Уроки истины и доброты ( по сказке «Маленький принц» А. де Сент- Экзюпери )
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Разработка урока по сказке "Маленький принц" А. де Сент-Экзюпери
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_istiny_i_dobroty.docx | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки истины и доброты
( по сказке «Маленький принц» А. де Сент- Экзюпери )
Эпиграф:
Быть человеком – это значит чувствовать, что ты за все в ответе. А. де Сент- Экзюпери
Ход урока
- Слово учителя
Давайте поклоняться доброте-
На кладбище военном, на плите,
Я прочитал и в жизнь унес когда-то.
И лучевой строкой в моем труде
Вдруг стала эта заповедь солдата:
« Давайте поклоняться доброте…
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте земля добра,
Она дарит нас хлебом, живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за ДОБРОТУ.
Я неслучайно начала урок с чтения стихотворения М. Дудиной . Оно перекликается с темой и эпиграфом нашего урока.
Знакомясь с произведением «Маленький принц» французского писателя А. де Сент-Экзюпери, вы поняли, что страницы сказки требуют целостного и трепетного прочтения и рассчитаны на тончайший слух. Но как говорит один из героев произведения, мудрый Лис: « Зорко одно лишь сердце,… самого главного глазами не увидишь».
Мы сегодня с вами постараемся по-новому взглянуть на сказку, попытаемся осознать ее, прочувствовать символический подтекст, увидеть за фантастическим сюжетом то, что напомнит нам о реальной жизни, то, что может случиться с каждым из нас… Все наши рассуждения должны подвести к выводу, который вы сделаете в конце урока , ответив на вопрос:
Какие истины жизни открыл для себя и для нас Маленький принц, путешествуя по планетам? (проблемный вопрос записан на доске).
А сейчас давайте вспомним.
- Вопросы для учащихся:
– Кто автор сказки?
– Каким вы его себе представляете?
–Почему только это произведение автор сопроводил собственными рисунками?
- Когда сказка была написана?
- Какие эпизоды сказки вам бы хотелось проиллюстрировать?
Сент-Экзюпери писал своей матери: «Мир воспоминаний детства ,нашего языка, наших игр…всегда будет мне казаться безнадежно более истинным, чем любой другой»
- Слово учителя
Мы с вами - жители огромной планеты Земля. Сказка Экзюпери помогла осуществиться, может быть, давней мечте многих из нас – встретиться с инопланетянином, прилетевшим к нам с крошечной планетки-звездочки под названием «астероид В-612». Имя этого героя тоже необычное, сказочное - Маленький принц.
– Каким предстает перед вами Маленький принц при первом знакомстве? Опишите его портрет, характер. Вспомните его главные правила жизни.
- Почему герой сказки отправляется в путешествие? Как он сам об этом говорит?(гл.8)
- Кто является виновницей его сомнений?
- Мини-конкурс (подберите эпитеты, характеризующие Розу) Какая она? Какой у нее характер?
Слово учителя
Вы правы. Этот прекрасный и капризный цветок доставляет принцу много забот и беспокойства. Поэтому и решился он оставить Розу и улететь с перелетными птицами.
- Как Роза отнеслась к решению Маленького принца ? Поняла ли она свое поведение? Подтверждаем словами текста (9 гл. )
Текст:
- Прощайте, — сказал он. Красавица не ответила.— Прощайте, — повторил Маленький принц. Она кашлянула. Но не от простуды. — Я была глупая, — сказала она наконец. — Прости меня. И постарайся быть счастливым. И ни слова упрека. Маленький принц был очень удивлен. Он застыл, смущенный и растерянный, со стеклянным колпаком в руках. Откуда эта тихая нежность?— Да, да, я люблю тебя, — услышал он. — Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся быть счастливым… Оставь колпак, он мне больше не нужен.
— Но ветер…
— Не так уж я простужена… Ночная свежесть пойдет мне на пользу. Ведь я — цветок.
— Но звери, насекомые…
— Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, должно быть, прелестны. А то кто же станет меня навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь. У меня тоже есть когти.
И она в простоте душевной показала свои четыре шипа. Потом прибавила:
— Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти — так уходи.
Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок…
- Слово учителя
Свои чувства надо уметь выражать, проявлять. А для этого нужно обладать культурой сердца. Сам герой поначалу бесцельно путешествует, не понимая до конца, что гонит его от Розы и чего он ищет. Лишь постепенно планеты, куда попадает наш герой , проявляют свое предназначение. Давайте и мы заочно совершим экскурсию на эти планеты и познакомимся с их обитателями.
Домашнее задание: рассказ о планетах от лица их жителей.
- Планета короля (10 гл.)
- Планета честолюбца ( 11 гл.)
- Планета делового человека ( 13 гл.)
– Какие планеты еще посещает Маленький принц? С кем там знакомится? Какие планеты показались герою бесполезными, бессмысленными? Почему?
- Могут ли обитатели этих планет называться людьми, «человеками»?
Слово учителя
Здесь живут честолюбцы, властолюбцы, эгоисты, порочные личности, «грибы», которые любят только себя , восхищаются только собой, занимаются бесполезными, бесмыссленными делами. Это характерно только для взрослых. Из их обихода исчезает хозяйская заботливость о своей планете , за цифрами доходов, честолюбием, алчностью они – взрослые – забыли о своем призвании. Каком? (см. эпиграф ). Не случайно, Маленький принц несколько раз произносит одну и ту же фразу: «Странный народ эти взрослые…»
5. Правда, одна планета показалась герою занятной, здесь он захотел даже остаться ,подружиться с ее жителем. Узнали ее?
- Инсценирование ( гл. 14)
Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещались фонарь и фонарщик.
Маленький принц: - Добрый день! Почему ты сейчас погасил свой фонарь?
Фонарщик: - Такой уговор. Добрый день!
М.п.- А что за уговор?
Ф.- Гасить фонарь. Добрый вечер! (включил фонарь)
М. п. – Не понимаю.
Ф. – И понимать нечего, уговор есть уговор. Добрый день! ( погасил фонарь, красным клетчатым платком утер пот со лба). Тяжкое у меня ремесло. Когда-то это имело смысл. Я гасил фонарь по утрам, а вечером опять зажигал. У меня оставался еще день, чтобы отдохнуть, и ночь, чтобы выспаться.
М. п. – А потом уговор переменился?
Ф.- Уговор не менялся. В том-то и беда! Моя планета год от года вращается быстрее ,а уговор остается прежним.
М. п. – И как же теперь?
Ф. – Да вот так. Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки. Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю.
М. п. – Вот забавно! Значит, у тебя длится день всего одну минуту!
Ф. – Ничего тут нет забавного. Мы с тобой разговариваем уже целый месяц.
М. п. –Целый месяц?
Ф. – Ну да. 30 минут- 30 дней. Добрый вечер! ( опять засветил фонарь)
М. п. – Послушай, я знаю средство: ты можешь отдыхать, когда захочешь…
Ф. – Мне все время хочется отдыхать.
М. п. – Твоя планета такая крохотная, ты можешь обойти ее в три шага… Когда тебе захочется отдохнуть, ты просто иди, иди… и день будет тянуться столько времени, сколько ты пожелаешь.
Ф. – Ну от этого мне мало толку. Больше всего на свете я люблю спать.
М. п. – Тогда плохо твое дело!
Ф. – Плохо мое дело… Добрый день! (погасил фонарь)
5. Вопросы для учащихся:
- Почему из всех жителей планет Маленький принц выделяет фонарщика особенно?
- Как называется качество человека и сам человек, который думает и действует для пользы других бескорыстно? ( альтруизм, альтруист)
- Почему лишь географ заставляет вспомнить героя о его Розе? Найдите подтверждение своим словам в тексте ( 15 гл.)
Текст: — Слушаю тебя, — сказал географ.
— Ну, у меня там не так уж интересно, — промолвил Маленький принц. — У меня все очень маленькое. Есть три вулкана. Два действуют, а один давно потух. Но мало ли что может случиться…
— Да, все может случиться, — подтвердил географ.
— Потом у меня есть цветок.
— Цветы мы не отмечаем, — сказал географ.
— Почему?! Это ведь самое красивое!
— Потому, что цветы эфемерны.
— Как это — эфемерны?
— Книги по географии — самые драгоценные книги на свете, — объяснил географ. — Они никогда не устаревают. Ведь это очень редкий случай, чтобы гора сдвинулась с места. Или чтобы океан пересох. Мы пишем о вещах вечных и неизменных.
— Но потухший вулкан может проснуться, — прервал Маленький принц. — А что такое «эфемерный»?
— Потух вулкан или действует, это для нас, географов, не имеет значения, — сказал географ. — Важно одно: гора. Она не меняется.
— А что такое «эфемерный»? — спросил Маленький принц, который, раз задав вопрос, не успокаивался, пока не получал ответа.
— Это значит: тот, что должен скоро исчезнуть.
— И мой цветок должен скоро исчезнуть?
— Разумеется.
«Моя краса и радость недолговечна, — сказал себе Маленький принц, — и ей нечем защищаться от мира, у нее только и есть что четыре шипа. А я бросил ее, и она осталась на моей планете совсем одна!»
Это впервые он пожалел о покинутом цветке.
- Почему Маленький принц пришел в отчаяние, когда увидел сад с розами на Земле, которую он посетил по совету географа? Чем вызваны горестные слезы малыша? Читаем эпизод ( 20 гл.)
— Добрый день, — сказал он.
Перед ним был сад, полный роз.
— Добрый день, — отозвались розы.
И Маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок.
— Кто вы? — спросил он, пораженный.
— Мы — розы, — отвечали розы.
— Вот как… — промолвил Маленький принц.
И почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!
«Как бы она рассердилась, если бы увидела их! — подумал Маленький принц. — Она бы ужасно раскашлялась и сделала вид, что умирает, лишь бы не показаться смешной. А мне пришлось бы ходить за ней, как за больной, ведь иначе она и вправду бы умерла, лишь бы унизить и меня тоже…»
А потом он подумал: «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть, навсегда… какой же я после этого принц…»
Он лег в траву и заплакал.
6. Вопросы для учащихся:
- Кто появляется перед принцем в минуты разочарования?
- Чему учит Лис мальчика?
- Как вы понимаете смысл слова «приручить»?
- Что необходимо, чтобы узнать лучше человека?
- Удалось ли Маленькому принцу приручить Лиса.
Сцена прощания Маленького принца с Лисом (прослушивание записи или чтение по ролям заранее подготовленных учеников) (21 гл. ) Текст:
И вот настал час прощанья.
— Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.
— Ты сам виноват, — сказал Маленький принц. — Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…
— Да, конечно, — сказал Лис.
— Но ты будешь плакать!
— Да, конечно.
— Значит, тебе от этого плохо.
— Нет, — возразил Лис, — мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья.
Он умолк. Потом прибавил:
— Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза — единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.
Маленький принц пошел взглянуть на розы.
— Вы ничуть не похожи на мою розу, — сказал он им. — Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете.
Розы очень смутились.
— Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. — Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя.
И Маленький принц возвратился к Лису.
— Прощай… — сказал он.
— Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
— Самого главного глазами не увидишь, — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
— Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
— Потому что я отдавал ей всю душу… — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
— Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
— Я в ответе за мою розу… — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
- Какие истины добра, любви, дружбы открыл Лис своему другу и нам ?
7. Слово учителя
Каждое чувство , даже самое прекрасное, нужно заслужить неустанной работой сердца, душевной работой. Любовь – это труд души. Не случайно , Маленький принц повторяет эти слова несколько раз, чтобы не забыть. Он возвращается на свою планету , потому что в ответе за всех, кого приручил.
К уроку , по моей просьбе, вы сделали бумажные самолетики. Сейчас напишите на них те истины жизни, которые открыл для себя и для нас Маленький принц и которые вам особенно понравились и запомнились. Выучите их наизусть, а самолетики подарите своим друзьям, товарищам. (если времени на уроке не остается,можно сделать это дома)
На фоне мелодии «Нежность» А. Пахмутовой звучат финальные слова учителя
Маленький принц в конце сказки покидает Землю ради оставленной им своей Розы, которую он приручил, сделал своей. Ради того, чтобы улететь, он должен умереть на Земле, освободиться от груза своего тела. И как бы смерть ни пугала его, он приемлет ее, потому что он в ответе за то, что будет с его планетой. Это чувство он передает и нам, землянам. Вся жизнь А. де Сент- Экзюпери была бесстрашным поиском истины. Он ушел из жизни так же, как его герой, в небо, не вернувшись из рокового полета. Даже могилы с его прахом не осталось на Земле, но живы книги, дневники, письма. Сам Экзюпери говорил: «Ищите меня в том, что я пишу…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...
Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».
Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...
Урок-конференция. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил...» .(Урок по книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).Учитель Самаркина В.П.-призёр школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2013-2014 учебном году.
На уроке происходит осознание роли честной, правдивой книги в становлении нравственных понятий человека и общества.С детьми на уроке идёт разговор о роли книги в нашей жизни. Книга важна дл...
Тема:«Все мы родом из детства» (Урок литературы в 7 классе по рассказу А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» )
Тема:«Все мы родом из детства» (Урок литературы в 7 классе по рассказу А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» )...
«Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент –Экзюпери. (Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. А. Сент-Экзюпери.)
Открытый урок по литературе в 8А классе «Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент –Экзюпери. (Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. А. Сент-Экзюпери....
3 урок Тема урока: «Маленький принц»: вечные истины в сказке А. де Сент-Экзюпери
В данном документе представлен третий урок из системы уроков литературы по философской сказке-притче А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц", проводимых в 6 классе. Система всего состоит...