Диалог с поэтическим текстом на уроке словесности (из опыта работы)
учебно-методический материал по литературе на тему

Организация познавательной деятельности - основная задача учителя.
Интерес - первичный элемент познания. Познавательный интерес, как и
всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и
формируется в деятельности и, прежде всего, в учении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog_s_poeticheskim_tekstom.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Диалог с поэтическим текстом на уроке словесности

(из опыта работы)

Иркутская область

Зиминский район

МОУ Новолетниковская СОГ

Учитель русского языка и литературы

Соснова Оксана Алексеевна

План

I.        Актуальная проблема преподавания в старших классах -
познавательный интерес.

II.        Анализ поэтического текста «под лингвистическим микроскопом»:

а)        методика анализа (на примере работы с лирическим
стихотворением М.И. Цветаевой «Рябину рубили...» с повторением и
обобщением знаний по синтаксису, пунктуации, фонетике, лексике,
словообразованию);

б)        результаты работы.

III.        Связь уроков русского языка с уроком литературы как обязательное
условие развития положительных нравственных качеств учащихся.

Я ТЕЛОМ В ПРАХЕ ИСТЛЕВАЮ, УМОМ ГРОМАМ ПОВЕЛЕВАЮ,

Я ЦАРЬ - Я РАБ - Я ЧЕРВЬ - Я БОГ.

ДЕРЖАВИН

Тайна человеческой жизни, её сущности и предназначения усугубляется не менее таинственной и загадочной сущностью смерти. Все великие философы и выдающиеся мыслители, все религиозные системы, проблему смерти рассматривали как центральную, от решения которой зависит суть ответов на все другие вопросы человеческого бытия. При этом философские взгляды на сущность смерти нередко почти полностью совпадали с религиозным пониманием или даже предвосхищали его. Конечно, в истории философии мы встречаемся и с такими взглядами, которые проблему смерти фактически обходят стороной или просто замалчивают. Однако этот уход в сторону от проблемы или умышленное её замалчивание не только не умаляло её значения, но, наоборот, подчеркивало её значимость и злободневность. Больше того, некоторые философы, например, Платон, полагали, что «те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним -умиранием и смертью». Философские размышления о смерти, несомненно, возникли под влиянием смерти, как переходе в иное состояние.

Проблема смерти - из ряда «вечных», она существует ровно столько, сколько существует культура. Точно также, как и проблема жизни. Жизнь и смерть - это два противоположных состояния одного бытия, считал Гераклит. Это утверждение эффеского мудреца почти не вызывало сомнений среди философов. Сократ говорит: «Я не удивился бы, если бы оказалось, что Еврипид сказал правду в стихах:

Кто знает: жизнь, - не значит ли у мёртвых смерть?

И умереть, на языке теней, - ожить?» Смерть не есть нечто абсолютно противостоящее жизни,  она является необходимым моментом и результатом жизнедеятельности организма.

I.        Организация познавательной деятельности - основная задача учителя.
Интерес - первичный элемент познания. Познавательный интерес, как и
всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и
формируется в деятельности и, прежде всего в учении.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путём определённой организации познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников - это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключённого в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Каковы же пути осуществления этой задача?

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, известным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перёд. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Это новое, на мой взгляд, на сегодняшний день есть урок словесности, где текст изучается как явление культуры. На таких уроках создаются условия для положительной мотивации и формирования познавательного интереса у учащихся. Идет творческий диалог читателя с автором. Урок словесности, по-моему, идеальный вариант для старшеклассников, так как они глубже осознают эстетическую ценность языковых явлений в художественном тексте, чутко воспринимают язык художественного произведения, самостоятельно входят в художественный мир литературного создания. А наша задача в том, чтобы «научить и приучить учащихся читать художественные произведения филологически вооруженным глазом».

II.        Чтобы заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой, увлечь ее
поэтическим творчеством, предложено стихотворение для анализа «Рябину
рубили...» с повторением и обобщением разделов по русскому языку.
Данное стихотворение ранее с классом подробно не рассматривалось.

В качестве текстов лучше использовать те, которые не обязательны в программном материале: незнакомый текст позволит активизировать учащихся, повысить их интерес и внимание.

Предметом наблюдения на уроках словесности могут быть звукопись, цветопись, сопоставление текстов одной темы или разных тем, средства графики в художественном тексте и другое.

Мною взят конкретный образ - образ рябины, через который раскрывается внутренний мир Марины Цветаевой.

Прежде всего ученики определяют основную мысль текста от первичного чтения. Далее каждая микротема рассматривается с точки зрения синтаксиса: стилистические особенности односоставных предложений и их типов, двусоставных с нулевой связкой, неполных; пунктуации: значение многоточия, восклицательного знака; фонетики: фонетический разбор слов рябину, зорькою, особенности согласных звуков; лексики и словообразования: нахождение синонимов к словам горькая, судьбина, значение суффикса -ин- в последнем слове, а также затрагивается морфология: определение количества слов по частиречному признаку. Проникнув построчно в каждое слово, учащиеся определяют, что образ рябины - символ судьбы Цветаевой.

Таким образом, рассмотрение почти всех уровней языковой системы, позволяет повысить активность, интерес у учащихся. Переход от одного раздела к другому, а также одновременно и проникновение в содержание поэтического текста занимает детей, увлекает разнообразием.

Результаты работы на уроке. Учащиеся с увлечением выполняли задания, их занимали вопросы, на которые они легко находили ответы. Темп урока позволил активно и неотрывно работать.

Фонетический разбор ученики выполняли сосредоточенно, почти не сделав ошибок. Любой разбор, будь то фонетический, морфологический, лексический или другой, всегда интересен по своему выполнению ученикам, так как он содержит в себе теорию, которая подтверждается на практике.

Повторили теорию литературы: метафора, образ, символ и другие.

При подборе и подготовке текста для анализа учитывалась подготовленность учащихся, их психологические особенности. Этот урок словесности дан сразу после знакомства жизненного и творческого пути М. Цветаевой.

Ключевые слова, знаки препинания в стихотворении «Рябину рубили...» раскрыли не только судьбу Цветаевой, но и судьбу России.

III. Таким образом, интеграция школьных предметов позволяет воспитывать у учащихся способность осознавать красочность языка поэтического текста, воспринимать его как художественное целое.

Литература воспитывает нравственные качества, а русский язык позволяет изучать программный материал в совокупности с воспитанием у детей положительных черт.

Литература

  1. Остренкова М.А. Уроки словесности.// РЯШ. - 1995. - №4. - С. 29 - 33.
  1. Львова СИ. Наблюдение за графическими возможностями средств графики в художественном тексте. - 1995. - №2. - С. 39 - 51.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения

Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...

Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах

В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Диалог с поэтическим текстом (урок литературы в 5 классе)

Урок-впечатление о стихотворении Бунина "Густой зеленый ельник у дороги". Проводится в рамках планирования с целью обучения школьников работе с теоретико-литературными понятиями....

Анализ лирического текста на уроках литературы. Из опыта работы.

Материал представляет собой статью, в которой изложена технология (система работы) с лирическим текстом (стихотворением), сложившаяся за годы работы в школе. Это не вновь открытая система работы, а об...

Работа с текстом на уроках словесности

Работа с текстом  - дело весьма сложное, а работа со стихотворным текстом тем более.  Далеко не каждый ребенок способен уловить настроение, ритм, музыку текста, понять созданные автором обра...

Урок-исследование. Диалог с поэтическим текстом. (И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»)

Урок-исследование помогает- познакомить учащихся с некоторыми основами филологического анализа текста, расширить знания о средствах выразительности;- развивать потребность интеллектуальной активности ...