конспект урока литературы в 6 классе
план-конспект урока литературы (6 класс) по теме

Анисимова Ольга Георгиевна

Конспект урока литературы в 6 классе : " Тема детства в русской литературе и живописи  XIX века.Стихотворение Н.А.Некрасова "Школьник".  В конспекте имеются небольшие описания  репродукций картин Перова " Тройка","Проводы покойника" и Маковского " Свидание". Анализ стихотворения Н.А.Некрасова "Школьник". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_uroka_literatury_v_6_klasse.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

             Управление образования Исполнительного комитета                                                                    

        Набережные челны Республики Татарстан                                                                              

         Муниципальное автономное образовательное учреждение                                                                                

        « Кадетская школа № 49»                                                            

 

                           Конспект

        урока литературы  в 6 классе.

       Тема детства в русской литературе                                                            и живописи  XIX века. Стихотворение Н.А. Некрасова                                                  

                          «Школьник»        

                                                      Учитель I квалификационной                                                                                                  

                                         категории

                                                              Анисимова Ольга Георгиевна

 

                              г. Набережные Челны

                                         2012г.

Тема детства  в литературе  и живописи 19 века.                                                                  Н.А. Некрасов. «Школьник»"        

Цели урока:

1.Кратко ознакомить с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова, показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни детей .

2.Познакомить учащихся с важными вехами жизни М.В. Ломоносова.

3.Формировать умение формулировать выводы и предположения по результатам исследования.

4.Воспитывать стремление к получению знаний на примере  жизни  знаменитых  людей.  

Оборудование:

- портреты Н.А. Некрасова, М.В. Ломоносова,

- репродукции картин  В. Маковского, И. Перова и др. (рассказывающих о трудном крестьянском детстве);

- грамзапись стихотворения Н. Некрасова "Школьник";

- карточки с заданиями;

- толковые словари.

     Методические приемы:

- рассказ учителя, выразительное чтение стихотворения мастером художественного слова;

- беседа по вопросам;

- исследование, проводимое учащимися;

- анализ текста.

ХОД УРОКА

I.  Постановка цели и  задачи.

1.Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы "Подросток в литературе XIX века", познакомимся со стихотворением Николая Алексеевича Некрасова "Школьник", работая в группах, мы будем исследовать тексты русских писателей и картины живописцев XIX века. Все это мы будем делать для того, чтобы выяснить, как в литературе и живописи XIX века отражена тема крестьянского детства. Какое место эта тема занимает в лирике             Н. Некрасова.

Учащимся предлагается назвать ассоциации, которые приходят им на ум, когда они слышат слово ДЕТСТВО (слово записано на доске). Эти ассоциации, самые разные, могут быть связаны как с воспоминаниями и своем собственном детстве, так и с впечатлениями о прочитанном, увиденном на теле- или киноэкране. Учитель тоже может предложить свои ассоциации (все они записываются рядом с ключевым словом на доске).

Счастливое детство, трудное детство, весёлая пора, много радости и т. Д.

- Бывает ли несчастливым детство? (Бывает, конечно).

II. Каким изображено детство в других произведениях и на репродукциях картин  русских  художников .                                                                                                                         Работа в группах : 1гр.- памятка №1. Прочитайте тексты,  из какого произведения отрывки и кто автор? Что объединяет эти тексты?/1. «Ванька» А. П.Чехов, 2. «Бежин луг» И.С.Тургенев. О детях./

        2гр.- памятка №2. Рассмотрите  репродукции картин. Опишите  детей, изображённых на картинах/одежду, выражение лиц/

        3гр.- памятка №3. Как вы думаете, о каком известном историческом деятеле идёт речь?/даются фрагменты биографии                            М.В. Ломоносова/.

                             4гр.-памятка №4.Найдите в словаре  значения слов : котомка, грош, дьячиха, четвертачок, дворовый, поприще

                                                                                                                                                                                     Ш. Итоги работы в группах:

 1. Ответ 1 группы

2 . Ответ 2 группы . Слайд№ 1./На картине Маковского «Свидание» мы видим встречу матери с сыном, которого она давно не видела.

  В былые времена дети уходили из дома в раннем возрасте. Их отдавали на обучение ремесленникам, которые держали детей почти в качестве прислуги. Дети должны были выполнять черную работу, переносить тяжелые предметы. При таком странном режиме дети часто болели, иногда умирали, поэтому матери достаточно было видеть своего сына живым.                                  В целом, картина мне понравилась, но стало безумно жалко и мальчика, и бедную женщину. Одновременно становится радостно, что мы живем совсем в другое время.

 Слайд№2.  /«Кто из нас не знает «Тройку» Перова,— писал В. В. Стасов,— этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел.  Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах...»

 Слайд№3. /Можно с уверенностью сказать, что среди этих работ картина «Проводы покойника» занимает центральное место. Она была создана Перовым в 1865 году.,  Все персонажи картины объединены единым чувством горя. И бедная мать, и дети словно замерли.   Мальчик в отцовском тулупе и шапке, съехавшей ему на глаза, совсем обессилел, словно застыл от усталости, от сознания своего несчастья. Быть может, он отныне навсегда утратил детскость своих чувств. Девочка обняла бедный, наскоро сколоченный гроб. Эта последняя ласка ребенка вызывает у зрителя щемящее чувство жалости к осиротевшей семье.                                                                        

3.  3 группа. Коротко о Ломоносове : детство Ломоносова, с  которым мы уже знакомы, тоже было нелегким. Послушаем участников третьей группы     / рассказывают 3 ученика/ Слайд -портрет Ломоносова; места, где родился; как с обозом отправляется в Москву на учёбу/.

4. Ответ 4 группы / послушаем позже, после чтения стихотворения/

  IV.  А теперь коротко вспомним некоторые эпизоды из биографии  Некрасова. А как прошло детство  Некрасова?

    Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года. Его детство прошло в имении Грешнево, которое стояло у дороги, по которой проходил самый разный народ. Спустя много лет поэт напишет об этом в стихотворении "Крестьянские дети":

 Под наши густые, старинные вязы

 На отдых тянуло усталых людей.

 Ребята обступят: начнутся рассказы

 Про  Киев,  про  турку,  про  чудных зверей

   1уч.   Замечу, мотив дороги в творчестве Некрасова будет занимать одно из центральных мест.

Недалеко от усадьбы Некрасовых протекала Волга. Здесь, на великой русской реке, мальчик столкнулся с нечеловечески трудной работой бурлаков, которые на себе, волоком, держась за крепкие лямки, тащили баржи против течения. Некрасов был, пожалуй, единственным поэтом, кто рассказал о тяжести  подневольного труда так, как это сделал бы сам народ.

 2уч. Отец Некрасова всегда желал, чтобы его сын наследовал его звание и поступил в военную службу. Николай отказался и начал готовиться в университет, за что был лишен отцом денежных средств.                        "Судьбе угодно было, чтобы я пользовался крепостным хлебом только до 16 лет, далее я не только никогда не владел крепостными, но будучи наследником своих отцов, имевших родовые поместья, не был ни одного дня даже владельцем клочка родовой земли", - вспоминал писатель.

3уч. 1838 - 1841 гг. - это годы лихорадочного труда, безостановочной работы. Некрасов тяжелым трудом зарабатывал себе гроши на полуголодное существование.                                                                                                                "Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось  есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день". (Н.А. Некрасов).

Николай Алексеевич терпел лишения для того, чтобы учиться и заниматься своим любимым делом - литературой.

Конечно, это отразилось и в его творчестве.

V. Знакомство со стихотворением “Школьник». А сейчас прослушайте стихотворение  А. Некрасова  о трудном детстве подростка

1.Слушание  стихотворения –грамзапись.

2.Какое чувство, настроение вызвало у вас это стихотворение? /Сожаления , печали, грусти /                                                                        3.Анализ стихотворения.

Обратите внимание на следующую строфу:

Скоро сам узнаешь в школе,

 Как архангельский мужик

 По своей, и Божьей воле

 Стал разумен и велик.

Кого имеет в виду автор в этих строчках? Послушаем небольшое сообщение об истории  создания  стихотворения (Ломоносова). Инд. сообщение.                                                                   

 - Ученик . Одного из голодных ,оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при этом Михаила Васильевича Ломоносова ,великого «архангельского мужика», который . желая учиться, пришёл пешком в Москву из далёкой северной деревни. Долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским учёным, сделавшим много научных открытий. Проводя лето в местах, которые хранят память о великом соотечественнике, он создал стихотворение "Школьник".

- Откройте учебники на с. 202

Начинается стихотворение с обращения к мальчику, герою стихотворения. Какой изображена дорога? Обратимся к 1 строфе  ("Невеселая дорога")

-Ну, пошел же, ради Бога!

 Небо, ельник и песок-

Невесёлая дорога…

Эй! Садись ко мне, дружок!

-  От какого лица идёт повествование ?/от первого –« вижу я в котомке книжку», »знаю…».Как называется речь одного лица?  (Монолог- автора)

- Да, стихотворение представляет собой монолог. Ребята, согласны ли вы, что это напутствие мальчику?

- Как вы понимаете лексическое значение  слова «напутствие»? / «Напутствие/книжное/- слова, пожелания, отправляющемуся в путь./

- Найдите напутственные слова, сказанные мальчику/ «..не робей, не стыдися, не пропадёшь,                

Знай, работай, да не трусь»…

 - Обратите внимание, ребята, какие части речи преобладают в напутствии? /Глаголы и частица-НЕ/

 О чём всё это говорит?/ О том , что герою предстоит много работать, чтобы проститься с нуждой. Частица НЕ  говорит о том , что школьник не должен делать./

- Кто помог мальчику собраться в город на учебу?

(батька на сынишку

Издержал последний грош.                                                                                                                                                  Знаю, старая дьячиха                                                                                                                 Отдала  четвертачок,                                                                                                                 Что проезжая купчиха                                                                                                                     Подарила на чаек.

 - Помощь уч. 4группы: грош-старинная монета в 2 копейки , позднее равна 0,5 копеек. Четвертачок - равен 25 копейкам

-  Обратите внимание на 5 строфу и время написания стихотворения (1856 г.). Скоро вы узнаете из курса истории: в 1855 г. умер Николай I, к власти приходит царь-реформатор Александр II. Крепостное право пока еще не отменено, но уже не столь нерушимы устои крепостного быта. Что говорит автор  о семье, о положении этой семьи?

Или , может, ты дворовый

Из отпущенных?...Ну, что ж!

- Ребята , кого называли «дворовыми»? Объясняет  участник  4 группы. /Дворовые, принадлежащие дворне. Дворня при крепостном праве-домашняя прислуга в помещичьем доме. Отмены крепостного права ещё не было, но были случаи , когда крепостных отпускали/.

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь..

Не стыдися! Что за дело?

Это многих славный путь.

- Найдите в тексте синоним к слову  «славный» синонимы – Слава-почетная известность, признание заслуг ,таланта .("Это многих славных путь").

- Подберите к слову путь прилагательные. Может ли путь быть жизненным?

Заметьте, дорога в стихотворении вырастает в жизненный путь человека.

- Как вы думаете. Почему в тексте много просторечных слов? Что такое просторечные слова?/  Из словаря : просторечие- слова  и грамматические формы разговорной  речи, используемые в литературном языке как стилистическое средство для придания речи шутливого, пренебрежительного, иронического, грубоватого оттенка.(Герой стихотворения - крестьянский мальчик, который пошел учиться).Назовите несколько слов : стыдися, котомка, батька и др.

- Как вам кажется, как сложится жизнь этого мальчика? (Ему будет нелегко).

- Относится ли название стихотворения только к Ломоносову или ко всякому, кто пошел славным путем знаний?

История знает людей, прошедших суровую жизненную школу, ставших гордостью своей страны, своего народа - именно в 60-е годы XIX века. Это Добролюбов, Чернышевский, сам Некрасов. Врачи: Боткин, Пирогов.  Слайды. / Прочитайте эти строки:

  Не бездарна та природа,

  Не погиб еще тот край,

 Что выводит из народа

 Столько знатных-то и знай

- Какое значение имеют эти строки?

(В них заключена основная мысль стихотворения).

VII. Подведение итогов. Выводы.

Итак, взяв за основу разговора стихотворение Н.А. Некрасова "Школьник" и проиллюстрировав его примерами живописи и художественных произведений других авторов XIX века (Тургенев, Чехов), мы можем сделать вывод: крестьянские дети стремились выбраться из нищеты, бесправия, выбрать другой путь, нежели их родители и судьба Ломоносова - яркий тому пример. То есть у детей была тяга к знаниям, и они проявляли упорство для достижения поставленных целей.

В этом и заключена идея стихотворения "Школьник", где образ дороги переходит в образ жизненного пути, "славного пути" и "широкого поприща".

- Чтобы не расставаться на грустных нотках о несчастливом детстве подростков  того времени, посмотрим слайды  о счастливом  детстве нашего подрастающего  поколения /слайды сопровождаются песней «Как прекрасен этот мир!»/

/Оценки получают все ребята/.

Домашнее задание: (Исследовательская задача).

1. Продолжите изучение биографии ученого и решите задачу на с.204-205  (в.8) 2.Выучите стихотворение А .Некрасова  « Школьник» -наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...