Конспект урока А.И.Куприн. «Тапёр»
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Польшина Валентина Петровна

 

Урок внеклассного чтения в 5 классе А.И.Куприн. «Тапёр»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.i.kuprin._tapyor.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

А.И.Куприн. «Тапёр»

(Урок внеклассного чтения в 5 классе)

                                                     

                                                            Польшина Валентина Петровна,

                                           учитель русского языка и литературы

                                                        высшей квалификационной категории

                                              муниципального общеобразовательного учреждения

                                                   «Средняя общеобразовательная школа №11»

                      села Красногвардейского

                   Ставропольского края

 

Цель урока: учить умению анализировать художественное произведение; развивать  навыки выразительного чтения, умение слушать и слушать музыку через восприятие художественного текста;

помочь учащимся понять , что музыка в художественном произведении помогает наиболее полному раскрытию духовного мира героя.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Эпиграф к уроку:   Музыка-это голос души… (Ф.И.Шаляпин)

Ход урока

1.Оргмомент ( психологический настрой на работу на уроке)

2. Сообщение цели урока.

 3. Фронтальный опрос по творчеству А.И.Куприна

- На экране портрет А.И.Куприна, ниже даются вопросы, на которые ученики дают ответы:

1.В каком году и где родился А.И.Куприн?

2.Какие произведения А.И.Куприна вы читали?

3. Вспомните, из какого произведения А.И.Куприна эти строки (на экране):

-«…узкими горными тропками ,от одного дачного посёлка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал ,свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто…»

- «…торжественные, величавые аккорды, мощные, смелые звуки.»

4.Аналитическая беседа по рассказу А.И.Куприна «Тапёр»

Учитель :

- Ребята, сегодня на уроке мы  продолжим разговор о героях рассказа А.И. Куприна «Тапёр».

-Определите тему произведения.(Рассказ о мальчике, юном тапёре, который в канун Нового года  был приглашён в дом Рудневых  )

-Найдите в тексте эпизод , в котором даётся описание внешности Юрия Азагарова .

- Что мы узнаём со слов Тани о характере Юрия?

Расскажите, как встретили Юрия сёстры Рудневы?

- Кто из сестёр выразил своё недоумение, недоверие мальчику?

-Найдите в рассказе эпизод , в котором герой говорит о том , что он умеет играть на фортепьяно.

-Кто из героев рассказа проявил к мальчику чуткость , заботу и внимание?

- Какое впечатление произвела на каждого героя рассказа игра Юрия Азагарова на фортепьяно? Найдите этот эпизод в рассказе.

- Ребята, посмотрите  на картину (на экране). Обратите внимание на лица слушателей. Нравится ли им игра мальчика? Подтвердите свой ответ примером из текста.

- Изменилось ли настроение Юрия после игры ? Если «да», то с чем это связано?

- Сегодня на уроке у нас есть возможность послушать «Венгерскую  рапсодию №2» Ф.Листа и  мысленно перенестись в дом Рудневых , представить себе картину, описанную А.И. Куприным  в рассказе .

(Прослушивание записи «Венгерской  рапсодии №2»  Ф. Листа)

- Найдите в рассказе эпизод, в котором описывается мелодия .

- Почему во время игры лицо Юрия преобразилось?

-Помогла ли музыка  понять духовный мир героя, его отношение к музыкальному искусству?

( Ученики отметили, что во время исполнения рапсодии Юрий Азагаров   с помощью музыкальных звуков выразил свой протест против недоверия к нему,   в первую очередь он был обращён к Лидии. Музыка раскрыла духовный мир героя, его чувства, мысли).

Учитель :

- Действительно. Музыка способна творить чудеса. Она может говорить о многом , в то же время не говоря ни слова , она – продолжение человеческого голоса ,»голоса души, её безглагольная песнь»,- как сказал Ф.И. Шаляпин.

«Безглагольная «, т.е. бессловесная. В этой музыке герой выразил себя, это было для него внутренней необходимостью. Здесь его голос перелился в возвышенные звуки, полные торжественности, восторга, любви к прекрасному. И вы ,конечно ,заметили , что герой стал весёлым, заиграл польку, под которую гости закружились в танце.

- А как дальше развивались события в рассказе?

- Как отреагировал Юрий на появление в доме Рудневых незнакомца? Найдите этот эпизод в рассказе.

- Найдите в тексте описание исполнения «Венгерской  рапсодии №2» для Антона Григорьевича.

-Сравните игру на фортепьяно  в начале рассказа и эту. ( Дети говорят, что игра мальчика в этот раз была наполнена вдохновением от присутствия великого мастера, Антона Григорьевича Рубинштейна.)

-Скажите, как сложилась дальнейшая судьба юного пианиста? Подтвердите свой ответ примером из текста.

- Ребята , а вы знаете , что настоящая фамилия героя рассказа -Арсений Николаевич Корищенко, который благодаря Антону Григорьевичу Рубинштейну поступил в Московскую консерваторию и окончил её с золотой медалью, стал известным музыкантом.

5. Языковая характеристика текста.

  Учитель:

 - Посмотрите внимательно на экран.  Прочтите слова, которые на нем написаны .(Рапсодия, маэстро, бравурный)

- Сможете ли вы дать определение каждому из них?

- Прошу консультантов дать определение этих понятий. (Рапсодия-музыкальное произведение, отличающееся свободой формы, разноплановыми эпизодами .

Маэстро (итал.)- почётное звание композитора, исполнителя, дирижёра.

Бравурный- весёлый, шумный, праздничный.)

6. Обобщение услышанного на уроке.

Учитель:

-Ребята , прочтите слова, записанные на доске.

                                   «Музыка-это голос души…».Ф.И.Шаляпин.

-Как вы понимаете смысл этих слов? (Ученики размышляют над высказыванием)

Учитель:

- Познакомившись с рассказом А.И.Куприна «Тапёр», мы пришли к выводу, что не каждому из нас дан дар божий. Юрий Азагаров им , конечно, наделён. Но и у каждого из нас может быть иной дар , и он не менее важен- это способность воспринимать прекрасное, духовно соприкасаться с ним.

 Слушаем ли мы музыку, поём ли, играем ли на музыкальном инструменте или читаем стихи, мы испытываем несравнимое ни с чем чувство радости , восторга от соприкосновения с прекрасным.

Сейчас я даю вам возможность послушать «Венгерскую  рапсодию №2» Ф.Листа ёщё раз, а во время прослушивания вы постарайтесь выразить свои чувства  , мысли,  настроения  3-5 предложениями.

(Звучит  «Венгерская рапсодия №2» Ф.Листа. По окончании работы ученики сдают листочки. Учитель анализирует по ним эффективность урока дома.)

7. Итоги урока. Оценки за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс. Куприн "Тапёр"

Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу Куприна "Тапёр"...

Презентация по рассказу Куприна "Тапёр"

Презентация к уроку литературы в 5 классе по рассказу Куприна "Тапёр"...

Урок литературы в 5 классе. А.И. Куприн «Тапёр». Талант и труд в рассказе

Конспект урока литературы в 5 классе.  А.И. Куприн "Тапер". Талант и труд в рассказе....

А.И. Куприн «Тапёр». Талант и труд в рассказе

Презентация урока литературы в 5 классе. А.И. Куприн "Тапер". Талант и труд в рассказе....

Конспект урока. А.И.Куприн. Сведения о писателе. Экскурсия в музей Куприна в Наровчате.

Консект урока по биографии писателя, заочная экскурсия в музей...

Презентация к уроку литературы по рассказу А.И.Куприна "Тапёр"

Данная презентация содержит теоретический и практический материал к уроку....

Аргументы к сочинению 13.3 для подготовки к ОГЭ на основе произведения А.И. Куприна "Тапёр"

Материал содержит определения к сочинению 13.3 ОГЭ и цитаты из произведения А.И. Куприна "Тапёр"...