Сергей Тимофеевич Аксаков Сказка «Аленький цветочек»
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Сергей Тимофеевич Аксаков

                         Сказка «Аленький цветочек»

Цели урока:  

1.       Сформировать понятия об Аксакове С. Т. , как о сказочнике, жившем в нашем крае.

2.       Развитие умений работы с текстом.

3.       Воспитание морально-нравственных качеств: веры,     добра, любви.

Оборудование:

1.     мультфильм «Аленький цветочек»

2.      выставка книг  С. Т. Аксакова.

3.     выставка рисунков «Наш вернисаж»

4.     иллюстрации к сказке

5.     портрет С.  Т. Аксакова

6.     обложка книги «Аленький цветочек»

Оформление доски:  Сергей Тимофеевич Аксаков ( 1791 – 1859)

                                      Сказка «Аленький цветочек»

                                      Прославление добра, верности, любви.

Эпиграф:                    Спешите стать терпимей и добрей,

                                      Любите всех всегда людей,

                                      И отдавать спешите научиться,

                                      Чтобы потом  у запертых дверей,

                                      Когда окончен пир, не очутиться.

                                                                                            В. Сергеев

Толкование слов по словарю Ожегова

 

Добро – все положительное, хорошее, полезное.

Верность – стойкость,  неизменность в своих чувствах, отношениях

Любовь -  чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

 Ход урока:

 

IОргмомент.  Включение «Аленького цветочка»

                           Вопрос: О чем будет идти речь?

IIСообщение темы, цели, эпиграфа.

IIIПовторение изученного материала.

 

Стихотворение, посвященное С. Т Аксакову

 

Аксаков родился и вырос

В дворянской крепостной семье

Он узнал с детства радость, горе,

И был правдив всегда, везде.

Любил природу и рыбалку

Напевы русские любил

И слышал много он от няньки

Рассказов, сказок и былин.

В то время в сердце загорелось

Искринка пламени его

Литература и театр

Пленили мальчика всего.

Работать начал он в журнале

Писал в издательства всегда

«Записки об уженье рыбы»,

«Буран» и   «Детские года».

И все, казалось, шло прекрасно

Имел супругу и детей

Но вот постигла смерть поэта

И он ушел из этих дней.

И за свои лишь 68

Успел он много совершить

Таких людей, как наш Аксаков

Не суждено никем забыть.

 

Слово учителя: 

Родиной С.Т.Аксакова является наше Оренбуржье, поэтому мы совершим экскурсию заочно в музей-усадьбу Аксаково

Экскурсию проводит учащаяся класса.

Индивидуальное задание получают учащиеся:

1.     написать письмо С.Т.Аксакову -2 человека

2.     написать рассуждение на тему: «Нужно ли совершать добро в наши дни»

Фронтальный опрос:

1.     Что такое сказка?

2.     Какие виды сказок?

3.     Как построена сказка?

4.     Назовите сказочные элементы? 

5.     Кто создает сказки?

6.     Как называются сказки, имеющие автора?

IVОбъяснение нового материала:

Работа с текстом: 

1.     Ваше чувство  после  прочтение сказки.

2.     Докажите, что это сказка.

3.     Назовите главных героев сказки.

4.     Куда собирается купец?

5.     Какие подарки заказывают ему дочери?

6.     Что произошло с купцом, и где он очутился?

7.     Что ему приснилось во сне?

8.     Как автор описывает аленький цветочек? Зачитайте.

9.     Кто и почему выручает отца?

10.                       Перескажите о жизни младшей дочери у чудища.

11.                       Какие черты характера показаны в данном эпизоде у младшей дочери? (просмотр эпизода из мультфильма «Аленький цветочек», когда младшая дочь возвращается к своему господину.)

12.                       Отличается  ли литературная версия от мультипликационной?

Вывод :  В сказке прославляется добро, верность и любовь в отношениях отца к дочери, чудовища к дочери купца и к самому купцу.  

Работа над иллюстрациями.

Задание: Запишите название эпизода из сказки в тетрадь. Затем поменяйтесь тетрадями и сделайте взаимопроверку, исправляя простым карандашом.

Слово учителя:

Ребята, вы прочитали сказку, и у вас сложилось свое мнение о ней. Прочитайте свои сочинения – отзывы.

Учитель: Вопрос: Нужно ли сегодня быть верным, совершать добро, любить людей? Подумайте.

Ответы учащихся.

Задание творческое – устный рассказ.

1 ряд – о добре

2 ряд – о верности

3 ряд – о любви

Связь с современностью

 Учитель: Ребята, добро в нашем городе делает человек, который очень любит людей. Таким человеком является Юрий Григорьевич Шевцов. Посмотрите картину из камня «Каменный цветок». Посмотрите на его роботу. Чем она отличается от «Аленького цветочка»?

VЗакрепление нового материала.

Творческий тест:

1.     Обобщите одним словом: золотой венец, тувалет хрустальный, аленький цветочек.

2.     Закончите предложение: «Ни одна не полюбила меня за мои ласки и угождения, только…»

3.     Найдите лишнее слово: купец, дочери, чудище, цепь на дубе том.

4.     Выберите слова, характеризующие младшую дочь: любимая, красивая, ненаглядная, меньшая, красавица,  возлюбленная,  страшная, злая, жестокая.

Защита рисунков.

VIПодведение итогов урока.

Вывод по уроку.  Аленький цветочек – символ любви, добра, верности.

VIIДомашнее задание: 1) викторину       по

                                           2) кроссворд        сказке  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по сказке С.Т. Аксакова « Аленький цветочек».

Цель урока: познакомить учащихся с историей создания сказки, показать особенности сказки как литературного жанра; анализируя сказку, показать нравственные идеалы и красоту русской женщины.Вступит...

урок словесности по сказке С.Т.Аксакова "Аленький цветочек" в 5 классе

АннотацияУрок словесности.Размышление над сказкой С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». Урок может быть проведён учителем, использующим любую программу по русскому языку и литературе и любой из уче...

Комплсексная работа 2 варианта на примере работы фирмы "Аленький цветочек"

Техника безопасности, знание аппаратных и программных средств...

Урок внеклассного чтения в 5 классе по сказкам русских писателей. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек". М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб". В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"

Урок в форме командной игры помогает вызвать интерес учащихся к  внеклассному чтению и позволяет учителю проконтролировать  изучаемый материал...

"Аленький цветочек" - редкая по красоте книга

Говорят, что люди, которые верят в сказки, живут необыкновенно долго - до ста, а то и ста двадцати лет. Говорят, что они не страдают бессонницей и имеют замечательную память. У них рано седеют волосы,...

Мастер-класс "Аленький цветочек"

Мастер-класс по бисероплетению "Аленький цветочек"...