Дороже жизни
творческая работа учащихся по литературе (8 класс) по теме

ДОРОЖЕ ЖИЗНИ

О чести и достоинстве - в беседе восьмиклассницы Анастасии Шмаковой и заведующей  сектором музейной педагогики Всероссийского музея  А. С. Пушкина  Е.Б. Добровольской.

 

6490
Честь.jpg

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chest.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОРОЖЕ ЖИЗНИ

Два печальных юбилея, неразрывно связанных между собой, отметила  в феврале Россия. 8 февраля 1837 года произошла дуэль между Александром Пушкиным и Жоржем Дантесом. Спустя два дня, 10 февраля, смертельно раненный на дуэли поэт  умер.  Было это 175 лет назад.

Сама по себе история русской дуэли XIX века – это история человеческих трагедий, мучительных смертей, высоких порывов и нравственных падений.  Таким образом тогда «выясняли отношения», отстаивая свою честь и достоинство.  

А сегодня? Существует ли в нашем обществе понятие «чести»? Если мы говорим об отдельных людях, то среди нас есть как люди чести, так и бесчестные люди. Если говорим об обществе, то трудно сказать, возможно ли в наше время по-настоящему сохранить достоинство, или же сегодняшний  уклад оставил это в далеком прошлом. Актуально ли понятие «честь» в современном мире?

Об этом наша беседа с заведующей  сектором музейной педагогики Всероссийского музея  А. С. Пушкина  Е.Б. Добровольской.

- Екатерина Борисовна, вы изучаете жизнь и творчество  А.С. Пушкина, в частности, историю дуэли и гибели поэта, рассказываете об этом учащимся. Как вы считаете, почему раньше люди были готовы умереть за свою честь?

- Эта тема очень серьезная, и на этот вопрос трудно  ответить коротко. Честь – это родовое понятие русского дворянина, который воспринимал свою жизнь не как что-то случайное и единичное, а  как звено в исторической цепочке. Он дорожил своей фамилией, памятью предков и мнением о себе не только тех, кто живет рядом, но и тех, кто будет жить потом. Он должен был передать детям свое имя незапятнанным, он мечтал прославить свой род, свое имя. Так воспитывали с  детства. «Дорога  чести  и славы открыта перед вами!» -  говорил, обращаясь к юным лицеистам,  в день открытия Лицея преподаватель Александр Петрович Куницын. И они, совсем юные, мечтали прожить жизнь не зря, оставить в истории  свое имя.

«Честь выше  присяги», - отвечал один из  участников  движения декабристов на  вопрос императора, почему он не донес о существовании  тайного общества. Чувство чести оказывалось стержнем характера, тем, что не позволяло совершить подлость или струсить.

«Не смерть страшна, а  страшно бесчестье», - так напутствовал выпускников Лицея директор Егор Антонович Энгельгардт. Я уверена, что и мы, сегодняшние, внутренне согласны с этим высказыванием, но нас иначе воспитывали, и потому большинству из нас трудно соответствовать такому образцу поведения. И все же  я  думаю, что и сегодня  жизнь без  чувства самоуважения приводит к разрушению личности.

- Как вам кажется, что важнее: отстоять  честь в дуэли или, избежав ее,  сохранить свою жизнь? Стоит ли отстаивать честь ценою жизни?

- Повторю: дуэль – понятие историческое. Это способ защиты чести, который  был  распространен среди дворян, и особенно молодых офицеров, в начале  19 столетия.  Но и в то время  каждый   давал свой ответ на  этот вопрос. Пушкин, участвовавший в нескольких поединках, говорил, что считает дуэль «горькой необходимостью». Исток этого – обостренное понимание  собственной чести. О дуэлях много и интересно рассказывается  в книгах Ю.М. Лотмана «Беседы о русской культуре», Я.А. Гордина «Дуэли и дуэлянты».

Если говорить о современности, сохранять ли свое достоинство ценою жизни? Я считаю, что нет ничего  дороже жизни.  Но плохо представляю себе счастливую жизнь с поруганной честью. Значит, надо не доводить до такого положения, а если уж случился конфликт, надо найти способ доказать свою правоту, добиться справедливости. Не обязательно стремиться к этому  немедленно, тут хороший советчик – время и добрые друзья.

- С чем связана утрата чести у современной молодежи, на ваш взгляд?

Вопрос слишком обобщенный и в постановке своей категоричный. Кто даст определение, что такое «современная молодежь»? Молодые люди от 15 до 25 лет, они такие разные! Но среди них  столько талантливых! Они знают языки, владеют  компьютером, много путешествуют. Они не принимают «на  веру» то, о чем им говорят, умеют анализировать,  способны отстаивать свое мнение. Все это замечательные качества;  люди моего поколения в юности были, по-моему, более беспомощны, наивны и внушаемы. Да, есть такие молодые люди, которых я  совсем не понимаю, например,  группировки «фанатов» или наркозависимые. Для меня  – это проявление  «стадного» инстинкта или  внутренней слабости. Уважения достойны личности. А личность немыслима без  самоуважения. По-моему, именно так  и проявляется в настоящее время чувство чести. Я не считаю, что оно утрачено.

- Вы много общаетесь с молодежью во время занятий и лекций. Ваше мнение, как можно объяснить школьникам значимость чувства собственного достоинства?

- Я считаю, что школьникам объяснять это уже поздно! Это чувство  впитывается с «молоком матери», воспитывается  в  семье. В школьном возрасте оно  или есть у человека, или нет.  Причем, есть у большинства. А те, кто позволяет себя унижать, топтать свою личность - люди глубоко несчастные. Но ведь человеку свойственно желать быть счастливым! Так что, на мой взгляд, есть прямая связь: хочешь быть счастливым – уважай себя.

- Если бы появился шанс изменить взгляды на жизнь современной молодежи, что бы  Вы попытались изменить?

- Считаю невозможным и ненужным ни для себя, ни для  кого-то  «менять  чьи-то взгляды на жизнь». Не представляю, как можно изменить взгляды «современной молодежи». Вообще не умею мыслить подобными категориями. Для меня привычное  число  собеседников – 30 (именно столько учеников было  когда-то в Лицее), а лучше – и того меньше! Так вот, на  каждом занятии в музее-Лицее, где я работаю, я  стараюсь  рассказать ребятам как раз о том, как жили люди «до нас» в надежде, что этот, пусть чужой, но важный духовный опыт может быть им полезен. Наши знания, наша историческая память, наша совесть – вот то, что  удержит в минуту слабости и поможет в беде. И я уверена, что чувство собственного достоинства во все времена остается внутренним стержнем человека. Выработать такой стержень в себе – вот что я  пожелала бы всем, каждому! И еще я  считаю очень важным способом формирования мировоззрения, собственной жизненной позиции  чтение. Именно чтение, а  не обращение к  телеэкрану или компьютеру.  Они дают картинку современной жизни, и часто приукрашенную, а порой ужасающую, т.е. зритель-слушатель оказывается во власти режиссера, редактора. Когда человек читает книгу, он сам создает «мир», о котором читает, он выступает творцом, а не потребителем.  Я бы посоветовала читать исторические книги, читать мемуары – ведь жизнь началась не с  каждого из нас. Изучая историю, ты  проживаешь сотни жизней и приобретаешь  важнейший духовный опыт. И наконец,  я предлагаю молодым людям направить свою творческую энергию на созидание, а не на  отрицание (отрицать всегда проще!) и на добрые дела для тех, кто рядом с тобой – тогда ты точно почувствуешь, что твоя жизнь нужна.

Беседовала Настя Шмакова, 8 класс (гимназия №406)

Фото А.Бобырь; из личного архива Е. Добровольской


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье дороже всего (Здоровый образ жизни) 5 Б класс

Сфера урока:     Здоровье дороже всего (Здоровый образ жизни) Цели урока:Учебные: активизировать пройденный материал по теме, познакомить с новой лексикой (элементы из т...

Профилактика вредных привычек.Давайте жить! Давайте жизнью дорожить!

Данную презентацию можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях по ЗОЖ....

"Дорожите жизнью!"

Агитбригадное  выступление  волонтеров - старшеклассников ( пропаганда ЗОЖ)...

Дороже всего – жизнь и время

Статья об уроке пенсионной грамотности...

Дороже всего – жизнь и время

Статья об уроке пенсионной грамотности...

Тематическое занятие по профилактике суицидального поведения "Жизнь дороже всех сокровищ"

Пояснительная запискаПроблема суицида среди детей и подростков является одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем в России. По данным ВОЗ Россия занимает второе место в мире по ...