История одного романса (сценарий внеклассного мероприятия).
классный час (литература) по теме

Сценарий внеклассного мероприятия "История одного романса" был подготовлен совместно с учителем русского языка М.П.Серединой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_odnogo_romansa.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

История одного романса.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе.

Авторы:

           Середина М.П.,

            Лиманская И.А.,

                       учителя русского языка  

          МОУ СОШ №7

Город Сальск

2008

   Ведущий. Мы хотим рассказать вам о том редком случае, когда не композитор создавал музыку на стихи, а стихи были написаны на музыку композитора. Это интересно еще и потому, что в данной истории запечатлелись сразу три великих имени: Грибоедов, Глинка, Пушкин.

( Тихо вступает музыка – мелодия романса «Не пой, красавица». На сцене в глубине рояль или пианино. Играет ученица 10 класса. На экране – панорама Петербурга /проекция слайдов/. (Приложение 1.)

Петербург 1828 года. Ранняя весна. Днем тепло, и оттаявший снег хлюпает под ногами прохожих. Вечером подмораживает, сгущается воздух, и газовые фонари горят в сумерках неверным, мигающим светом. Прохожих все меньше и меньше. Просеменит торопливо чиновник в шинели; шурша юбками и пугливо озираясь, пробежит горничная; высоко поднимая ноги, пройдет студент. Снег забирается ему в дырявые сапоги, сыро, холодно, но студент не спешит. Канцелярист, горничная и студент – вот и все прохожие. Да еще кто-нибудь, случайно попавшийся на пути. Зато экипажи нескончаемо движутся по Невскому, а с Невского сворачивают на ближайшие улицы: Фонтанку, Морскую, к дому Виельгорских, княгини Волконской, Олениных…

Когда трудовой Петербург заканчивает свой день, Петербург светский его только начинает. В то время как бледный рассвет занимается над Невой и люди встают, чтобы приняться за дела, в особняках опускают шторы, тушат свечи и укладываются спать. Так идет непрекращающееся движение, так никогда не засыпает Петербург.

( Музыка затихает. На сцене яркий свет. Гостиная в доме Олениных. )

Оленин – президент Академии художеств и меценат. Кто только не бывает в его доме! Жуковский, Вяземский, Мицкевич, знаменитая пианистка Мария Шимановская, Пушкин, Глинка…

Вот он – Глинка. Курносый мальчик с круглыми щеками, застенчивый и смущенный. Ему 23 года, он еще не знаменит.

Анна Оленина, дочь хозяина дома, просит его сыграть. Глинка пытается отказаться, но все разом поворачиваются в его сторону, а Сергей Голицын, по прозвищу «Фирс», хватает его за руку и тащит к роялю: «Побалуй нас! Побалуй, брат, музыкой! Ведь мы русской музыки в возвышенном роде до тебя не ведали».

( Исполняется романс М.Глинки «Жаворонок» в фортепьянном изложении учеником 10 класса).

Беспокойная толпа замерла. Все остались на своих местах, кто как был: Голицын, облокотившись о рояль напротив Глинки; Жуковский – на диване, рядом с хозяйкой дома; Дельвиг, развалившись в кресле, стекла его очков сверкают, а глаз не видно; Анна Керн на стуле у окна, сложив на коленях руки.

Художник Дау пристроился в углу, достал из кармана сюртука альбом, карандаш и, бросая быстрые, короткие взгляды на модель, сделал первый набросок.

Пушкин хорошо виден Дау: энергичный, стремительный профиль, высокая линия лба, острый нос. Глаз художнику передать не удается. Карандашный набросок не может воплотить блестящий, насмешливый взгляд поэта.

Пушкин оживлен. Неподалеку от него сидит Анна Оленина. « Но… то ли дело глаза Олениной моей! Какой задумчивый в них гений, и сколько детской простоты, и сколько томных выражений; и сколько неги и мечты!...»

 

( Солирует фортепьяно).

Вдруг Пушкин оборачивается и смотрит прямо на Дау. Тот смущен, как будто его застали за недозволенным занятием; захлопывает альбом.

Пушкин вырывает из записной книжки лист, набрасывает на нем несколько слов, складывает вдвое, надписывает по-английски: «Господину Дау».

Читает ученик 11 класса.

               Зачем твой дивный карандаш

               Рисует мой арабский профиль?

               Хоть ты векам его предашь,

               Его освищет Мефистофель.

               Рисуй Олениной черты.

               В жару сердечных вдохновений,

               Лишь юности и красоты

               Поклонником быть должен гений.

     ( Музыка заканчивается).

   Вдруг шепот прошел среди собравшихся. Какой-то человек тихо проскользнул в зал, опустился на стул у самой двери. Но сразу же был замечен. Все обернулись в его сторону, зашептались, хозяйка дома поднялась, покинула Жуковского и заспешила к гостю. Людьми благовоспитанными овладело вдруг такое любопытство, такой интерес, такая радость. Что они не смогли и не захотели сдержать своих чувств. Пушкин поднялся первым, за ним Дельвиг. Глинка бросил играть, повернул голову к вошедшему и узнал Грибоедова.

Имя Грибоедова было легендой. «Горе то ума» ходило в списках. А несколько дней назад он сам приехал из Персии и привез России Туркманчайский мирный договор. Официальная Россия, не желавшая признавать его как поэта, вынуждена была признать его как выдающегося дипломата. К Олениным был первый визит Грибоедова. И общество, не колеблясь, предпочло поэта и дипломата мало кому известному музыканту.

Когда страсти улеглись, окончились первые вопросы, восклицания, тогда Пушкин спросил:

- Что ты привез нам, кроме договора?

- Трагедию «Грузинская ночь», - ответил Грибоедов. – Я покажу вам отрывки, но сначала… Позвольте прежде сыграть вам.

 

« Он был очень хороший музыкант, - записал позднее Глинка в своем дневнике. – Он сообщил мне тему грузинской песни…»

 Может быть, это случилось в тот вечер у Олениных, а может быть, позднее, ведь Глинка не раз встречался с Грибоедовым, но грузинская песня с тех пор не давала Глинке покоя. В ней была печаль – высокая печаль подлинной поэзии. Это был романс без слов. Однажды на вечере у Олениных он исполнил его.

     ( Звучит мелодия романса М.Глинки «Не пой, красавица». Играет ученик 11 класса.)

 Весна была в разгаре, и окна широко распахнуты. В зал входила невская свежесть и прохлада. В Петербурге стояли белые ночи. Свечей не зажигали. Только на рояле в бронзовых подсвечниках  оплывали две толстые свечи. Языки пламени отражались на черной крышке рояля, придавая дереву глубину и таинственность.

 На вечер были званы те же, что и всегда. Был Жуковский, Дельвиг. Не было Грибоедова, а Пушкин смотрел не насмешливо, а печально. Ему шел тридцатый год, а жизнь его была неустроенная, необогретая.

  - Прекрасная музыка, - сказал кто-то.

  - Мог быть хороший романс, но нет слов,- сказала Анна Оленина.

И тогда Пушкин прочел (исполняет ученик 11 класса), глядя прямо в глаза Анне:

                     Не пой, красавица, при мне

                     Ты песен Грузии печальной:

                     Напоминают мне оне

                     Другую жизнь и берег дальный.

                     Увы, напоминают мне

                     Твои жестокие напевы

                     И степь, и ночь, и при луне

                     Черты далекой, бедной девы!

                     Я призрак милый, роковой,

                     Тебя увидев, забываю,

                     Но ты поешь – и предо мной

                     Его я вновь воображаю.

                     Не пой, красавица, при мне

                     Ты песен Грузии печальной:

                     Напоминают мне оне

                     Другую жизнь и берег дальный.

      Ведущий.  Позже, когда Глинка предложил Пушкину записать эти слова на бумаге, поэт прибавил в середине еще одну строфу:

                     Напоминают мне оне

                     Кавказа горные вершины,

                     Лихих чеченцев на коне

                     И закубанские равнины.

    Написал и задумался. Потом вычеркнул эти слова. Музыка была спокойно-величава, печальна, она не напоминала о войне и ни о чем суетном, а только о высоком и светлом.

    Так и дошел этот романс до нас. На его рукописи написано, что слова сочинены « нарочно под самую мелодию».

    ( Исполняется романс М.Глинки на стихи А.Пушкина «Не пой, красавица»).

Приложения.

  1. Приложение 1. Презентация.
  2. Приложение 2. Фотоальбом.
  3. Романс М.Глинки на стихи А.Пушкина «Не пой, красавица».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История одного романса

Презентация к внеклассному мероприятию по творчеству АС Пушкина...

Сценарий внеклассного мероприятия, посв., судьбе матери в годы Великой Отечественной войны:"Ты одна такая - любимая, родная "

   Данное внеклассное мероприятие способствует развитию личностных качеств учащихся: патриотизм, ответственность за наше прошлое и будущее. Внеклассное мероприятие способствует ...

сценарий внеклассного мероприятия по истории "История создания Российской армии"

Сценарий можно использовать при проведении недели истории, внеклассного мероприятия по истории...

сценарий внеклассного мероприятия по истории и МХК по теме "Великие немецкие композиторы"

Конкурсная программа для учащихся 10-11 классов. Посвящается немецким композиторам: Л. ван Бетховену и В.А. Моцарту....

Сценарий внеклассного мероприятия. Тема: «История пожарной части села Урванова »

Внеклассное мероприятие по теме: «ИСТОРИЯ ПОЖАРНОЙ ЧАСТИ СЕЛА УРВАНОВА » проводилось в рамках месячника пожарной безопасности с целью формирования представлений учащихся об истории пожарной службы сел...

Сценарий внеклассного мероприятия по истории для 5-9 классов "Занимательная история»

В первом туре разыгрываются вопросы, совершенно не связанные между собой, своего рода "всякая всячина". Основными критериями их отбора являются правдоподобность и информативность. Последнее озна...