Урок внеклассного чтения в 5 классе по сказкам русских писателей. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек". М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб". В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Голикова Елена Станиславовна

Урок в форме командной игры помогает вызвать интерес учащихся к  внеклассному чтению и позволяет учителю проконтролировать  изучаемый материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 5 классе по сказкам русских писателей.

 С.Т.Аксаков «Аленький цветочек». М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб». В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

1. Деление на три команды по жеребьевке.

Ученики делятся на команды согласно вытянутой бумажке, в которой написано название одной из сказок. Названия команд могут соответствовать названиям сказок: «Аленький цветочек», «Ашик-Кериб», «Городок в табакерке».

2. Первое задание. Назвать автора сказки. (3 балла)

Каждая команда должна назвать имя, отчество, фамилию автора своей сказки. За каждую ошибку вычитается балл.

Учитель открывает на доске портреты писателей: Сергея Тимофеевича Аксакова, Михаила Юрьевича Лермонтова, Владимира Федоровича Одоевского.

3. Второе задание. Назвать героев сказки. (5 баллов)

Команда должна назвать 5 героев своей сказки.

«Аленький цветочек»: честной купец, старшая дочь, середняя дочь, меньшая дочь, зверь лесной-чудо морское (принц).

«Ашик-Кериб»: Ашик-Кериб, Магуль-Мегери, Аяк-Ага - ее отец, Куршуд-бек – соперник Ашик-Кериба, мать, сестра, Хадерилиаз - святой Георгий).

«Городок в табакерке»: Миша, папенька, мальчик-колокольчик, дядьки-молоточки, господин Валик, царевна Пружинка.

4. Третье задание. Вопросы по сказкам. (2 балла)

Команды придумывают по 2 вопроса для соперников по своей сказке.

5. Четвертое задание. Пантомима. (2 балла)

Команда должна показать пантомимой фрагмент из своей сказки. Соперники отгадывают, записывают ответ на листочках.  За верный показ – 1 балл, за правильный ответ – 1 балл.

6. Пятое задание (дополнительное). Вопросы от учителя (резервный вариант).

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

По сказке «Аленький цветочек»:

1. Какие заказы сделали дочери своему отцу? ( «золотой венец из каменьев самоцветных»; «тувалет из хрусталя восточного»; аленький цветочек)

2. Как купец оказался в заколдованном  царстве? («налетели разбойники», «бежит от них в темные леса»)

3. Какое условие поставил зверь лесной-чудо морское купцу? (отправить к нему одну из дочерей по своей воле или самому вернуться, чтобы быть казненным)

4. Как зверь лесной-чудо морское поначалу «разговаривал» с меньшой купеческой дочерью? («на белой мраморной стене появлялись словеса огненные»)

5 Как случилось. Что меньшая дочь опоздала в заколдованное царство? (старшие сестры «все часы в доме целым часом назад поставили»)

По сказке «Ашик-Кериб»:

1. Где происходит действие сказки? ( в городе Тифлизе)

2. Что значит имя Ашик-Кериб? (Ашик – балалаечник. Певец, Кериб – нищий)

3. Какое условие поставил Могуль- Мегери Ашик-Кериб?  (ждать его 7 лет, пока он разбогатеет)

4. Как Ашик-Кериб разбогател? (стал певцом у паши)

5. Кто помог Ашик-Керибу добраться домой вовремя?  (Хадерилиаз - святой Георгий)

По сказке «Городок в табакерке»:

1. Как Миша оказался в городке? (пригласил мальчик-колокольчик)

2. Что нового узнал Миша от мальчика о рисовании? («вдали все кажется маленьким, а подойдешь – большое»)

3. Как была устроена шкатулка? (молоточки били по колокольчикам, Валик цеплял молоточки, Пружинка толкала валик)

4. Как Миша испортил шкатулку? (он прижал пальчиком пружинку)

5. Опишите, как выглядела табакерка.  («Пестренькая, из черепахи». На крышке ворота, башенки, домики, деревья, солнышко, «и от него розовые лучи расходятся по всему небу».. )

7. Подведение итогов.

Выставление отметок  победившей команде.