Урок по произведению В.Быкова "Облава"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Безматерных Нина Лукояновна

Урок построен в форме проблемного урока-ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vot_tak_nelepo_poluchilos.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Вот так нелепо получилось. Так не по-людски и не по-божески. Почему так?»(по повести В. Быкова «Облава)

Цели

Действия

Средства

Результат

Мировоззренческая

1.Понять, что каждый человек несёт личную ответственность за всё происходящее вокруг

Предметные

  1. Осмыслить позицию автора в поставленной проблеме
  2. Определить собственное отношение к герою, миру, с которым он вступил в конфликт.
  3. Осмыслить конкретный и философский смысл названия пр-я.
  4. Понять, что проблема личной ответственности – одна их ключевых в русской ли-ре
  5. Увидеть преемственность в ли-ре 19-20 в в гуманистическом подходе к человеку
  1. Организация целевого пространства

- Слово учителя

- Постановка проблемы

- Проектирование целей

        2.    Организация целевого пространства

Часто ключ к разгадке произведения кроется в названии.

- Что значит облава?

®Построение древа к слову «облава»

® Анализ древа понятия, групповые и индивидуальные комментарии

® Работа с аншлагами

- Герой В. Быкова – честный, порядочный человек. Когда и в чём он «сбился» с пути? Почему он угодил в «круг обречённости»? Виноват ли он? Или виновны другие(власть, соседи и т.д.)?

®Выработка личных и групповых позиций(работа в м\г)

®Общее обсуждение (определение норм)

- Как перекликаются мысли В.Быкова с философскими раздумьями о человеке писателей 19 века?

®Анализ выдержек из пр-й В.Быкова и Ф. Достоевского

- О чём предупреждают писатели разных эпох?

3.  Организация рефлексивного пространства.

- Что показалось сложным в решении поставленной проблемы?

- Что осознали, поняли? С чем не согласны?

Выход на новую проблему:

- Будет ли Миколка истинным патриотом власти? (пр-е В.Быкова о в-не «Сотников»

Микрогруппы, тексты, словари В.Даля, С.Ожегова.

Аншлаги:

Круг бытия

Круги ада

Круг страстей

Круг Сансары

Ходить по кругу

Ключевое слово «облава»

Аншлаги:

«…Свыкся со своим одиночеством и старательно избегал людей. Люди для него представляли наибольшую опасность» В.Быков «Облава»

«..Углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи..» Ф.Достоевский «Преступление и наказание»

Способности.

  1. Способность осознавать собственную ответственность за всё, что происходит вокруг
  2. Способность анализировать текст, понимать позицию автора, видеть его духовный мир.
  3. Способность анализировать конкретный и философский план пр-я.
  4. Способность сопереживать, сострадать

Нормы

1.В понятии «облава» скрыта вся суть происходящего с героем, вся его жизнь. Ведь облава – это замкнутость(отчуждённость), и круг, который ограничиает человека, его развитие, обрекая на бесконечное блуждание, страдание и гибель (филос.)

2.В круг бесконечности попадает не обязательно дурной человек. Напртив, Ровба  работящий, честный, терпеливый. Он терпит, веря в непогрешимость власти и того, что она делает. Его покорность на руку тем, кто под видом справедливости унижает, бьёт, уничтожает. Но он привык терпеть и несправедливость , и обман.Ровба – жертва системы, но и жертва собственного непротивления злу.

3.Системе выгодно уничтожать людей поодиночке. Человек, лишённый веры в других людей, неизменно приходит к отчуждению. Не случайно начинают рушиться внешние связи с миром(отказывают в помощи соседи, отворачиваются родные). Люди замыкаются каждый в себе.

4.Последняя надежда Ровбы – сын. Но и здесь надежда рушится.  Сын охотится на отца, как на зверя.

5.Осознание происходящего, осмысление своей вины приходит к герою, хотя автор не говорит об этом прямо. Но мы видим, как шло разрушение духовных связей в семье. Не одобряя поступков сына, отец не противился совершаемому. Его молчаливое согласие привело к предательству Миколкой друга, а потом и отца, отрицанию Бога(снятие икон), отрицанию всех высших законов.

6.Жизнь теряет для Ровбы смысл, т.к рушится весь миропорядок. И он осознаёт свою вину.

7.Смерть Ровбы – это вызов бесчеловечному устройству общества, это и искупление вины, попытка выйти из круга.

8.Ф.Достоевский и В.Быков едины в подходе к человеку, считая , что он сам, лично несёт ответственность за всё. Счастье возможно лишь там, где есть вера в высшие законы Бытия и стремление следовать им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"

Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....

Открытый урок по произведению В. Г. Распутина "Уроки французского"

Открытый  урок по литературе в 6б  классе МБСКОУ СКОШ № 34. Тема:  «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»....

Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .

Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую ...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"

Система уроков по изучению творчества Виктора  Астафьева в 6 классе. Урок №1...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"

Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...

Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).

Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....