Урок-кафе в 11 классе
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Данный урок необходимо проводить в компьютерном классе, для того, чтобы показать презентацию и иметь возможность прослушать музыкальные фрагменты.

Урок позволит глубже понять поэтический потенциал ЭТОГО ПОЭТА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

.

        Урок-кафе по творчеству С.А.Есенина.

              Тема урока: Обобщение  и повторение материала по творчеству Есенина.

              Цель:  1. Систематизировать усвоенную информацию о жизненном и творческом пути поэта.

                           2. Выявить  собственное отношение к стихам поэта.

                           3. Учить творческому подходу к восприятию жизни и поэтической деятельности      

                                Есенина.

                 Оборудование:  Портрет писателя, фотографии, напоминающие о его жизни и творчестве,

                                                выставка книг со стихами и поэмами автора.

                    Технические средства: проигрыватель и пластинки с песнями на стихи Есенина,

                                                                 ноутбук для демонстрации презентации,

                                                                  музыкальный центр и ДИВИДИ плеер.

                Класс оборудован как зал уютного кафе. Столики украшены маленькими букетиками цветов. На столиках кофейные чашечки  с ароматным кофе. На импровизированной сцене у доски  ведущие, они помогают вести урок.

Ребята – ученики и гости размещаются за столиками, загорается свет на « сцене», начинается урок.

                                         Ход урока – кафе.

  1. Слово учителя.

Дорогие ребята, уважаемые гости, я приветствую вас в нашем кафе и надеюсь, что урок вам понравится, многим пойдёт на пользу. Сегодня мы ещё раз соприкоснёмся с творчеством одного из представителей  серебряного века нашей русской поэзии

Сергея Александровича Есенина. Это личность не только незаурядная, но и обладающая огромным потенциалом, заряжающим миллионы читателей любовью к России, нашей Родине и великому русскому народу.

Наш разговор будет сопровождаться  презентацией, которую подготовили для вас наши ученики. ( Начинаются  слайды презентации)

Разрешите предоставить слово нашим ведущим.

  1. 1-й ведущий: Сергей Александрович Есенин Родился в селе Константиново, Рязанской губернии в крестьянской семье. Отец его - Александр Никитич Есенин, а мать – Татьяна Фёдоровна. В 1904 году, когда будущему поэту исполнилось 9 лет он пошёл учиться в Константиновское земское училище, потом продолжил учёбу в закрытой церковно- учительской школе.

               Осенью 1912 года прибыл в Москву и начал работать в книжном магазине, а затем в      

               типографии  И.Д. Сытина.

  1. В 1913 году поступил на историко  - философский факультет Московского городского народного университета имени Шанявского. Работал в типографии, часто общался с поэтами московского кружка имени Сурикова.

              2- ведущий.  Через год у Есенина родился сын Юрий ( Георгий) от Анны Романовны

                                       Изрядновой. ( брак не был зарегистрирован) . Есть документы, что сына

                                        Есенина расстреляли в 1937 году.

                                        В 1914 году были опубликованы первые стихи Есенина, принесшие ему

                                        известность. В это время он дружит с другим поэтом – Николаем Клюевым.

                                        Это была дружба - соперничество. Они часто выступали вместе, в том числе

                                        перед   императрицей   и её  дочерьми  в  Царском Селе.

                3- ведущий.  В 1917- 1921 годы Есенин состоял в браке с актрисой Зинаидой

                                         Николаевной Райх. От этого брака родилась дочь Татьяна и сын Константин – впоследствии футбольный журналист. А от переводчицы Надежды Вольпин у Есенина был сын Александр, родившийся в 1924 году, ставший известным математиком.

Осенью 1921 года в мастерской художника Г.Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он через полгода женился. После свадьбы Есенин с Дункан ездили в Европу и США, где он  находился до 1923года. После возвращения из-за границы их брак вскоре распался.

1-Ведущий. Поэтический дар Есенина не затмевали никакие личные невзгоды и потери. За свою короткую жизнь ему удалось сочинить и опубликовать очень много поэтических шедевров.

Его часто называли певцом русской природы. Любовь к природе рождалась из доброго чувства поэта к родной земле, к человеку. Действительно, Есенин воспринимает природу  не  как нечто  отдельное от людей, а как настоящее, живущее одной жизнью с нами.

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно  серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой…

1-Ведущий. А сколько любви и человеческого тепла отдаёт он теме о животных, это целый цикл в его творчестве. Вспомним хотя бы стихотворение, посвящённое собаке « Песнь о собаке», где автор рассказывает о редкостных материнских чувствах:

       Покатились глаза собачьи

      Золотыми звёздами в снег…

А мы сейчас послушаем стихи разные по тематике, написанные в разные периоды творчества.

Каждый из нас воспринимает и чувствует стихи Есенина по-разному. И первым вы услышите стихотворение « Выткался на озере алый свет зари…», написанное в 1910 году.

Следующее стихотворение принадлежит совершенно к иному этапу творчества поэта. Это цикл стихов из сборника « Персидские мотивы». Стихотворение называется « Шаганэ, ты моя Шаганэ…» 1924 год.

И ещё одно произведение, ставшее ступенькой к следующему этапу нашего урока – это стихотворение носит трагический характер, оно называется « Хороша была Танюша...»

Кстати, это стихотворение, как многие другие, стало красивой лирической минорной песней. Мы послушаем её в исполнении ансамбля « Ариэль».

2-Ведущий.  А вот следующую песню мы исполним сами, это песня на стихи Есенина « Отговорила роща золотая».

Учитель . Ребята, вы заметили насколько близки темы стихов и песен на стихи Есенина вам, младшему поколению, эти же песни слушали ваши родители. И это здорово, ведь именно так достигается взаимопонимание и разрушается проблема отцов и детей.

3-Ведущий. В последний год жизни Есенин закончил и опубликовал поэму « Анна Снегина». Она стала лебединой песней его творчества.

Я думаю: 

Как прекрасна

Земля

И на ней человек…

Эти ключевые строки не только в поэме, но и во всём творчестве Есенина.

В детские годы поэт мечтал: «… буду я известным и богатым, и будет памятник стоять в Рязани мне.»

Памятник ему поставлен – и не только в Рязани. Русский поэт Сергей Есенин известен всему миру.

И он богат – беспредельно. Он богат народной любовью – искренней, глубокой.

Слово учителя: Закончился наш урок, но никогда не закончится тяга к изучению творчества этого любимого народом человека – поэта. Я думаю, что и вы не ограничитесь рамками урока, а будете и дальше продвигаться в изучении стихов Есенина.

Домашнее задание.

Вам,ребята, необходимо вспомнить самое лучшее стихотворение Сергея Есенина и сделать его анализ с точки зрения художественных средств, которые он использует в данном стихотворении.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. Дмитриевка»

УРОК-КАФЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ

С.А.ЕСЕНИНА.

В 11 КЛАССЕ.

   

       

                         

                                                                  АВТОР: КОРЧАГИНА ОЛЬГА ПЕТРОВНА,

                                                                       УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И

                                                                        ЛИТЕРАТУРЫ.

                                  2011-2012 уч.год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

Урок-кафе по творчеству С. А. Есенина.

Данный материал может быть использован как на уроке, так и в качестве внеклассного мероприятия....