Урок-игра по произведению И.А.Гончарова "Обломов"
классный час по литературе (10 класс) на тему

Очур Чодураа Кинишкоповна

 В данной разработке использованна игровая технология. Форма урока - Урок-игра. Она состоит из пяти геймов. Вопросы состоавлены по произведению И.А. Гончарова "Обломов". Рзработку можно использовать на уроках литературы при обобщении изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_tekhnologiya.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в воспитании и обучении,  пожалуй,  самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом  для  развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей.  Игра приоткрывает ребенку  незнакомые грани изучаемой науки, помогает по- новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.

           Использование игровых технологий позволяет снять напряжение  в преодолении трудностей при изучении сложных тем школьного  курса русского языка и литературы, вести преподавание предмета на уровне  эмоционального осознания темы, что сегодня является важным фактором в понимании учебной темы. Участие в играх способствует обогащению словарного запаса учащихся, усвоению сложных грамматических форм, формированию умения различать  правильную и неправильную речь ( свою и чужую).

           Игровые технологии позволяют оптимизировать учебный процесс, решать учебные задачи, создают позитивную, творческую атмосферу, воспитывают в учениках стремление к творчеству, развивают умения находить  решение в нестандартных ситуациях, работать самостоятельно, в  группе,   в парах.

            Игровая  деятельность может применяться  как элемент урока, занимать весь урок или несколько  уроков, а  может стать формой внеклассной  работы. Все зависит от того,  какие цели преследует учитель.

           Классификация игр в зависимости от дидактических целей игры:

  • - игры для изучения нового материала;
  • -игры для закрепления
  • -игры для проверки знаний
  • -обобщающие игры
  • -релаксационные игры-паузы.

          При планировании педагогической работы в определенных случаях  важно разделять игры по количеству  участников на индивидуальные, групповые, диалоговые(парные), массовые.

          Это только несколько моделей классификации игр, которые  позволяют показать некоторые возможности их систематизации  в зависимости от целей использования игры в разных аспектах деятельности.

Пример урока с играми для закрепления изученного произведения по русской  литературе по  произведению И.А Гончарова  « Обломов».

Цели:

  1. контроль уровня знаний, умений и навыков учащихся по произведению, повышение интереса к произведению.
  2. Способствовать развитию умственных способностей, творческой фантазии и познавательного интереса к предмету.
  3.  Воспитать интерес к творчеству писателя.

 Наглядность компьютер, проектор, презентация  урока –игры «.

Ход игры.

1 гейм «Разминка».

Вопросы первой команде:

  1. «Эта вещь имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок…он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела».  Что это за вещь? (Халат.)
  2. «? У Ильи Ильича не было необходимостью , как у большого или как у человека, который хочет спать, и случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием». Что же было «нормальным состоянием» Обломова? (Лежание.)
  3. Кого имел в виду Илья Ильич, говоря: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам». (Захара.)
  4. Помните ли вы, где Захар «обыкновенно проводил время, погруженный в дремоту»? (На лежанке.)
  5. Гончаров рассказал в романе о «двух самых усердных посетителях Обломова». «Зачем эти два русских пролетария ходили к нему? Они очень хорошо знали зачем: пить, есть, курить хорошие сигары.<…> Но зачем пускал их к себе Обломов? – в этом он едва ли отдавал себе отчет» . Кто же эти люди? (Тарантьев и Алексеев.)
  6. «Он в жизни совершил только одно путешествие… и эту поездку взял за норму всех вообще путешествий». О каком «путешествии» главного героя ведет речь автор в данном случае? («Из своей деревни до Москвы».)
  7. «Обломов любовался ее полными, круглыми (?). – Как у вас хороши  (?), вдруг сказал Обломов, можно хоть сейчас нарисовать». Какая часть тела восхищала героя  у  Пшеницыной? (Локти, руки).

Вопросы  второй команде:

  1. Главный герой романа видит себя во сне ребенком. Помните ли вы, сколько лет мальчику – Обломову во сне? («Ему только 7 лет». «Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати».)
  2. В чем состояла «первая и главная жизненная забота в Обломовке»? («Забота о пище».)
  3. По воскресеньям в Обломовке пекли «исполинский пирог». В какой день недели съедался последний кусок пирога? (в пятницу.)
  4. Какой напиток «особенно хорошо варили в Обломовке»?  (Квас.)
  5. У кого из героев романа «улыбку можно читать, как книгу»? (У Ольги Ильинской.)
  6. «Собаку заведу, -решил Обломов, - или (?)…лучше (?):(?) ласковы…». Какое животное хотел завести Обломов? (Кота.)
  7. «Это слово снилось ему ночью, написанное огнем на стенах, как Бальтазару на пиру». «Одно слово,  - думал Илья Ильич, - а какое ядовитое?» Что это за слово?  Кем оно произнесено? (Слово «Обломовщина» было произнесено Штольцем.)

2 гейм. «Человек в маске»

В данном гейме обеим командам дается по одному заданию – угадать имя литературного героя по портрету.

  1. «Это был человек лет 32 – трех от роду, среднего роста, приятной наружностью, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеей, всякой сосредоточенности в чертах лица…Цвет лица…не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть потому, что он как-то обрюзг не по летам… (Илья Ильия Обломов)
  2. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав: щеки  у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. (А.И.Штольц)

3 гейм. Конкурс капитанов.

        Капитанам команд дается задание  - назвать имена второстепенных героев, просмотрев сначала  их изображения на слайдах.

4 гейм «Назови автора афоризмов»

Команды получают карточки с записью высказываний, принадлежащих к различным героям романа « Обломов». Учащиеся должны назвать «авторов»афоризмов.

Задание 1команде.

  1. «Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни… (Штольц)
  2. «Жизнь – долг, обязанность, следовательно , любовь тоже долг» (Ольга Ильинская)

Задание 2 команде.

  1. «Любовь с силою Архимедова рычага движет миром». (Штольц)
  2. «Любовь  - претрудная школа жизни» (Обломов)

5 гейм «Вставь нужное слово»

Задание 1  команде

В  кругу своих знакомых играл роль  большой сторожевой

____________, которая лает на всех, никому не дает_____________, но которая в  то  же  время  непременно  схватит  на  лету______________ мяса, откуда и куда бы ни летел.

Задание 2 команде.

Отправляя вас в _________________, отец дал вам немного_____________ и посоветовал, в случае необходимости, обратиться за помощью к  некоему-………… « Мы вместе с ним из Саксонии пришли, - пояснил Иван Богданович. – У него-------------- дом. Я тебе ----------скажу»…

Подводятся итоги, вручаются призы победителям.

---


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по произведению Н.В.Гоголя "Ревизор"

Урок нацелен на проверку знаний учащимися текста, развитие комуникативных компетенций...

урок-игра по произведениям А.П.Чехова

.        Работая учителем русского языка и литературы, столкнулась с тем, что языковая культура учащихся находится на критическом уровне. Ученики мало читают, эт...

Урок - игра по теме:"Литературные персонажи детских английских произведений"

Урок проводился во 2 классе по учебнику авторов М. З. Биболетовой,О. А. Денисенко "Английский с удовольствием". Одним из спосов создания устойчивой мотивации к изучению иностранного языка у младшего ш...

Урок-игра "Кто хочет стать миллионером?" по произведению М. Пришвина "Кладовая солнца"

Разработка построена по принципу телевизионной игры "Кто хочет стать миллионером?". Предлагаемая форма работы поможет расширить круг знаний учащихся, привить любовь к родной литературе и к культуре в ...

презентация к уроку-игре по произведениям ДРЛ

Данная игра позволяет проверить знание содержания отрывков из "Повести временных лет"...

Урок-игра по произведениям Н. В. Гоголя,Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина

кроссворд по произведению Н.В. Гоголя "Тарас Бульба", задания по произведениям...

Урок - игра по произведению М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Цель урока: закрепить и обобщить ранее полученные знания....