Урок-посвящение по творчеству поэта-барда - В.Высоцкого в 11 классе.
план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме

Саетгараева Зульфия Абдулловна
Владимир Высоцкий – феномен семидесятых годов, его творчество самобытно и многогранно. Все настоящие артисты и все поэты обязаны своим становлением и признанием самим себе. Феномен В. Высоцкого в том, что он сделал себя, создал, сотворил совершенно самостоятельно. Вопреки всем принятым вкусам и сложившимся в театральном, кинематографическом и литературном мире традициям, он сам, без разрешения и спроса, поставил режиссеров, поэтов и критиков перед фактом своего существования в искусстве. Технология проведения урока: проектная, на основе личностно ориентированного подхода, с элементами развивающего обучения Виды и формы работ на уроке: ответы на вопросы, составление мини- сценариев, выразительное чтение стихотворений, словарная работа, сообщение информации, высказывание своих мнений, творческие выступления, защита проектов. На данном уроки преследовались следующие цели: Обучающие: познакомить с творчеством поэта-барда 70-х годов Владимиром Высоцким – с творческой деятельностью поэта в 60- 80-е годы; -дать понятие об авторской песне; -обратить внимание учащихся на разнообразие тематики стихотворений Высоцкого, на оригинальность исполнения песен, на трагическую ноту в стихах и песнях при исполнении; - раскрыть незаурядную натуру поэта, стилевое богатство и своеобразие его творчества; Развивающие: развить коммуникативные качества учащихся, обогатить эмоциональную сферу, словарный запас. Воспитательные : воспитать гражданские чувства и нравственные качества учащихся на примере поэта-борца и патриота В.Высоцкого. Задача урока состоит в организации исследовательской работы учащихся; в формировании умений: грамотно излагать свои мысли; прослеживать причинно-следственные связи; творчески подходить к выполнению домашнего задания; работать самостоятельно; работать в нестандартной обстановке; развивать монологическую речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.vysockiy.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1.

Урок- ПОСВЯЩЕНИЕ  на тему:  «ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ»

________________________________________________________________

Тема урока:   Прерванный полет

Тип урока:     урок- изучение новой темы

Вид урока:    урок-посвящение

Технология проведения урока: проектная, на основе личностно ориентированного подхода,  с элементами развивающего обучения

Виды   и формы работ на уроке: ответы на вопросы,  составление мини- сценариев, выразительное чтение стихотворений, словарная работа,  сообщение информации, высказывание своих мнений, творческие выступления, защита проектов.

Цели урока:

Обучающие цели: познакомить с творчеством поэта-барда 70-х годов Владимиром Высоцким – с творческой деятельностью поэта  в 60- 80-е годы;

-дать понятие об авторской  песне;

-обратить внимание учащихся на разнообразие тематики стихотворений Высоцкого, на оригинальность исполнения песен, на трагическую ноту в стихах и песнях при исполнении;

- раскрыть  незаурядную натуру поэта, стилевое богатство и своеобразие  его творчества;

Развивающие цели:  развить  коммуникативные качества учащихся, обогатить эмоциональную сферу, словарный запас.

Воспитательные цели: воспитать гражданские чувства  и нравственные качества учащихся на примере  поэта-борца и патриота В.Высоцкого.

Задачи урока: организовать исследовательскую работу учащихся; формировать умения: грамотно излагать свои мысли; прослеживать причинно-следственные связи; творчески подходить к выполнению домашнего задания; работать самостоятельно; работать в нестандартной обстановке; развивать монологическую речь.

ЭПИГРАФ  к уроку:

       …Высоцкий осуществил мечту каждого человека выразиться полностью, всем существом сразу, и умом, и сердцем, и телом, и голосом,  и мыслью, и страстью.

Александр Митта

Оборудование: Портреты  В. Высоцкого разных лет, набор открыток поэта «Поэт и актер», выставка, посвященная  творчеству поэта,  творческие работы учащихся, грамзаписи, магнитофонные записи с песнями Высоцкого, проигрыватель «Россия», мультимедийный проектор, компьютер,  экран, программа PowerPoint  со слайдами по теме урока.

Кабинет красочно оформлен.  Вывешены стенгазеты: «Поэты ходят по лезвию ножа и режут свои босые души», «На взлете умер он, на верхней ноте», «Военная тема в творчестве В.Высоцкого», «В.Высоцкий в кино», выставка из фотографий, альбомов, газет и журналов. В центре класса эстетично оформлена аллилуйя и стоят декоративные свечи из школьного музея. Большой портрет Высоцкого в образе Гамлета. Доска оформлена эпиграфами к уроку.  На подоконниках,  на аллилуйя – цветы.

ХОД УРОКА

1.Вступительное слово учителя  (с элементами беседы,  участием ученика- консультанта, прослушиванием отрывков из песен поэта -  10 мин.)

Слайд №1  «Фотография В.Высоцкого. Эпиграф к уроку»

 

   Владимир  Высоцкий – феномен семидесятых годов, его творчество самобытно и многогранно.  

Все настоящие артисты и все поэты обязаны своим становлением и признанием самим себе. Феномен В. Высоцкого в том, что он сделал себя, создал, сотворил совершенно самостоятельно. Вопреки всем принятым вкусам и сложившимся в театральном, кинематографическом и литературном мире традициям, своим, ни в какие рамки не влезающим, сто раз обруганным, под подозрение взятым, миллионы людей за живое взявшим творчеством, он сам, без разрешения и спроса, поставил режиссеров, поэтов и критиков перед фактом своего существования в искусстве.

Ученик (помощник-консультант учителя)  по стенгазете  на тему: «На взлете  умер он, на верхней ноте» читает следующую информацию:

  1. Он написал более 600 стихотворений и песен
  1. Сыграл более 20 ролей в спектаклях
  2. Сыграл более 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, участвовал в 8 радиоспектаклях. Социальная и нравственная позиция Высоцкого нашла наиболее яркое выражение в его стихах – монологах, балладах, песнях.

Знакомит (кратко комментирует) с  рубриками стенгазеты «На взлете умер он, на верхней ноте», читает  стихотворение В.Высоцкого «Я потерял ориентир…»

 … Там на земле – и стол, и дом.

Там – я пел и надрывался…

И плавал все же – хоть с трудом,

Но на поверхности держался…

Учитель:    Он пел:     «Мне судьба – до  последней    черты до креста

                  Спорить до хрипоты, а за ней – немота…».

- Почему немота, кто запрещал ему петь

 Слайд №2 «Кто запрещал ему петь?»

Ученица:  ( Комментирует высказывания М.Влади о В.Высоцком)  Володя часто говорил мне,- вспоминает Марина Влади, - что на  Западе люди знают Сахарова, отказников, диссидентов, о которых пишут газеты, но плохо представляют себе, что такое ежедневное, изматывающее давление, борьба с «ватной стеной», как он называл любое общение с чиновниками, решавшими его судьбу, личную жизнь, карьеру. Я помню, как на волоске висела судьба нового спектакля, как боялись комиссий и согласований, с ужасом ждали очередного запрета, который перечеркивал не только месяцы, но иногда и всю жизнь. Володины концерты отменяли прямо перед его выходом на сцену и объясняли это его болезнью! Однажды он сказал мне: «Они не дадут мне жить. Коммунистические бюрократы в ответе за смерть многих советских артистов. Они не расстреливали, как это делал Сталин, они только запрещали, но все знают теперь, что они – палачи, что они лишили Россию лучших творцов… (ученица рассказывает о трудных испытаниях на жизненном и творческом пути поэта, виной которого явилось несерьезное отношение властей к его творчеству)

- Прослушивание  отрывка из песни «Серебряные струны».

Учитель: Он вышел на подмостки в пору глубокого нравственного разлома, в пору всеохватного кризиса сознания. Стоя на краю эпохи, на ее пределе, он пел, играл, смеялся, пророчил – и самый голос его был сигналом предела.

Ученик (помощник-консультант учителя): Он не умел  молчать, лгать, пресмыкаться. В.Высоцкий сгорел из-за нас, ради нас, за нас. Он считал необходимым прожить жизнь так, чтобы в память о нем людям захотелось зажечь свечу (ученик под музыку Высоцкого  зажигает свечу  под его портретом).

Учитель: Он спешил жить и, словно торопя собственную смерть, гнал своих коней до последней черты.

 

- Прослушивание отрывка из  песни «Кони привередливые»

 Учитель: В. Высоцкий  любил людей.  Глубоко знал жизнь.

                                                                     «Он просто умер   от любви,

                                                                      На взлете умер он,

                                                                      на  верхней ноте» -   написал он в стихотворении  «День без единой смерти», будто предчувствуя  свою смерть.   Наступил День прощания. Каким был он, этот день, день прощания, ему неведомо узнать.

 Выступление I творческой группы по составленной композиции «День прощания»

( 10 мин.) 

- Ученик читает стихи В. Высоцкого «Прощание» (демонстрируется слайд №3 «Немного прошу взамен бессмертия…»

 1-ученик: 28 июля, 1980г. В Москве грандиозная Международная олимпиада. Молниеносно разнеслась весть: умер Высоцкий… То был час великого потрясения… Панихида была истинно общественной и гражданской, ибо стихийно, не по указке, а скорее против указки, многие тысячи людей собрались проводить его в последний путь.

Народ, который пришел безо всякого зова, сам вышел на сцену ему поклониться, своему заступнику и любимцу…

2-я ученица:  В тот день на Таганской площади собралось около четырехсот тысяч – и это в закрытом на время Олимпиады городе! Пришли, приехали, прорвались в Москву, чтобы побыть рядом с ним в последний час, чтобы оплакать его.

3-я ученица: Площадь выла.  Выла так, словно бы это была не площадь – словно бы в ту минуту Владимира Высоцкого оплакивала Россия.

4-й ученик: Редкостное братство сцементировало в тот день тысячи прежде незнакомых людей…

1-й ученик: Московская журналистка вспоминает:  «Мы едем по цветам. Они летят из окон, из балконов, с бровок тротуаров…   Откуда-то поднялись в воздух сотни голубей и теперь, кружась, уходят все выше вверх по невидимой винтовой лестнице».

3-ученик: Если бы он смог открыть глаза, он увидел бы только небо между домами, но если бы мог слышать, то вздрогнул бы от этого: «А- а - а!.., которое вдруг возникло как общий выдох и куда-то улетело.». Невольно вспоминаются строки из его песни:

                                Мы успели,

                                В гости к Богу

                                Не бывает опозданий… (читает дальше…)

4-ученик: К Ваганьковским воротам кортеж подъезжал медленно.

                                Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!

                                Не указчики вам – кнут и плеть      

                                Но что за кони мне достались привередливые,

                                И дожить не успел, мне допеть не успеть...

1-ученик: И вот последний приют… Ваганьковское кладбище (читает стихи)

                                  И снизу лед и сверху – маюсь  между.

                                  Пробить ли верх иль

                                  Пробуравить низ?

                                  Конечно, всплыть и не терять  надежду. (Дочитывает стихотворение).   

           

 Учитель:    Похороны Высоцкого, как это, к сожалению, часто бывает, заставили задуматься об истинных масштабах его дела, о его подлинном влиянии на массы, о художественной ценности его творчества. Задумаемся и мы, чем  же  так дорог и близок поэт миллионам людей?

  Человек с рождения  воспитывается в семье, формируется в обществе среди друзей, любимых. Может он с детства был особым ребенком, вундеркиндом. Вернемся к истокам!?

 

Демонстрируется слайд №4 « ДЕТСТВО ПОЭТА. Каким он был, Владимир Высоцкий?»

Выступление творческой группы по интересам  (с прослушиванием песен, стихов, комментированием и выводами -  15 мин.) 

1-я ученица (рассказывает о детстве поэта, о его биографии, учебе семейных отношениях)   Евгения Степановна (жена отца) стала первым человеком, который приобщил маленького Володю к музыке, А это было сразу после окончания Великой Отечественной войны в немецком городе, где служил Семен Владимирович. Купили пианино, наняли учителя музыки. Но маленького Володю интересовали мальчишки во дворе да неразорвавшиеся снаряды, которых было полно в округе. Однажды он пришел домой с опаленными волосами и бровями: рванули гранату. Чтобы отвлечь мальчика, пришлось пойти на хитрость, и Евгения Степановна, как ученица, вместе с Володей села за пианино, началось соревнование: кто как выучит урок. Дела пошли лучше, но все же музыка была принуждением. Мальчишкой владела …война.

Шел 1947 год. Володя дружил с немецкими ребятами, он очень жалел этих мальчишек и одному из них подарил новый велосипед: «Папка, не сердись, ведь ты у меня живой, а ему подарить велосипед некому». А потом пристал к родителям, чтоб сшили ему военный костюм, настоящий, такой же, как у отца…(иллюстрация фотографии Володи в военном мундире, 12 лет, слайд №4)

     В дом приходили фронтовые друзья отца (Семена Владимировича), вспоминали войну. Откуда им было знать тогда, этим «дяденькам» с офицерскими погонами, что девятилетний проказник с хриплым баском, который с раскрытым ртом слушал их рассказы о войне и досаждал расспросами, - что потом сам он, поэт Владимир Высоцкий, напишет о тех годах и споет о послевоенном  времени свою знаменитую «Песню о новом времени».

Демонстрируется слайд №5 «Семья»

2-я ученица: Выразительное чтение стихотворения поэта « О новом времени».

 Вывод по выступлению ученицы: Обычный дворовый мальчишка,  любознательный, приветливый, отзывчивый,  увлекающийся военными играми…

Учитель: Многое о поэте можно узнать по воспоминаниям его друзей, их у него было много.  Слайд № 6 «В. Высоцкий с друзьями»

3-я  ученица выступает по теме:  « Каким он был, Володя Высоцкий?» (рассказывает о его дружбе с В. Золотухиным, Михаилом Шемякиным,  отдельные эпизоды из его встреч с друзьями, приводит высказывания его современников)

- Будучи сам очень доброжелательным к людям, поражался и страдал, не получая ответного доброжелательства.

- Он считал: « Талантливый и умный негодяй опаснее бездарного»

- Любил Гамлета: « Вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя…»

- Свойством его натуры было невероятное упорство в достижении какой-либо цели, которая представлялась важной и нужной. Вот и засела в нем мысль написать сценарий…

-Чуток к нюансам в интонациях…(Приводятся  высказывания Г.Климова, Станислава Говорухина, Аркадия Высоцкого, Александра Массарского, Беллы Ахмадуллиной)

Дуэт под гитару исполняет песню В.Высоцкого - «Песня о друге»  

 Демонстрируется слайд №7 «Владимир, или Прерванный полет»

Учитель:  Познакомимся  с книгой  французской актрисы, Марины Влади, вдовы Высоцкого,  «Владимир, или Прерванный полет»  (10 мин.: 5 мин на выступление ученицы +5 мин. на комментарии с прослушиванием записей)

 

 Ученица:  Книга написана в форме обращения к Высоцкому, состоит из небольших отдельных глав, порой не подчиненных хронологической последовательности событий.Как и всякое произведение мемуарного жанра, книга несет в себе заметную печать субъективизма,  несмотря на это в ней штрихи к портрету Владимира Высоцкого. Почти 300-страничная книга Влади предельно откровенна. Так могла написать только женщина, которая любила и любит. Двенадцать лет они были вместе. И хотя за эти годы познали чувство разлуки – звезда французского кино жила в Париже, он, актер театра на Таганке, - в Москве, кому, как не Марине Влади, рассказать о Высоцком. Книга написана просто, по-актерски (или по-женски).

Это книга о ежедневной борьбе человека за свое человеческое достоинство с мощной машиной «социалистической культуры, это документальный рассказ о жизни поэта с Мариной Влади.   В.Высоцкого М.Влади считает «самой яркой страницей в своей жизни» (пересказывает ключевые эпизоды из книги)

Учитель: Много препятствий и испытаний выпало на долю этой взаимной любви. Он - в России, она  - в Париже, встречи урывками, страдания, грезы, слезы, накал страстей… появляется целая серия  искренних стихов – песен про любовь.

Демонстрируется слайд № 8 «Володя и Марина»

- Прослушивание отрывка из  песни «Ноль семь». (Ученица рассказывает об истории создания этого стихотворения).

Учащиеся читают стихотворения В. Высоцкого о любви  (Слайд №9) 

Подведение итогов.

Домашнее задание.

  1. Подготовить сообщение «Чему научил нас В.Высоцкий».
  2. Какой бы памятник я поставил В.Высоцкому?(иллюстрации, словесное рисование)
  3. Выучить наизусть понравившееся стихотворение поэта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация В.С. Высоцкий к уроку о поэтах - бардах

Презентацию  можно  использовать  на  уроках  литературы  в  старших  классах  по  теме  "Поэты- барды"...

"Истоки творчества" (урок обобщающего повторения по творчеству А. С. Пушкина в 8 классе)

Урок по теме «Истоки творчества А. С. Пушкина» проводится в 8 классе как урок-исследование с опорой на изученный материал в 5-8 классах.Тип урока: урок-исследованиеОсновные методы: репродуктивны...

Проект по теме: «Библеизмы в творчестве поэтов-бардов» Объект исследования: поэзия Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы.

Предмет исследования: фразеологические единицы библейского происхождения.Теоретическая значимость проведённого исследования состоит в том, что в нём выявлен состав и особенности функционирования библе...

Актер, поэт, бард... (литературный вечер, посвященный творчеству Владимира Высоцкого)

Работа предназначена для использования на уроках литературы в старших классах и на внеклассных мероприятиях, посвященных творчеству актера, поэта, барда....

Презентация к уроку по литературе творчество и жизнь В.Высоцкого

Для уроков литературы мной вместе с детьми составлены презентации « Жизнь и творчество писателей и поэтов 19 – 20 веков». Библиографическая картотека в презентациях – это хорошее подспорье для уроков,...

Музыкально-литературная гостиная, посвящённая памяти В.С.Высоцкого 6 класс

Музыкально-литературная гостиная, посвященная памяти В.С.Высоцкого, к 78-летию со дня рождения.  Учебное занятие по музыке в 6 классе...

Внеклассное мероприятие "Патриотизм в творчестве поэтов - бардов"

Данное мероприятие направлено на приобщение учащихся к культурному и духовному наследию России, на формирование и воспитание художественного вкуса у подрастающего поколения....