Урок по теме " И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…"(5 класс)
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Иванова Людмила Александровна

Разработка урока по литературе по теме  " И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…" в 5 классе.

Разработка урока содержит конспект урока и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bunin.docx24.97 КБ
Office presentation icon bunin.ppt668.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме " И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…"

5-й класс

Цели урока:

1. Обучающие:

  • выявление художественной идеи стихотворения;

2. Развивающие:

  • формирование навыков лексической работы и работы с учебником, выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы, работы с иллюстрациями;

3. Воспитательные:

  • воспитание любви к родной природе;
  • воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов: красота, смерть.

Оборудование урока: презентация; рисунки учащихся; учебник Литература. 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. /Автор-составитель Г.С. Меркин.- М.: «Русское слово»; тетради.

Оформление урока: на доске тема урока, эпиграф.


Опережающие задания:

Лексическая работа

Объясните значение слов: красота, смерть.

  • Подготовить сообщение «литературоведа» о литературном символическом значении образа оленя.
  • Подготовить сообщение «искусствоведа» о картине Клода Лоррена «Пейзаж с Асканием, стреляющем в оленя».
  • Подготовить выразительное чтение стихотворения В.Набокова  «Олень» и комментарии: символическое значение слов: ловитва, лес, значение выражения пройти огонь, воду и медные трубы, сообщение о Диане.

Ход урока:

1.Проверка домашнего задания. Рассказ об И.А.Бунине.

2. Анализ стихотворения И.А.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». (слайыд №1,2)

1.Слово учителя

Природа у Бунина не просто пейзаж, а скорее главное действующее лицо.

Такое ощущение природы свойственно Бунину с детства. Ещё в детстве при любовании природой к чувству радости и упоенности писателя примешивалось неизменно томящее чувство тоски.

2. Прослушивание аудиозаписи стихотворения (слайды №3-5)

3. Исследовательская работа с текстом

  • Повторное чтение стихотворения.
  • Определите тему стихотворения (слайд №6)
  • О чем говорится в каждой строфе? (слайд №6)
  • Что победили молодость и сила?
  • Найдите в стихотворении понятия, противопоставленные друг другу.
  • Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «красота». Что особенно красиво в нарисованной поэтом картине? (слайд №7)

(красив густой ельник, пушистый снег, олень, прекрасны его движения, его порыв к жизни)

  • Выпишите из текста слова, соотнесенные с понятием «смерть». Что в стихотворении приносит смерть?

(смерть несут разъяренные собаки, гонящие оленя; детали помогают воссоздать картину охоты на оленя; мы слышим выстрелы, лай собак)

- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?

(образ оленя для поэта – нечто большее, чем образ животного, олень – это красота) 

4.Слово учителя

 Мы  подходим к самому важному. Вот, оказывается, о чем стихотворение. Его основная, неочевидная, скрытая тема – ПОБЕДА КРАСОТЫ НАД СМЕРТЬЮ. А не только о природе.

Но стихотворение не отпускает нас от себя. Задумайтесь. Есть еще нечто. Это ЧЕЛОВЕК. Он не назван, но ведь не сами же пришли в лес охотничьи собаки! Их ведь кто-то привел.

И появляется мысль о победе добра (красота – это добро) над злом (зло – смерть). (слайд №9)

- Почему лирический герой так глубоко переживает событие, которого он не видел, а лишь почувствовал, угадал?

(образ оленя для поэта – нечто большее, чем образ животного, олень – это красота)

В стихотворении Бунин также поднимает еще одну очень важную тему – это защита природы человеком. Люди, которые охотились на оленя, видели в нем исключительно добычу, и не рассматривали животное, как неотъемлемую часть прекрасной дикой природы. Они не замечали его красивые рога, его силу и смелость.

Очень часто мы используем природу в корыстных целях и тем самым наносим непоправимый ущерб всему окружающему миру. Следует помнить о том, что природу надо защищать: животные и растения нуждаются в нашей помощи.

Каждому из нас следует делать все возможное, чтобы красота природы, которую описывал в своем стихотворении Иван Алексеевич Бунин, не исчезла из реальной жизни, и мы могли бы всегда ею наслаждаться. 

5.Сообщение учащегося о символическом значении образа оленя.

  • Олень- символическое животное культур древнего мира. Подобно дикой лошади и корове, представлен на наскальных рисунках ледникового периода. Из-за своих ветвистых древоподобных, периодически обновляющихся рогов олень символизировал омоложение жизни, новорожденность и ход времени. Ветвистые рога оленя также могут символизировать лучи Солнца.
  • Часто ассоциируется с Древом Жизни. Олень-самец в схватке с хтонической змеей символизирует, подобно орлу, сражающемуся со змеей, конфликт противоположностей, положительного и отрицательного, света и тьмы, и т. п. Олень-самец часто бывает посланником богов или небесных сил.
  • Взрослый олень-самец — солнечная эмблема изобилия, его ветвистые рога символизируют у американских индейцев и некоторых других народов Древо Жизни, солнечные лучи, долговечность и возрождение (периодически происходит смена рогов).
  • Наиболее характерные признаки оленя — стремительность, грация и красота. По этой причине, возможно, оленя связывают с поэзией и музыкой. Олени предстают также как чудесные вестники и проводники, указывающие героям путь к их цели. Оленям также приписывали целебные силы, особенно способность разыскивать лекарственные травы.

6. Слово учителя

      Наиболее характерные признаки оленя - стремительность, грация и красота; может быть, поэтому оленя связывают с поэзией, живописью  и музыкой.

7. Сообщение учащегося о картине Клода Лоррана «Пейзаж с Асканием, стреляющим в оленя».(слайд №10)

8. Слово учителя

      В христианском символизме олень олицетворяет религиозное воодушевление и рвение, поскольку новообращенные жаждали знания "…как олень жаждет достичь прохладного ручья, чтобы напиться". Именно в этом значении оленя изображают на крестильных купелях, а также в религиозной живописи - пьющим у подножия креста. В христианской иконографии топчущий змею олень - эмблема христианина, сражающегося со злом. Некоторые святые изображаются с оленем как их атрибутом.

      У славян олень считался олицетворением предков. По поверьям, он умел творить разные чудеса, говорить человеческим голосом. В древних колядках олени, как и кони, переносят души умерших в потусторонний мир. Оленя относили к царственным животным: он правит всеми рогатыми животными.
      Олень нередко фигурирует в
геральдических изображениях, где "означает изящество и умеренность".

  • В каком значении употреблено слово красота в стихотворении?

(красота – все прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение)

  • Составьте ряд слов, обозначающих то, что приносит человеку эстетическое и нравственное наслаждение. (слайд №11)

(свет, чистота, обновление, возрождение, созидание, стремительность, грация, красота, духовность, добро, изящество, любовь, взаимопонимание, искренность, верность, творчество)

9. Выразительное чтение учащимся стихотворения В.Набокова «Олень» (слайд №12)

                 Олень

Слова - мучительные трубы,
гремящие в глухом лесу, -
следят, перекликаясь грубо,
куда я пламя пронесу.
Но что мне лай Дианы жадной,
ловитвы топот и полет?
Моя душа - олень громадный -
псов обезумевших стряхнет!
Стряхнет - и по стезе горящей
промчится, распахнув рога,
сквозь черные ночные чащи
на огненные берега!
                              В. Набоков

10.Лексическая работа

  • Объясните значение слов: глухой лес, ловитва, Диана.
  • К чему стремится душа поэта?

(Вопреки всем «словам – мучительным трубам», приносящим поэту боль и разочарование, душа его стремиться к «огненным берегам» - творению красоты.)

3. Итоги урока.

  • Составить синквейн, посвященный стихотворению И.А.Бунина «Олень».

(Презентация рисунков учащихся и фотографий).

  • Объявление оценок.

4. Домашнее задание.

Прочитать рассказ И.А.Бунина «В деревне».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 5 классе «И.А.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

Конспект урока литературы  по учебнику Г.С.Меркина. К конспекту урока прилагаются презентации....

Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма (онтогенез) Урок на тему «Разнообразие форм размножения, особенности бесполого, вегетативного размножения». биология – 9 класс

Сегодня на уроке:Мы проникнем с вами в клетку и увидим, какой механизм лежит в основе деления клетки.Вспомним из курса зоологии и ботаники виды деления клетки.Побываем в роли селекционеров....

Карточка "Густой зелёный ельник у дороги" (5 кл)

Задние для самостоятельной работы на уроке литературы в 5 классе на тему "И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги"...

Разработка открытого урока по теме "Развитие навыков полифонического слышания в работе над полифонией в классе фортепиано в младших и средних классах ДМШ/ДШИ"

Полифонические произведения - область фортепианного репертуара, всегда предъявляющая максимально высокие требования к слуховой сфере учащегося – пианиста.  Правильное полифоническое воспита...

План-конспект урока по литературе. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…»

План-конспект урока по литературе по УМК Чертова В.Ф., Трубиной Л.А., Ипполитовой Н.А., Мамоновой И.В. Стихотворение И.А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».Основные виды деят...

Урок-исследование. Диалог с поэтическим текстом. (И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»)

Урок-исследование помогает- познакомить учащихся с некоторыми основами филологического анализа текста, расширить знания о средствах выразительности;- развивать потребность интеллектуальной активности ...

Презентация к произведению Ивана Алексеевича Бунина "Густой зелёный ельник у дороги".

В данном материале предлагаю презентацию, которая может стать основой при подготовке к уроку по анализу стихотворения Ивана Алексеевича Бунина "Густой зелёный ельник у дороги"....