Урок по литературе "Песни огненных лет"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

На уроке ученики знакомятся  знакомятся с творчеством поэтов А.Лебедева-Кумача, А.Суркова, М.Лисянского, М.Матусовского, В.Харитонова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pesni_ogn.let_.odt32.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                 Урок литературы в 7 классе

                                                                                                 Провела Никитина С.В.(2 часа)

Оборудование к уроку:   ауди- и видеозаписи  песен военных лет, тексты стихотворений                           В.Лебедева-Кумача «Священная война», А.Сурикова «В землянке», М.Лисянского «Моя Москва», М.Матусовского « На безымянной высоте», В.Харитонова «День Победы»

Опережающее задание :доклады об истории создания песен по карточкам-информаторам 1-5

    Цель урока: познакомить учащихся с творчеством поэтов А.Лебедева-Кумача, А.Суркова,                                                 М.Лисянского,  М.Матусовского, В.Харитонова.

       Воспитывать чувство патриотизма.

      Развивать речь учащихся, пополнять словарный   запас.

Словарная работа: патриотизм, пафос.

                                            Ход урока

  I.Всупительное слово учителя

    Прошло 65 лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой О течественной войны, но мы до сих пор   помним о  подвигах ,совершавшихся день за днем за долгие годы войны.

Память о событиях военной поры, изменившей ход истории, не уходит.

Время войны -время, спресованное по преимуществу. Год егоприравнивается к десятилетию мирной жизни.Закономерно, что и поэзия, глубоко выразившая то время — это поэзия особой насыщенности.

22 июня 1941 года в 4 часа утра первые бомбовые удары нарушили мирный сон  российских городов.Началась Великая Отечественная война.

Вечером  люди услышали сообщение Совинформбюро. И тогда же по радио зазвучали песни войны. Конечно, написаны они были раньше — про трех танкистов, про Орленка, про то, как, «гремя огнем, сверкая блеском стали, пойдут машины в яростный поход», но в тот вечер эти старые, знакомые мелодии сразу обрели какую-то новую, очень суровую тональность.

     А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Написали ее композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач, и называлась эта песня «Священная война»:

  Вставай, страна огромная,

   Вставай на смертный бой

  С фашистской силой темною,

  С проклятою ордой!

  Пусть  ярость благородная

  Вскипает, как волна!

  Идет война народная,

  Священная война.

История создания песни "Священная война"

    Сорок первый год разделил жизнь страны и народа на две эпохи. «До войны» — говорили люди о том, что было до 22-го июня.  

И в первый же день боев с фашистами Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихотворение «Священная война», которое 24 июня было опубликовано одновременно в двух газетах — «Известиях» и «Красной Звезде». Композитор Александр Васильевич Александров, создатель и художественный руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии, прочел эти стихи. Утром он пришел на репетицию и написал па грифельной доске слова и мелодию сочиненной им песни...

Песню исполнил Краснознаменный ансамбль песни и пляски. Советской Армии, который сейчас носит имя автора «Священной войны», а руководит ныне ансамблем его сын, генерал-майор Борис Александров.  Борис Александрович рассказывал :

" Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газетах на третий день войны. Когда мой отец написал на эти стихи музыку, точно не знаю: о своем творчестве в семье он обычно не распространялся, считал подобные разговоры нескромными. Знаю лишь, что песня сочинилась очень быстро, на одном вздохе... В Москве тогда оставалась лишь одна группа ансамбля, три другие уже выступали на фронте. В эту группу Александр Васильевич и принес новую песню. Понравилась она сразу, разучили ее быстро и впервые исполнили на Белорусском вокзале... Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, рундуках, чемоданах, дымили махоркой — у каждого своя дума... Сначала нас никто не заметил. Но вот — первые такты песни... Знаете, об успехе можно судить не только по аплодисментам. Весь вокзал словно замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вдруг встает один, другой, третий... Все! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины — и шквал. Требовали: «Еще!» Исполнили еще раз, потом третий, четвертый..."

Настанет время — и критики назовут эту песню музыкальной эмблемой Великой Отечественной. Специалисты скажут о ее необычности: марш, написанный трехдольным размером. Четверть века спустя, в день столетия Московской консерватории, в дар ей как реликвию преподнесут рукописный подлинник этой песни.

    Спустя сорок лет она снова вспыхнет на площади перед Белорусским вокзалом — и люди не смогут скрыть слез.

     Песня и сейчас жива.

Часто звучит она и в концертах дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии, которым руководит сын одного из ее авторов, народный артист СССР Борис Александров, исполнявший эту песню со своими товарищами музыкантами в июне 1941 года на перроне Белорусского вокзала

Но первые ее слушатели ничего этого знать не могли. Для них это была просто песня. Может быть, самая последняя в их жизни.

  Дадим отпор душителям

  Всех пламенных идей,

  Насильникам, грабителям,

  Мучителям людей.

И у людей, слушавших ее по радио по многу раз в день, мурашки пробегали по коже от сурового пафоса, вобравшего в себя и горечь, и боль, и гнев людей, переплавленные в неукротимую силу отпора — в то, что поэт так точно назвал «яростью благородной».

   Не смеют крылья черные

  Над Родиной летать,

  Поля ее просторные

  Не смеет враг топтать!

   

Вопросы:

  1. Как вы думаете, какаие строчки были особенно близки людям, услышаввшим эту песню перед отправлением на фронт?
  2. В чем, по- вашему,  патриотический пафос стихотворения? (Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству.Пафос — страстное воодушувление, подъем, энтузиазм.)
  3. Как вы понимаете значение словосочетаний: «священная война» и «благородная ярость»?

 

                                         Карточка-информатор «В землянке»

   

          Шла война - и все же люди пели песни. Некоторые из них были лирическими. Одна из них - "В землянке" - вошла в историю Великой Отечественной войны. Тихая, проникновенная песня рассказывала о вере, надежде и любви солдата, о том, что давало ему силы и мужество в борьбе с врагом.

Алексей Сурков специально эту песню не писал. Впрочем, он и стихотворение не писал - просто сложил письмо жене из наиболее пронзительных слов, которые нашёл тогда, просто рассказал ей, где находится, о чём думает.

Письма в стихах были весьма распространёнными в годы войны. В экстремальных условиях у человека всегда обостряются чувства, хочется говорить открыто, не таясь, хочется писать стихи. Этим умением владели многие, очень многие люди, далеко не всегда профессиональные поэты. Ну, а письма в стихах, написанные поэтами, это уж, как говорится, сам бог велел.

Полк автора стихов пробивался из окружения, и после напряженного дня Сурков запишет в своем потрепанном блокнотике «Бьется в тесной печурке огонь…». А позже – зимой 1942 композитор Константин Листов попросит военного корреспондента «что-нибудь, на что можно написать песню». «Стихи захватили меня своей эмоциональной силой, - вспоминал композитор, - забрали искренностью, отозвались в сердце. Время - бесконечно тревожное: немцы под Москвой, я - один, семья в эвакуации. Думаю, не было тогда человека, у которого душа не болела бы...». Уже через неделю Листов в редакции фронтовой газеты под гитару исполнил «В землянке» на стихи Суркова.

  Бьется в тесной печурке огонь,

  На поленьях смола, как слеза.

  И поет в землянке гармонь

  Про улыбку твою и глаза.

  Её слушали, затаив дыхание. На прощание Листов начертил на листе бумаги ноты и оставил их в редакции. Позднее стихи и записанную мелодию напечатают в «Комсомольской правде». «Я много написал во время войны песен, но ни одна из них не полюбилась слушателям, как эта, - рассказывал Константин Яковлевич Листов. – «Землянкой» я встречал летчиков, возвращающихся из боя, на военном аэродроме под осажденным Ленинградом в ноябре 42-го. Пел «Землянку» с балтийцами-подводниками. Никогда не забуду, как в 1943 году на Северном флоте мы пели ее втроем - капитан Поночевный (знаменитый командир артдивизии береговой обороны на Рыбачьем), поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач и я». Первыми известными исполнителями «В землянке» были Леонид Утесов и Лидия Русланова. Впервые на радио песня прозвучала лишь в 1954 году. Народному артисту России Михаилу Михайловичу Ножкину посчастливилось исполнить «Землянку» по радио самым первым. Вот что он вспоминает по этому поводу: - Дело было в 1954-м. Приглашает меня как-то на радио в музыкальную редакцию Лидия Васильевна Шилтова и говорит: «Мы бы хотели, чтобы вы для Золотого фонда записали песню «В землянке». «Как, - удивился я, - да не может быть, чтобы в Золотом фонде не было песни, которую с 41 -го года поют буквально все». А она: «Позвоните Суркову, он хочет с вами об этом поговорить». Запомнился мне такой случай. В 1980 году перед открытием Олимпиады в Москве наши спортсмены давали клятву на Мамаевом кургане. Меня тоже туда пригласили. И режиссер сделал такой фокус. За мной стоит вся «армада» Краснознаменного ансамбля вместе с Александровым, я читаю отрывок из «Живых и мертвых», как они дрались за тот кусок земли, который мы сейчас проходим за пятнадцать минут. Кончил читать, зазвучала моя «Землянка», и вдруг остановилась. «Продолжайте, Михаил Михайлович», - кричит режиссер. И я запел. За это исполнение наша прославленная гимнастка Людмила Турищева преподнесла мне огромную корзину цветов. Может, я человек сентиментальный, но этот эпизод до сих пор не могу вспоминать без волнения. А однажды, это было в Париже, уже спустя много лет после войны, мы с друзьями зашли в кафе. Узнав, что мы русские, нас попросили спеть «Землянку». Мы очень удивились, но я, конечно, запел. И представьте себе, все французы встали. А когда я закончил, они окружили нас, и один стал говорить: «Мы выстояли потому, что Россия спасла нам жизнь на земле». Как потом выяснилось, это был летчик полка Нормандия - Неман. Вот такие, казалось бы неожиданные, чувства эта лирическая песня, написанная любимой женщине, вызывала долгие годы у людей».

 

   Звучит песня «В землянке»

Вопросы:

 1.В  чем секрет любви многих поколений, в том числе и невоенных, к песне на стихи А.Суркова?

 2.Какое прямое и символическое значение имеет слово  «вьюга»  в последнем четверостишии?

                            Карточка-информатор «Моя Москва»

В ноябре 1941 года до войны журналист и поэт, а в то время командир сапёрного взвода младший лейтенант Марк Лисянский возвращался после лечения в госпитале в Ярославле в кузове попутного грузовика в свою 243-ю стрелковую дивизию, находившуюся на Калининском фронте, участвуя в битве за Москву.[1]

  Переживая за судьбу столицы, Лисянский набросал в блокноте стихотворение «Моя Москва» («Дорогая моя столица»). Когда машина проезжала через Москву, оно уже было готово и во время получасовой остановки на Пушкинской площади поэт успел отдать его в редакцию журнала «Новый мир». Стихотворение было опубликовано в декабрьском номере за 1941 год, однако, в связи с переездом редакции в Куйбышев, увидевшем свет только в феврале 1942 года. Текст тогда состоял из двух строф

Я по свету немало хаживал,

 Жил в землянке, в окопах, в тайге,

 Похоронен был дважды заживо,

 Знал разлуку, любил в тоске.

Но всегда я привык гордиться

И везде повторял я слова:

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

У комбайнов, станков и орудий,

 В нескончаемой лютой борьбе,

 О тебе беспокоятся люди,

 Пишут письма друзьям о тебе.

Никогда врагу не добиться,

Чтоб склонилась твоя голова,

Дорогая моя столица,

Золотая моя Москва!

Первое четверостишие можно считать биографичным: во время вражеской бомбардировки порядков дивизии одна из бомб разорвалась рядом с Лисянским — он потерял сознание и был засыпан землёй, нашли его только когда он очнулся и начал стонать; через некоторое время после контузии Марк Самойлович был снова в строю, но на ночных занятиях по боевой подготовке сапёров сломал ногу, провалившись в волчью яму в лесу, причём не мог из неё выбраться самостоятельно, но позднее был найден, после чего и направлен на лечение в Ярославль; дома Лисянского ждала любимая жена.

  По возвращении в дивизию Лисянский отдал стихотворение её коллективу художественной самодеятельности, оно было преложено на простенькую музыку и впервые стало песней.

Весной 1942 года композитор Исаак Дунаевский, ездивший тогда вместе с руководимым им ансамблем песни и пляски Центрального дома культуры железнодорожников на агитпоезде по Сибири, увидел стихотворение в журнале и тут же, прямо на полях журнала, написал ноты. Затем он, после неудачной попытки найти фронтовой адрес Лисянского, попросил режиссёра своего ансамбля Сергея Аграняна дописать текст. Тот от текста Лисянского оставил первую строфу и концовку второй строфы, а между ними добавил:

  Я люблю подмосковные рощи

   И мосты над твоею рекой.

  Я люблю твою Красную площадь

  И кремлёвских курантов бой.

  В городах и далёких станицах

  О тебе не умолкнет молва,

  Дорогая моя столица,

  Золотая моя Москва!

  Мы запомним суровую осень,

  Скрежет танков и отблеск штыков,

  И в веках будут жить двадцать восемь

  Самых храбрых твоих сынов.

 

  Песня стала символом общенародного сопротивления оккупантам и единения советских людей для отпора врагу. Она и сегодня волнует сердца — столь велик эмоциональный заряд, заложенный в словах и музыке.   Для москвичей  символом Москвы, является песня «Моя Москва» композитора Исаака Дунаевского на слова Марка Лисянского.  И  5 июля 1995 года решением Правительства Москвы песня «Моя Москва» была утверждена в качестве официального гимна города.

Вопросы:

 1.Какие приметы вместил в себя облик Москвы?

 2.Какие страницы истории прочно сжились с обликом Москвы?

                  Карточка-информатор «На безымянной высоте»

 

События, о которых поется в этой песне, не выдуманы. Все это было в действительности. Там, где Калужская область соседствует со Смоленской, стоит поселок Рубежанка. И есть недалеко от него высота, обозначенная на картах военного времени отметкой 224,1 м.

  Сколько их, безымянных таких высоток оказывались подчас серьезной преградой на пути наших войск, освобождавших родную землю. Несколько раз поднимались в атаку наши воины, пытаясь выбить гитлеровцев с этой высоты, но безуспешно. А захватить ее нужно было во что бы то ни стало. Эту боевую задачу взялась выполнить группа воинов 718-го стрелкового полка в составе восемнадцати бойцов, сибиряков-добровольцев, которую возглавлял лейтенант Евгений Порошин. Ночью, под покровом темноты, они подползли вплотную к вражеским укреплениям и после ожесточенного боя овладели высотой. А потом геройски удерживали её, истекая кровью, но не сдаваясь.

Бойцы, отбивавшие одну атаку врага за другой, нуждались хотя бы в кратковременной передышке для того,чтобы сменить и перезарядить пулеметные и автоматные диски, отхлебнуть из фляжки глоток воды, перевязать раненых товарищей. И тогда один из них, Николай Годенкин, решил отвлечь огонь врага на себя. В окровавленной и изодранной гимнастерке поднялся он во весь рост и пошел прямо на гитлеровцев.

Рука его была перебита, и потому он держал автомат в правой руке, стреляя из него на ходу. Так он прошел метров пятнадцать — двадцать. Казалось, он шел очень долго. На этом пути был еще несколько раз ранен, но, даже падая, успел сделать несколько шагов вперед.«Впервые об этом сражении я услышал от редактора дивизионной многотиражки Николая Чайки, когда служил в газете 2-го Белорусского фронта, -  вспоминает поэт М. Л. Матусовский. — Рассказ поразил меня. Позже я познакомился и с героями, оставшимися в живых. А припомнилось мне все это снова, когда в начале 60-х годов режиссер Владимир Басов пригласил меня и композитора Вениамина Баснера работать вместе с ним над фильмом «Тишина» по одноименному роману писателя-фронтовика Юрия Бондарева. Басов попросил нас написать песню, которая как бы сфокусировала в себе фронтовую судьбу двух  главных героев картины. Песню, не поражающую масштабностью и размахом событий. И тогда я вспомнил этот бой. В истории Великой Отечественной войны он только маленький эпизод, но как велико его значение!..» Стихи были написаны, но с музыкой к ним дело не шло никак.«Когда третий вариант ее, — рассказывал потом композитор, — был забракован и поэтом, и режиссером картины «Тишина» Басовым, и старшим музыкальным редактором «Мосфильма» Лукиной. Я отчаялся, хотел вообще отказаться от этой работы. Но Басов, выслушав мои сомнения, сказал, что время еще есть, и просил продолжать поиски. Сердитый, ехал я домой, в Ленинград, и вдруг по дороге, в вагоне дневного поезда, почувствовал совершенно новую мелодию… Записать ее было нечем, не на чем — поэтому всю дорогу пел про себя, чтобы не забыть…» Эту мелодию, родившуюся под стук вагонных колес, мы и слышим в картине, которая вышла на экраны страны в 1964 году. Пел песню за кадром артист Лев Барашков.

  З вучит песня в исполнении   Д.Хворостовского

 Вопросы :

  1. Как в сознании  лирического героя соединяются  трагические картины войны и тревожные картины жизни природы?
  2.  Какаие строчки стихотворения позволяют эпизод конкретного боя возвести до обобщающей картины войны?

  Слово учителя.    

               Есть ещё немало песен, в которых прославляется мужество, героизм наших воинов, песен, воспевших те или иные победы, сыгравшие значительную роль в борьбе с фашизмом. Каждая отбитая у врага деревня, село, хутор - героическая победа советского воина. Об этом слагались песни. Они были рядом с бойцами, пядь за пядью освобождавшими от ненавист-ных захватчиков территории своей страны. Вместе с ними эти песни совершили победное шествие по территории Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии, Норвегии...

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Эти слова принадлежат герою поэмы А. Твардовского Василию Тёркину. Очень правильные слова! С полным основанием их можно отнести и к песне-шутке. Ведь без нее очень трудно было бы бойцу переносить все тяготы войны, лишения и опасности фронтовой жиз-ни.

Именно такую песню-шутку "На солнечной поляночке" создали в 1943 году композитор Василий Соловьев-Седой и поэт Алексей Фатьянов. Двадцатитрехлетний начинающий поэт однажды прочитал стихи Соловьеву-Седому. Последнему они понравились лиризмом, напевностью, юмором.

Первоначально композитор написал песню "На солнечной поляночке" в форме лирического вальса, мечтательного и задумчивого. Музыка получилась приятная на слух, она нравилась слушателям. Нравилась всем, кроме самого композитора. И он написал новую мелодию с озорным плясовым припевом:

Играй, играй, рассказывай,

Тальяночка, сама

О том, как черноглазая

Свела с ума..

.

Песня долгое время не находила "своего" исполнителя. И только после того, как её спел замечательный ленинградский певец Ефрем Флакс, она зазвучала широко, понравилась воинам.

Военные песни. Они не награждались орденами, о них не сообщалось в сводках Со-винформбюро, но для нашей Победы, для нашей выстраданной Победы они - песни - сдела-ли очень и очень много. Они честно несли солдатскую службу, помогая шаг за шагом, пядь за пядью освобождать захваченную фашистскими захватчиками территорию.

...Это было весной 1945 года. Потрепанный трофейный автобус вёз ленинградскую концертную бригаду. Она должна была выступать перед бойцами в Прибалтике и Восточной Пруссии. В состав бригады, кроме артистов, входили авторы многих любимых песен А. Фатьянов и В. Соловьев-Седой.

Часть, в которую ехала бригада, стремительно продвигалась вперёд, и маленький автобус никак не мог догнать её.

Композитор и поэт решили сочинить песню. Писать в автобусе было невозможно: ужасно трясло. Фатьянов импровизировал вслух стихи, а Соловьев-Седой "мурлыкал под нос, разрабатывая мелодию песни". Вскоре им стали помогать и другие участники поездки. Но случилась беда: один раз автобус так тряхануло, что аккордеон вышел из строя. Пришлось продолжать репетицию без аккомпанемента - учить песню "с голоса".

А потом было выступление перед воинами, и впервые прозвучали слова:

Давно мы дома не были,

Цветет родная ель,

Как будто в сказке-небыли

За тридевять земель..

.

Песня исполнялась трижды. Долго не расходились бойцы.

После концерта оказалось, что артисты выступали не в той части, куда ехали. Оказывается, регулировщик по приказу командира части слукавил, чтобы заполучить концертную бригаду... Но артисты не обиделись на командира: ведь песня нужна была всем.

Песни военных лет! От самых первых залпов и выстрелов до победного майского са-люта через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Тот, кто прошёл и пережил войну, не забудут их никогда. Да и мы, сегоднешнее поколение, без волнения не можем слушать их сегодня.

     Карточка-информатор «День Победы»

 

   Песня была написана к 30-летию победы, и стала главной песней в жизни Харитонова и Тухманова. «Песня эта очень мне дорога,—рассказывал позже Владимир Гаврилович Харитонов.—О такой песне я давно мечтал. И шел к ней нее эти тридцать лет, что прошли от победных незабываемых залпов.   Прибавьте к ним еще пяток—с того самого довоенного сорокового, когда меня призвали в армию и одели в военную форму. Служба моя началась в Московском пехотном училище имени Верховного Совета РСФСР. А уже год спустя вместе с курсантами-кремлевцами принял я первый свой бой. Держали мы оборону на рубеже у Волоколамского шоссе рядом с гвардейцами легендарной панфиловской дивизии. Немало полегло там моих боевых товарищей, но выстояли, не пропустили врага к столице. Потом был Сталинград. Контузия, Госпиталь. Снова —фронт. И там на моих глазах погибали мои фронтовые друзья-однополчане. До сих пор удивляюсь, как сам уцелел, дожил до Победы. Обо всем этом и мечталось рассказать в песне, да все никак не находил для нее главной строчки, той, что стала бы ее камертоном, определила бы весь ее настрой и тональность. И вот однажды — звонок из музыкальной редакции радио. — Владимир Гаврилович, нужна песня ко Дню Победы. Только, пожалуйста, чтобы, веселая, радостная. Грустных не надо. Обойдитесь без слез… — Хорошо. Подумаю,—отвечаю,—но я ведь могу написать о войне и Победе только то, что сам перечувствовал в ней и пережил… Хожу по комнате. Думаю. Слова редактора этого (я даже фамилию у нее позабыл спросить, так меня они ошарашили) из головы все никак не выходят. Тут-то и вырвалось у меня, как вздох, как озарение какое-то: «Это радость со слезами на глазах…»—та самая строчка, та главная мысль, от которой и пошла вся песня… Это и про мою маму, которая все четыре года работала медсестрой в госпитале. И про отца, заслужившего в ту пору орден Ленина. И про мою жену, которая, тогда еще совсем девчонка, на крыше вот этого самого дома на улице Горького, где мы с вами беседуем, тушила зажигательные бомбы. И про ее отца, члена партии с восемнадцатого года, сложившего голову в рядах народного ополчения… Есть в песне строки, которые тем, кто не воевал, может быть, покажутся неожиданными:

 Здравствуй, мама, возвратились мы не все…

 Босиком бы пробежаться по росе!..

  Но как, наверное, поймут меня ветераны Великой Отечественной, которые тогда, к началу войны, едва-едва переступили школьный возраст!.. Как часто грезилось нам—измотанным, пропыленным: сбросить бы кирзу, хоть совсем ненадолго, и, словно в детстве, босиком—по траве, по лужам… Ведь совсем еще недавно солдаты были мальчишками…». А так вспоминает период рождения песни композитор: «Получил от Владимира Гавриловича стихи, и мне сразу же захотелось сделать эту песню в жанре старинного русского марша, ибо такую именно музыку разносили духовые оркестры, когда в сорок первом провожали на вокзальных перронах бойцов, а потом, в сорок пятом,—встречали их, вернувшихся с войны…Наверное, по всей стране звучали тогда старинные марши, вальсы… Сам я, естественно, не был ни свидетелем, ни, тем более, участником тех событий, про которые идет речь в нашей песне. Но, рано приобщившись к музыке, я воспитывался в атмосфере мелодий, которые постоянно звучали в первые послевоенные годы. Вероятно, чисто эмоционально где-то внутри это отложилось…» Впервые песня прозвучала на «Голубом огоньке», посвященном 30-летию Победы в исполнении Леонида Сметанникова, однако классическим её исполнителем стал Лев Лещенко, представивший «День Победы» в Кремле на празднике, посвященном советской милиции.

Здравствуй, мама, возвратились мы не все...

Босиком бы пробежаться по росе!

Пол-Европы прошагали, полземли -

Этот день мы приближали как могли.

Этот День Победы

Порохом пропах,

Это праздник

С сединою на висках.

Это радость

Со слезами на глазах.

 Звучит песня  "День победы", слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова            

     1.Какие противопоставления легли в основу текста песни, помогли передать саму   сущность Дня Победы?

  1. Какие строчки передают каждодневный подвиг военных будней?

 

Исполнение  наизусть учениками   лирики военных лет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Урок-концерт "Песни огненных лет"

Данный урок является реализацией проекта в рамках программы по литературе по теме "Песни огненных лет".В методической разработке представлены:план-конспект урокасценарийвидеоролик (см. видеозапись)пре...

Урок литературы в 6 классе "Песни огненных лет"

Данный урок стал итогом исследовательской работы учащихся 6 класса по теме "Песни огненных лет"(к 65 - летию Победы). На уроке ребята рассказывали об истории создания песен "Священная война", "Песня з...

Песни огненных лет. Урок литературы в 7 классе

На данном уроке учащиеся знакомятся с историей создания песен, посвящённых Великой Отечественной войне....

Открытый урок "Тропою предков" (В.В. Юхнин "Огненное болото") 8 класс

Урок формирования умений и навыков, работа с художественным текстом....

Урок «Память огненных лет».

Подготовка к итоговой аттестации. Анализ текста и выполнение тестовых заданий.Цели урока: образовательные: 1)    работа с текстом, его частичный текстоведческий анализ; 2)форм...

Урок «Память огненных лет».

Подготовка к итоговой аттестации. Анализ текста и выполнение тестовых заданий....

Конспект интегрированного урока "Хроники огненных лет"

Интегрированный  урок (история+русская литература+музыка+информатика) «Хроники огненных дней» (к 70-летию сталинградской битвы)...