План-конспект урока по литературе. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Куфаева Наталья Вячеславовна

План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф., Трубиной Л.А., Ипполитовой Н.А., Мамоновой И.В. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».

Основные виды деятельности: разгадывание кластера со словами, связанными с биографией И.А. Бунина; краткие сообщения учащихся о детстве И.А. Бунина; словарная работа по стихотворению И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…»; чтение и анализ стихотворения; исследовательская работа с поэтическим текстом; составление диафильма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_bunin_gustoy_zelenyy_elnik_u_dorogi.docx811.03 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по литературе

Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…»

Составитель: Куфаева Наталья Вячеславовна

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить учащихся с отдельными фактами биографии И.А. Бунина;

- познакомить учащихся со стихотворением И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…»;

- выявить художественную идею поэтического текста;

- усвоить способ интерпретации художественного текста при помощи составления диафильма.

Развивающие:

- способствовать развитию речи учащихся;

- содействовать развитию навыков выразительного чтения и лексической работы;

- способствовать развитию творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию любви к природе нашей Родины;

- способствовать воспитанию нравственно-этических представлений учащихся о красоте природы.

Основные виды деятельности: разгадывание кластера со словами, связанными с биографией И.А. Бунина; краткие сообщения учащихся о детстве И.А. Бунина; словарная работа по стихотворению И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…»; чтение и анализ стихотворения; исследовательская работа с поэтическим текстом; составление диафильма.

Этапы урока

I. Вступительная беседа о красоте и первозданности природы, создание установки на работу.

Подготовка к восприятию поэтического текста И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».

В настоящее время во многих городах нашей страны проводится выставка фоторабот «Первозданная Россия». Фотографы-натуралисты (Сергей Горшков и Евгений Горинов) представили снимки уникальной природы России от ее восточных пределов до западных границ. Подобные экспозиции помогают тысячам людей по-новому взглянуть на дикую природу России, понять ее красоту, масштаб, узнать и полюбить ее еще сильнее, осознать, как важно сохранить ее в первозданном виде для будущих поколений. Данная тема близка не только фотографам, но и художникам, поэтам, писателям и др. (на электронную доску выводятся фотографии с выставки «Первозданная Россия»).

  1. Назовите поэтов, которых привлекала родная природа, ее красота и первозданность?
  2. Любите ли вы поэзию этих авторов?
  3. Вспомните любимые стихотворения о природе (возможно чтение нескольких четверостиший наизусть).

II. Сообщение темы и основных задач урока: познакомиться со стихотворением И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…», выявить художественную идею поэтического текста, усвоить способ интерпретации художественного текста при помощи составления диафильма.

III. Проверка домашнего задания.

1. Проверка знаний биографии И.А. Бунина.

Учащимся предлагается разгадать кластер со словами, связанные с биографией И.А. Бунина, которые представлены на доске:

- Озерки;

- 1891 г.;

- Франция;

- 1953 г.;

- 8 лет;

- Жуковский;

- Елец;

- Юлия;

- страдательные песни;

- лауреат;

- Гайвата.

2. Сообщения учащихся о детстве И.А. Бунине: «Герб рода Буниных»; «Детские годы И.А. Бунина»; «Учеба И.А. Бунина в Елецкой гимназии».

3. Дополнение рассказов ребят краткой информацией о жизни И.А. Бунина в эмиграции (подготавливает учитель).

IV. Знакомство со стихотворением И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».

1. Рассмотрение иллюстраций к стихотворению.

Рассмотреть иллюстрацию А.А. Пахомова (1947 г.) к стихотворению И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…» и иллюстрацию неизвестного автора (см. приложение).

- Что изображено на представленных иллюстрациях?

- О чем мог написать Бунин в стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги…», учитывая представленные иллюстрации?

2. Знакомство со стихотворением.

Прослушать чтение стихотворения мастером слова – актером Игорем Петренко.

- Понравилось ли вам прослушанное стихотворение?

- Что более всего вам понравилось?

- О чем это стихотворение?

- Есть ли в этом стихотворении непонятные слова?

Учащиеся записывают в литературный словарь лексическое значение слова «остинок».

Остинок от слова «ость» - длинный жесткий волос в шерсти животного.

V. Чтение и анализ стихотворения И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».

1. Отработка навыков выразительного чтения.

1) Составление разметки текста (партитуры) (индивидуальная работа).

2) Чтение стихотворения про себя (индивидуальная работа).

3) Конкурсное чтение стихотворения (2 ученика по желанию).

2. Ответ на вопросы из учебника:

- Что вам больше всего запомнилось в художественной картине, нарисованной в этом стихотворении?

- Какие художественные определение (эпитеты) использует поэт для создания образа оленя? Какой эпитет показался вам самым необычным? Попытайтесь объяснить его значение.

Эпитеты – «густой зеленый ельник», «глубокие пушистые снега», «могучий тонконогий олень», «тяжелые рога», «хвойные крестики», «белый зуб», «собачий гон».

Метафора – «он красоту от смерти уносил».

- Докажите, что образ оленя дан в стихотворении не в статике, а в динамике. Подтвердите примерами из текста.

- Какие другие художественные образы нарисованы в стихотворении? Как они помогают создать образ красивой и могучей природы?

- Как проявляется в стихотворении авторское отношение к нарисованной им картине? Почему в стихотворении так много восклицательных предложений?

- Как вы объясните смысл финальной строки стихотворения? Какая красота имеется ввиду?

3. Исследовательская работа с поэтическим текстом.

1) Учащимся предлагается записать лексическое значение слов: красота и смерть.

Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Смерть – прекращение жизнедеятельности организма.

2) Учащиеся выписывают из текста слова, соотнесенные с понятием «красота». Что особенно красиво в нарисованной поэтом картине?

Красота: густой зеленый ельник, глубокие пушистые снега, олень, могучий, тонконогий, тяжкие рога, уходил легко, бешено, в избытке свежих сил, в стремительности радостно-звериной.

Красив густой ельник, пушистый снег, олень; прекрасны его движения, его порыв к жизни.

3) Учащиеся выписывают из текста слова, соотнесенные с понятием «смерть». Что в стихотворении приносит смерть?

Смерть: Далеко в лугу теряется собачий гон. Ветки, обитые рогами на бегу.

Смерть несут разъяренные собаки, гонящие оленя. Детали помогают воссоздать картину охоты на оленя. Мы слышим выстрелы, лай собак.

4) Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?

Образ оленя – нечто большее, чем образ животного. Олень — это красота.

5) Учащиеся прочитывают последнюю строфу. Первая фраза – торжество: олень ушел; он вне опасности. Молодость и сила победили... Что победили? (найдите эти слова) Красота, смерть.

6) Вывод. Какова скрытая тема стихотворения?

Победа красоты над смертью. Поэтому стихотворение написано не только о природе.

VI. Составление диафильма.

1. Учащимся предлагается групповая работа по составлению диафильма (по 4 человека в группе – предположительно 7 групп). На партах разложены памятки с порядком работы по составлению диафильма:

Порядок работы учащихся по составлению диафильма

1.        Прочитать текст (или отрывок из него), определить общий характер будущего диафильма.

2.        Разделить текст на части (кадры, картинки).

3.        Выделить в первой части «главные» предложения (для титров).

4.        Представить себе мысленно картинку к первой части текста.

5.        Устно «нарисовать» картинку к первому кадру.

6.        Графически изобразить кадр (выполняется по желанию, не на уроке).

7.        На основании выделенных в тексте предложений сделать титры к кадру (устно или письменно).

8.        Проверить соответствие рисунка и титров.

2. Проверка выполненного задания. Каждая группа представляет один кадр диафильма.

3. Обсуждение полученных результатов.

VII. Обобщение изученного материала.

Заполнение таблицы выводов, полученных в ходе работы над стихотворением. Вывод эталона таблицы на электронную доску.

Тема стихотворения

Олень в лесу.

Художественные образы

Природа и ее часть – олень.

Тип рассказчика

Герой. Он идёт по следам оленя и пытается вообразить, что здесь происходило.

Настроение

1 строфа: Любование и ожидание

2 строфа: Ожидание, вглядывание, поиск

3 строфа: Снова ожидание, вглядывание и … неожиданность

4 строфа: Глубокий вздох любования

Средства создания (образов, настроения)

Эпитеты – «густой зеленый ельник», «глубокие пушистые снега», «могучий тонконогий олень», «тяжелые рога», «хвойные крестики», «белый зуб», «собачий гон».

Метафора – «он красоту от смерти уносил».

Скрытый смысл

О победе красоты над смертью, добра над злом.

Идея стихотворения

Сохранение окружающей природы.

VII. Домашнее задание: 1) подготовка выразительного чтения наизусть стихотворения И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…»; 2) создание книжки-раскладушки с кадрами диафильма (групповая работа); 3) подготовка сочинения-миниатюры по словам И.А. Бунина «Мир везде исполнен красоты…».


Иллюстрация А.А. Пахомова (1947 г.) к стихотворению И.А. Бунина

«Густой зеленый ельник у дороги…»

Иван Бунин. "Густой зелёный ельник у дороги...". Иллюстрации А. Пахомова.

        

Иллюстрация неизвестного автора к стихотворению И.А. Бунина

«Густой зеленый ельник у дороги…»

image (2) (700x525, 118Kb)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

Конспект урока литературы в 5 классе «И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

Конспект урока литературы  по учебнику Г.С.Меркина. К конспекту урока прилагаются презентации....

Урок по теме " И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…"(5 класс)

Разработка урока по литературе по теме  " И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…" в 5 классе.Разработка урока содержит конспект урока и презентацию....

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Урок-исследование. Диалог с поэтическим текстом. (И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»)

Урок-исследование помогает- познакомить учащихся с некоторыми основами филологического анализа текста, расширить знания о средствах выразительности;- развивать потребность интеллектуальной активности ...

Презентация к произведению Ивана Алексеевича Бунина "Густой зелёный ельник у дороги".

В данном материале предлагаю презентацию, которая может стать основой при подготовке к уроку по анализу стихотворения Ивана Алексеевича Бунина "Густой зелёный ельник у дороги"....