – врач.

В) Ночь темна.

Г) Мне не хватает нежности твоей.

Д) Его звали Григором.

3. Укажите определенно-личные предложения.

А) Иду по улице нарядной.

Б) Не слышно волков завыванье.

В) В воздухе пахнет сосновой смолой.

Г) Будем вместе служить.

Д) Около шести часов в луга носили завтрак.

4. Найдите неопределенно-личные предложения.

А) Друга узнают в несчастье

Б) Встань, весь край мой поруганный, на врага.

В) Цыплят по осени считают.

Г) Единою солдатскою судьбою нас фронт и тыл спаяли навсегда.

5. Укажите безличное предложение.

А) Комната в доме городничего.

Б) Мне обещали купить компьютер

В) За чем пойдешь, то и найдешь.

Г) Мне в эту ночь не спалось.

6. Найдите обобщенно-личные предложения.

А) Не спешите отправляться в путь.

Б) Нет дыма без огня.

В) Егорушке дали ложку.

Г) В книге ищи не буквы , а мысли.

7. Найди и укажи ошибки в определении вида односоставных предложений.

А) Ребятам не хотелось возвращаться в лагерь (безличное)

Б) Нам предстояло пройти еще несколько километров(определенно-личное)

В) Добравшись до места назначения, сразу же поставили палатку и разожгли костер( неопределенно-личное)

Г) Дойдя до того дома, сразу поворачивайте направо(неопределенно-личное)

8. Среди предложений 1-4 найди и отметь сложное(-ые), в состав которого (-ых) входит неопределенно-личное предложение.

(1) Когда провели железную дорогу, то в первое время на этом месте был только полустанок, потом же лет через десять построили теперешнюю Прогонную.(2)Движение по старой дороге почти прекратилось, и поней уже ездили только местные помещики.(3)Постоялый двор превратился в трактир, верхний этаж обгорел, крыша стала желтой от ржавчины.(4)В трактире торговали чаем.

9. Какие виды  простых предложений встречаются в тексте.

     Пора рассказать о сегодняшнем Тобольске. Только что справил он четыре столетия от своего основания. Справил торжественно, с приглашением гостей, сыновей и дочерей своих, коими можно гордиться. Город разросся, прибавил в промышленности, в числе жителей, перешедшим за сто.

- двусоставные, односоставное  неопределенно-личное и двусоставное неполное

- двусоставные, односоставное определенно-личное

- двусоставные, односоставные безличные и двусоставное неполное

- односоставные безличные и двусоставное неполное.

10.Прочитайте фрагмент стихотворения Н.Заболоцкого «Уступи мне ,скворец, уголок» и выполните задания 1-4.

(1)А весна хороша, хороша!

(2)Охватило всю душу сиренями.

(3)Поднимай же скворешню, душа,

Над твоими садами весенними.

(4)Поселись на высоком шесте,

Полыхая по небу восторгами,

Прилепись паутинкой к звезде

 Вместе с птичьими скороговорками.

1. Напишите номер предложения(номер предложений), в котором(в которых) есть однородные члены.

2. Напишите, к какой группе односоставных предложений относится предложение(2).

3. Напишите, к какой группе односоставных предложений относится предложение(3).

4. Напишите, какой член предложения обособлен в предложении(4).

11. Напишите, с помощью каких приемов поэт создает картину пробуждения природы и души человека.                      

             



Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Односоставные предложения». 8 класс.(Фрагмент)

Урок №1. Назывные предложения.

Цели урока:

- научить распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения; разграничивать главный член назывного предложения  подлежащее двусоставного предложения, определять роль назывного предложения в художественной  литературе (тексте)

- развитие устной и письменной речи;

- воспитание культуры речи.

Оборудование: интерактивная доска, презентация.

Учебник . Л.А.Тростенцова  и др., «Русский язык», М., «Просвещение», 2011, 8 класс.

Урок изучения нового материала.

Методические приемы: сравнение, наблюдение, беседа, тест

Ход урока.

1.Оргмомент.

2. Учитель знакомит с новой темой, определяет цели урока.

Актуализация знаний.

- Чем различаются односоставные предложения от двусоставных?

(Составом грамматической основы)

Перед вами предложения. Распределите  эти предложения в два столбика: односоставные и двусоставные. Слайд № 2.

- Чем вы руководствовались при распределении? (Видом грамматической основы)

- Как называются такие предложения, в которых грамматическая основа выражена существительным в И.П.?

Читаем вывод. Слайд №3.

3. Изучение нового материала по учебнику. &31, стр.86.

- Что нового узнали из параграфа?

(Грамматическая основа в назывных предложениях может быть выражена ещё и сочетанием числительного существительным. Разобрать примеры)

4. Работа по учебнику. Упр.174, 176, 177.

Слайд №5.

Маленький городок.                                               Глушь да топь, коряги да пеньки.

Северный городок.                                                 Старая березовая роща,

Выцветшая луна.                                                     Редкий лес на берегу реки….  

Северная Двина.                                                                                      (ДКедрин).

Рябь темно-синих вод.

Музыка. Теплоход.

Девушка на холме.

Юноша на корме.

(К.Ваншенкин).

Перед вами отрывки стихотворений, которые состоят из назывных предложений.

- Какое впечатление произвели эти стихи на вас?

( Стихи легкие, выразительные , ёмкие, лаконичные. Это и есть «достоинство» назывных предложений в художественном тексте. Немногими словами создать картину действия или состояния)

Вспомните стихи А.Фета, которые тоже состоят из назывных предложений и запишите их в тетрадь. Выделите грамматическую основу.

(Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья…..)

5.  Слайд №6.  

 Тест. (На усвоение нового материала).

Слайд №7. Проверь себя.

Домашнее задание. Упр.182 (по учебнику)  

 

 

   

                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) 1889 -1966 120-летию со Дня рождения. «Я научилась просто, мудро жить..»

Слайд 2

Цель: познакомиться с личностью и творчеством поэта;

Слайд 3

« Назвали меня Анной в честь бабушки. Её мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным именем».

Слайд 4

Родилась в Одессе, в семье инженера – механика, но вся сознательная жизнь была связана с Царским Селом и Петербургом, «городом, горькой любовью любимым…»

Слайд 5

В литературу Ахматова вошла внезапно быстро. Первая книга стихов «Вечер»(помог Гумилев). Заговорили о «загадке Ахматовой». Но загадочным казалось сочетание женственности и хрупкости с твердостью, переходящей во властность и почти жестокость.

Слайд 6

… От ангела и от орла в ней было что- то..

Слайд 7

Имя Ахматовой ассоциируется с Петербургом, там она прожила большую часть жизни. Но до Петербурга было ещё Царское Село – «маленький город муз».

Слайд 8

Петербург, Петропавловская крепость

Слайд 9

Вновь Исакий в облаченьи Из литого серебра. Стынет в грозном нетерпеньи Конь Великого Петра .

Слайд 11

Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни.

Слайд 12

Царскосельская статуя

Слайд 13

… И ослепительно стройна, Поджав, незябнущие ноги, На камне северном она Сидит и смотрит на дороги. Я чувствовала смутный страх Перед этой девушкой воспетой. Играли на её плечах Лучи скудеющего света ….

Слайд 15

Молюсь оконному лучу – Он бледен, тонок, прям. Сегодня я с утра молчу, А сердце – пополам…. На рукомойнике моём Позеленела медь. Но так играет луч на нем, Что весело глядеть…

Слайд 16

Любовь покоряет обманно …

Слайд 17

Семейная фотография. Н.С.Гумилев, Л.Н.Гумилев, А.А.Ахматова.

Слайд 18

« Из города Киева. Из логова Змиева Я взял не жену, а колдунью…» Их отношения были скорее тайным единоборством: с ее стороны – для самоутверждения как свободной женщины, с его стороны – с желанием не поддаться никаким колдовским чарам и остаться самим собой, независимым и властным. Ане он не нравился, а Николай был влюблен. В 1910 году они поженились. В 1912 родился единственный сын Лев. Они расстались…Инициатором развода была Анна.

Слайд 19

Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стертые карты Америки. Не любил, когда плачут дети, Не любил чая с малиной И женской истерики. …А я была его женой.

Слайд 20

Ты выдумал меня. Такой на свете нет, Такой на свете быть не может…

Слайд 21

Из цикла «Тайны ремесла » Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда…

Слайд 22

Ахматова жила в ужасное время и вела себя героически. Ни публично , ни частным образом она ни разу не высказалась против советского режима; однако вся её жизнь может служить примером. Её жизнь стала легендой. Её несгибаемое пассивное сопротивление тому, что она считала недостойным себя и страны, создало ей место не только в истории русской литературы, но и в русской истории нашего века.

Слайд 23

Я гибель накликала милым, И гибли один за другим. О, горе мне! Эти могилы Предсказаны словом моим. Как вороны кружатся , чуя Горячую, свежую кровь, Так дикие песни, ликуя, Моя насылала любовь…

Слайд 24

В 1921 году был расстрелян Гумилев, трижды арестовывался её сын, Лев Гумилев, который долгие годы провел в лагерях ГУЛАГ-а; в 1946 году Ахматова была исключена из Союза писателей СССР. «Желаю моему правительству побольше таких граждан, как я».

Слайд 25

«Реквием» А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество….

Слайд 26

Наградили меня немотою, На весь мир окаянно кляня, Обкормили меня клеветою, Опоили отравой меня И, до самого края доведши, Почему-то оставили там…

Слайд 27

Заключение. На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина и звание почетного доктора Оксфордского университета. Сам факт существования Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой.

Слайд 28

А.Ахматова Н.Гумилев Л.Н.Гумилев

Слайд 29

Родная земля. В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем её в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в неё и становимся ею, Оттого и зовём так свободно – своею.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по тврчеству А.Ахматовой

Презентация к уроку по творчеству А.Ахматовой...

Презентация "О Анне Ахматовой"

Данный материал будет интересен учителям  литературы....

Презентация "Из жизни Ахматовой"

Презентация раскрывает отдельные эпизоды жизни Анны Андреевны Ахматовой...

Презентация MPP "Анне Ахматовой и ее любому городу посвящается..."

Электронный образовательный ресурс для уроков Истории Санкт-Петербурга и классных часов....

Презентация об Анне Ахматовой

Презентация может пригодится для проведения тематического классного часа или конкурса чтецов....

План конспект - занятия по теме: «А. А Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика Ахматовой»

Конспект для учащихся 10 класса . Используется при изучении ранней лирики Ахмаьовой...

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса.Творчество А.А.Ахматовой рассматривается...