Урок-игра по произведению Н.В.Гоголя "Ревизор"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Урок нацелен на проверку знаний учащимися текста, развитие комуникативных компетенций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n.v.gogol_revizor.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

По страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

«Смеха боится даже тот, кто ничего не боится»

Н.В.Гоголь

Форма урока: урок-игра

Оборудование:

портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации к комедии, эпиграф, юла или барабан со стрелкой, карточки с вопросами.

Цели урока:

  1. проверить знание текста произведения учащимися, а также усвоение его содержания;
  2. работать над формированием монологической речи учащихся, умения работать с текстом;
  3. формировать умение работать в группе.

Условия игры:

  1. Игра проходит по аналогии с игрой «Поле чудес».
  2. Класс делится на две или три команды, выбирается капитан.
  3. На доске для каждой команды зашифровано слово из текста комедии. В конце урока команда должна отгадать слово и объяснить его значение. За правильный ответ команда получает 5 баллов.
  4. Представитель команды крутит барабан, стрелка указывает на вопрос.
  5. Команда имеет 15-20 секунд на обсуждение (члены команды отвечают по очереди, поэтому за урок каждый должен выступить в роли отвечающего).
  6. В случае правильного ответа команда получает 1 балл, а также в зашифрованном слове открывается буква, соответствующая номеру карточки с вопросом.
  7. Если команда не знает ответа, то может отвечать другая команда (за правильный ответ получает 0,5балла).
  8. Команда, нарушающая условия игры, наказывается штрафом -0,5 балла.
  9. Побеждает та команда, которая к концу урока набирает большее количество баллов.

Ход игры

  1. этап

Угадайте, кто из персонажей и в каком эпизоде произносит следующие слова:

  1. «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человеком».
  2. «Я говорю вам открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками».
  3. «Я как будто бы предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы».
  4. «Куда! Куда!.. Рехнулась, матушка! Не извольте гневаться, ваше превосходительство, она немного с придурью».
  5. «А один раз меня приняли даже за главнокомандующего. Солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем».
  6. «Но это не может быть, Антоша: он обручился с Машенькой».

II этап

Необходимо ответить на вопросы по содержанию комедии.

  1. Как характеризует Хлестаков в своем письме чиновников города?
  2. В каком эпизоде Хлестаков в своем письме произносит следующие слова: «Судья – хороший человек»?
  3. Когда Хлестаков понял, что его приняли за другого?
  4. Когда Хлестаков сам признался, что врет?
  5. За что ругает себя городничий в пятом действии?
  6. Кто вам кажется умнее: Осип или Хлестаков? Почему?

III этап

Угадайте, кто из персонажей и о ком произносит следующие слова.

  1. «Чудно все завелось теперь на свете: хоть бы народ-то уж был видный, а то худенький – как его узнаешь, кто он!»
  2. «А попробуй прекословить, наведет к тебе в дом целый полк на постой. А если что, велит запереть двери»
  3. «Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится»
  4. «Пачкуны проклятые! Колпаки! Сморчки короткобрюхие!»
  5. !Прошу посмотреть, какие пули отливает! И старика отца приплел!!
  6. «Неужели! Ах, какой же он мошенник! Да за это просто в Сибирь!»

IV этап

Необходимо ответить на вопросы (На этом этапе игры предлагаются вопросы на осмысление идеи произведения, по композиции, а также о проблемах, поднятых в комедии)

  1. Какие порядки царят в городе N?
  2. Каковы жизненные цели и стремления Городничего (действие 5, явление 1)?
  3. По каким признакам Бобчинский и Добючинский приняли Хлестакова за ревизора?
  4. Почему и как возрастает развязность Хлестакова в сценах «приема» чиновников и других жителей города?
  5. Как характеризует Хлестакова и городничего сцена их встречи в трактире? Почему эта сцена производит комическое впечатление?
  6. Что можно сказать о жизненных целях и характере Хлестакова (действие 5, явление 5)?
  7. Дайте характеристику одному из чиновников.
  8. Какую роль играют авторские ремарки?
  9. Докажите, что Гоголь был прав, когда писал: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым»

10.Почему первая постановка комедии потерпела неудачу?

11.Актуальная ли комедия «Ревизор» в наши дни?

12. Докажите, что страх перед ревизором является основой развития комедийного действия?

V этап

Учащиеся должны расшифровать слова, записанные на доске, и объяснить их значение.

ПОДОРОЖНАЯ

МИНИСТЕРИЯ

ВОЯЖИРОВКА

Vэтап

Подведение итогов. Рефлексия. Оценочная деятельность (взаимооценка, самооценка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-игра по произведениям А.П.Чехова

.        Работая учителем русского языка и литературы, столкнулась с тем, что языковая культура учащихся находится на критическом уровне. Ученики мало читают, эт...

Урок - игра по теме:"Литературные персонажи детских английских произведений"

Урок проводился во 2 классе по учебнику авторов М. З. Биболетовой,О. А. Денисенко "Английский с удовольствием". Одним из спосов создания устойчивой мотивации к изучению иностранного языка у младшего ш...

Урок-игра "Кто хочет стать миллионером?" по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца"

Разработка построена по принципу телевизионной игры "Кто хочет стать миллионером?". Предлагаемая форма работы поможет расширить круг знаний учащихся, привить любовь к родной литературе и к культуре в ...

презентация к уроку-игре по произведениям ДРЛ

Данная игра позволяет проверить знание содержания отрывков из "Повести временных лет"...

Урок-игра по произведениям Н. В. Гоголя,Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина

кроссворд по произведению Н.В. Гоголя "Тарас Бульба", задания по произведениям...

Урок-игра по произведению И.А.Гончарова "Обломов"

В данной разработке использованна игровая технология. Форма урока - Урок-игра. Она состоит из пяти геймов. Вопросы состоавлены по произведению И.А. Гончарова "Обломов". Рзработку можно использов...

Урок - игра по произведению М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Цель урока: закрепить и обобщить ранее полученные знания....