Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
В данной программе предсталены: пояснительная записка, календарно- тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1» г. Валуйки Белгородской области
Согласовано с интегрированным МО учителей МВСОУ «ВСОШ №1» г. Валуйки Белгородской области
Протокол № _ | Согласовано на заседании муниципального экспертного совета администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» Протокол №__от__20_г. | Утверждаю: Приказ №______ от «____»_______ 200__ г. Директор МВСОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» г.Валуйки Белгородской области _______Сазонова О.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «Литература»
9 КЛАСС
Базовый уровень
Составила
учитель русского языка и литера
Никитина Светлана Викторовна
2011-2012гг
2011 - 2012 учебный год
Пояснительная записка
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Данная рабочая программа по литературе для 9 класса (базовый уровень) разработана на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089
- Примерной программы основного общего образования по литературе
- «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений(базовый уровень) //Авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев и др. – М.: Просвещение, 2010
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В круг образовательных задач входит:
- формирование умений творческого углубленного чтения
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы
- формирование умений подготовки развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя, отзыва на самостоятельно прочитанное произведение
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций
- формирование читательской самостоятельности
- формирование умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа
- освоение произведений как искусства слова
- формирование речевых умений ( составление плана, конспекта, подготовка разных видов пересказа, сообщений, докладов, комментария к прочитанному, написание сочинений разнообразных жанров)
Изменения, внесенные в примерную и авторскую программы,
их обоснование
Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного содержания основных образовательных программ по предмету. В целом объем литературного материала для текстуального изучения рассчитан на его содержательную коррекцию в зависимости от профиля обучения (базовый и профильный).
В «Рабочую программу по литературе в 9 классе» по сравнению с «Примерной программой основного общего образования по литературе» и авторской программой под редакцией В.Я.Коровиной внесено ряд изменений:
- сокращено количество часов на изучение раздела «Из литературы 18 века» (8 вместо 10) в связи с тем, что с творчеством Д.И.Фонвизина учащиеся познакомились в 8 классе; а также раздела «Из русской литературы 19 века (вторая половина) (7 вместо 10), «Из русской литературы 20 века» (19 вместо 25), так как в 10-11 классах учащимся предстоит детальное изучение творчества заявленных авторов;
- увеличено количество часов на изучение творчества А.С.Пушкина (17 вместо 14), заявленная в программе под редакцией В.Я.Коровиной поэма «Цыганы» перенесена на 10 класс, где на профильном уровне предполагается подробное изучение пушкинских романтических поэм, а также Н.В.Гоголя (10 вместо 7), добавлено изучение цикла «Петербургские повести», в частности повесть «Шинель»;
- с рассказом М.А.Шолохова «Судьба человека» учащиеся знакомились на уроках внеклассного чтения в 8 классе, поэтому 2 ч., заявленные в программе на изучение этого произведения, будут посвящены обзорному анализу повестей о войне В.Быкова, В.Астафьева, Б.Васильева;
- за счет сокращения часов из выше названных разделов добавлен раздел «Из современной литературы», в который включены произведения А.Лиханова, Б.Екимова и др. современных авторов, что объясняется стремлением познакомить учащихся с живым литературным процессом;
Учебно-методический комплект
- «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений //Авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев и др. – М.: Просвещение, 2010
- Литература: 9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений// Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2010
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). Из них:
- на изучение нового материала - 87 часов;
- на контрольные работы - 2 часа;
- на внеклассное чтение - 5 часов;
- на развитие речи – 6
- проведение читательской конференции – 2 часа
Формы организации учебного процесса
Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий:
- уроки-лекции, семинары, беседы, диспуты,
- уроки-мастерские, киноуроки,
- презентации, защита проектов и т.д.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Запланировано проведение следующих творческих работ:
- сочинение в жанре ответа на проблемный вопрос – 3
- интерпретация поэтического текста – 3
- анализ эпизода из драматического произведения – 1 , эпического произведения – 1
А также:
- тестирование – 4
- контрольная работа – 1
- литературная викторина – 3
- реферат - 3 (ориентировочно для учащихся, которые будут сдавать литературу по выбору в традиционной форме)
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса литературы в 9 классе ученик должен
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
- самостоятельной организации учебной деятельности, владения навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанного определения сферы своих интересов и возможностей.
Учебно-тематический план
уроков литературы в 9 классе
Учитель:Никитина Светлана Викторовна.
Количество часов: 102
На I полугодие: в неделю – 3ч.: всего - 49 ч.
На II полугодие: в неделю – 3ч.: всего - 53 ч.
Классных сочинений -5, домашних-1, уроков внеклассного чтения -8, тестирования-2.
Планирование составлено на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования;
- программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений(базовый уровень) //Авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев и др. – М.: Просвещение, 2010;
- инструктивно-методического письма «О преподавании литературы в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учебных заведениях Белгородской области»
Учебник: Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: Авт.-сост.Коровина В.Я. .-М.:Просвещение 2008г
№ п/п | Наименование раздела, темы учебного занятия | Часы учебного времени | Сроки прохождения | Основные компетенции литературного образования (содержание и виды работы учащихся) | Подготовка к ГИА | |||
плановые | фактические | читательская | литературоведческая | коммуникативно-речевая | ||||
1. | Введение. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. | 1 | историко-литературный процесс литература как искусство слова | |||||
Древнерусская литература | 4 | |||||||
2 | Литература Древней Руси (самобытный характер, разнообразие жанров, словарь писателей) | Житие Хожение Поучение слово | ||||||
3 | «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы (историческая основа, история рукописи, споры) | «Слово о полку Игореве» в переводе Н.Заболоцкого, в оригинале | Слово как жанр др.рус.л.ры | |||||
4 | «Слово…» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение. Тестирование по «Слову..» | Мастерская художника слова | ||||||
5 | Художественные особенности «Слова…», самобытность содержания. Специфика жанра, образа, языка. | Мастерская художника слова | ||||||
Из истории русской литературы 18 века | 8 | |||||||
6 | Русский классицизм, его основные принципы и представители | Классицизм Гражданский пафос | Составление тезисного плана | |||||
7 | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. | |||||||
8 | Прославление мира, наук, просвещения в одах | «Вечернее размышление…», «Ода на день восшествия..» | ода | |||||
9 | Г.Р.Державин. слово о поэте. Поэт и власть, человек и государство. | «Властителям и судьям» «Фелица» «Памятник»+ Гораций | Высокий слог Традиции и новаторство | |||||
10 | А.Н.Радищев. Взгляд на Россию. «Путешествие из Петербурга в Москву» | «Любани», «Едрово», «Пешки», «Медное», «Зайцово», «Городня» | Жанр путешествия Обличительный пафос | Подготовка сообщений Сжатый пересказ | Формулирование собственного мнения по проблеме и аргументов на основе читательского опыта | |||
11 | Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательно наполнение. | |||||||
12 | Русский сентиментализм. «Бедная Лиза» Стих «Осень» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма. | Безносов Э.Л. Раздаточный материал по литературе. 8-11 кл.: метод.пособие. – М.: Дрофа, 2007 | сентиментализм | Составление тезисного плана | ||||
13 | «Твердый разум» и «нежнейшие чувства» (повесть «Бедная Лиза») | |||||||
Из истории русской литературы 19 века (первая половина) | 53 | |||||||
14 | От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму. Общая характеристика литературы 19 века | Романтизм реализм | Составление тезисного плана | |||||
15 | Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский, его элегии и баллады. | «Море», «Невыразимое» | Элегия баллада | |||||
16 | В.А.Жуковский«Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Фольклорные мотивы, фантастика. | «Светлана» | ||||||
17 | Реализм как литературное направление. Принципы реализма. | реализм | Составление тезисного плана | |||||
Александр Сергеевич Грибоедов | 8 | |||||||
18 | А.С.Грибоедов: личность и судьба. | Составление хронологической таблицы | ||||||
19 | Комедия «Горе от ума» как зеркало русской жизни | «Горе от ума» | драма Комедия Картина нравов | |||||
20 | Обучение анализу эпизода из драматического произведения. Утро в доме Фамусова. Анализ 1-го действия | А.С.Грибоедов. Горе от ума: Анализ текста. Осн. содержание. Сочинения. /Авт.-сост. Э.Л.Безносов – М.:Дрофа, 2000 | афоризмы | |||||
21 | «Век нынешний» и «век минувший». Чацкий- Фамусов – Софья. Анализ 2-го действия | Острая сатира | Анализ отрывка из драматического произведения(В1-В7), С3 | |||||
22 | «Безумный по всему». Столкновение Чацкого с «фамусовским» обществом. Анализ 3-го действия. | А.С.Грибоедов. Точка зрения. Серия «Классическая гимназия»/ Сост., биогр. Справка и примечания Н.И.Островской – М.: Лайда, 1994 | ||||||
23 | «Безумный по всему». Столкновение Чацкого с «фамусовским» обществом. Анализ 3-го действия. | А.С.Грибоедов. Точка зрения. Серия «Классическая гимназия»/ Сост., биогр. Справка и примечания Н.И.Островской – М.: Лайда, 1994 | ||||||
24 | «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению о комедии «Горе от ума» | |||||||
25 | «Горе» Чацкого от ума. Победа или поражение? Прозрение героев. Анализ 4-го действия. Комедия в русской критике. Литературная викторина по комедии. | И.А.Гончаров «Мильон терзаний» | Составление конспектов | Ответ на проблемный вопрос (С5.1) | ||||
Александр Сергеевич Пушкин | 18 | |||||||
26 | А.С.Пушкин: жизнь и судьба. Пушкин в восприятии современного читателя. | Басина М. Я. В садах лицея. На брегах Невы: Документальные повести. – Л.:Детская литература, 1988 М.Цветаева «Мой Пушкин» | Составление хронологической таблицы | |||||
27 | Детство. Лицей. «Святое братство». Дружба и друзья в лирике поэта. | «И.И.Пущину», «В Сибирь», «19 октября 1825 г.» | лирика | Анализ поэтического текста | ||||
28 | Петербург и Южная ссылка, Михайловское. Свободолюбивая лирика( обзор) | Басина М. Я. В садах лицея. На брегах Невы: Документальные повести. – Л.:Детская литература, 1988 «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «К морю» | ||||||
29 | Вн.чт. Цикл «Маленькие трагедии»: проблема «гения и злодейства» в «Моцарте и Сальери» | трагедия | Формулирование собственного мнения по проблеме и аргументов на основе читательского опыта | |||||
30 | Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина | «Я вас любил…», «Я помню..» «На холмах Грузии» и др. | ||||||
31 | Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина | «Пророк», «Памятник» Пушкина, Державина, Горация в пере. Ломоносова | реминисценция | Анализ поэтического текста Привлечение литературного контекста (С4) | ||||
32 | Р\Р Интерпретация лирического текста | Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики: Школьный курс: Книга для учителя, старшеклассника, абитуриента. – Брянск: Курсив, М.: Новая школа, 2001 | Понятийный словарь | Интерпретация поэтического текста | ||||
33 | «Невольник чести» : Пушкин и Натали, Пушкин и Дантес. | Последний год жизни Пушкина/ Сост., вступ. Очерки и примечания В.В.Кунина. – М.: Просвещение, 1990 | ||||||
34 | «Онегина воздушная громада…» Начало знакомства с романом. Столичный Петербург. | «Евгений Онегин» Долинина Н.Г. Прочитаем «Онегина» вместе. : Эссе. – Л. : Детская литература, 1985 | Роман в стихах Онегинская строфа | |||||
35 | «Забав и роскоши дитя…» Главный герой и «русская хандра» | |||||||
36 | «Поэт неведомый, но милый…» Образ и место Ленского в романе | Развернутый ответ на вопрос | ||||||
37 | «Итак, она звалась Татьяной…» главная героиня. Татьяна и Онегин: развитие отношений. | |||||||
38 | Онегин и Ленский: друзья или враги?( ответ на проблемный вопрос) | Безносов Э.Л. Раздаточный материал по литературе. 8-11 кл.: метод.пособие. – М.: Дрофа, 2007 | Ответ на проблемный вопрос | Формулирование собственного мнения по проблеме и аргументов на основе читательского опыта С5.1 | ||||
39 | Судьба Татьяны. Барская Москва на страницах романа. | |||||||
40 | Татьяна и Онегин: новая встреча. | |||||||
41 | «Энциклопедия русской жизни». В.Г.Белинский о романе. Тестирование по роману. | Критика В.Белинского, Д.Писарева, А.Григорьева | Составление конспектов | |||||
42 | Р/Р Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина | Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. – М.: Дрофа, 2007 | Ответ на проблемный вопрос// анализ эпизода | |||||
43 | Вн.чт. А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия, олицетворение в двух персонажах пьесы. | |||||||
Михаил Юрьевич Лермонтов | 12 | |||||||
44 | Судьба и личность поэта. Лермонтов и Пушкин. | М.Ю.Лермонтов. Точка зрения. Серия «Классическая гимназия»/ Сост., биогр. Справка и примечания Н.И.Островской – М.: Лайда, 1994 «Нет, я не Байрон…» | Составление хронологической таблицы | |||||
45 | « И скучно, и грустно…» Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. | «Парус», «И скучно, и грустно…», «Как часто..» и др. | Потерянное поколение | Анализ поэтического текста | ||||
46 | «Над миром мы пройдем без шума и следа…» Тема «потерянного поколения» в лирике М.Ю.Лермонтова | «Дума» | ||||||
47 | Стихотворение «Смерть поэта» | «Смерть поэта» | ||||||
48 | «Люблю Отчизну я…» Патриотические мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова | «Родина», «Прощай, немытая Россия», «Бородино» | ||||||
49 | Тема любви в поэзии М.Ю.Лермонтова | «Нет, не тебя так пылко..», «Расстались мы..» | Связь изучаемого произведения с другими, сходными по проблематике и художественным решениям (С2) | |||||
50 | Роман «Герой нашего времени» (замысел, композиционное и жанровое своеобразие) | психологизм | ||||||
51 | Странный человек». Знакомство с героем. Печорин и Бэла. Печорин и Максим Максимыч. | Долинина Н.Г. Печорин и наше время: Эссе. – Л. : Детская литература, 1985 | Подготовка сообщений Сжатый пересказ | |||||
52 | Печорин «изнутри». В чем трагедия Печорина? Печорин в системе образов романа. Литературная викторина. | Безносов Э.Л. Раздаточный материал по литературе. 8-11 кл.: метод.пособие. – М.: Дрофа, 2007 | Мастерская художника слова | Формулирование собственного мнения по проблеме и аргументов на основе читательского опыта С5.1 | ||||
53 | Печорин «изнутри». В чем трагедия Печорина? Печорин в системе образов романа. Литературная викторина. | Безносов Э.Л. Раздаточный материал по литературе. 8-11 кл.: метод.пособие. – М.: Дрофа, 2007 | Мастерская художника слова | Формулирование собственного мнения по проблеме и аргументов на основе читательского опыта С5.1 | ||||
54 | Лермонтов и его творчество в оценке В.Г.Белинского. | Критика В.Белинского Н.Долинина «Прочитаем «Онегина» и «Печорина» вместе» | Составление конспектов | |||||
55 | Р/Р Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова | Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. – М.: Дрофа, 2007 | Ответ на проблемный вопрос// анализ эпизода | |||||
Николай Васильевич Гоголь | 11 | |||||||
56 | Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика ранних сборников. | Золотусский И. По следам Гоголя | Составление хронологической таблицы | |||||
57 | Вн./чт. «Петербургские повести». Тип «маленького человека» в повести «Шинель» | Цикл повестей | В1-В8 | |||||
58 | «Огромно, велико мое творение…» Поэма «Мертвые души» : жанр, композиция, замысел. | Поэма в прозе | ||||||
59 | «Подлец-приобретатель Чичиков». Завязка сюжета. | Герой и антигерой | ||||||
60 | «Россия мертвых душ». Галерея образов помещиков в поэме. | Безносов Э.Л. Раздаточный материал по литературе. 8-11 кл.: метод.пособие. – М.: Дрофа, 2007 | Сатира Сарказм Обличительный пафос | Подготовка сообщений Сжатый пересказ | ||||
61 | «Россия мертвых душ». Галерея образов помещиков в поэме. | Безносов Э.Л. Раздаточный материал по литературе. 8-11 кл.: метод.пособие. – М.: Дрофа, 2007 | Сатира Сарказм Обличительный пафос | Подготовка сообщений Сжатый пересказ | ||||
62 | Р/Р Обучение анализу эпизода из эпического произведения. «Чичиков в гостях у…» | Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. – М.: Дрофа, 2007 | В1-В8 | |||||
63 | Обличение чиновничества. По следам «Ревизора». Губернский город – царство «мертвых душ» | Развернутый ответ на вопрос | ||||||
64 | Народная Россия в поэме. Роль лирических отступлений. Образ автора, его эволюция. | Лирические отступления | ||||||
65 | В.Г.Белинский о Гоголе. Тестирование по поэме. | Критика В.Белинского И.Золотусский «По следам Гоголя» | ||||||
66 | Р/р Классное сочинение по поэме «Мертвые души» | |||||||
Из истории русской литературы 2-ой половины 19 века | 7 | |||||||
67 | Театр А.Н.Островского. Комедия «Бедность не порок»: любовь в патриархальном мире. | «Бедность не порок» | Драма комедия | |||||
68 | Ф.М.Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» | «Белые ночи» | Тип «петербургского мечтателя» | |||||
69 | Л.Н.Толстой «Юность» как часть трилогии | «Юность» | Трилогия «диалектика души» | |||||
70 | А.П.Чехов. Мастерство рассказчика. | «Тоска», «Анна на шее» | Развернутый ответ на вопрос | Связь изучаемого произведения с другими, сходными по проблематике и художественным решениям (С2) | ||||
71 | Проверочная работа по разделу. | |||||||
72 | Р\р Классное сочинение «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19в?» | |||||||
73 | Лирика Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. | Безносов Э.Л. Раздаточный материал по литературе. 8-11 кл.: метод.пособие. – М.: Дрофа, 2007 | Жанры лирики | Анализ лирического произведения | ||||
Из истории русской литературы 20 века | 21 | |||||||
74 | Многообразие жанров и направлений | Течения модернизма | Составление тезисного плана | |||||
75 | Бунин и его философия любви в цикле «Темные аллеи» | «Темные аллеи» «Холодная осень» | Лиризм повествования новелла | Развернутый ответ на вопрос | ||||
76 | М.А.Булгаков «Собачье сердце» - социально-философская сатира на современное общество. | «Собачье сердце» | сатира | М.А.Булгаков «Собачье сердце» - социально-философская сатира на современное общество. | ||||
77 | Поэтика повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия. Прием гротеска в повести. | «Собачье сердце» | ||||||
78 | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. | «Судьба человека». | ||||||
79 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик. Реализм в худ-ой литературе. | «Судьба человека». | ||||||
80 | А.И.Солженицын «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе. | «Матренин двор». | Тема праведничества | |||||
81 | Серебряный век русской поэзии. Многообразие поэтических голосов эпохи. | Безносов Э.Л. Раздаточный материал по литературе. 8-11 кл.: метод.пособие. – М.: Дрофа, 2007 | ||||||
82 | А.А.Блок. Особенности поэтического мира. Высокие идеалы и предчувствие перемен. | «О весна без конца и без края..» , «О, я хочу безумно жить..»и др. | Лирическая интонация | Анализ лирического произведения | Анализ поэтического текста | |||
83 | С.А.Есенин. Тема родины в лирике поэта. | «Край ты мой..», «Отговорила роща..» | Песенная интонация Народно-песенная основа | Анализ лирического произведения | Связь изучаемого произведения с другими, сходными по проблематике и художественным решениям (С2) | |||
84 | Новаторство лирики В.В.Маяковского. | «А вы могли бы?», «Послушайте!» и др. | Футуризм словотворчество | Анализ лирического произведения | ||||
85 | Стихи о поэзии, любви, родине М.Цветаевой | «Мне нравится..», Стихи Блоку», | Анализ лирического произведения | |||||
86 | «Женская поэзия» А.А.Ахматовой | «Сжала руки..», «Мне голос был..» | Анализ лирического произведения | В8-В12 | ||||
87 | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики Заболоцкого. | «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание» | ||||||
88 | Вечность и современность в стихах Б.Пастернака | «Перемена», «Весна в лесу»и др. | Анализ лирического произведения | |||||
89 | Раздумья о Родине и природе в лирике А.Т.Твардовского. | «Урожай», «Весенние строчки» | Философская лирика | В8-В12 | ||||
90 | Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 вв. | романс | ||||||
91 | Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 вв. | романс | ||||||
92 | Вн./чт. «Не особенные люди, а особенное в людях». Рассказы В.М.Шукшина | «Дядя Ермолай», «Мастер», «Чудик» | Тип героя-«чудика» | Подготовка сообщений Отзывы на рассказы | Формулирование собственного мнения по проблеме и аргументов на основе читательского опыта | |||
93 | Проверочная работа по произведениям русской литературы 20-го века | Карнаух М.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл.- М.: Дрофа, 2007 | ||||||
94 | Р/р Классное сочинение по русской литературе 20 века. | |||||||
Из истории зарубежной литературы | 8 | |||||||
95 | Античная лирика. Катулл. | «Нет, ни одна средь женщин..», Нет, не надейся приязнь заслужить…» | ода | |||||
96 | Гораций (обзор). Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. | «К Мельпомене» | ||||||
97 | Данте Алигьери. Слово о поэте. Множественность смыслов поэмы. | «Божественная комедия» | ||||||
98 | Театр У.Шекспира. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных глав). Проблематика и идейное содержание трагедии. | «Гамлет» | Театр Шекспира трагедия | |||||
99 | Романтизм И.В.Гете. Поэт-философ. «Фауст» (обзор) | «Фауст» | романтизм | |||||
100 | Романтизм И.В.Гете. Поэт-философ. «Фауст» (обзор) | «Фауст» | романтизм | |||||
101 | Выявление уровня литературного развития школьников (тестирование) | 1 | Литература: Тесты. 9-11 кл.:Учебно-метод.пособие для учителя/Авт. – сост. И.М.Михайлова. – М.: Дрофа, 1998) | |||||
102 | Итоги года. Чтение летом. | 1 |
Содержание, рекомендуемое к усвоению в 9 классе
(102 часа)
Введение
(1 ч)
Литература и ее роль в духовной жизни человека. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.
Шедевры родной литературы. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы.
Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.
Из древнерусской литературы (4 ч)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер. Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).
«Слово о полку Игореве»
Открытие «Слова...», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве «Слова...». Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова...». Образ рус ой земли и нравственно-патриотическая идея «Слова». Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика «Слова», своеобразие авторского стиля. «Слово» и фольклорная традиция. Значение «Слова» для русской культуры. Переводы и переложения произведения.
Из литературы XVIII века (8 ч)
Общая характеристика литературы 18 века (1 ч)
Характеристика русской литературы 18 века. Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как лите ратурное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Россий ского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление.
М. В. Ломоносов
Жизнь и творчество (обзор).
«Вечернее размышление о Божьем величестве…», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты)
Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.
Г. Р. Державин
Жизнь и творчество (обзор).
«Властителям и судиям»(фрагменты). «Памятник»
Заслуги Державина перед русской литературой. Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий
A.Н. Радищев
Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).
Отражение в «Путешествии...» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостниче ской Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Автор и путешественник. Особенности повествования. Черты классицизма и сентиментализма
Н.М. Карамзин
Сведения о жизни и творчестве.
«Бедная Лиза», «Осень»
Внимание к внутреннему миру простого человека. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей. Главные герои повести.
Из русской литературы XIX века (53 ч)
Общая характеристика литературы 19 века (2 ч)
Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права).
Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа.
Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе.
Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.
В.А. Жуковский Жизнь и творчество (обзор)
«Море», «Невыразимое», «Светлана».
Романтический образ моря. Границы невыразимого. Возможности поэтического языка и трудности на пути поэта.
Жанр баллады. «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Пленительный образ русской девушки.
А.С.Грибоедов Жизнь и творчество (обзор)
«Горе от ума».
Специфика жанра комедии. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Искусство построения интриги (любовный и социально-психо логический конфликт).
Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Богатство языка комедии.
Преодоление канонов классицизма.
Критика о комедии (И.А.Гончаров «Мильон терзаний)
А. С. Пушкин Жизнь и творчество (обзор)
Стихотворения: «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»; «19 октября» (1825)
Свобода, любовь, творчество –три стихии человеческого духа в лирике Пушкина.
Роман в стихах «Евгений Онегин».
История создания. Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Онегинская строфа. «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике (В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев и др.)
«Моцарт и Сальери».
Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти. Трагедийное начало. Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы.
М. Ю. Лермонтов
Жизнь и творчество(обзор).
Стихотворения: «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт», «Молитва», «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Пророк». «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет», «Нет, я не Байрон…»
Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.
Роман «Герой нашего времени».
Первый психологический роман в русской литературе. История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии его характера. Особенности компози ции произведения. Печорин и Онегин.
Оценка романа в русской критике (В.Г.Белинский)
Н. В. Гоголь Жизнь и творчество (обзор)
«Мертвые души».
История создания. Смысл названия. Своеобразие жанра. Система образов. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Поэма о величии России.
Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение.
Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина.Образ автора, его эволюция от сатирика к пророку-проповеднику.
Единство сатирического и лирического начала, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души в оценке русской критики (В.Г.Белинский, Ф.М.Достоевский)
«Шинель»
Тип «маленького человека». Роль фантастики в повести.
А.Н.Островский Слово о драматурге.
«Бедность не порок».
Патриархальный мир и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
И.С.Тургенев
Слово о писателе.
«Первая любовь»
Тип «тургеневской девушки» в русской литературе. Психологизм и лиризм прозы И.С.Тургенева.
Ф.М. Достоевский
Сведения как о писателе и психологе.
«Белые ночи».
Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного. Причины отчуждения героя от реальной действительности. Роль истории Настеньки в романе. Идея утверждения чистой и бескорыстной любви.
Л.Н. Толстой
Л.Н. Толстой как исследователь путей нравственного совершенствования человека
«Юность».
Обзор. Три вехи в жизни человека в трилогии. Формирование личности юного героя, его стремление к самосовершенствованию. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья.
А.П.Чехов Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника»
Истинные и ложные ценности героев. Боль и негодование автора.
Из поэзии 19 века Беседы о Н.А.Некрасове, Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете и др. Многообразие талантов. Эмоциональное богатство поэзии.
Из русской литературы XX века (21 ч)
Общая характеристика литературы второй половины 20 века (1 час)
Литература великих и трагических лет. Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии XX века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.
Обращение писателей второй половины XX века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.
И.А.Бунин Слово о писателе.
«Темные аллеи».
Печальная история любви людей из разных сословий. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
М. А. Булгаков Сведения о жизни и творчестве.
«Собачье сердце».
История создания и судьба повести. Система образов. Шариков и «шариковщина». Истоки «шариковщины». Булгаков – сатирик.
М. А. Шолохов
Сведения о жизни и творчестве.
«Судьба человека».
Судьба Родины и судьба человека. Образ Андрея Соколова, простого человека, труженика и воина. Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни. От судьбы человека к судьбе человечества.
Особенности композиции рассказа. Роль пейзажей и портретных зарисовок.
А. И. Солженицын
Сведения о жизни и творчестве.
«Матренин двор».
Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной герои ни и тема «праведничества» в русской литературе. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность).
А.А. Блок
Сведения о жизни и творчестве.
«Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю..», «О, я хочу безумно жить…», «Земное сердце стынет вновь», «Сольвейг», «Пушкинскому дому».
Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры.
Маяковский
Сведения о жизни и творчестве.
«Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю».
Новаторство поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
С. А. Есенин
Сведения о жизни и творчестве.
Стихотворения: «Отговорила роща золотая..» , «Вот уж вечер», «Низкий дом с голубыми ставнями..», «Письмо к женщине», «Край ты мой...»
Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Тема любви. Живописность. Народная основа языка.
М.А.Цветаева
Слово о поэте.
«Идешь, на меня похожий..», «Бабушке», «Мне нравится..», «Стихи к Блоку», «Стихи о Москве».
Тема поэзии, любви. Особенности поэтики. Традиции и новаторство в творчестве.
Ахматова Слово о поэте.
Из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин» и др.
Трагические интонации в любовной лирике. Особенности поэтики.
Н.А.Заболоцкий Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе..», «Где-то в поле возле Магадана..», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».
Тема природы и человека. Философская глубина лирики.
Б.Л.Пастернак
Слово о поэте.
«Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется..» «Быть знаменитым некрасиво..».
Философская глубина лирики. Одухотворенная предметность. Приобщение вечных тем к современности.
А.Т.Твардовский Слово о поэте.
«Урожай», «Я убит подо Ржевом».
Тема Родины, природы. Интонация и стиль поэта.
Песни и романсы на стихи поэтов 19-20вв (2ч)
А.С.Пушкин «Певец», М.Ю.Лермонтов «Отчего», Н.А.Некрасов «Тройка», Е.А.Баратынский «Разуверение», Ф.И.Тютчев «К.Б», А.К.Толстой «Средь шумного бала..», А.А.Фет « Я тебе ничего не скажу», А.Сурков «В землянке», К.Симонов «Жди меня», Н.Заболоцкий «Признание» и др.
Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы (8 час)
Литература эпохи античности. Катулл
Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…» (возможен выбор других стихотворений).
Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике.
Гораций
«К Мельпомене»
Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах. Традиции Горация в лирике Державина, Пушкина.
Литература эпохи средневековья. Данте
Слово о поэте.
«Божественная комедия» («Ад», I, V Песни)
Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче.
У. Шекспир
Жизнь и творчество (обзор)
Трагедия «Гамлет».
Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести. Трагический характер конфликта в про изведении. Гамлет в ряду «вечных» образов.
Литература 18-20 вв. И.-В. Гете
Жизнь и творчество (обзор).
Трагедия «Фауст» (фрагменты).
Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефи стофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.
Формы и средства контроля
Из инструктивно-методического письма «О преподавании литературы в 2011-2012 учебном году в общеобразовательных учебных заведениях Белгородской области»:
«С целью выявления степени усвоения программного материала в каждом классе по-прежнему целесообразно проведение следующего количества письменных контрольных работ:
Таблица
Уровень и количество часов программы | Классы | ||
9 | |||
Базовый (А) | |||
классное сочинение | 5 | ||
домашнее сочинение | 1 |
Как видно из таблицы, в 9 классе учащиеся должны за учебный год написать не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинения и 1 домашнее)»
«При написании сочинения следует придерживаться следующей рекомендации: учитель организует двухчасовую классную работу над текстом сочинений, но в случаях острой нехватки часов может сократить работу в классе до одного часа и дать возможность учащимся доработать текст дома… подход к формулировке тем сочинений следует изменить таким образом, чтобы предотвратить возможность списывания. Следует избегать тем, широко представленных в методической и др. литературе в последние десятилетия (типа «Образ …», «Сравнительная характеристика…»); желательны формулировки в виде проблемного вопроса («Почему…?», «Как …?»), темы, ориентированные на анализ прозаического или поэтического текста, анализ эпизода и т.п. Возможен также вариант работы над сочинениями малых форм, которые выполняются на одном уроке».
Исходя из приведенной цитаты, предполагается в 9 классе написание:
1. Классных сочинений по темам и разделам:
- Стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение..» (истолкование, впечатление, оценка)
- Сцена дуэли Онегина и Ленского (анализ эпизода из художественного произведения)
- Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» (истолкование, впечатление, оценка)
- «Чичиков в гостях у…» (анализ эпизода из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»)
2. Домашних сочинений по темам и разделам:
- Утро в доме Фамусова ( анализ эпизода из драматического произведения)
- Ответ на проблемный вопрос « Онегин и Ленский: друзья или враги?»
- Ответ на проблемный вопрос: «В чем трагедия Печорина?» (По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)
3. Литературных викторин по произведениям
- «Горе от ума» А.С.Грибоедова
- «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова
- произведениям современной литературы
(См. Литературные викторины/авт.-сост. В.И.Ильина, - М.: Учитель – АСТ, 2001)
4. Тестирование по творчеству:
- А.С.Пушкина (лирика, «Евгений Онегин»)
- Н.В.Гоголя («Мертвые души»)
- по «Слову о полку Игореве»
- итоговый тест по окончании изучения курса.
(См. Беленькая Е.Э., Ланцева Е.А. Обучающие тесты к учебнику «Русская литература ХХ века. 11 класс». – М.: Дрофа, 2006
Литература: Тесты. 9-11 кл.:Учебно-метод.пособие для учителя/Авт. – сост. И.М.Михайлова. – М.: Дрофа, 1998)
5. Проверочных работ по разделам и темам:
- Литература второй половины 19 века
- Литература 20 века (См. Карнаух М.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл.- М.: Дрофа, 2007
Перечень учебно-методических средств обучения
1.А.С.Грибоедов. Горе от ума: Анализ текста. Осн. содержание. Сочинения. /Авт.-сост. Э.Л.Безносов – М.:Дрофа, 2000
2. А.С.Грибоедов. Точка зрения. Серия «Классическая гимназия»/ Сост., биогр. Справка и примечания Н.И.Островской – М.: Лайда, 1994
3. Басина М. Я. В садах лицея. На брегах Невы: Документальные повести. – Л.:Детская литература, 1988
4. Безносов Э.Л. Раздаточный материал по литературе. 8-11 кл.: метод.пособие. – М.: Дрофа, 2007
5. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. – М.: Дрофа, 2007
6. Долинина Н.Г. Прочитаем «Онегина» вместе. Печорин и наше время: Эссе. – Л. : Детская литература, 1985
7. Зинина Е.А. Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста. – М. : Дрофа, 2007
8. Карнаух М.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл.- М.: Дрофа, 2007
9. Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики: Школьный курс: Книга для учителя, старшеклассника, абитуриента. – Брянск: Курсив, М.: Новая школа, 2001
10. КучинаТ.Г. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9-11 кл.- М.: Дрофа, 2007
11. Лапина Е.Ю. Литература: тесты к учебнику 5-9 кл.- М.: Дрофа, 2007
12.Литература: Тесты. 9-11 кл.:Учебно-метод.пособие для учителя/Авт. – сост. И.М.Михайлова. – М.: Дрофа, 1998)
13. М.Ю.Лермонтов. Точка зрения. Серия «Классическая гимназия»/ Сост., биогр. Справка и примечания Н.И.Островской – М.: Лайда, 1994
14. Московские областные олимпиады школьников по литературе: Сборник. 9-11 кл./Сост.Л.В.Тодоров. – М.: Дрофа, 2002
15. Обучающие практические работы по литературе. 9-11 кл./ Т.А.Андреева и др. – М.: Дрофа, 2007
16. Последний год жизни Пушкина/ Сост., вступ. Очерки и примечания В.В.Кунина. – М.: Просвещение, 1990
17. Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н. Литература в 9 классе. Урок за уроком. – М.: ООО «Русское слово», 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-298345-1379433650.jpg)
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-679094-1443958267.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-948012-1505465655.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-976801-1511359318.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/09/picture-879603-1665317566.jpg)
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...