Диалог с поэтическим текстом (урок литературы в 5 классе)
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Орлова Людмила Анатольевна

Урок-впечатление о стихотворении Бунина "Густой зеленый ельник у дороги". Проводится в рамках планирования с целью обучения школьников работе с теоретико-литературными понятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_vpechatlenie_orlova_l.a..docx25.96 КБ
Файл prezentaciya_elnik.rar1.46 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 30»

 го Саранск

Диалог с поэтическим текстом

Урок-впечатление о стихотворении Бунина

«Густой зеленый ельник…»

Автор – Орлова Людмила Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

2012 год

Диалог с поэтическим текстом

Урок-впечатление о стихотворении Бунина «Густой зеленый ельник…»

Цели:

образовательные:

- познакомить учащихся с основами литературоведческого анализа текста;

- расширить знания о средствах выразительности;

развивающие:

- развивать потребность интеллектуальной активности и творческой деятельности;

воспитывающие:

- воспитывать любовь к поэтическому языку, бережное отношение к художественному слову.

Оборудование: текст стихотворения, рабочий словарик литературоведческих терминов, цветные карандаши, презентация к уроку.

Ход урока.

I. Организационный момент.                      Слайд 1, 2

II. Вступление.  Слово о писателе.    Слайд 3

Строки  из стихотворения Бунина (читает учитель)

Я начинаю наш урок словами из стихотворения И.А.Бунина недаром. Сегодня мы прикоснемся к творчеству замечательного русского писателя и поэта И.А.Бунина.  Слайд 4

Что нам уже известно о Бунине?

Работа с портретом:  вглядитесь в лицо поэта – какое оно? Серьезное, строгое. И глаза – удивительные, задумчивые, проницательные. Это взгляд человека, который все замечает и тонко чувствует, стараясь понять мир, так любимый им.

И тема нашего урока не совсем обычная.  (Записано на доске). Запишите, пожалуйста, тему в свои рабочие странички.

(Запись темы)

Как вы думаете, в чем необычность нашей темы? Вести диалог не с человеком, а с текстом. Возможно ли это?

Возможно, потому что художественный текст – это целый мир, удивительный, загадочный, живущий по своим законам, законам художественного слова. И каждое слово имеет свое неповторимое значение. «У каждого из слов душа своя…», - говорил Бунин. Эти слова – эпиграф к уроку. Запишите, пожалуйста, эпиграф к уроку.

(Запись эпиграфа)

III. Определение целей и задач учащимися.

Подумайте, каковы цели нашего урока?

Научиться вести диалог с текстом, разгадывая его загадки, проникая в тайный смысл содержания, словно пробуя каждое слово на вкус, конечно, используя при этом наши знания о выразительных средствах.

IV. Выразительное чтение стихотворения.

Как вы думаете, с чего надо начать? Конечно, с выразительного  (задушевного) чтения. Несомненно, чтобы вести задушевную беседу с текстом, надо услышать и почувствовать слово мастера.

(Чтение стихотворения)

Пауза для восприятия

V. Переход к анализу текста.

  1. Я не спрашиваю вас сразу, понравилось ли вам стихотворение. У каждого сложится свое впечатление о стихотворении по окончании нашего диалога с художественным текстом.
  2. Лексическая работа.  Все ли слова понятны?
  3. Ход работы: в работе опираемся на наш план-памятку, в ходе  анализа делая записи-пометки  в рабочей страничке.  Не забываем открыть перед собой словарик.

VI.  Работа с текстом.

- Итак, мы начинаем диалог.

     1. Какая картина предстает перед нами при чтении первой строфы?  Слайд 5

    2. Какова  же тема этого стихотворения?

ЗАПИСЬ НА СТРАНИЧКУ

    3. Какие основные художественные образы создает автор?

ЗАПИСЬ НА СТРАНИЧКУ

  1. Какие слова помогают нам описать ельник, снега, оленя?

Это слова какой части речи?

  1. Прилагательные в лирике – в основном  эпитеты. Какие прилагательные в строфе являются эпитетами? (Пушистые снега, могучий олень, тяжкие рога)

Какую роль играют эпитеты? (Помогает красочно описать, создать образ, передать отношение автора, настроение)

ЗАПИСЬ НА СТРАНИЧКУ

  1. Да, благодаря эпитетам мы видим: очень красив олень, прекрасна природа, которая его окружает. Каково состояние природы на данный момент? ( Тишина, покой, умиротворение, опасность не угрожает)
  2. Какие словосочетания во второй строфе передают нам это состояние? Обратимся ко второй строфе.  Слайд 6

  1. Натоптал тропинок. Обратите внимание на сочетание звуков в этих  словах. Произнесите их. Что слышится за ними? (Топот, даже топтание, переступание копыт, утопающих в снегу, оставляющих тропинку)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Встаньте, потопчите ножками, переступая на месте. Услышьте звуки т, тпт.

  1.  Как называется подобное сочетание звуков, позволяющих передать состояние через слово? Звукопись. Знакомое нам определение. Новое: сочетание согласных звуков называется аллитерация.

Слайд 7 Произнесение

Запишите определение  в словарь.  

ЗАПИСЬ НА СТРАНИЧКУ

  1.  Приведите подобные примеры из этой строфы. Слайд 8

  1.  Обратите внимание на следующую строфу.  Слайд 9

Что увидим и услышим за первой строкой? Произнесите: вот снова слЕд, размЕрЕнный и рЕдкий – звук Э. Он создает ощущение плавности, неторопливости, медлительности.

  1.  Это еще один из приемов звукописи – сочетание гласных звуков,  называемое в литературе ассонанс.

Слайд 10 Произнесение

Запишите определение  в словарь

ЗАПИСЬ НА СТРАНИЧКУ

  1.  Скажите, в каких строчках  вы еще можете отметить приемы звукописи? Слайд 11

  1.  Какой сигнал передает нам строка И вдруг – прыжок? (Опасность!) Какое слово указывает на опасность?  (Вдруг) Это художественная подробность. Как она называется  в литературе? (Художественная деталь).

  1.  Какая еще деталь (кроме слова вдруг) указывает на опасность? Какие строчки содержат в себе эту деталь? (Собачий гон и ветки, обитые рогами на бегу)

ЗАПИСЬ НА СТРАНИЧКУ

  1.  Какая картина создана при помощи художественных деталей?

  1.  Какое чувство мы теперь испытываем? (Мы волнуемся, тревожимся за оленя. Неужели такого красивого могучего зверя разорвут собаки?)

  1.  Чего, в таком случае, мы ждем от последней строфы?  

Слайд 12 Перечитаем ее.

  1.  Говорится ли здесь о том, что оленю удалось убежать, спастись?  Какой глагол указывает на это? Уносил, а не унес.

  1.  А как думаете вы? Какие слова текста заставляют верить, что олень ушел от погони?

Легко, бешено, в избытке свежих сил, в стремительности. (Перечисление эпитетов)

  1.  Это еще один из художественных  приемов – градация. 

Слайд 1З

Запишите определение  в словарь.

 ЗАПИСЬ НА СТРАНИЧКУ

  1.  Какие эмоции звучат в этой строфе? Конечно, радость. Но только ли? К чему мы подошли сейчас? К главной, основной мысли.  Какая строка поможет нам сформировать основную мысль?  

Слайд 14 (Он красоту от смерти уносил) А мы выражаем надежду, что унес.

  1. Скажите прежде, какое чувство владеет сейчас нами?  Торжество: сила, красота и молодость победили. Что победили? Смерть.

  1.  Красота победила смерть. Два слова в последней строке – какие они по смыслу? Противоположные.

  1.  Вспомните, как разрешается конфликт в русских народных сказках: добро побеждает зло. Какова же основная мысль?  - Победа красоты над смертью.

  1.  А скрытый смысл? - Победа добра над злом Слайд 15

ЗАПИСЬ НА СТРАНИЧКУ

VII. Итог. Рефлексия

  1. Итак, диалог с поэтическим текстом подошел к концу. Попрошу вас закончить фразу: «Диалог с поэтическим текстом – это…» (Непростая, но увлекательная работа, исследование, узнавание нового, разгадка тайны, создание впечатления).

  1. Что нам необходимо для того, чтобы уметь вести беседу, диалог с поэтическим текстом?

  1. Какие понятия помогали нам в ведении диалога с текстом? (Известные и новые) Слайд 16

  1. А вот впечатление о стихотворении, как и о человеке, у каждого свое. Используя свои знания, свои мысли из рабочих страничек, запишите на оборотной стороне несколько слов, которые особенно передадут ваше впечатление о стихотворении.

Слайд 17

Листы с написанным дети несут к доске и прикрепляют магнитом.

               

VIII. Заключение.

Рассматриваются ученические работы. Делается вывод:

Я вижу самые разные ваши впечатления о поэтическом тексте. Среди них … Молодцы, вы умеете чувствовать слово, а значит,  научитесь чувствовать и его душу. Об этом говорят ваши отклики. А самое главное: я вижу, что никого из вас это стихотворение не оставило равнодушным. Благодарю вас за отзывчивость!

Завтра мы обсудим все ваши впечатления, каждый из вас получит свою оценку.

Домашнее задание на слайде.

Слайд 18

РАБОЧАЯ СТРАНИЧКА

             __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
                                                        ____________________________
____________________________
____________________________
____________________________

Тема

Художественные образы

Выразительные средства

создания образов

Основная мысль

(скрытый смысл)

Впечатление



Подписи к слайдам:

Диалог с поэтическим тестом. Урок-впечатление о стихотворении Бунина «Густой зелёный ельник…»
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30»Орлова Людмила Анатольевна, учитель русского языка и литературы
У каждого из слов душа своя…И.А.Бунин
Бунин Иван Алексеевич1870 – 1953
Густой зеленый ельник у дороги,Глубокие пушистые снега.В них шел олень, могучий, тонконогий,К спине откинув тяжкие рога.
Вот след его. Здесь натоптал тропинок, Здесь елку гнул и белым зубом скреб – И много хвойных крестиков, остинок Осыпалось с макушки на сугроб.
АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение одинаковых (сходных) согласных звуков
ЗВУКОПИСЬ
Вот след его. Здесь натоптал тропинок, Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб – И много хвойных крестиков, остинок Осыпалось с макушки на сугроб.
Вот снова след, размеренный и редкий, И вдруг – прыжок! И далеко в лугу Теряется собачий гон – и ветки, Обитые рогами на бегу…
АССОНАНС – повторение одинаковых (сходных) гласных звуков
ЗВУКОПИСЬ
Вот снова след, размеренный и редкий, И вдруг – прыжок! И далеко в лугу Теряется собачий гон – и ветки, Обитые рогами на бегу…
О, как легко он уходил долиной!Как бешено, в избытке свежих сил, В стремительности радостно-зверинойОн красоту от смерти уносил!
ГРАДАЦИЯ – фигура речи, состоящая в усилении или ослаблении признаков
ГРАДАЦИЯ
.
Он красоту от смерти уносил…
Основная мысль стихотворения – победа красоты над смертью, победа добра над злом.
Аллитерация – повтор сходных согласных.Ассонанс – повтор одинаковых гласных.Градация – последовательное усиление или ослабление признаков.
Художественныеприемы
Домашнее задание
ВАШ ВЫБОР:Выучить стихотворение наизусть.Прочитать рассказ Бунина «В деревне»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог как основа современного урока литературы в старших классах

Обобщение опыта работы в старших классах, описание приемов, создающих условия для вовлечения учащихся в учебный диалог на уроках литературы....

Диалог с поэтическим текстом на уроке словесности (из опыта работы)

Организация познавательной деятельности - основная задача учителя.Интерес - первичный элемент познания. Познавательный интерес, как ивсякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и...

Понимание поэтического текста учащимися 5 –11 классов гимназии, или Поэтические эксперименты

Как сделать так, чтобы каждый ученик не со слов учителя, а сам понял значимость литературы?Ученик должен стать ее исследователем, выявляя проблемы самостоятельно. Открывая для себя М. В. Ломоносова, А...

Технологическая карта урока. Литература 6 класс. «Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

Предмет: литератураТип урока, вид: открытие нового знания; интегрированныйЦели урока:- сформировать представление о быличках, определить их роль в рассказе, повторить тропы и фигуры речи (сравнение, м...

Урок литературы 5 классе "М. В. Ломоносов «СЛУЧИЛИСЬ ВМЕСТЕ ДВА АСТРÓНОМА В ПИРУ». Научные истины в поэтической форме"

Учащиеся знакомятся с личностью и удивительной жизнью русского ученого – М. В. Ломоносова; работают над  основным содержанием и художественными особенностями произведения; учатся выразитель...

Урок-исследование. Диалог с поэтическим текстом. (И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»)

Урок-исследование помогает- познакомить учащихся с некоторыми основами филологического анализа текста, расширить знания о средствах выразительности;- развивать потребность интеллектуальной активности ...

Презентация к обобщающему уроку литературы 4 класс "Поэтическая тетрадь.1"

Презентация к  уроку литературного чтения в 4 классе. Тема:"Обощающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь. Часть1"...