Урок-исследование. Диалог с поэтическим текстом. (И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»)
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Лютова Татьяна Эдуардовна

Урок-исследование помогает

- познакомить учащихся с некоторыми основами филологического анализа текста, расширить знания о средствах выразительности;

- развивать потребность интеллектуальной активности и исследовательской деятельности;

- воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к художественному слову.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie_gustoy_zelenyy_elnik.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Диалог с поэтическим текстом. (И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»)

(урок – исследование)

Цель урока:

- познакомить учащихся с некоторыми основами филологического анализа текста, расширить знания о средствах выразительности;

- развивать потребность интеллектуальной активности и исследовательской деятельности;

- воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к художественному слову.

Оборудование: 

Портрет И. А. Бунина.
Текст И.А. Бунина « Густой зелёный ельник у дороги».

Аудиозапись: И. Петренко читает стихотворение И. А. Бунина.
Демонстративные таблицы с цитатами.
Толковые словари С. И. Ожегова.
Таблица «
 Стихотворение И. А. Бунина « Густой зелёный ельник у дороги».
Карточка для актуализацию знаний.

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Подготовка к восприятию темы и цели урока.

а)Слово учителя.

– Сегодня мы будем работать с худ. текстом, который принадлежит перу тончайшего и проникновенного лирика И.А.Бунина.

Слово о поэте.

     Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже, в старинной дворянской семье. В детстве он часто проводил время с крестьянскими детьми из ближних деревень. В 10 лет И. А. Бунин поступил в Елецкую гимназию. Он очень много путешествовал и хорошо знал русский, английский, французский языки.  В гимназии он начал писать стихи и писал их до конца жизни.

Для стихотворений  Бунина характерна задушевная интонация. В них отразилась любовь поэта к России, родной земле. В своих стихотворениях он заставляет нас почувствовать тепло своего сердца, обаяние родной природы и музыку родного слова.

Тема урока необычная. Как вы думаете, почему? (это диалог не с человеком, а с текстом). 
 Обратимся к цитатам Татьяны Михайловны Пахновой ( на доске):
Художественное произведение – это диалог с читателем. 
Диалог с текстом – это вершина общения читателя с художественным произведением.
- Как вы понимаете смысл второго высказывания?
Действительно, худ. текст – это целый неповторимый мир, живущий по своим законам. В нём есть как ясно видимое, так и загадочное, тайное.

б)
 Определение цели урока учащимися
Определите цель нашего урока.
- Научиться вести диалог с текстом, разгадывая его загадки, призывает читателя поэтесса М.Цветаева:

«А что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределом слов?»

Давайте запишем число и тему нашего урока в тетрадь.


3.Актуализация знаний

Вести диалог с худ. текстом невозможно без определённых знаний . Небольшая работа на основе рассказа И. А. Бунина «В деревне» позволит проверить и скорректировать ваши познания в области тропов.

1.Укажите, каким средством выразительности является выделенное слово или словосочетание в предложении «Откинешься на задок саней, прикроешь глаза и только покачиваешься и слышишь, как заливается колокольчик над тройкой…, как визжат и постукивают на ухабах полозья»
а) эпитет 
б) метафора в) сравнение


2.Укажите, каким средством выразительности является выделенное слово или словосочетание в предложении «Ясно и резко отделяются их чистые, холодные изваяния от фона неба…»


а) метафора б) эпитет в) гипербола

3.Укажите, каким средством выразительности являются выделенные слова и словосочетания в данном отрывке:
«А кругом всё темнеет и темнеет, и уже ночью въезжаем в знакомое село. Ночь тёмная, но звёздная; мелкие
звёзды содрогаются острыми синими огоньками, крупные блещут переливчатым блеском разноцветных камней. ...в чистом морозном воздухе звонко отдаются скрип ворот или лай собачонки.»
а) метафора б) эпитет в) сравение

4.Работа с текстом - стихотворением И.А.Бунина «Густой зелёный ельник у дороги»

  1. Прослушивание аудиозаписи стихотворения И. А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…» (Читает Игорь Петренко).
  2. Филологический анализ текста


- Понравилось стихотворение?

- К какому роду литературы вы отнесёте это стихотворение? (Лирика)

- Почему? Каковы задачи лирики?

 У вас на партах лежат таблицы, в которые мы будем заносить все сделанные выводы. Запишите в соответствующую графу таблицы род литературы.



- Сформулируйте тему (природа, олень в лесу). Нарисуйте словесную картину. Это можно доказать. 

Самый верный способ определения темы – по сущ.

РАБОТА В ГРУППАХ

1 ряд выписывает все существительные, относящиеся к образу природы (лес, поле, луг);

2 ряд выписывает все существительные, относящиеся к образу оленя;

3 ряд выпишите все непонятные слова и объясните их значение с помощью толкового словаря.

- Сколько слов относятся к образу природы? (12)

- Сколько слов относятся к образу оленя? (12)

- Сделайте вывод.(Слов одинаковое количество, значит тема – олень в лесу.) Запишите свой вывод в таблицу.

- Назовите центральные худ. образы. ( центральные худ.образы – природа и её часть – олень) Запишите свой вывод в таблицу.

Словарно-лексическая работа (3 ряд)

1 строфа

Ельник – лес, в котором растут ели.
Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.
Тяжкие рога – тяжёлые рога

2 строфа

Зубом скрёб – зубом грыз 
Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.
Макушка ёлки – верхушка ёлки

3 строфа

Размеренный след – определённая мера для следа
Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)

4 строфа

Долина – открытая местность
Бешено – изо всех сил
В избытке свежих сил – много новых сил
Стремительность – быстрота

- Определите тип рассказчика. (рассказчик -повествователь – тут нигде нет «я», «мне».)

- Особенность рассказчика-повествователя в том, что он одновременно везде и нигде. Он всё видит, всё знает, но сам не появляется, а рассказывает о других героях. Кто же тогда является героем этого стихотворения? (олень).

- Где же здесь герой-олень? Мы видим его? (нет, рассказчик видит)

- И не просто видит, он идет по следам оленя. И всё, что он нам про оленя рассказывает происходит на самом деле? (в воображении рассказчика).

- Так значит, рассказчик кто? (Герой. Он идёт по следам оленя и пытается вообразить, что здесь происходило).

- Итак, если внимательно читать текст, то, несмотря на отсутствие личного местоимения «я», мы видим, что перед нами рассказчик-герой. Рассказчик видит следы оленя и передаёт те чувства, которые они у него вызывают.

-Так как это лирическое произведение, то как мы называем рассказчика? (Лирический герой.)

- Разберёмся в настроении лирического героя. Какое же оно? Меняется ли?

СТРОФА 1. Любование и ожидание: «густой», «глубокие», «пушистые», «могучий», «тонконогий», «тяжкие рога». Слова какой части речи преобладают и почему? (сущ., т. к. важно показать лес, оленя в состоянии покоя, а не в движении. А характеризуют их прилагательные.

- Какие прил, являются простыми определениями, а какие – эпитетами?

СТРОФА 2. Ожидание, вглядывание, поиск: «вот след его», «здесь…», «белым зубом». ЛГ видит оленя? (Нет, он предполагает, по следам определяет, что он делал, что у него «белый зуб».)

СТРОФА 3. Снова ожидание, вглядывание и … неожиданность – «и вдруг – прыжок!»

- Поменялось ли настроение ЛГ в 3 строфе? Что произошло? Изменилось ли расстояние между ЛГ и оленем? Как происходит смена действий? Что помогает автору создать стремительность повествования? (знак тире). То есть автор использует поэтический синтаксис.

- Обратите внимание на звуки, помогают ли они подчеркнуть стремительность событий? Какой звук? (р-р)

ЗАПИШЕМ в тетрадь

Такой приём называется аллитерация – повторение согласных звуков.

СТРОФА 4. Глубокий вздох любования – ЛГ не видит, но в воображении выстраивает картину: «как легко», «как бешено, в избытке сил», «стремительно», «радостно-звериной». «Он красоту от смерти уносил»- высшая точка чувства лирического героя.

- Можно на этом закончить наш диалог с текстом? 

А как же тайна? Есть она в стихотворении?

Тайный смысл стихотворения

-Помогут вам его понять ключевые слова строфы. Какие? (красота _ смерть)

Только ли о природе стихотворение
? ( о победе красоты над смертью, добра над злом)

5. Рефлексия
- Понравилось стихотворение?

-Были ли затруднения на уроке? В чём они?

- Чему научились? Что нового узнали?

- Что было интересным?

6. Домашнее задание:

1.Пользуясь таблицей, сделайте анализ стихотворения И. А. Бунина «Листопад».

2.Напишите отзыв о стихотворении «Густой зелёный ельник у дороги…» или сочините стихотворение о природе самостоятельно.

И закончить свой урок мне бы хотелось словами И. А. Бунина
Мир везде исполнен красоты…

                                                                                  И. А. Бунин

Карточка

1.Укажите, каким средством выразительности является выделенное слово или словосочетание в предложении

 «Откинешься на задок саней, прикроешь глаза и только покачиваешься и слышишь, как заливается колокольчик над тройкой…, как визжат и постукивают на ухабах полозья»
а) эпитет

 б) метафора 

 в) сравнение

2.Укажите, каким средством выразительности является выделенное слово или словосочетание в предложении

 «Ясно и резко отделяются их чистые, холодные изваяния от фона неба…»

а) метафора 

б) эпитет 

в) гипербола

3.Укажите, каким средством выразительности являются выделенные слова и словосочетания в данном отрывке:
«А кругом всё темнеет и темнеет, и уже ночью въезжаем в знакомое село. Ночь тёмная, но звёздная; мелкие
звёзды содрогаются острыми синими огоньками, крупные блещут переливчатым блеском разноцветных камней. ...в чистом морозном воздухе звонко отдаются скрип ворот или лай собачонки.»
а) метафора

 б) эпитет 

в) сравение

Таблица

И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

Род

Тема

Художественные образы

Тип рассказчика

Настроение

1 строфа:____________________________

2 строфа:____________________________

3 строфа:____________________________

4 строфа:____________________________

Средства создания (образов, настроения )

_____________________________________

___________________________________

____________________________________

___________________________________

Скрытый смысл

Домашнее задание

Род

Тема

Художественные образы

Тип рассказчика

Настроение

Средства создания (образов, настроения )

Скрытый смысл

Домашнее задание

Род

Тема

Художественные образы

Тип рассказчика

Настроение

Средства создания (образов, настроения )

Скрытый смысл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог с поэтическим текстом (урок литературы в 5 классе)

Урок-впечатление о стихотворении Бунина "Густой зеленый ельник у дороги". Проводится в рамках планирования с целью обучения школьников работе с теоретико-литературными понятиями....

Конспект урока литературы в 5 классе «И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

Конспект урока литературы  по учебнику Г.С.Меркина. К конспекту урока прилагаются презентации....

Урок по теме " И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…"(5 класс)

Разработка урока по литературе по теме  " И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…" в 5 классе.Разработка урока содержит конспект урока и презентацию....

Диалог с поэтическим текстом на уроке словесности (из опыта работы)

Организация познавательной деятельности - основная задача учителя.Интерес - первичный элемент познания. Познавательный интерес, как ивсякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и...

Карточка "Густой зелёный ельник у дороги" (5 кл)

Задние для самостоятельной работы на уроке литературы в 5 классе на тему "И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги"...

План-конспект урока по литературе. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…»

План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф., Трубиной Л.А., Ипполитовой Н.А., Мамоновой И.В. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».Основные виды деят...

Презентация к произведению Ивана Алексеевича Бунина "Густой зелёный ельник у дороги".

В данном материале предлагаю презентацию, которая может стать основой при подготовке к уроку по анализу стихотворения Ивана Алексеевича Бунина "Густой зелёный ельник у дороги"....